Иду я однажды по улице мимо офиса авиакомпании Скай, которая есть точная копия европейского Раянэйра, даже также мучают с распечаткой билетов и размером ручной клади, но в этом отчете об этой авиакомпании больше ничего не скажу. Скажу лишь, что увидел на двери их офиса рекламу о невиданной распродаже билетов на все направления по Чили и решил дома посмотреть цену билетов в Сан Педро де Атакама, просто я там никогда не был. Билеты туда и обратно на ближайшие выходные стоили 34 500 чилийских песо (примерно 45 долларов), но на очень неудобное время. В итоге я зашел на сайт ЛАНа и увидел там отличное время на нужные мне даты (субботу и воскресение) всего на 5 000 песо дороже. Посмотрел билет на автобус - оказалось, что средняя цена там 38 000 песо в одну сторону (!). В общем, купил билеты у ЛАНа за 39 400 чилийских песо с прилетом в субботу рано утром и вылетом обратно в воскресение поздно ночью.
Справедливости ради, у Ская распродажа закончилась и самый дешевый билет туда и обратно теперь стоит 39 900 песо, если покупать в лучшем случае за три месяца.
Далее, купив билеты за полтора дня до вылета я понял, что совершенно не представлю, что делать в пустыне Атакама эти два дня. Начал штудировать этот форум и понял, что там обязательно нужна машина. Дело в том, что все интересные места находятся довольно на приличном расстоянии друг от друга и лучше всего объезжать их именно на машине. Плюс, мне было очень интересно было посмотреть на знаменитую обсерваторию АЛЬМА, куда есть бесплатные туры с трансфером, организуемые самой обсерваторией. Туры проводятся только по выходным и запись на них производится прямо на сайте обсерватории и бронировать места нужно примерно за два месяца. Стоит ли говорить, что это единственное место, которое меня интересовало в Атакаме (в том числе, с профессиональной стороны), оказалось для меня недоступным?
Начал искать на этом форуме, что я могу в этой самой Атакаме посмотреть за два дня. Итог - нужен автомобиль, без него сложно. А проблема в аренде автомобиля для меня заключается в том, что у меня нет кредитной карты, а только дебетовая, причем чилийского БанкоЭстадо. Далее, на работе мне посоветовали обязательно покататься на доске по дюнам, так что уже одна цель была. Помимо сандбординга, который обычно проходит в долине Мертвых, я решил посмотреть гейзеры и, по возможности, солончак.
В итоге план вырисовывался примерно такой:
1 день. Суббота.
- перелет из Сантьяго в Каламу;
- попытка аренды автомобиля в аэропорту Каламы, если нет - то добираться до Сан Педро на общественном транспорте;
- устроиться на ночь в хостел (спать я не планировал, а ночью хотел смотреть на звезды);
- сандбординг;
- экскурсия в долину Луны на ночь с осмотром звездного неба.
2 день. Воскресение.
- экскурсия в долину гейзеров;
- свободное время до отправления в аэропорт;
- перелет в Сантьяго.
Посмотрел примерные цены на экскурсии в интернете: сандбординг - 20 000 песо, ночное наблюдение за звездами - 35 000 песо, долина гейзеров - 30 000 песо.
Как вышло на самом деле:
День 1.
Рано утром решил добираться в аэропорт обычным общественным транспортом - на метро до автовокзала, а оттуда на автобусе до аэропорта. Вышел за два с половиной часа до вылета из дома и первая же проблема - метро открывается по субботам на час позже. Упс. Благо, автобусы ходят круглосуточно. Проблема лишь в том, что если на метро до вокзала я был ехал минут 20, то на автобусе этот путь занял чуть ли не час. На автовокзале оказалось, что автобус в аэропорт отбыл две минуты назад, а следущий только через 15 минут. В итоге в аэропорт я приехал за полчаса до вылета, но только зайдя в аэропорт я успокоился - посадка начинается за 10 минут до вылета, а чек ин я сделал еще дома по интернету, поэтому сразу прошел в зону вылета.
Почти весь полет я проспал, уже за полчаса до посадки в Каламу с воздуха начались виды медных карьеров. Красиво, но из-за облаков было плохо видно.
