Сейчас занимаюсь планированием Нового года 2019 и что-то очень сильно захотелось поделиться с вами прошлогодней семейной поездкой на машинах из Москвы по горнолыжкам Норвегии и Швеции. Настолько мне понравилось, что все-таки, постараюсь найти в себе силы и по верхам описать путешествие! Тем более сезон на носу и если кто остался без билетов на самолет всегда сможет позволить себе данный трип. Это будет вступительное сообщение в целом про маршрут.
Исходные данные:
Страны пребывания: Эстония, Норвегия, Швеция, Латвия
Даты и продолжительность: 30.12.2017 в 6:00 из Москвы выезд, 12.01.2018 в 23:40 обратно в Москве.
Состав команды: 2 автомобиля по основному маршруту, описанному тут + 1 автодом с родственниками и друзьями по другому маршруту, но с пересечениями
Итоговый пробег по одометру автомобиля: 4 100 км
Машина: Mercedes-Benz E200 задний привод, резина липучка + цепи, Mercedes-Benz C200 4Matic полный привод, резина липучка + цепи.
Экипаж: В легковых машинах по 4 человека. Итого 8 человек: 5 взрослых, 1 подросток и 2 детей 2 и 4 года. В каждой машине по 1 водителю.
Проживание: На горнолыжных курортах жили в апартаментах, в транзитных городах в гостиницах + 2 ночевки на паромах.
Итог: Я даже не подозревал, что можно так круто отдохнуть на колесах из Москвы. Норвегия доступна абсолютно ненапряжно, а с учетом того, что я начал планировать данное путешествие в конце октября - и жилье было доступно за вменяемые деньги (ищу сейчас в Финляндии - жилье гораздо дороже!). Очень понравились паромы! Идут по 16-17 часов, с вечера до утра, за это время проходишь расстояние 400-500 км, да еще нормально отдыхаешь и спишь. С учетом экономии на бензине и гостинице выходит равнозначно, но ты не рулишь!
По финансам: на круг, включая все затраты, в том числе сувениры, особо не экономя на два экипажа и 8 человек в пределах 500 тыс.руб. Это топливо, гостиницы, еда, ски-пассы, рестораны, Новогодний ужин в Таллине, паромы туда-обратно с машинами и каютами, сувениры и все все все.
Маршрут: J Москва – B Псков – C Таллин (Эстония) – H Стокгольм (Швеция) – E Лиллехаммер (Норвегия) – F Трондхем (Норвегия) – G Оре (Швеция) – H Стокгольм (Швеция) – I Рига (Латвия) – J Москва
День 1: Москва – Псков
День 2: Псков – Таллин (отмечаем новый год)
День 3: Таллин, гуляем весь день, вечером паром до Стокгольма
День 4: Стокгольм – Лиллехаммер
День 5,6,7: Катаемся на курорте Hafjell
День 8: Лиллехаммер – Трондхейм
День 9: Трондхейм – Оре
День 10,11,12: Катаемся в Оре
День 13: Оре – Стокгольм (вечером погрузка на паром до Риги)
День 14: Рига - Москва
Базовые правила и ограничения в странах посещения для путешествия на автомобиле:
- на каждый автомобиль должна быть оформлена страховка (зеленая карта) на 14 дней (минимальный тариф) за 2 300 руб.;
- шипованная резина разрешена во всех странах маршрута, но для нас неактуально, поэтому нужны цепи;
- радары-детекторы, видеорегистраторы должны остаться в Москве (запрещены к использованию, в том числе к провозу, в некоторых странах ЕС);
- на каждого пассажира должны быть светоотражающие жилеты;
- продукты питания, особенно мясо, запрещены к провозу через границу (закупались в Эстонии, в т.ч. алкоголь).
Что можно провозить из РФ и Эстонию (ЕС):
Ввоз товаров разрешен (беспошлинно):
1 литр спиртных напитков (если массовая доля этилового спирта в нем составит свыше 22%)
2 литра спиртных напитков (если массовая доля этилового спирта в нем составит менее 22%)
4 литра вина
16 литров пива
40 сигарет или 20 сигарилл или 10 сигар или 50 грамм табака (если прибываете на атомобиле)
200 сигарет или 100 сигарилл или 50 сигар или 250 грамм табака (если прибываете на самолете или на корабле)
50 гр. духов
250 мл. туалетной воды
лекарства для личного пользования
Ввоз разрешен с 18 лет.
Другие товары можно ввозить беспошлинно, если их общая стоимость не превышает 300 евро (если прибываете на атомобиле), 430 евро (если прибываете на самолете или на корабле) или 150 евро (для детей до 15 лет).
Ввоз топлива:
Разрешается провозить с собой до 10 литров в запасной канистре в расчете на одно транспортное средство.
Итак, обзорная часть написана. Далее в начале каждого дня буду давать краткую характеристику на сколько он был тяжелый/комфортный.
В первой части будет много дороги и именно фактов с точки зрения логистики и деталей глазами водителя.
День 1, 30.12.2017. Перегон Москва - Псков. Пробег 750 км.
В целом день был очень ненапряженный, выехали в 6:00 и в 15:00 мы уже были в отеле Пскова. Если бы у меня не было компании в пару машин, бабушка с дедушкой и двое малышей, я бы доехал до Таллина. Но так как тусовка большая, за рулем второй машины моя сестра, сразу решил разбить маршрут на комфортные куски.
Дорога была хорошая! Долетели на одном дыхании. Обедали, собранными для детей пельменями, прям на капоте машины.
