Странно, что о железных дорогах такой большой страны ничего нет.
Главное средство дальнего передвижения в ЮАР - пассажирские поезда. Они комфортные, дешёвые (дешевле любого другого вида транспорта),
сравнительно быстрые - скорость почти как у поездов в России. Есть один большой недостаток: почти все поезда отменены.
Остался лишь незначительный минимум.
Но крупнейшие города всё же маршрутами пассажирских поездов соединены.
Компания пассажирских поездов дальнего следования называется Shosholoza Meyl. http://www.shosholozameyl.co.za
Первый участок железной дороги у города Дурбан открыт в 1860 году.
Железные дороги ЮАР имеют ширину колеи 1067 мм. Исключение — около 80 километров скоростной пассажирской линии Йоханнесбург — Претория с ответвлением в аэропорт. Там колея 1435 мм. Эта линия именуется Gautrain rapid transit, выполняет только пассажирские перевозки богатых слоёв населения на высокой скорости в комфортных поездах. Для бедных слоёв населения - пригородные поезда, о которых ниже.
В ЮАР плохо обстоит дело с транспортом. Развитая железнодорожная сеть почти лишилась пассажирских поездов. Они сохранены только на маршрутах между самыми большими городами. За пределы страны поездов нет, кроме "роскошных" поездов для очень обеспеченных туристов.
Немногие оставшиеся поезда дальнего следования - самый дешёвый и комфортный способ передвижения по стране. Однако местное население малоподвижно. Африка в целом менее мобильна, чем Азия, включая и культурно приравненные к Азии мусульманские страны Северной Африки (Египет, Тунис, Алжир, Марокко). В Азии местные жители активно перемещаются по своим странам. Но даже на фоне остальной Африки, её "нижняя" окраина на удивление маломобильна.
Схема железных дорог. Сеть развитая, но в основном только с грузовым движением. Показанное серым - линии без движения.
Схема пассажирских маршрутов, кроме пригородных (они короткие) и "роскошных" (в них проезд стоит 5-10 тыс. долларов США).
Разительное отличие от схемы железнодорожной сети.
Имеющиеся поезда, казалось бы, должны быть переполнены. Я опасался, что главная проблема - нехватка мест. Но нет - они почти пустые! Главная угроза существованию пассажирских поездов - низкий пассажиропоток.
В год на поездах дальнего следования 4 миллиона пассажиров, это 7 процентов населения страны - очень мало. (В России - 70 процентов населения страны, в США - 10 процентов). (Естественно, подсчёт по количеству человекопоездок).
Внутреннее авиасообщение есть, и довольно активное - но только между крупнейшими городами. Мелкие и даже некоторые средние города аэропортов не имеют, а если имеют - то рейсы, например, только в Йоханнесбург и никуда больше. Междугородных автобусов тоже очень мало.
Я уделился, что в Мафикенге, довольно крупном административном центре, железная дорога активно работает, но пассажирских поездов нет с 2016 года. Автобусов или микроавтобусов, как уверяли местные жители, тоже нет, кроме как в ближайшую сельскую местность. Единственный дальний пассажирский транспорт - самолёт. Кто боится летать, едет за рулём или на такси.
Значит, в Мафикенг много самолётов, которые вместо автобусов? Но реальность такова: в местном аэропорту Mmabato рейсы только на Йоханнесбург и только 3-4 раза в неделю. Минимальная цена в пересчёте на рубли - около 2000, за 300 километров. А с 2009 по 2015 год пассажирского воздушного сообщения здесь не было вовсе.
В имеющихся пассажирских поездах есть сидячие и купейные вагоны. В сидячем вагоне цена билета от Йоханнесбурга до Кейптауна, примерно 1400 км - 430 ранд (около 2000 рублей). Проблемы нехватки мест нет, сидячие вагоны почти пустые. В купейном вагоне всего лишь на треть дороже, 650 ранд, и там весьма комфортно. Свободные места обычно есть. Билет проще всего купить в кассе на вокзале. Причём не обязательно на станции отправления. Нужен паспорт, билеты именные.
По расписанию в пути поезд около суток, но реально опаздывает часа на три-четыре, это типовое явление. В ходу не каждый день.
В поездах безопасно, по вагонам часто проходят охранники.