По прилету в аэропорт я первым делом направился к стойке аренды авто. Мои опасения подтвердились - дебетовая карта не подходит для аренды автомобиля (даже с учетом того, что на ней находилась достаточная сумма и для залога и даже больше), плюс я один - а одному человеку они вот так просто машину в аренду не дают, плюс мои международные российские права не подходят - так как у меня чилийское удостоверение личности, а международные права действую только в течении первых 60 дней с пересечения границы. А сдавать экзамен снова в Чили за 30 000 песо мне пока лень - машина в Сантьяго мне не нужна, мне вполне хватает велосипеда, благо до работы 15 минут пешком. Хотя в этом месяце запускают каршеринг, так что возможно сдавать на права снова придется.
Смотрю цены трансфера до Сан Педро - почти у всех она одна, 12 000 песо. Турбус из Каламы стоит 3 000 песо. А теперь внимание - из аэропорта Каламы в сам город не ходит общественного транспорта, только трансфер или такси. Трансфер до города стоит 6 000 песо, беру его. Доезжаем до автовокзала - а билетов нет! Ближайший свободный автобус будет только в 8 вечера. Спрашиваю, какие еще есть варианты - есть другой автовокзал, на другом конце города - боливийская контора, возможно у них есть свободные места. До туда идти далеко, беру такси - фиксированные 3 000 песо между вокзалами, там покупаю билет на ближайший автобус через 15 минут за те же 3 000 песо. В итоге - надо было прямо из аэропорта брать прямой трансфер до Сан Педро и не мудрить. Ну зато Каламу посмотрел - обычный шахтерский городок, довольно развитый. Даже удивительно чистый.
От автовокзала в Сан Педро до моего хостела было идти пешком минут 10 - я спать не собирался, выбирал хостел по принципе наличия камеры хранения. В хостеле мне сделали одолжение и записали меня, как россиянина, хотя паспорта у меня с собой не было. Все дело в том, что все чилийцы и резиденты должны платить дополнительный налог ИВА в 19%, а иностранцы от него освобождены. Также прямо в хостеле я заказал сандбординг (за 15 000 песо) и экскурсию на гейзеры на следующее утро (вставать в 4 часа утра - 20 000 песо, но так как налички у меня не хватало, пришлось платить картой, которая у меня чилийская, и все же 19% снялось). Плюс, меня записали как россиянина на экскурсии (мне это потом вышло боком).
До сандбординга оставалось 2 часа, пошел в центр города пообедать и снять деньги - ибо наличкой мне расплачиваться все же выгоднее. Банкомата в центре ровно три - в отделении аптеки КрузВерде, отделении банка БСИ и есть БанкоЭстадо, который немного в стороне от центра. Сам город Сан Педро из себя ничего не представляет - новодел 20-летний давности под старину. Единственным старым зданием тут является кафедральный собор на главной площади.
БанкоЭстадо оказался закрытым на ремонт, пошел в БСИ - там огромная очередь, решил снять 40 000 песо - банкомат написал, что налички осталось всего 20 000 и все. Ну ладно, ничего не поделаешь. В аптеке была страшенная очередь в банкомат. Преимущество местной карты в банкомате перед иностранными - это комиссия всего в 300 песо за снятие, а не 4 000 песо.
Рядом с БСИ оказалось куча турагенств, которые меня неприятно разочаровали - сейчас полнолуние, звезд не ожидается, но на ночь можно поехать в пустыню посмотреть на все под луной. Самым дешевым вариантом оказалось как раз предложение за 20 000 песо. Сказал, что я россиянин, паспорт не спросили, заплатил ровно 20 000.
Сандбординг приохотит в Долине Мертвых. Она названа так по недоразумению - раньше она называлась Долиной Марта, но в начале 20 века туда приехал один бельгийский ученый, исследовать все эти места. Он был франкоязычный, поэтому страшно картавил. И в его устах "валлей дель марте" звучала как "валлей де мауэрхтэ" - местным послышалось слово "муэртэ" - мертвец, и с тех пор эта долина так и зовется.
