В конце января по всей Молдове был введен "желтый уровень опасности" из-за тумана, и как следствие - массовые проблемы у рейсов в/из Кишинева.
31 января рейс 174 из Москвы покружил над Молдовой, да был отправлен на запасной аэродром (как и другие рейсы, в том числе других компаний). В данном случае - в румынскую Констанцу.
На странице в ФБ компания пишет "Angajații Air Moldova fac tot posibilul pentru a asista și ajuta toți pasagerii curselor deviate sau anulate", что можно перевести как "Сотрудники Air Moldova делают что могут для помощи пассажирам перенаправленных и отмененных рейсов".
На практике это выглядит так, что:
- Никто ничего не знает и не дает узнать (позвонить в авиакомпанию),
- в Констанце никого не выпускали из аэропорта, через несколько часов, вечером, переправили рейс еще раз - в Бухарест. Стюарды прокомментировали что, очевидно, для заселения - потому что в Констанце селить некуда,
- По идее, если вылет осуществлялся из России, он должен подчиняться российским законам и правилам, в том числе по напиткам, питанию и ночлегу. Ничего этого выполнено не было (если не считать несвоевременные талоны на питание в недостаточном объеме). Селить никого не стали (объяснение: "представителя авиакомпании нет в аэропорту"), но при этом дали возможность покинуть аэропорт за свой счет тем, у кого есть для этого виза или право безвизового посещения (хотя Констанца ближе к Кишиневу, так бы люди могли не тратить время и быстрее добраться по земле туда, куда им нужно). Спрашивается, на фига было жечь топливо и отправлять борт из Констанцы в Бухарест? Просто потому что в аэропорту Констанцы кончилось еда, и проще было переправить пассажиров и самолет, чем доставить еду? Или дело в том, что в какой-то момент решили, что в 4 утра борт полетит наконец в Кишинев (приземлился в Бухаресте он в 19), но пока проставишь визы, пока соберешь пассажиров, расселишь, накормишь, соберешь и отвезешь обратно - по опыту Бахрейна это часа 4 займет, то есть решили не заморачиваться с гостиницей на 5 часов? Но в итоге в 4 утра, как и можно было предположить, никто не вылетел, и сидит с мытой шеей в аэропорту (кто не покинул его за свой счет).
Тут, конечно, пока непонятная мне юридическая коллизия, потому что рейс попал в ЕС, но директивам для ЕС не подчиняется, потому что пункты отправки и назначения - вне ЕС. А российские законы румыны, естественно, игнорируют. И молдаване не пытаются заставить их соблюдать. Буду выяснять в соответствующей ветке, что здесь обязана сделать авиакомпания. Но лично у меня был случай с отменой рейса в Таллине после неудачной попытке вылета (то есть все пассажиры юридически уже покинули территорию Эстонии), и ни отсутствие представителей "Аэрофлота" (которые сбежали от ситуации первыми), ни отсутствие виз у части пассажиров (однократное посещение ЕС юридически уже закончилось) не явилось препятствием для заселения всех пассажиров на ночлег. То есть аэропорт ЕС может решить вопрос сам со столпившимися в нем пассажирами, если захочет.
СМИ также пишут, что конкуренты из Fly One, самолет которых приземлился в Одессе вчера в 15:00, организуют наземный трансфер на автобусах и договорились с украинскими властями о транзите россиян. Сами Fly One, как и Air Moldova, ничего не комментируют - но про такой же маневр главной компании Молдовы (один из их рейсов из Москвы также приземлился в Одессе, в ночь с 30 на 31 января), ничего не слышно и в сторонних источниках. Раньше я считал Fly One с их платой за регистрацию в аэропорту и прочими подлянками более паршивой авиакомпанией - но вот их поведение в экстренной ситуации вызывает больше уважения, чем поведение Air Moldova.
Обновление от 19:27. Сегодня туман над Кишиневом подрассеялся, и перенаправленные самолеты вернулись на базу. Правда, в каком-то странном порядке. Вылетевший еще вечером 30-го рейс 176 прибыл в 12:51, а вылетевший днем 31-го рейс 174 - в 9:55.
Помимо наплевательского отношения жену (которая летела этим рейсом) добило еще и то, что при повторной посадке ей (потому что типа она с младенцем) ручкой перечеркнули место в посадочном и отправили в дальний ряд. При том, что все остальные пассажиры остались на тех местах, что были зарегистрированы, и на каком основании ей поменяли место (а не сняли с рейса, если было бы дело в дебоше) - никто, естественно, не сказал.