Согласен. Только не за лепку ярлыков, что лишь манера разговаривать, а за откровенное хамство.
Касаемо темы...
Термин
лама лучше не употреблять, он неоднозначный. Если речь идёт не о профессии священника (в этом смысле и шерпа может быть ламой), а о клане внутри народности
таманг, лучше пользоваться этим более широким термином.
Носильщик, который работал с туристами без посредничества гида, уже не будет работать ломовым носильщиком. Это разделение не по национальному, а по социальному признаку, а непальцы не склонны к дауншифтингу.
В Сагарматхе (имею ввиду туристические тропы, а не весь район Солукхумбу) прошли те времена, когда местные не пускали чужих на тяжёлые работы. Сейчас стало как в Москве — местные "тяжести таскать" не хотят и нанимают гастарбайтеров. Среди эверестовских ломовых носильщиков часто попадаются кузнецы
ками (они индоевропейцы), которых наступление цивилизации лишает средств к существованию. Но ками, наряду с тамангами, магарами и прочими проживающими в Солукхумбу народами, занимают не самую значительную часть этого рынка. Подавляющее большинство ломовых носильщиков (те, что с корзинами
доку и т-образными "треккинговыми" палками
токва) это
раи. Они, кстати, плодятся быстрее шерпов и потихоньку вытесняют их из нижних, прилегающих к Сагарматхе районов. Примерно то же происходит и у русских с таджиками, извините за оффтоп.
Есть ещё институт носильщиков, работающих на треккинговые компании. Эти хлопцы вкалывают под непальским началом и таскают по 30-50 кг за 10-12 долларов в день, но их бесплатно кормят и одевают. И кроме того, состоятельные организованные группы, участники которых купили тур под ключ с очень большой наценкой, готовы платить обслуге хорошие чаевые. Туристы из Австралии, Штатов, Англии, Японии или Китая (где принято делиться) выдадут носильщикам за 10-дневный трек минимум по 50 долларов.
b-olegh писал(а) 30 июн 2018, 11:05:Но проблема не в том, что кто-то недоплатил портеру... А в другом...
А я считаю, проблема в том, что скупость вступает в противоречие со здравым смыслом.
Нормальный размер оплаты услуг носильщика 1500 в день. Искать, кто согласен на меньшее, значит увеличивать риск попасть на безответственного человека. Если кто хочет платить 1200, пусть будет готов заплатить 2400, известно по какой отечественной поговорке.