Сандбординг мне очень понравился, только один минус - подъемников в гору нет и надо подниматься самому, что очень выматывает. В итоге, за два с лишним часа можно спуститься вниз максимум раз шесть. Заодно и долину мертвых посмотрел.
Во все долины и прочее вход платный, для иностранцев дороже. Тут-то мне и вышло боком то, что меня в отеле записали как иностранца. Со мной вместе ехали голландцы, которые выдали свои автомобильные права за студенческие удостоверения и заплатили всего полцены.
Вернувшись в хостел, я переоделся и пошел в город на ужин, до ночной экскурсии оставалось полтора часа.
Ночная экскурсия мне понравилась - даже в полнолуние было очень красиво, я проехал огромное количество мест, выпил вина. Единственная проблема - ночью делать фотографии довольно проблематично и я экспериментировал с ИСО всю дорогу.
День 2.
В Сан Педро меня привезли прямо в хостел в половину третьего ночи, а в четыре меня должны были забрать на гейзеры. Я успел воспользоваться душем и переодеться.
Всю дорогу до гейзеров я проспал.
Наконец, приехав ко входу в нац. парк, который является индейской резервацией (а я еще по США, Перу и Боливии помню, что эти ребята дико наглые). Захожу в офис по продаже билетов. Индианка смотри на меня и говорит полную цену для иностранца (я не помню, пять тысяч, или четыре тысячи). И дальше такой диалог:
- Но я чилиец (показываю документы)!
- Тут в списке написано, что ты россиянин, плати по полной.
- А я студент (показываю старое студенческое удостоверение)...
- Тут написано, что ты окончил университет несколько лет назад и это удостоверение уже давно недействительно.
Пришлось платить по полной.
Сами гейзеры мне не очень понравились. Всюду запах серы, бразильянка из нашей группы упала в обморок. Я думал, что вода в гейзерах очень горячая, а она оказалась довольно прохладной. В общем, довольно бессмысленная экскурсия для меня.
После гейзеров желающие могли искупаться в термальных источниках (на это давалось 30 минут). Термы были прямо на улице, ранним утром температуры все еще минусовая. Я решил просто походить вокруг.
Обратно ехали по довольно живописным местам с остановкой в индейской деревушке (ничего особенного) и пару раз останавливать посмотреть на альпак и фламинго.
Привезли меня промо в хостел. Я решил прямо в нем заказать трансфер до аэропорта, который обошелся мне в 10 000 песо. Отсюда совет - лучше по поводу трансфера заказывать заранее в хостела или отелях. Второй вариант - компаний Трансвип. Если переходить с сайт Трансвипа с сайта авиакомпании Скай, то будет скидка 10%, а при оплате картой через интернет будет скидка еще 10%, в итоге те же 10 000 песо.
Так как времени до трансфера у меня было всего три часа, никаких экскурсий больше мне не светило (хотя больше я никуда и не хотел - я хотел лишь выспаться). Солончак зимой довольно грязный, тем более два года назад я был в Уюни в Боливии. Пошел в город поесть, вернулся и сфотографировал отличный закат над вулканом.
В Сантьяго я прилетел в половину второго ночи. Можно было взять трансфер Трансвипа, но на стойке мне честно сказали, что так как я живу довольно далеко, то до дома меня повезут в лучшем случае часа через два, а утром мне надо на работу, поэтому я решил не мудрить и поехал домой на Убере.
В целом, поездка на два дня вышла в такие деньги:
Билет на самолет Сантьяго - Калама - Сантьяго. 39 400 песо
Ночь в хостеле. 10 000 песо
Трансфер из аэропорта Каламы в Сан Педро туда и обратно 12 000 песо и 10 000 песо, итого 22 000 песо.
Сандбординг 15 000 песо
Поезда в долину гейзеров 24 000 песо
Ночная экскурсия в долину Луны 20 000 песо
Вход в национальные парки 15 000 песо.
Итого: 146 000 песо, не считая питания.
А теперь честный вывод: даже с учетом аренды автомобиля за 70 000 песо в сутки можно посмотреть за меньшие деньги намного больше мест. В первый день, например, все оставить, как и у меня, а во второй день арендовать автомобиль и поездить по разным местам.
Спасибо за внимание!