И вот, в октябре 2017 года мы вновь побывали в Китае и, забегая вперед, скажу, что очень надеюсь вернуться туда. Мы постарались учесть прошлые ошибки и предварительно подготовиться, наметить маршрут, прочитав отчеты о поездках на форуме (меня очень вдохновили поездки Gapalina). В этот раз замысел для таких неопытных путешественников, не владеющих китайским, был более смелым: 5 городов (Пекин-Сиань-Лоян-Чжанцзяцзе-Шанхай) за 14 дней.
Маршрут, наверное, изъезженный, но составлялся по мотивам:
• Пекин стартовый город, т.к. самый дешевый авиаперелет из Москвы;
• остальные города - «ой, я такие фотки видела красивые, нам туда надо съездить». На самом деле, красивых мест, которые мы хотели посмотреть, было еще больше. Итоговый маршрут – это результат долгих терзаний, подсчетов затрат и попыток «впихнуть невпихуемое»;
• если не съедим, так хоть понадкусываем. По этой причине и включили в одну поездку максимально разнообразные достопримечательности, совместив древности, природные парки и небоскребы, а также задались целью прокатиться на разных видах транспорта, отведать местной кухни, посмотреть театральное представление, сделать нужные покупки и благополучно вернуться домой. Со всем справились на твердую 5, получив море впечатлений и несколько тысяч фотографий на память.
Подготовка к поездке:
Виза
Визу оформляли в Москве. Никаких особых сложностей, очередей и страстей в этом нет. Несколько особенностей, которые я отметила:
1. определять даты подачи документов нужно с учетом того, что туристическая виза дается сроком на 3 месяца и начинает действовать со дня выдачи, а не даты въезда.
2. нужно учитывать национальные праздничные дни. Например, с 1 по 8 октября 2017 году в Китае были выходные дни в связи с праздниками. Вроде бы очевидно, но пока я ждала своей очереди на подачу документов, увидела, что двоим незадачливым туристам пришлось доплачивать за срочность визы, чтобы успеть до перерыва на выходные;
3. подать документы и получить готовый паспорт может за вас любой (без доверенности). При получении паспорта достаточно предъявить договор.
Транспорт
1. Перелет Москва-Пекин и Шанхай-Москва покупался за 5 месяцев до поездки на официальном сайте Аэрофлота как сложный маршрут (т.е. система оценила разницу в городах прилета и вылета как длительную пересадку). Стоимость эконом класса составила 27 тыс. руб. Несколькими днями ранее можно было купить за 25 тыс.руб., но не было денег в нужный момент.
2. По стране выгоднее показалось путешествовать поездом, плюс природный авантюризм нашептывал: «Китайский вокзал, а затем поезд, заполненный местными жителями, где еще ты посмотришь настоящую жизнь». Совместив все точки маршрута, решили, что будут переезды Пекин-Сиань (плацкарта), Сиань-Лоян (скоростной поезд), Чжанцзяцзе-Шанхай (купе) и перелет из Сианя в Чжанцзяцзе. Первоначально все внутренние билеты на поезд планировали купить в Китае. Но, несмотря на конец октября, их оставалось мало, решили не рисковать. В итоге билеты на поезда (кроме скоростного) были куплены за неделю до поездки на сайте ru.ctrip.com. У меня тут не обошлось без танца с бубном, т.к. Сбербанк постоянно блокировал карту из-за подозрительности сделок. Сtrip.com рекомендовали как на форуме, так и знакомый китаец сказал, что это самый большой и безопасный сайт, он сам на нем покупает. Он перепроверил стоимость билетов на китайской версии и русской: они совпадают. Но при оплате с меня взяли небольшую комиссию из-за пользования зарубежной (не китайской) картой.
Особенности электронной покупки билетов на поезд:
• если приобретаются билеты на несколько человек, то их разместят рядом. Но выбрать вагон и полку не получится, это определяется системой рандомно. Выбрать можно только при покупке на вокзале.
• нужно приехать на любой вокзал (не обязательно в городе отправления) и получить билет, предъявив паспорт и номер брони. В аэропорту Пекина нам не удалось найти билетную кассу, где можно было бы сделать это, минуя вокзал. Как бы убедительно я не изображала поезд девушкам за стойкой «Информация», без нужных иероглифов мы получили только направление в сторону Аэроэкспресса.
