Очень многие в своих отчетах о Северном Кипре рассказывают и показывают замок святого Иллариона, на самом деле в Киренийских горах сохранились три средневековые крепости — Кантара, Буффавенто и замок святого Иллариона, — контролирующие удобные переходы через горные массивы, и предназначавшиеся для защиты Южного Кипра от арабско-турецкого вторжения с севера. Предназначением этой цепи был контроль любого передвижения войск на северном побережье острова и защита тыла (равнинной территории в его глубине), а также раннее оповещение и защита населения от арабских претендентов на право владения призом в виде кипрских земель.
Где располагается замок святого Иллариона, на форуме давно известно, я покажу где Буффавенто и Кантара.
На днях мы посетили самый восточный из них — замок Кантара. Утверждается, что световыми сигналами защитники Кантары сообщались с крепостью Буффавенты, то есть была прямая видимость.
Взятый в аренду B-Max спокойно довез нас до самого замка по прекрасному асфальтовому серпантину.
Посмотрите, как похоже на лежащего на вершине льва
От парковки до замковых ворот — 5 минут по узкой лестнице. 170 ступенек.
Сверху видна парковка, откуда взялось сердечко на асфальте, науке неизвестно (так же как и про жизнь на Марсе)
Все три замка были построены ещё византийцами. Их основной целью была защита острова от возможного нападения с севера.
Кантара расположена на высоте 630 метров над уровнем моря — это самый низкорасположенный из трёх киренийских замков. Первое историческое упоминание Кантары относится к 1191 году — здесь некоторое время прятался византийский правитель Кипра Исаак Комнин от войск Ричарда Львиное Сердце. Позже, во времена правления династии Лузиньянов, замок была значительно укреплён.
Замок являлся в древности труднодоступным фортификационным сооружением, во всех смыслах передовым для своего времени и имеющим большое стратегическое значение. Находясь в зоне прямой видимости с крепостью Буффавенто, воины гарнизона могли обмениваться для взаимного оповещения световыми или дымовыми сигналами.
Внешний контур и планировка помещений замка определяются размерами и формой его циклопического скального основания. Замок расположен не на вершине, а на восточном склоне скалы и в плане имеет слегка вытянутую ромбовидную форму, в каждом углу которого расположены мощные башни-равелины. Юго-западная часть замка сохранилась лучше. В ясную безветренную погоду с высшей точки замка можно даже рассмотреть всю восточную оконечность Кипра и сирийское и ливанское побережья, раскинувшиеся в 160 км от острова.
Отвесные кручи надежно защищают подходы к замку с трех сторон. Трудно представить себе, как осуществлялось строительство столь масштабного сооружения на такой высоте. Создается впечатление, что замок опущен на горную гряду чудесным образом сверху.
Упадок византийской государственности в конце концов привел к франкской оккупации острова. Период владычества древних франков стал для Кантары как строительного объекта настоящим «золотым веком», временем его расцвета и деятельной реконструкции.
По мере развития военной техники значение подобных сооружений стало снижаться: неприступные для пехоты горные цитадели становились хорошей мишенью для артиллерии. Франкская оккупация сменилась венецианской, и содержание высокогорных гарнизонов посчитали нецелесообразным. Для венецианцев как отличных моряков и прирожденных торговцев значимыми были лишь крупные порты и столица, а совершенствование военной инфраструктуры в труднодоступных горных районах казалось им неактуальным и дорогостоящим занятием.
До основания замка на этом месте располагался монастырь Кантаротиссы. О нём напоминают расположенные на вершине горы руины небольшой часовни. Само название «Кантара» происходит от арабского слова «мост».
Фортификация довольно мощная. Особенно учитывая, что с замковых стен прекрасно просматривается дорога, ведущая к замку.
Самое-самое в Кантаре — панорамы, открывающиеся с замковых стен. Однозначно, это одни из лучших видов Кипра. Наверное, это касается всех трёх киренийских замков.
Вид на восток. На мой взгляд, самый потрясающий. С этой точки Кипр начинает сужаться, пока вдалеке не закончится мысом апостола Андрея (и ослами-рэкетирами).
Интернет говорит, что в хорошую погоду отсюда должны быть видны берега Ливана и Сирии, я не увидел, да и ладно)))))).
Вид на юг. Бухта Фамагусты. Дымка мешает разглядеть ее, но в ясную погоду на рассвете вроде возможно
Виды на север, откуда могла грозить опасность.
С Кантарой связано две старинных легенды.
Первая рассказывает про призрак последней королевы Кипра — Катерины Корнадо, с грустью смотрящей на потерянные ей когда-то земли. Её можно увидеть ночью у готического окна в верхней части одной из сохранившихся башен.
Красивые легенды населяют замок романтическими призраками: они рисуют утонченные профили красавиц королевской крови, грациозно склонившихся в оконных проемах. Но окна средневековых крепостей предназначались не для любования окружающими пейзажами. К тому же замок никогда не использовался в качестве постоянной королевской резиденции. Действительность была намного страшнее и прозаичнее, а с красавицами, даже королевской крови, жестокая эпоха средневековья (как, впрочем, и все позднейшие) не особенно церемонилась.
Вторая легенда гласит, что в замке находится ровно 101 комната. И тот, кто найдёт 101-комнату — попадёт сразу в рай. Правда вернуться обратно возможности уже не будет.
Вот еще кусочек истории и роли крестоносцев в ней.
Православные мученики Кантары
Место расположения замка было выбрано не случайно. Крепость строилась в непосредственной близости от небольшого православного монастыря Святой Девы Кантариотиссы. Видимо, при выборе площадки внимание строителей привлекло место, обжитое людьми, — в диких горных условиях крайне важным было наличие хотя бы примитивного жилья и источника воды. На самой вершине утеса до сих пор сохранились руины монастырской часовенки.
Но надо понимать, что древние завоеватели были озабочены не только укреплением фортификационных сооружений, они активно занимались насильственной латинизацией (обращением в католическую веру) местного населения: Кипр стал одним из объектов крестовых походов «борцов за веру», носителей «истинных» европейских «ценностей» той эпохи. Крошечная монастырская община выступила в качестве оплота борьбы за православную веру. Отказ от принятия католичества закономерно привел к репрессиям — заточению, пыткам и мученической гибели на костре 13 монахов. Кипрской православной церковью кантарские мученики причислены к лику святых и являются особо почитаемыми.