Планировалось как обычно: посмотреть как можно больше и заплатить за это не очень много. Как правило, мы экономим за счет отсутствия всяких, с нашей точки зрения, излишеств, вроде кондеев в номерах, красивых видов из окна, туристических ресторанов, поездок на такси, а также за счет переездов местным общественным транспортом. С Борнео все оказалось не так просто, но в запланированный бюджет в 2000 USD мы уложились. При этом, не сказать, что мы много в чем себе отказывали. Экономили, да, но без фанатизма.
СРОКИ: 20 марта 2019 года мы прилетели в Куала-Лумпур и 17 апреля вылетели из него.
УЧАСТНИКИ: мы с мужем. Как и обычно предложили знакомым составить компанию, как и обычно – все отказались: ну как так, ехать на остров посреди моря, для того, чтобы большую часть времени лазить там по джунглям и пещерам?
МАРШРУТ: Куала-Лумпур – Кучинг – Гунунг Мулу – Кота Кинабалу – Сандакан – Кота Кинабалу – Куала-Лумпур.
ПОДГОТОВКА: гражданам РФ для пребывания в Малайзии до 30 дней виза не требуется, каких-то специфических прививок не надо, английским муж владеет, поэтому вся подготовка, в основном, заключалась в приобретении авиабилетов. Перелет Куала-Лумпур – Москва – Куала-Лумпур купили у ETIHAD AIRWAYS за 29 000 рублей с человека в начале октября. Стыковки в Абу-Даби по 3.5 часа, и туда, и обратно. Поторопились. С конца января и почти до дня нашего вылета очень хорошие цены были у CHINA SOUTHERN: если точь в точь на наши даты, то 24 000 на человека, если двигать вперед, то можно было и в 21 000 уложиться. Но билеты у нас были невозвратные, так что переиграть ничего было нельзя.
Очень не хотелось заранее бронировать внутренние перелеты, не люблю привязываться к определенным датам. Почти всегда, оказавшись на месте, мы корректируем по срокам, составленные дома планы. Где-то хочется задержаться подольше, а откуда-то наоборот – уехать побыстрее. С купленными авиабилетами на перелеты внутри страны, такой возможности уже нет. Но автобусных маршрутов между теми районами, что нас интересовали, не было: нет там дорог, подходящих для проезда автобусов. А покупать авиабилеты за пару дней до вылета – это слишком большой риск либо заплатить за них втридорога, либо вообще не улететь в нужные даты. Поэтому по внутренним перелетам получилось так:
21 марта, Куала-Лумпур – Кучинг, AIR ASIA – 25 USD за человека + 7 USD за одно место багажа до 15 кг.
26 марта, Кучинг – Мулу, MALAYSIA AIRLINES – 264 MYR за человека (багаж до 23 кг. включен в стоимость)
31 марта, Мулу – Кота Кинабалу, MALAYSIA AIRLINES – 234 MYR за человека (багаж до 23 кг. включен в стоимость)
15 апреля, Кота Кинабалу - Куала-Лумпур, AIR ASIA –25 USD за человека + 7 USD за одно место багажа до 15 кг.
Еще заранее была приобретена медстраховка. Как обычно, взяли ту, что была дешевле, не особо вчитываясь в условия. В данном случае это была страховка от СК РЕСО Гарантия. Она, как и обычно, не пригодилась, поэтому не могу сказать, приводит ли такая экономия к неблагоприятным последствиям или нет. Но я считаю, что какая ни есть страховка, все-таки лучше, чем ее отсутствие: в путешествиях всякое может случиться.
Больше заранее ничего не бронировали. Читала, конечно, что надо заранее бронировать размещение в нацпарке Бако, если планируешь там на ночь оставаться; размещение в нацпарке Гунунг Мулу и экскурсии; ну и конечно, размещение в Лабан Рата, если планируешь восхождение на Кинабалу.
Но в Бако нам вполне одного дня хватило. А не хватило бы, ну приехали бы второй раз еще на день, не таких уж прямо больших денег тот проезд стоит.
В Мулу жили не в парке, а за его пределами: мест полно, цены ниже в разы, а дойти километр до парка – это 10 минут. Все экскурсии взяли в день прилета: именно те, что хотели и на нужные нам дни, а не «что осталось». Может повезло, но мне не показалось, что там прямо так все забито, что если не забронироваться заранее, то не втиснешься. Если речь о выходах на несколько дней, вроде Пиннаклей, или вершины Мулу, то их, думаю, заранее лучше планировать, вряд ли туда каждый день ходят, а все остальное, вполне на месте можно заказать.
Ну а восхождение на Кинабалу с ночевкой в Лабан Рата мы не рассматривали вообще, дорого очень. Читали, что раньше был бюджетный вариант однодневного восхождения для спортивных. Мы вроде в неплохой форме, поэтому его и хотели попробовать, если получится. Но мне в соответствующей ветке на форуме написали, что после землетрясения 2015 года такие восхождения вроде как запретили. На всякий случай уточнили, когда там были: увы, действительно запретили такое сейчас. Теперь только за большие деньги, с ночевкой в Лабан Рата.
А теперь о том, как все было.