3. Билеты на внутренний перелет Сиань-Чжанцзяцзе также купили за неделю до поездки на сайте Сtrip.com. Ближе к перелету цены падают, это и результат моего отслеживания билетов, и советов с форума. Воспользовались услугами авиакомпании Beijing Capital Airlines. При приобретении билетов на сайте столкнулись с тем, что на один и тот же рейс продаются билеты одинаковой категории (эконом), но по разной цене (с шагом примерно в 300 руб.). Позвонили в компанию с вопросом о допустимом весе багажа. Ответ порадовал: «Это не какой-то лоукостер, а хорошая компания и допустимый вес – 23 кг». Так что взяли самые дешевые билеты и выбросили из головы особенности китайского ценообразования. Перелет прошел благополучно.
Проживание
Стандартно бронировали через booking.com номера на двоих человек:
• Пекин (Beijing 161 Wangfujing Hotel),
• Сиань (Xi'an Qixian (7 Sages) Youth Hostel),
• Чжанцзяцзе (Zhangjiajie Yijiaqin Hotel)
• Шанхай (The Phoenix Hostel Shanghai-LaoShan).
Из них, как это ни странно, максимальные оценки от нас получили именно хостелы в Сиане и Шанхае за расположение, комфорт, отзывчивость персонала, приятную обстановку и соотношение цена-качество.
Выбор достопримечательностей
Заранее был намечен маршрут по Пекину, т.е. выписаны места, которые мы бы хотели посетить, их названия на китайском, ближайшая станция метро. Подробно о достопримечательностях (в т.ч. истории появления, культурной значимости и т.д.), я не читала, нет у меня такой привычки. Больше ориентировалась на внешнюю привлекательность на фотографиях. Из-за этого некоторые моменты упустили, но тем интереснее было читать после поездки. Из-за аврала на работе Пекином моя подготовка и ограничилась. Решили, что первые 3 дня продуманы достаточно детально, плюс у Катерины были распечатки по Сианю и Лояну, а потом Google в помощь.
Интернет
Во-первых, Google в Китае не работает, поэтому помощи от него никакой, равно как и от What's up, Instagram, Facebook и Twitter. Говорят, что в черном списке и старая добрая Wikipedia, но я не проверяла. Иногда прогружались входящие сообщения из What's up, но на этом все и заканчивалось. Кстати, в 2014 году у нас таких сложностей не было. Перед поездкой нужно проверить наличие в смартфоне иных браузеров, кроме Google, а если жизнь не мила без мессенджеров, то скачать Viber. В нашей поездке самым ценным было приложение оффлайн карт MAPS.ME, которое ни разу не подвело. Китайцы пользуются приложением Baidu map, но о нем ничего сказать не могу. Обо всех приложениях советую позаботиться дома, т.к. Google Play у нас тоже не работал.
Wi-fi был преимущественно в отеле. В публичных местах телефон постоянно ловил сеть и пытался подключиться, но требовалось указать китайский номер телефона или иную информацию для регистрации в сети. Мы не освоили эту премудрость. В кафе и ресторанах тоже бывает бесплатный интернет, но там другая засада: логин и пароль могут быть написаны иероглифами.
Метро
Метрополитеном пользовались в Пекине, Сиане и Шанхае.
Сравнивая карту метро Пекина с тем, что мы видели в 2014 году, должна отметить, что за несколько лет, она очень сильно разрослась. Увы, изменилась и стоимость проезда. Теперь введена дифференцированная система оплаты: в зависимости от дальности поездки меняется и ее стоимость (например, в Пекине от 3 до 10 юаней). С такой системой столкнулись во всех городах. На официальном сайте метрополитена Пекина (http://www.bjsubway.com/en/subwaymap/station_map.html) можно проложить маршрут, определить время и стоимость поездки (есть англ.версия).
В Пекине пользовались одноразовыми билетами, хотя существует возможность купить карточку на месяц, которая действует в метро и городских/пригородных автобусах. Это выгодно только при длительном пребывании в городе или активном пользовании транспортом, т.к. сама карта стоит 20¥, и скидка начинает расти с суммы затрат от 150¥. В Шанхае более гибкая система: безлимитный билет на сутки – 18¥, на 3 дня - 45¥.
Билеты можно купить в окошке у сотрудника или в автомате. Поскольку цена зависит от дальности поездки, нужно знать конечную станцию. При покупке в кассе метрополитена не пытайтесь произнести название, лучше иметь при себе карту и показать на ней. С автоматом проблем нет, он на английском.
Ориентироваться в метро просто: указатели продублированы на английском; навигация интуитивно понятна; в вагонах, помимо того, что объявляют станции и пересадки на 2-х языках (китайский/английский), есть табло, по которому можно отслеживать движение поезда (в Пекине) или название следующей станции (в Шанхае).