--------
Пригородные электропоезда есть в шести крупнейших городах: Йоханнесбург, Кейптаун, Претория, Дурбан, Ист-Лондон, Порт-Элизабет. Подвижной состав всюду одинаковый (хотя и разных типов), называются всюду одинаково - Metrorail. Всюду считаются криминально опасными и предназначенными только для бедноты. Всюду движение организовано хаотичнымобразом, почти без расписаний. Всюду поезда очень некомфортны для пассажиров.
Некоторым исключением является линия в южные, цивилизованные пригороды Кейптауна. Только на ней стараются поддерживать хоть какой-то порядок, и только на ней не редкость белокожие пассажиры.
Системы пригородных поездов Претории и Йоханнесбурга соединены. Остальные системы разделены сотнями километров линий без всякого пригородного сообщения, где появляются только редкие, не ежедневные поезда дальнего следования.
"Роскошные" поезда (luxury trains). Характерная особенность этой страны - их тут сравнительно много. Такими поездами оперируют две компании - Rovos Rail и Blue Train. Такими поездами пользуются местные, западноевропейские и американские богачи, желающие красиво отдохнуть. Стоимость проезда эквивалентна от 2000 (короткий маршрут) до 10 000 долларов США. Некоторые маршруты пролегают по линиям, где нет другого пассажирского движения, в том числе в соседние страны. Примерно раз в год - по максимально длинному и дорогому маршруту до Дар-эс-Салама.
Дурбан, Ист-Лондон и Порт-Элизабет мной не посещались, поэтому о них писать не буду. Но, по изученным сетевым источникам, системы там примерно такие же, как в других городах, только меньшие по масштабам и с более редким движением. С теми же проблемами и столь же неудобные.
На всех станциях и остановочных пунктах пригородных поездов ЮАР обязательно есть высокие платформы.
Стоимость проезда в пригородных электропоездах ЮАР - как правило, около 10 ранд (45 рублей). От расстояния зависит незначительно. Сделано специально для того, чтобы не покупали билеты "на одну остановку", проезжая при этом множество остановок. Это дёшево - столько же стоит городской автобус, но поезда идут далеко за город, некоторые - на 50 и более километров.
Вполне возможно, большая часть пассажиров - безбилетники. Пригородные поезда почти официально позиционируются как некая поддержка государством бедняков, позволяющая беднейшим слоям перемещаться и иметь работу (явно не высокооплачиваемую). Поезда называют средством борьбы с безработицей, и признак того, что государство заботится о народе. Но и отменить плату за проезд не решаются.
Подробнее о пригородных поездах в трёх городах:
Претория. Столица страны. Население с пригородами - около трёх миллионов человек.
Когда-то оплот апартеида и особо ненавистный для чернокожего большинства город, в котором всё предназначалось для белых. Ныне не отличается от других мегаполисов страны: тот же центр со старинной архитектурой, деловой район с небоскрёбами, бесконечные малоэтажные районы - как элитные, так и трущобные. Те же проблемы - грязные улицы, бомжи, криминал.
Претории посчастливилось сохранить красивый старинный вокзал. В отличие от Йоханнесбурга и Кейптауна, где вокзалы в 1960-х годах были заменены на безликие уродства.
Поездов дальнего следования в Претории два: Йоханнесбург - Мусина (граница с Зимбабве) и Йоханнесбург - Коматипорт (граница с Мозамбиком). Каждый в ходу раз в неделю. Причём маршрут Йоханнесбург - Мусина возобновлён в марте 2018 года после трёхлетнего перерыва. Все остальные поезда отправляются из Йоханнесбурга и в столицу не заходят. Есть кассы дальнего следования, где можно купить билет с отправлением из Йоханнесбурга или любой другой станции.
Единственное преимущество пригородных поездов Претории - красивый вокзал. В остальном - поезда ходят непредсказуемо, хаотично. Быть может, это главный недостаток. Расписание не соблюдается. Трудно понять, куда ты едешь. Поезд может то двигаться быстро, то встать по неизвестной причине, то ползти медленнее пешехода.
Остановки, естественно, не объявляются в принципе, никогда. Таблички с названием на остановках есть. Указателей прибывающих поездов на платформах нет, а если их пытались ставить, то они не работают. Автоматические двери в большинстве случаев не работают.
Популярное развлечение местных жителей - прикрепляться к поездам между вагонами, на хвосте. Высовываться в открытые двери.
