Во многих источниках Тимор-Лешти (Восточный Тимор) относят к Азии. И всё же.
Геологически остров находится на континентальной плите Австралии.
Климат его хотя и схож с климатом нескольких соседних островов, принадлежащих Индонезии, но в целом все они от природы большей части Юго-Восточной Азии достаточно далеки.
Восточный Тимор в течение 25 лет был под контролем азиатской державы --Индонезии. Но ведь океанические острова, принадлежащие державам Европы и Америки, в большинстве случаев мы не относим на этом основании к Европе и Америке.
Логистика -- да, мы летим на Тимор через Индонезию. Мы -- это те, кто не австралийцы.
Зоогеографически Тимор относится к Зоне Уоллеса -- переходной зоне, где острова, никогда не имевшие прямой связи ни с одним из континентов, заселялись элементами как азиатской, так и австралийской фауны.
Растительность... Не знаю. В пределах одной климатиеской зоны растительность мало меняется при скачке с континента на континент. Посмотрите картинки, сами скажете.
И наконец люди -- мне они показались другими. Другой менталитет. Но последнее -- это мое субъективное мнение, поставившее точку в этом выборе.
Итак, давно хотел съездить в Тимор-Лешти (Восточный Тимор)— последнюю оставшуюся португалоязычную территорию восточнее Аравийского моря. Поставленная цель -- достичь национального парка Нино Конис Сантана у восточной оконечности острова Тимор и посмотреть, как оно там.
P.S. Приношу извинения за качество дорожных фото, в дороге в этот раз снимал телефоном. Когда добрался до природы -- достал аппаратуру. Хотя, кажется, эта предосторожность была лишней.
08.08.2018
Остров Тимор -- классический пример вертикальных движений земной коры, сначала опусканий, когда по мере погружения суши под воду на ней нарастает коралловый риф, а потом поднятия, когда образовавшийся известняк оказывается поднят на сотни и тысячи метров над уровнем моря. А если известняк успел побывать на большой глубине и под действием давлений и температур превратился в мрамор, то выступающие на поверхности горы могут оказаться из мрамора, и строить насыпи и отсыпать дорожное полотно будут из мрамора.
Минус такой геологии острова для путешественника в отсутствии в большинстве мест поверхностных вод: вода просачивается через поры и трещины известняка и промывает пещеры где-то внизу, а русла на поверхности в сухой сезон в большинстве пусты и пыльны. Только в некоторых местах из склонов гор бьют мощные родники.
Сухой сезон тут явно выраженный, в зиму южного полушария дуют прохладные ветры из внутренних областей Австралии, даже на высотах порядка 300 метров над уровнем моря в августе не жарко (в смысле не тропически жарко, а скорее как летом в средней полосе).
Воздушное сообщение с Дили, столицей Тимора-Лешти, есть из трех пунктов: Сингапура, Дарвина и Денпасара (Бали).
Из Сингапура рейс дорогой, из Дарвина, естественно, нужна австралийская виза, остается Денпасар.
В расписании из Денпасара три рейса авиакомпаний Citilink, NAM Air и Srivijaya. Я должен был лететь на таком Boeing 737-500 НАМ-эйра (раньше такие были у Шривиджайи), но он не полетел: просто приходишь в аэропорт, а рейса на табло нет. Спрашиваешь -- показывают на стойку Шривиджайя, два рейса объединили в один, все нормально, зарегистрировали на рейс без проблем.
Так что полетел на таком Boeing 737-800:
Вместо десяти сорока вылетели в час, пролетели Ломбок, Сумбаву, Флорес (по правому борту на горизонте Сумба), и вот он Тимор.
Визу по прибытии в аэропорту Дили выдали, посмотрев обратный билет и адрес гостиницы в миграционной карте (брони на следующие дни не смотрели, предъявлять деньги не просили).
Рад бы поддержать Air Timor, да выполняет их рейс из Сингапура компания Silk Air, и выходит накладно.
Поселился я в гестхаусе Vila Bemori, в восточной части города, что удобнее для выезда общественным транспортом на восток с автостанции. Хотя город небольшой, маршрутки ходят, так что особой разницы нет. Гестхаус за невзрачными воротами, внутри скромно, но не ужасно (горячая вода есть).
Центр жизни прилегающего района -- стихийный рынок на углу улицы Санта-Круж.
Секрет этого места в том, что здесь есть магазин, около которого вечером светло. Уличного освещения-то в Дили почти нигде нет...
Здесь же в соседнем магазине W Four Supermarket (-8.558294, 125.582341) я покупал газ для горелки, который оказался в тиморских реалиях чрезвычайно полезен.
Одна из площадей Дили. Человек, которому поставлен памятник -- Франсишку Шавьер до Амарал, первый президент Тимора-Лешти, который правил в Дили 10 дней с момента провозглашения независимости 28 ноября по 7 декабря 1975 года, когда город был занят индонезийской армией.
Лицей. Образование в Тиморе-Лешти официально на португальском языке, но, как говорят, в профессиональном образовании часто учебных материалов не хватает, и используют индонезийские.
На этом моменте стемнело, лавки закрылись, на улицах стало темно.