Сохраняем карточку до конца поездки, т.к. на выходе одноразовый билет надо скормить турникету (многоразовый приложить к картридеру), чтобы он вас выпустил. Если возникнут какие-то проблемы (например, размагнитился билет), то можно обратиться к работникам на станции, они обязательно помогут.
Выходы из метро могут располагаться далеко друг от друга, поэтому, чтобы не наматывать лишние километры, помимо названия станции желательно знать, букву (в Пекине) или цифру (в Шанхае) нужного выхода.
Часы работы: примерно с 5.00 утра и до 24:00, но с удаленных станций последний поезд может отправляться около 22:00. Точное время по каждой из линий можно найти на сайте метро. В часы пик метро, действительно, загруженное. На станции могут стоять сотрудники и руководить процессом утрамбовки пассажиров в вагон. В Шанхае обратили внимание, что в час пик пассажиры выстраиваются в аккуратные очереди на вход по двум сторонам от двери в вагон поезда. Все остальное время довольно свободно.
Паспорт
С любимым паспортом не расставайтесь, потому что иногда совершенно внезапно он нужен для приобретения входных билетов в достопримечательности. Из того, что запомнилось: в Сиане понадобился в Пагоде малых гусей, в Чжанцзяцзе в одноименном парке и при покупке билетов на фуникулер на гору Тяньмэнь.
Безопасность
Полиции на улицах много, что меня безмерно радовало. Формат их присутствия разный: фургончик, пугающего вида машина, стоечка со стулом под деревом, небольшая палатка на перекрестке или попросту патрульная машина.
К Олимпиаде в Пекине сотрудники полиции подучили английский язык, поэтому я их воспринимаю больше как службу информации, чем защитников правопорядка.
Мы не ходили по криминальным окраинам (наверное), но вечером маршрут мог пролегать по совершенно безлюдным улицам, и самой большой опасностью было переходить оживленную дорогу. Несколько минусов дорожного движения: во-первых, пешеходов пропускать здесь не принято даже на зебре, во-вторых, в Китае любят велосипеды и электроскутеры. Последние имеют обыкновение бесшумно и очень неожиданно появляться за спиной.
Погода
Перед поездкой мониторила погоду по нашему маршруту, расстраивалась грядущим дождям и не знала, какую одежду брать. Кроме того, за пару дней до нашего приезда в Пекине был введен оранжевый уровень опасности из-за смога и тумана. Тем не менее нам повезло: смог рассеялся, дождей практически не было (если не считать единственный унылый дождик в Сиане, который закончился за время завтрака), а погоды стояли чудные (от +15 Пекине до + 23 в Сиане), но пасмурные.
Наверное, еще нужно сказать о влажности воздуха, потому что в Пекине я впервые столкнулась с тем, что выстиранные капроновые колготки, провисев в ванной комнате сутки, остались такими же мокрыми. Забудьте об утомительном застирывании во время осенней поездки.
Еда
В первую поездку с выбором китайских блюд были сложности: мы не едим настолько острое. А голодная я становлюсь невыносимой для окружающих. Впервые в жизни я озаботилась тем, чтобы в поездку взять еду: несколько пакетиков с быстрозавариваемой овсяной кашей, орехи и пакетики с чаем. Каша на случай, если ничего путного не смогу съесть на ужин, орехи удобно взять с собой в пешую прогулку по горам.
В этот раз никаких проблем у нас не возникало, даже не смотря на то, что перед поездкой у подруги были серьезные проблемы с желудком. Везде, где мы ели (ресторанчик или фастфуд на вокзале) было не просто сносно, а вкусно. Средняя стоимость обеда - от 30 до 50 юаней (блюда с мясом всегда дороже, алкоголь мы не заказывали). Как правило, выбор происходит между рисом с мясом, лапшой с мясом или пельмешками. Разнообразить рацион вполне можно овощами на гриле, дофу или морепродуктами.
На улице тоже продается много всякой всячины: фрукты в карамели, шашлычки, пирожки, кукуруза и т.д.
Я постоянно порывалась купить на улице или в магазинчике Баоцзы (包子) - пампушки из дрожжевого теста с начинкой, но каждый раз была настолько сыта, что откладывала и в итоге не попробовала. Если в уличной еде типа Баоцзы смущает, что может попасться сюрприз в виде некачественной начинки, то есть совсем безопасный традиционный китайский перекус – Чайные яйца (茶蛋). Внешне чем-то напоминают своих собратьев, крашенных луковой шелухой на Пасху, потому что сварены в черном чае с добавлением соевого соуса и пряностей. В Чжанцзяцзе они встречаются довольно часто.
