Перечитала различные форумы в поисках идеального маршрута, ведь Мадагаскар - 4й по величине остров мире. То есть, он совсем не маленький, и за 2-3 недели, на самом деле, успеваешь посмотреть довольно небольшую его часть (если вдумчиво). плюс там, конечно, аховая логистика и дороги. Большинство достопримечательностей разбросано по стране, но выделяются 4 основные зоны: север, юг, запад и восток (как ни странно). Вот между ними и надо выбирать. Подумав, мы выбрали запад и восток, но это исключительно наше ИМХО. Они сильно отличаются по климату: запад засушливый, пустынный (я так понимаю, как и юг), а вот восток - самые настоящие джунгли. Это связано с тем, что с запада на климат Мадагаскара влияет Африка, а с востока - Индийский океан.
Поездка на Мадагаскар, на первый взгляд, - не дешевое удовольствие, хоть и сама страна достаточно бедная. Недавно в ленте опять выпало предложение тура за 3050 евро с человека не считая авиабилетов и сувениров. Мне поездка обошлась в авиабилеты + примерно 1000 евро там с учетом разумной экономии, но без фанатизма, за 2,5 недели. Все равно немало, но и не смертельно уже. Если не брать машину, то будет стоить дешевле. Но у меня больше времени не было, а страну посмотреть хотелось. Или если будет больше людей в машине (нас было двое), то тоже будет меньше.
Сам Мадагаскар, конечно, беден, и это особенно бросается в глаза при выезде из Антананариву: в сельской местности глиняные домики превращаются в лачуги из местного тростника. При этом бензин в стране очень дорогой (больше доллара за литр), поэтому машин и даже мопедов, как в Азии, практически нет. Местные жители либо ходят пешком, либо ездят на зебу (местные горбатые коровы). И предложение дойти километров 7 до какого-то места ни у кого не вызывает удивления. Кстати, дорогой бензин и вообще аренда машины – основная статья расходов для туриста на Мадагаскаре.
На Мадагаскаре бросаются в глаза его французские корни: в стране очень неплохие багеты, круассаны, киши и, внезапно, сыр! Так что санкционные продукты можно и оттуда привезти. Пробовали местное вино, но вот оно не очень: ароматика потрясающая, но вкус довольно бедный – почвы не те. Зато ром выше всяких похвал. Еще из не французского, но тоже вкусного – специи. Палочки ванили и какао, думаю, должны быть обязательно в списке сувениров любого любителя готовить. И то, и другое очень качественное. Вообще, еда там довольно вкусная, мои фавориты - маленький краб в соусе с гарниром за доллар, ну и лобстер на гриле за 15, в магазине 7))
До Мадагаскара, как вы понимаете, нет прямых рейсов. Я рассматривала два варианта: через Париж и через Стамбул. Выбрала Стамбул, просто потому что оказалось дешевле. Через Стамбул довольно удобный рейс, пересадки около 2-3 часов. Плюс самолет из Стамбула в Антананариву (через Маврикий) часто заполнен не до конца, поэтому на рейсе туда я сразу захватила задний средний ряд и отлично выспалась.
Дальше наш маршрут был построен следующим образом: мы сконцентрировались на западе, нацпарках и добавили немного пляжного отдыха. Это вполне себе классика, но, в итоге, мы его переиграли. Напишу ниже изначальную и финальную версию.
Что было:
День 1: Антананариву – Анцирабе
День 2: Анцирабе – Морондава
День 3: Морондава – Цинги
День 4: Цинги
День 5: Цинги – Морондава с заездом в нац парк Киринди
День 6: Морондава – Анцирабе
День 7: Анцирабе – Андасибе
День 8: Андасибе
День 9: Андасибе – Туамасина
День 10: Туамасина- остров Святой Марии
День 11-13: остров Святой Марии
День 14: остров – Туамасина
День 15: Туамасина – Антананариву
День 16: запасной
День 17: вылет из Антананариву
Но что-то пошло не так))) как выяснилось, нам очень сложно сидеть в машине целый день, когда мимо тебя пролетает Мадагаскар. Перегоны очень длинные, поэтому надо гнать практически без остановки из точки А в точку Б. При этом и точка А, и точка Б - довольно туристические места со всеми атрибутами: большие машины, сосредоточенные туристы, задранные цены, гиды и повара, местные попрошайки. Нам хотелось побольше погрузиться в страну и гнать не получилось: уже на второй день, проезжая через деревню, мы видим там местный праздник, конечно же, присоединяемся, а потом пьем чай с монахинями. Вот и не доехали в тот день до точки назначения. Потом мы в восторге от Цинги и хочется остаться на второй день… В общем, корректировали на ходу и не жалели: мы выкинули оттуда наш пляжный отдых, заменив его частично на другой.
Но это нужно учитывать при планировании. Мадагаскар - действительно большой остров с плохой логистикой. Поэтому если стараться посетить все и сразу - вы гарантированно будете проводить бОльшую часть времени в дороге. Если замедлить темп - все посмотреть не удастся.
Что получилось в итоге:
День 1: Антананариву – Анцирабе
День 2: Анцирабе – какая-то деревня, не доезжая до Морондавы
День 3: Деревня – нац парк Киринди
День 4: Нац парк Киринди – Цинги
День 5: Цинги
День 6: Цинги
День 7: Цинги – Морондава
День 8: Морондава
День 9: Морондава-Бело-сюр-Мер
День 10: Бело-сюр-Мер и местная свадьба
День 11: Бело-сюр-Мер – какая-то деревня по дороге в Анцирабе
День 12: Деревня – Анцирабе
День 13: Анцирабе
День 14: Анцирабе (нас этот город почему-то окончательно расслабил, а также ввел меня в раж покупки сапфиров)
День 15: Анцирабе – Андасибе
День 16: Андасибе – Антанариву
День 17: вылет из Антанариву
Маршрут выше мне кажется оптимальным. Может, заменила бы день в Морондаве (нечего там делать, когда недалеко такой неземной Бело-сюр-Мер) на день в Андасибе (я все успела там посмотреть, но можно было бы побольше прочувствовать). Знаю, что многие добавляют юг и парк Исоло – говорят, что тоже круто, но тут уж ничего не могу сказать.
Не буду, с вашего позволения, писать дальше отчет по дням, а просто расскажу о тех местах, которые мне в наибольшей степени запомнились и про которые могу рассказать что-то полезное в плане логистики.