В Пскове поселились в гостинице «Чемодан», дешево и комфортно. Прогулялись в Псковский Кремль. Затем поужинали всей компанией в ресторане Двор Подзноева! Очень вкусно и по цене после границы ничего дешевле не найдете))
В целом Псков выглядит серовато, как и большая часть российских городов, особенно без снега. Второй половины дня вполне хватило на осмотр Кремля, хорошего ужина и ночевки.
День 2, 31.12.2017. Перегон Псков - Таллин. Прохождение границы и Новый год. Пробег 340 км.
Перепугавшись очередей на границе, мы не дождались завтрак (с 8:00) включенный в цену номера, и в 7:00 уже мчали на пути к Печорам. Перед самой границей есть небольшой участок платной трассы (100 руб). Ну очень мы не хотели в предновогодний день тусить на границе. В итоге перестраховались мы на столько, что в 8:00 уже были на территории Эстонии! Перед нами не было никого, в итоге 40 минут на две границы. Никто нас сильно не досматривал, при том что машины были загружены под завязку.
По Эстонии на круизе я достиг рекордного расхода топлива
Дорога проходила примерно так в отдельно взятой машине - сноуборды служили подушкой)
В Таллине мы оказались уже в 11:00, по пути к гостинице, с учетом раннего прибытия, заехали за продуктами в супермаркет Prisma. Зная уровень цен в Скандинавии на алкоголь и продукты, затарили все оставшиеся пространства в автомобилях! Итого было потрачено 400EUR. Несколько бутылок виски я даже привез в Москву)
В Таллине была забронирована одна ночь в гостинице Three Crowns Residents, очень хорошо расположена рядом с ратушной площадью. Номера маленькие, но и мы не крупные)))
Парковка в старом городе стоит около 25 евро за сутки. Достаточно отъехать немного и есть множество парковок по 5-8 евро за сутки, что мы и сделали. С двух машин экономия хорошая. Идти от стоянки до гостиницы 900 метров. Это очень удобно, так как машина в Таллине не нужна)
Еще из Москвы я забронировал и оплатил новогодний ужин в известном ресторане Pappersack. Все было достойно и прям рядом с гостиницей и главной площадью! Единственное, ночью бомбили салюты и надо умудриться в этих условиях спать)
В Таллине к нам присоединились наши родственники-друзья на автодоме. Отмечали вместе, и далее на паром до Стокгольма они тоже с нами. После ресторана продолжили праздновать в автодоме, удачно припаркованном на той же парковке, где и легковые машины. Охрана была обеспечена)))
День 3, 01.01.2018. Прогулка по Таллину и паром Таллин - Стокгольм. Автомобильный пробег условный ноль км. На пароме прошли за ночь около 500 км.
Утром мы никуда не торопились. Паром был то ли в 18:00, то ли в 19:00. Весь день у нас есть. Парковка оплачена до 16:00. Спокойно позавтракав в отеле, пошли гулять по городу. Для первого числа город, конечно, был перегружен людьми! Первый раз, когда я был в Таллине почти 10 лет назад он мне понравился больше) Но в любом случае он очень уютный, наверное любимый из Прибалтики. Погуляли, пообедали в кафе и двинулись в сторону отеля и парковки!
Далее в программе был паром компании Tallink до Стокгольма. Мы забронировали два машиноместа и две каюты самого дешевого класса. По моему мнению путешествие на пароме это очень рациональное решение: во-первых, это само по себе приключение (на нем реально есть чем заняться); во-вторых, ты экономишь почти бак бензина и ночь в гостинице (тем более что на пароме достаточно двух кают, а в гостинице нам приходилось брать 3 номера); в-третьих, пока ты спишь, проходишь большое расстояние! В общем, мы все были в восторге. Всем рекомендую такой способ перемещения!
Для примера вот, в порту Таллина забил в навигации Лиллехаммер. Показывает 1112 км, из которых 620 км по земле от Стокгольма, остальное морем. Экономию только бензина прикините сами.
Далее процесс. Покупаете все на сайте компании заранее. С собой берем только распечатки (хотя по факту они не понадобились). Если вы все на машине, то никто из нее не выходит. На паром заезжаете в машине со всеми пассажирами, кто указан в брони. Проезжаете в полосу с названием вашего парома. В будке вам выдадут карточки-билеты на машину и каждого пассажира, а также нашлепку на стекло с флагом страны назначения.
После этого все аккуратно выстраиваются в очередь и ждут команды заезжать на паром.
Далее заезжаете на паром, паркуетесь (вам укажут куда) и ждете команды покидать автомобиль. С собой надо взять все необходимые вещи! Не забудьте одежду, в которую переоденетесь завтра и всякие гигиенические принадлежности, особенно для детей.
Наша каюта была дешевого класса на 4 человек, как купе в поезде. 1 ребенок до 6 лет (или 5, не помню) может быть пятым бесплатно. Данная каюта не имеет иллюминаторов - это минус, но есть так же и плюс - такие каюты находятся по центру корабля, поэтому укачивает в них меньше. На пароме куча ресторанов (лучше бронировать заранее) и очень крутая детская комната - я бы даже сказал детский нос корабля на одной из палуб - я кое-как загнал детей в каюту спать! Там реально круто! Но это относится к парому Baltic Queen. Вообще, хочу заметить, что паром данной компании на маршруте Таллин-Стокгольм был существенно лучше, чем на маршруте Стокгольм-Рига!
Вот пока такие впечатления! Продолжу позже