Идея посетить Францию возникла довольно неожиданно, так как предыдущее пребывание в стране (Париж и окрестности) не очень понравилось: все казалось дорого и многолюдно. Но последние поездки все время получались на общественном транспорте, а хотелось комфорта, хлеба и зрелищ: то есть машину, вкусно покушать и посмотреть красивости. Повторяться тоже не хотелось, так взор и пал на Францию.
При планировании было учтено следующее:
1. Вернуться до 20 июня, для Прованса получалось немного рановато, но заехать очень хотелось.
2. По возможности избежать Париж и Москву. Поэтому вылет во Франкфурт аэрофлотом из Казани был идеален. Из расписания выявился срок поездки – с пятницы по понедельник.
3. Провести ночь у производителей шампанского. Удалось забронировать ночь только на одну дату, весь план строился с учетом этого.
4. Провести ночь у производителей вина.
5. Заехать в сырное место.
6. Север и запад Франции в поездку не помещались.
7. Учесть время на шопинг, последнюю ночь провести возле аэропорта.
Тасовала хотелки и так и эдак, в итоге получилось следующее. Длинный переезд Франкфурт – Лион, затем Прованс, экскурсия к производителям рокфора, ночь у производителей вина в Бургундии, ночь у производителей шампанского в Шампани (фиксированный день), Шампань, Дижон, Бон, Эльзас и пара дней в Германии.
Маршрут получился примерно такой:
![Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2035112/thumb/45d/4fd/45d4fdd91a8122fe81c5f6f6ea7fb12a.jpg)
В итоге от поездки остались самые положительные эмоции. В этот раз удалось увидеть ту самую настоящую Францию с настоящими французами. Сама себя хвалю за интересный маршрут и незабываемый опыт.
Затраты на поездку
Потратить пришлось несколько больше, чем хотелось. И вроде бы билеты были по акции (17 тыс. рублей на человека), выгодный тариф на аренду автомобиля, стоимость проживания 100 евро в среднем за номер (что не очень дешево, но и не дорого), но довольно дорогое питание и дополнительные расходы (в основном на машину за 10 дней примерно 750 евро) привели к тому, что поездку совсем нельзя назвать бюджетной.
Подробный план французской части по дням с километражем, а также подробные доп. затраты на машину приведены в таблице.
![Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2035113/thumb/4eb/629/4eb629d761089300c9a51b793b0ad053.jpg)
Интернет
Первоначально планировала купить сим-карту в Лидле в Германии за 10 Евро 1 Гб, но таких не оказалось в наличии. А так как машина попалась с навигатором, приняла решение не искать в других местах. Совсем без интернета все же не очень удобно, но у меня был Ipad Pro со встроенной apple sim, с ее помощью активировала тарифный план Gig Sky 1 Гб на 30 дней для Франции за 25 евро, дороговато, зато 4G. В настоящий момент эта информация уже не актуальна, так как теперь по Европе бесплатный роуминг и появились более дешевые тарифы за 10 евро, действующие по всей Европе, США и Австралии от Truphone. Скорость великолепная, уже проверила на Прибалтике и Скандинавии.
Также хотелось бы добавить еще немного информации, связанной с автомобилем. Не думаю, что она пригодится бывалым, это скорее самые общие направления для новичков, на которые следует обратить внимание.
Заправки
Заправить бензин можно 2-мя способами, традиционными для Европы: на автоматической заправке с оплатой карточкой и на традиционной с оплатой оператору. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.
Первый способ всем хорош, но зачастую требует наличие тройной суммы оплаты за бензин. Механизм действия: вставляете карточку на стойке заправки в терминал, набираете пин, забираете карточку, у вас замораживается (не снимается) на карте сумма в 100-150 евро, затем берете пистолет, заливаете необходимое количество бензина, кладете пистолет на место, берете чек уже за оплату конкретных литров. При этом указанная сумма в чеке может быть списана с карточки мгновенно дополнительно к замороженной сумме, либо через несколько дней. Замороженная сумма будет разблокирована в зависимости от оперативности вашего банка. Поэтому не рекомендую использовать карты Сбербанка! У них автоматическая разморозка происходит через 30 дней, то есть на каждой заправке ваш баланс будет уменьшаться минимум на 100 евро, а доступ к деньгам получите только после возвращения из поездки. Чтобы не замораживать собственные средства рекомендую оплату производить с помощью кредитных карт, а после возвращения домой, когда уйдут все замороженные суммы просто перевести на счет оплату за бензин. Плюсы этого способа – отсутствие языковой проблемы, более частые заправки, экономия времени.
Второй способ позволяет оплату наличными и никакой дополнительной заморозки средств. Более того, вы сначала заливаете нужный бензин, а только потом его оплачиваете. Таких заправок значительно меньше, плюс языковая проблема.
Особенности вождения
Во Франции водить очень легко, дороги довольно свободны. Знаки стандартные, но вот обозначение населенного пункта в разных странах Европы разное, хотя все интуитивно понятно. В городах максимальная разрешенная скорость 50 км/ч, на автострадах 130км/ч, прочие дороги 90км/ч. Во время дождя разрешенная скорость на 20км/ч меньше. Везде очень много камер, в некоторых источниках пишут, что в городах штрафуют и за превышение в пару км. На самом деле трудно придерживаться небольшой скорости, особенно на пустынных дорогах, поэтому я практически все время использовала круиз-контроль. А на трассах он просто спасал, иногда и 200км ногу не опускала на тормоз – для России это просто невероятно. Местные частенько превышают скорость, не сильно, но явно больше пары км, приходилось иногда двигаться с потоком с более высокой скоростью. Но штрафов все же не получила. Антирадары запрещены! Максимальное допустимое содержание алкоголя — 0,5 промилле.