Белых в поездах нет. Или, по крайней мере, это большая редкость.
Внутренняя компоновка поездов очень некомфортная. По вагонам часто ходят торговцы. В пустом вагоне, особенно в вечернее время, могут ограбить.
Один из маршутов соединяет Преторию с Йоханнесбургом. Расстояние между станцией Претория и станцией Йоханнесбург-Парк - 71 километр. Поезд следует около полутора часов, если обойдётся без больших задержек. В середине пути - сельская местность, а также горящие свалки и ужасные трущобы. По прямой между центрами двух огромных мегаполисов - около 50 километров.
http://infojd.ru/dop/iz_afrika2018/poez ... ka_r19.jpg - cхема движения пригородных поездов Йоханнесбурга и Претории. Возможно, не все маршруты действуют.
Билеты следует покупать в кассах. Проверка билетов: на крупных станциях турникеты, но они в ЮАР никогда не работают, за исключением станций "Гаутрейна". Билеты смотрят вручную, как на входе, так и на выходе. Всюду безбилетники в большом количестве идут в обход. На мелких пунктах билеты проверяют охранники, стоящие у входов на платформы. Но часто их нет, и тогда - никакого контроля.
В поездах теоретически проверка билетов может быть, но практике ни разу не встречал. И думаю, что это бесполезно - контингент в пригородных поездах такой, что контролёрам с ним не справиться.
Пригородные поезда в Претории и Йоханнесбурге - официально единая система провинции Гаутенг.
Йоханнесбург (в обиходе обычно Joburg - [джобак]). Крупнейший город и деловой центр страны. В ЮАР эпохи апартеида это был местный "Нью-Йорк", а Претория - местный "Вашингтон". Официальное население в границах городского округа - 4 430 000 человек. Реально может быть большим за счёт не поддающихся переписи обитателей трущоб, и бесчисленных уличных бомжей.
В городе один полноценный вокзал, Johannesburg-Park. Утилитарная и некрасивая снаружи постройка 1960-х годов. Но внутри впечатляет огромным центральным залом. В общем и целом, вокзал намного приятнее внутри, чем снаружи. За исключением самого нижнего уровня с платформами.
Рядом с вокзалом, с северной стороны, находится подземная станция скоростного поезда Gautrain в Преторию. Организационно она никак не связана с вокзалом Йоханнесбург-Парк.
Вокзал расположен над путями "поперёк". Шестнадцать путей, восемь платформ. Все пути и платформы накрыты бетонными конструкциями и кажутся подземными. Из вокзала спуск к платформам вниз. Для дальних поездов - два пути, крайних северных. У них отдельные залы ожидания и входы.
На первый взгляд - продвинутое хозяйство. Но, как и везде в этой стране, всё организовано дурацким образом и навигация "никакая". Порой кажется, что специально поставлена задача сделать как можно хуже.
При столь огромном количестве платформ электронных или других буквенных указателей на отправляющийся поезд этот вокзал не имеет никаких. Вообще и в принципе. Только к поездам дальнего следования выставляют бумажку со словом, например, "CAPE TOWN". Хотя у этих поездов одна специализированная платформа с отдельным залом ожидания, и только два пути - 15 и 16. Там не ошибёшься.
При этом движение многочисленных поездов на практике - хаотичное, без расписания. Делаются звуковые объявления, но очень "корявые" и неразборчивые. Попасть на нужный поезд для непривыкшего к этому хаосу - почти невыполнимая задача. Местные жители как-то разбираются.
На самих поездах указателей маршрута, обязательных для России и большинства стран - не существует в принципе. Можно только спросить, куда поезд идёт.
На нижнем уровне с платформами я однажды слышал стрельбу. Вроде без убитых и раненых. Толпа безбилетников спрыгивает с платформ прёт по путям, хотя они в окрестностях вокзала тщательно огорожены колючей проволокой и большей частью окружены отвесными стенами. Пройти им для выхода, похоже нужно не меньше километра. Иногда на путях выставляют полицейских и они разворачивают этот поток назад.
Белых в поездах редко, но можно найти, возможно один из тысячи. Это представители белой бедноты. Огромное депо электропоездов находится западнее вокзала, и там работают в основном белые железнодорожники.
