Программа была насыщенная и мы побывали в нескольких уголках этой своеобразной страны. Неделю мы были в Токио: 2 ночи после приезда и 4 ночи перед отъездом. У нас был JR Pass на 7 дней – проездной по японским железным дорогам, принадлежащим компании JR, который позволяет неограниченно передвигаться на поездах (и иногда других видах транспорта – автобусах, паромах), поэтому за 7 дней действия этого проездного мы преодолели 3100 км и побывали в Киото, Наре, Никко, Асикаге, Хиросаки и Какунодате, посетив несколько главных достопримечательностей Японии, увидев цветущие сакуру и глицинию, а также Фудзияму. Проездной на 2 человек обошелся в 700 CAD, а если бы мы проделали тот же путь, просто покупая билеты в кассе, то потратили бы 2377 CAD. Конечно, если бы ограничиться поездкой из Токио в Киото и обратно, выгоды бы не было. Вся поездка обошлась в 6300 CAD, что на уровне нашей среднестатистической стоимости путешествий где бы-то ни было: в Европе, в Австралии, в Новой Зеландии, на Карибах мы тратим около 3000 CAD на двоих в неделю.
Мы получили массу впечатлений об этой стране продвинутых унитазов, строгих правил быта,
безукоризненного сервиса и уходящих вглубь веков традиций.
Первая часть отчёта – небоходимая, но не очень интересная, особенно для тех, кто не собирается лететь в Японию из Канады. Про то, как мы летели. Были варианты полёта на современных лайнерах и на хороших авиакомпаниях, таких как JAL, ANA, Korean Air и Singapore. Но на работе всё не могли решить, можно ли мне лететь в отпуск, и время и цены на билеты уходили. Оставалась только Air Canada или полёты с головоломными тройными стыковками через Штаты. А из Air Canada оставались билеты на прямые рейсы из Торонто, Ванкувера и Калгари. Дримлайнеры из Торонто и Ванкувера не могли предложить и двух мест рядом, поэтому оставался Боинг 767 из Калгари. Самолётик старый, но компоновка 2-3-2 всё же очень удобная. Да и был он полупустой, и мы могли спокойно спать на 3 сидениях. Единственное, что было плохо в том рейсе – это еда. Менее съедобной еды в самолёте я не помню за всю жизнь, а я и Аэрофлотом по СССР летал очень часто. Про международный Аэрофлот и не говорю. А тут… Или это провинция Альберта старается всем показать, что у них не осталось денег даже на нормальные рис и курицу, или они мстят Air Canada за то, что она – не WestJet, или просто спёрли все средства и поделили на общак, а в еду положили какашку.
Голодный полёт до Калгари – по Северной Америке сейчас бесплатно не кормят (и багаж не возят) над канадскими озёрами и прериями.
Современный аэропорт в Калгари с электрическими шатлами между терминалами
Из Оттавы до Калгари 4 часа, потом 3 часа на стыковку, и 11 часов до Токио. Полёт на запад получается весь дневной, всё время солнце за бортом. Ну, видели горы и облака. Видели Скалистые горы при подлёте к Калгари, видели очертания Аляски и Чукотки, потом самолет летел над севером Камчатки, над Охотским морем, над Сахалином и над островами северной Японии. Выжег горючее над Тихим океаном, и в аэропорту Нарита затормозил безо всякого включения реверса – лёгкий. Мы бы предпочли аэропорт Ханеда, он ближе к городу, но наш рейс летал через Нариту.
Прилёт очень хорошо организован. Даже с учётом одновременно с нами прилетевшего китайского рейса, всё было быстро. Снимают отпечатки пальцев, ставят в очередь к пограничнику, к которому надо подходить по одному, а не как у нас, всем семейством, летящим вместе. Снимать очки, чтобы тебя разглядели. В паспорт лепят не штампик, а наклеечку. Когда мы вышли к багажной карусели, наш чемодан уже стоял на полу (а всего-то забежали в туалет по прилёту на 5 минут).