Парковки
В большинстве случает парковки платные. Паркоматы очень разные, поэтому чуть ли не после каждого случая узнаешь что-то новое. Не всегда их можно переключить на английский язык, иногда можно оплачивать только монетками. Но в целом можно выделить предоплатную систему и постоплатную. В первом случае ставите машину, находите ближайший паркомат, оплачиваете определенную сумму, чек со временем, до которого оплачена парковка, кладете под лобовое стекло. Во втором случае при въезде получаете талон, а перед выездом его оплачиваете. В некоторых местах с 12 до 14, а также ночью можно оставлять машину бесплатно. За неделю я потратила 42 евро, для Европы сумма совсем небольшая (для сравнения в Осло как-то пришлось отдать 45 евро за ночь). Я предпочитаю пользоваться подземным паркингом при наличии, чтобы избежать возможных проблем с царапинами на арендованной машине. В Дижоне видела, как девушка, выезжая с уличной парковки, смачно врезалась в соседнюю машину. Вышла, посмотрела и уехала. Что будет делать в таком случае пострадавший – не знаю. Чтобы немного сэкономить на парковках, можно заглянуть в паркопедию и выбрать те подземные паркинги на ночь, где есть специальный ночной тариф, и чтоб был ближе к гостинице.
Вот фотографии некоторых паркоматов. На первой картинке паркомат в Кавайоне: только французский, только наличные. На второй – у собора в Реймсе: только французский, но понятны тарифы, в обеденное время и ночью машину можно ставить бесплатно, возможна оплата картой. На третьей картинке супер-современный автомат в подземном паркинге в Кольмаре.
![Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2035109/thumb/675/621/675621d5c4cf378ef62b61ddd4afed3d.jpg)
![Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2035108/thumb/0c2/803/0c28030f6b0be28589181b85d4aec80f.jpg)
![Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2035107/thumb/dcb/3e2/dcb3e27f77a1365afcd956e3603bb32a.jpg)
Пример парковочного талона под лобовое стекло
![Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2035111/thumb/a37/c5f/a37c5f5e6a6bfba10a8fd1d8f5d258d0.jpg)
![Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня Бургундия, Шампань, Прованс - 3000 км на машине по Франции во второй декаде июня](https://forum.awd.ru/fake_non_existing_directory/2035110/thumb/b75/7f2/b757f2b1f3b71ff9b2dd3fcb1251ff4b.jpg)
Платные дороги
Во Франции есть платные автострады, примерная цена 10 евро за 100км. Но не все автострады платные. Специально избегать платных дорог не получится, потратите очень много времени и устанете от кольцевых перекрестков. Оплата дорог составила примерно 1/7 от общих затрат на автомобиль за всю поездку.
Оплата дорог может происходить за фиксированный участок и за пройденный километраж. В первом случае вы просто оплачиваете фиксированную сумму, во втором сначала получаете талон, а при выезде с дороги расплачиваетесь за пройденное расстояние. Оплачивать было легко, ни разу не возникло сложностей, можно выбирать английский интерфейс для оплаты.
Экологическая наклейка на автомобиль
Так как машину я арендовала в Германии, экологической наклейки для Франции у меня не было. В 2017 году ситуация по ее получению была не очень понятной, поэтому я просто избежала необходимости ее иметь. В Лион пребывала вечером пятницы, а в выходные дни она вроде не требуется. А поездку в Страсбург я решила отменить, на всякий случай.
Об аренде автомобиля
Автомобиль был забронирован через агрегатор в аэропорту Франкфурта. Цена – 200 евро за 10 дней, автомат, эконом. Прокатная контора была Buchbinder. Дали отличную новенькую машину, оснащенную всевозможными доп. опциями, такими как навигатор, парктроник с 4-х сторон, камера заднего вида, круиз-контроль и др. Очень понравился не только сам автомобиль, но и организация выдачи и приемки автомобиля, все было по-немецки четко и быстро. Никакие допы покупать не заставляли. Стойка конторы находилась рядом с выходом из зоны прилета слева. А сами машины на пару этажей ниже на парковке аэропорта. При сдаче никто ни к чему не придирался, процедура заняла 5 минут.
При аренде автомобиля я обращаю внимание на 2 вещи: возможность пересечения границ и франшиза. В данном случае за возможность ездить по Франции я доплатила 20 евро (необходима, чтобы страховка действовала и во Франции), франшиза составила 800 евро. На карте заморозили 1000 евро: 800 франшиза, 200 бензин. В этом случае также использовала кредитную карту, чтобы не замораживать свои собственные деньги. По окончании аренды сумма была разморожена в полном объеме.
По поводу страхования франшизы, нулевой франшизы от прокатчика или неиспользования этих допов каждый сам решает для себя. Я в каждом случае соотношу затраты и возможные потери, смотрю, в каких городах я буду ночевать и где оставлять машину. В этот раз маршрут был достаточно тихим и провинциальным, машину я старалась оставлять в подземных паркингах – поэтому выбрала вариант с экономией, то есть обычной франшизой в 800 евро.
Позднее для удобства здесь будут ссылки на рассказы о каждом дне.
День 1-2
День 3
День 4-6
День 7-8
День 9-10 Германия