Главные недостатки йоханнесбургских электропоездов - хаотичность, непредсказуемость движения, трудная ориентация. При том, что сеть разветвлённая. На вокзале вывешены мелкие бумажки с расписанием, но поезд на Рандфонтейн отправился почти на час позже. Никогда нельзя заранее предсказать, когда. На других пунктах проблема ещё, что маршрутов много, никаких расписаний нет, на составе пункт назначения не написан, а стоянка короткая.
Оказаться в пустом вагоне днём, и в любом вагоне в тёмное время, когда наибольшая концентрация маргиналов - опасно для имущества и жизни.
Кейптаун (Cape Town). Приморский мегаполис на крайнем юго-западе страны. Население около 3,5 миллионов человек, белых 20 процентов - немного больше, чем в Йоханнесбурге. Town означает "небольшой город", "посёлок", так сложилось исторически. При этом сейчас пишут "Cape Town city".
Город частично расположен на полуострове, который в пятидесяти километрах южнее завершается мысом Доброй Надежды. Эта точка широко известна как место разделения Антлантического и Индийского океанов, а также как крайняя точка Африки. Ошибочное мнение глубоко укоренилось и стало местным брендом. На самом деле место и того, и другого - мыс Игольный (Cape Agulhas). Он находится в другом регионе, до него отсюда почти двести километров.
Самый насыщенный историческими памятниками и достопримечательностями, самый "туристический" город ЮАР. Но является таким же проблемным и криминальным местом, как и остальные мегаполисы страны.
Железная дорога появилась здесь в 1860-х годах. К сожалению, через сто лет власти варварски уничтожили все старинные постройки. Как и в Йоханнесбурге, вокзал внешне - бетонная коробка с чисто утилитарной функцией. Внутри не столь приятен, как в Йоханнесбурге - огромного центрального зала нет.
На вокзале около тридцати тупиковых путей. Это один из крупнейших вокзалов мира. Для поездов дальнего следования только крайний северный путь.
Сеть маршрутов пригородных поездов огромна. Приблизительно как все маршруты с Московского, Ладожского и Финляндского вокзалов Санкт-Петербурга - но в городе начинающиеся из одной точки, и заканчивающиеся максимум в 60 километрах.
На вокзале Кейптаун - возможно, единственные в ЮАР действующие электронные указатели маршрута поезда. Но в половине случаев врут.
В целом, ситуация с пригородными поездами тут слегка лучше, чем в Йоханнесбурге и Претории. Иногда даже они могут отправляться по предсказуемому расписанию. Но проявляются те же проблемы, что в других городах. Поезда часто с незакрывающимися дверями и без оконных стёкол. Население массово ездит между вагонами, спрыгивает на небольшом ходу. Тоже поезда часто больше стоят, чем едут.
Есть один "образцовый" маршрут - на Simonstown, по неизвестной причине в настоящее время (февраль 2018) сокращённый на три станции, только до Fish hoek. Это линия в сторону мыса Доброй Надежды. До которого, однако, железная дорога не доходит почти 20 километров.
Линия пролегает по "элитным" пригородам, которые считаются самым благополучным местом в мегаполисе. Очень красивые места, берег морского залива и горы. В поездах этой линии стараются поддерживать порядок, по ним ходят полицейские. В них можно встретить немало белых. В путеводителях написано, что пользоваться можно только этим маршрутом, а остальными не следует.
Другие маршруты ведут в основном в трущобные пригороды с репутацией очень криминальных мест. Где, якобы, непрерывно грабят и убивают. Меры предосторожности: не ездить в тёмное время. Оказавшись на станции, сразу же подойти к охранникам - чаще всего на станции они есть. Что не мешает движению толп безбилетников и не мешает бомжам валяться на платформе.
Можно подойти хотя бы к проверяльщику билетов. Ожидать поезда лучше рядом с ним. Не садиться в вагоны, в которых нет пассажиров, или их мало, или они выглядят агрессивно. Поинтересоваться у охранников, какой поезд сопровождается ими. Лучше пропустить несколько поездов и сесть в сопровождаемый. Если потребуют деньги, угрожая ножом - дать имеющуюся наготове небольшую сумму денег и скрывать наличие крупной суммы.
От Кейптауна в северном направлении, в отличие от пригородов в остальных направлениях, по неизвестным причинам движения нет и не было. Хотя железная дорога есть. Она не электрифицирована и не имеет пассажирского движения.