Покатились на выход. Свой JR pass мы активировать и использовать по прилёту не собирались, поэтому на NEX (Нарита Экспресс) поезд не пошли. Вместо этого свернули на станцию компании Keisei и приобрели 2 карточки «пасмо» (их прикладывают к платильному терминалу в поездах, метро, автобусах, камерах хранения и автоматах с газировкой). Карточки были номиналом 2000 иен, из которых 500 являлись залоговой ценой карточки и возвращались, если карточку сдаёшь на обратном пути. Проезд до города обошёлся в 1330 иен до станции Нингётё, и потом мы добавили еще по 5000 на каждую карточку. Этого нам хватило на всю Японию, да еще 2000 вернули при сдаче карточек на обратном пути в аэропорту. Девочка на кассе, вручая карточки, дала схему метро и ЖД в Токио и сказала: ваш поезд отправляется в 15.24 с 1 пути. Это было через 10 минут. Мы спустились на платформу и уселись в поезд, который тут же и подкатил. Ехали долго, больше часа, следили за названиями станций на табло. Там сначала на японском, а потом на английском. И вообще, во всех центральных местах в Японии всё дублируется по-английски. Но кончено, когда заезжаешь в тьмутаракань, а мы это сделали пару-тройку раз, то никакого дубляжа не дождаться. Правда, само место достопримечательности, на которую потенциально могут ехать иностранцы, машинист всё же объявляет по-английски или включает предварительно записанное сообщение.
Ну что. Ехали, смотрели в окно. Мелькали бамбуковые рощицы, автострады, пригороды. Потом поезд нырнул под землю. Выползли наружу и минут за 5-6 докатили чемодан до нашего отеля. Нам выдали карточки от номера и ваучеры на завтрак. Поднялись на лифте… Комнаты в отелях небольшие по размеру, но всё функционально и хорошо оборудовано. Телевидение, конечно, только на японском, поэтому даже и не пользовались. Чайник, фен, холодильник, кондиционер, дехьюмидифаер, тапочки, халатики, – стандартное оборудование всех номеров, в которых мы останавливались.
Жили мы:
Hotel Sotetsu Fresa Nihombashi – Токио, 2 ночи;
СММ Krystate Kyoto – Киото, 3 ночи;
Toyoko Inn – Ояма, 1 ночь;
APA Hotel – Фукусима, 2 ночи;
Hotel Villa Fontain Hakozaki – Токио, 4 ночи.
Сначала я хотел забронировать всё через Toyoko Inn, потому что там включён завтрак и есть скидка для членов. Даже инициировал вступление в эти члены, чтобы получить членскую карточку в первом из таких отелей. Но потом, в какой-то момент, пока я сравнивал цены на отели в разных системах бронирования, примерно за месяц до поездки, все отели внезапно оказались распроданы, а те, что еще оставались, улетели выше 600 долларов за ночь. Поэтому вместо города Сендай, из которого мы хотели сделать 3 челночных набега на Асикагу, Хиросаки и Какунодате, по факту получились одна ночь в Ояме и 2 ночи в Фукусиме, в которую японцы еще побаиваются ехать после атомной аварии. Правда, мы тоже сначала сориентировались по карте и поняли, что Фукусима город и станция ЖД находятся в 40 км от аварийного объекта, и что радиационный фон там не превышен. Тем более, мы там только собирались спать по 8 часов, а потом уезжать в далёкие места.
Ну и всё. Забрались в номер, получили нервный шок от знакомства с японским унитазом, и подумали: «айнун цванцих фирум зипцих» в том унитазе подогревается сидение, транслируется шум водопада, а если нажимаешь на кнопочку с фонтанчиком, соответственно, для мальчиков или для девочек, то тебе тоненькой струйкой подогретой воды промывает, соответственно, или мужское, или женское место до тех пор, пока ты не нажмёшь кнопку «стоп». И силу напора и температуру этого фонтанчика можно тоже регулировать. Хм… Задумались, может и нам дома такое нужно. Впрочем, у нас в Костко продаётся.
На 2 японские недели компания E-Connect обеспечила нас карманным рутером на 10 устройств. Неограниченный интернет обошелся нам примерно в 70 долларов. Пакет с устройством нас ожидал в отеле при заселении (можно было заказать доставку в аэропорт). Батареи самого рутера хватало примерно на 10 часов, а еще была запасная батарея, еще часов на 16. Ночью мы все это заряжали, а днем использовали. И были всегда на связи. Возвращаясь домой, опустили рутер в почтовый ящик в предоплаченном прилагаемом конверте.