Из особенностей:
• на английском персонал кафе как правило не говорит, Шанхай - исключение,
• меню не везде переведено (иногда спасали картинки), а если переведено на английский, то страница с напитками почему-то всегда только на китайском;
• еда острая (носите, как иконку фразу на китайском «я не ем острое», а то придется рисовать перчик и зачеркивать его );
• приборов нигде не встречали, только палочки;
• хлеба в ресторанах нет. Однажды спросили, официантка зависла и предложила принести рис. Так что, рис - всему голова!
• чаевые оставлять не принято.
Везде продаются фрукты (я покупала привычные яблоки, хурму, бананы), совсем не похоже на те, что лежат в наших магазинах с маркировкой «Китай». Яблоки оказались такими сочными и вкусным, что я отбросила мысли о всяких ГМО и лопала с удовольствием. Во время нашей поездки как раз был урожай хурмы и гранатов, которые продавали тетушки вдоль дорог, как у нас дачники, сидящие осенью с яблоками.
Пробовала разное питьевое молоко. За исключением одного случая, когда я умудрилась купить молоко со вкусом розы (большей химии я в жизни не пила), все было вполне достойно (о натуральности ничего сказать не могу, состав покрыт мраком).
Сладости – это отдельная тема. В Шанхае покупала на торговых рядах в Цибао (Шанхай) небольшие круглые печеньки из рисовой муки (по вкусу похожи на гату с грецким орехом - нормально); мягкие квадратные лепешки как будто из манки, порционно завернутые в целофан (такое ощущение, что едва подслащенная рисовая каша во рту); фрукты в карамели, в общем, экспериментировала! Несмотря на то, что я сластена и всегда стараюсь привозить из поездок какое-то угощение домашним и коллегам, я бы не советовала покупать наборы из сладостей как презент, сначала попробуйте там. Все купленные мной «вкусняшки» сделаны из рисовой муки (даже псевдохалва) и совсем не сладкие. По вкусу и консистенции – очень на любителя.
Был вопрос от коллег: зачем ехать в Китай со своими пакетиками чая. Во-первых, очень часто в общественных местах можно встретить места с питьевой водой (горячей/холодной). У них эта культура очень развита, и китайцы всегда ходят с бутылочками или термосами. Во-вторых, во всех отелях, где мы останавливались был чайник и чашки. Но их местные пакетики чая – это прошлогоднее сено, вкус которого мы помнили с прошлой поездки. В-третьих, я не сразу вооружилась иероглифом «чай». А так как в меню все напитки на китайском, то объяснить было довольно сложно. Нам приносили на выбор из холодильника: колу, пиво, воду. Катерина дезинфицировала себя колой, а я настаивала на чае. После разыгранных мною пантомим я обычно получала стакан кипятка, но не чая. Я не сразу сообразила, что кипяток никто не просит принести, т.к. источник (большой термос, чайник, кулер) всегда стоит в зале в общем доступе. Мне, как иностранке, прощали такую глупость.
Туалеты
Не могу выбросить туалетную тему из песни. С одной стороны, проблем с этим не возникает. Во всяком случае, в Пекине постоянно попадались общественные туалеты, направление к которым указывал отнюдь не специфический аромат, а указатель. Я наивно думала, что в горах могут возникнуть сложности, но и тут все было на высшем уровне.
Бессмысленно руководствоваться московской логикой «пойдем обедать, пока будем ждать заказ, я заскочу в туалет». В китайском кафе его просто нет. На мою деликатную попытку спросить, а где же руки помыть, мне указали на раковинку в зале. Поскольку эта мысль засела в голове, я и дальше рассматривала китайские едальни на предмет уборной, но, увы, ее тут нет. Заморский KFS не подвел, мы проверили, укомплектован.
Второе разочарование – отсутствие привычного унитаза в общественных местах: музеях, вокзале, упомянутом KFS (да!), поезде, даже в хостеле в Сиане (где есть общий туалет). Напольный унитаз (или чашу Генуя) я застала в России преимущественно на вокзалах, соответственно ассоциации не самые лучшие. В Китае же все чисто и убрано, запаха нет, кстати, бумаги тоже. В качестве бонуса у раковины будет стоять сильно разбавленное жидкое мыло, а в горах зачем-то был освежитель воздуха, наверное, с ароматом альпийских лугов. В общем, две недели тренировок закалили мой дух.
Во всех отелях (3 звезды или хостелы), где мы останавливались, в номере был мой любимый европейский унитаз, но душ выглядел, как слив в полу. Для себя сделала вывод, что лучше прихватить резиновые шлепки, если не хочется пользоваться казенными.