20 марта:
Прилетели мы в Куала-Лумпур минут на 20 ранее, чем было по расписанию, в 9-40. Не сразу, но сориентировались, что для того чтобы пройти паспортный контроль и получить багаж надо доехать на электричке из терминала прилёта в другой терминал, где это все и находится. На паспортном контроле сканируют отпечатки пальцев и делают цифровое фото, но все это довольно быстро происходит, пара минут на человека. И багаж наш тоже быстро приехал. Молодцы они там, все быстро и организованно.
Остановку STAR SHUTTLE (автобусы, на которых можно доехать из аэропорта в город) тоже довольно быстро нашли по указателям в аэропорту и в 10-45 выехали. Стоимость 12 MYR на человека, ехали до автовокзала PUDU час с небольшим. От этого автовокзала до Чайнатауна, где мы планировали ночевать, оказалось всего минут 7 пешком.
Место для размещения искали как обычно, просто пошли «куда глаза глядят». И довольно быстро нашли: отель NAN YEANG. Сначала нам предложили номер за 82 MYR, но когда мы сказали, что не подходит и собрались идти дальше, предложили посмотреть маленькие номера, которые стоят 70 MYR. Один номер, был действительно совсем крохотный, а второй, да, небольшой, но на двоих вполне нормально. Тем более, что в нем собственный санузел с горячей водой и кондиционер. Когда проводишь какое-то время на Борнео, уже и без кондиционера становится нормально, а в первое время – без него тяжко даже мне, хотя я очень теплолюбивая и жару хорошо переношу. Здесь и остановились.
На сегодня у нас были запланированы пещеры Бату. Когда я смотрела в отчётах, как туда проехать от Чайнатауна, вроде все было понятно и на этом я особо не заморачивалась, записала номера автобусов и названия улиц, где они останавливаются. На местности все оказалось сложнее. Большинство остановок автобусов, ну совсем никак не обозначены. Если он там при тебе совершенно случайно не остановится, то никаких признаков того, что ждать надо именно здесь - нет. Стали спрашивать у местных, хорошо английский почти все знают. Бродили минут 40, потому что приходя на место указанное предыдущим собеседником, и уточняя здесь ли автобусы до пещер, мы узнавали, что нет, не здесь и получали следующую порцию советов. Прямо квест какой-то ))
Наверное, если Вы успели хотя бы немного прогуляться по этому району и понять где здесь что – найти эти самые улицы и остановки особого труда и не составит. Но когда ты только-только с самолета и у тебя после перелета голова и так не особо хорошо варит – это не так просто.
Совершенно случайно, уже черт знает в каком по счету месте, мы увидели нужный нам 173 автобус, на котором мы примерно за час и доехали до Бату, проезд 5 MYR на двоих в одну сторону. В итоге, там мы были около 15-ти часов.
Вход туда бесплатный, но женщинам вход только в длинных юбках, даже длинные брюки свободного покроя не подойдут. А я в шортах была. Но это проблем не вызывает, на входе за 5 MYR выдают что-то вроде парео. Когда на выходе отдаешь его, 2 MYR тебе возвращают. К мужчинам отношение проще: к мужу в шортах примерно той же длины, что и у меня, вопросов не было, нормально вошел.
Первым делом пошли в Храмовую (или, как еще ее называют, Светлую) пещеру. Народ был, но не так много, чтобы мешать друг другу, так что не торопясь спокойно все посмотрели. Пещера очень понравилась, красиво и интересно.
Кроме Храмовой ещё планировали Темную пещеру, но на ней висело объявление, что сейчас она на реконструкции. Срок открытия не указан. Обратно доехали также на 173 автобусе за 5 MYR за двоих. От остановки уже быстро нашли свой отель.
Вечером пошли к Петроносам. Когда спросили в кафешке, где сели поесть, в какую сторону к ним идти, на нас посмотрели ну очень удивленно. Какое идти? Это же очень далеко, только ехать! Но по MAPS.ME выходило, что вполне себе можно и дойти. Что мы и сделали. Идти минут 40. Были там в 19-45, как раз шло шоу фонтанов. Шоу красивое, башни впечатляют, нам очень все понравилось, не пожалели, что пошли, рекомендуем.
По возвращению в Чайнатаун поняли, что нагуляли аппетит, поэтому пошли не в наш гест, а в едальные ряды, в которые рынок PASAR SENI преображается вечером.
Когда были во Вьетнаме, муж как-то так и не удосужился попробовать тот самый, всем известный дуриан и сегодня решил исправить это упущение. Ну и я, с ним за компанию. Вообще-то я его и раньше ела, но это было так давно…
Правду, наверное, говорят: в детстве и трава была зеленее, и деревья выше. Я, конечно, не ребенком тот свой первый дуриан пробовала во Вьетнаме, но лет все-таки прилично прошло, и вот когда малазийский дуриан попробовала, мне показалось, что тот, вьетнамский и вонял посильнее, и вкус был интереснее: вроде такой же, но как-то ярче, выраженней. В общем, не впечатлил он в этот раз, ни меня, ни мужа.
Потом нашли кафе с Том Ямом за 12 MYR за порцию и соком за 6 MYR. Там и остались на ужин. К этому времени мы уже успели пройтись по магазинам и выяснить, что алкоголь здесь как-то неадекватно дорог: (маленькая банка пива, 0.33 л., по 10 MYR, а бутылка вина, 0.7 л. так и вовсе, от 70 MYR). Решили, что с такими ценами, у нас отпуск будет безалкогольным.