Ну вот. Прилетели, заселились, и пошли погулять в окрестностях…
Райончик Нингётё почерпнут был из интернетских рекомендаций, как спокойный, но имеющий всю инфраструктуру. В пешей доступности 2 станции подземки… что из них метро, а что – подземка, я до сих пор затрудняюсь понять, но действует оно одинаково: сел в вагончик да поехал. Две станции: Suitengumae и Ningyocho давали лёгкий доступ ко всем ключевым местам 38-миллионного города. Оба наших отеля в Токио располагались близко от ТСАТ: Tokyo City Air Terminal – городского аэровокзала, откуда ходят лимузин-автобусы в аэропорты Нарита и Ханеда. Было бы удобно сразу приехать на таком автобусе из аэропорта, но цена 2800 иен отпугнула. Воспользовались на обратном пути, и были вознаграждены за это: с иностранным паспортом цена была снижена до 1900. Центральная станция Токио была тоже недалеко: 2.6 км или 700 иен на такси, если вдруг придётся воспользоваться.
Бродили по кварталам Токио вокруг нашего отеля, заглядывали в магазинчики и ресторанчики, дивились на городскую инфраструктуру с пешеходными возможностями, от которых мы давно отвыкли в канадском автомобильно-плазовом пространстве. Застройки были средней высотности, не выше 20 этажей, а часто ниже, оба наших отеля были 12-этажными. Внезапно между этими современными зданиями вклинивались старые деревянные будочки со вздёрнутыми углами крыш и древней черепицей. Были и маленькие домики в 2-3 этажа, и разные учреждения и заведения. Запомнилась публичная баня, открытая 24 часа в сутки – её можно использовать как самое дешевое место, где можно переночевать в Токио.
Пешеходов и машин было совсем немного, магазинчики-комбини были на каждом углу, автоматы с напитками – и того чаще. Вычитал в отчётах о напитке «Скал», который многим нравится, и искал его в автоматах, но безрезультатно. Уже позже нашёл: сначала в Киото в маленьких переулках, потом в Токио, в комбини. Так вот, эти «комбини», различные Family Mart, Lawson и знакомый нам вроде бы 7-11, расширены до многих функций, которые они не выполняют на американском континенте. Там можно купить коробочки «бенто» с готовыми блюдами, которые вам там же и разогреют, если вы хотите. Оттуда можно отправить свой багаж в следующий по маршруту ваш отель, если по каким-то причинам ваш теперешний отель не предоставляет этой услуги. Там есть туалет известной японской системы, там продаются пиво и алкоголь, причём по вполне божеским ценам, сигареты – тоже продаются. В Японии до сих пор много курят. Правда, не принято курить на улицах, для этого есть специально отведённые места, многие из которых оформлены в виде будок с сидениями и вытяжкой. На ЖД станциях всегда – именно так. А вот в некоторых старых японских ресторанах курят иногда прямо за столиком – нужно осмотреться, если Вам это мешает, и сесть подальше, или зайти в другой ресторан, благо выбор неисчерпаем.
Мы оказались в отеле в районе 5 часов вечера и нашей задачей было дотянуть хотя бы до 8 часов, чтобы лечь спать до утра, накопив усталость и снизив влияние перемены часового пояса на 13 часов. Побродили часа два по городу, а потом зашли в ресторанчик рядом с нашим отелем – ресторанчик безо всяких английских вывесок. Ткнулись на 1 этаж, нам указали идти выше. Пошли на 2-й, нас отправили на 3-й. На 3 этаже нам принесли меню на английском, а когда мы заказали по кружке пива, выдали тарелочку c тушёной monkfish: дальневосточный морской чёрт или удильщик. Это вкусная рыба с характерной желеобразной толстой шкурой, и почистить и правильно ее разделать достаточно сложно, я бы взялся, но за качество не поручился бы. Мы заказали сашими на 2 человек и морских гребешков на гриле. Было очень вкусно, но потянуло примерно на 4000 иен. Официантка приветливо кланялась и улыбалась, и описывала каждую рыбу в сашими при помощи карточки с английскими и японскими названиями. Нам попались сырые: тунец, сладкие креветки, снапер, японская ставрида, а также морские гребешки.
Подкрепившись этими лёгкими и вкусными блюдами, мы отправились в отель и возлегли на очень удобную постель и испытали другой восторг, связанный с японскими подушками. До сих пор точно не знаем, чем набиты эти подушки, но не одним каким-то материалом, это точно. Они упругие, мягкие, но прекрасно держат форму и не сплющиваются за ночь. В них явственно ощущаются какие-то кусочки твёрдого материала, которые приятно массируют шею. Это второе новшество, которое нам бы хотелось иметь дома, наряду с японскими унитазами.
Продолжение следует.