Честно говоря, не планировал писать никакого отчета, но поскольку про Сера да Ештрела на этом форуме практически ничего не сказано, попытаюсь восполнить пробел развернутым ответом на ваши вопросы.
Начну с конца. Не только в этих горах, но и в Португалии в целом без машины очень скучно. Могу развить тему и поспособствовать – это ко мне в личку.
Если говорить про Эштрелу в разрезе «главных португальских гор», и если это не первые горы в вашей жизни, то просто наплюйте и забудьте. Ехать туда целенаправленно нет никакого смысла. Сказочных красот я там не обнаружил, инфраструктура убогая, жизнь полумертвая. Половина аборигенов зарабатывает на продаже сыров, колбас, ликеров и прочего «горного барахла» (козьи шкуры, свитера, шапки, сувениры…), которые на мой вкус эксклюзивностью также не отличаются. Если же смотреть на вопрос проще, то все не так уж плохо – любые скромные горы всегда лучше самой бескрайней степи, коих в центральной Португалии вагон + 2 тележки.
Хребет довольно локальный – легко объезжается на машине по всем «попсовым» точкам (загуглите «15 мест на Сера да Эштрела» и получите их стандартный перечень) за день. Грубо можно обрисовать эти горы в виде подковы, внутренним пространством которой является долина от Valhelhas до Manteigas. В этой долине довольно зелено и уютно, а на внешней стороне «подковы» сплошной ужас – выветренные склоны с низкой травой, каменные осыпи, следы пожарищ. Короче, есть смысл провести несколько дней в этой внутренней долине, и не тратить время на все остальное. Самое сердце – пос. Мантейгаш, в нем можно и поселиться. Поселок тривиальный, но из него радиально во все стороны расходятся дороги, трек-маршруты и т.д. Есть офис туринфо, который я работающим так ни разу и не увидел. У меня была идея фикс пожить в кемпинге, и это случилось здесь:
https://valhelhascamping.com. Кемпинг весьма добротный, ухоженный, с удобным доступом. Далековато от интересных мест, но с машиной не проблема. За себя любимого+машина+электричество платил 7 евро/сутки в конце июня. Моя поездка вышла довольно скомканной и фактически я провел на Эштреле лишь 2 суток. В первый день прошел трэк, во второй прокатился на машине по окрестностям.
Рек там нет. Есть несколько жалких ручейков, поэтому традиционные для многих гор развлекухи типа рафтинг, каньонинг и т.д. практически отсутствуют (хотя во время трека я видел указатель на каньонинг). Сложилось впечатление, что там вообще отсутствует что-либо в плане организации развлечений для активных туристов. Ни ферраты, ни упоминания о скалолазании в поле моего зрения не попали; парапланов и монгольфьеров не наблюдал; велосипедистов видел, но только шоссейников. Мне показалось, что для внедорожного велосипедизма там не самые подходящие места.
Про треккинг. Я пользовался этим сайтом:
https://manteigastrilhosverdes.com – довольно детальная инфа, наглядная карта и фотографии. Прошел связку PR2(Rota do Javali) + PR1(Rota do Poço do Inferno). PR1 – короткая, но очень зачетная тропа с элементами легкого экстрима. Но ее одну можно пройти, только приехав на машине к водопаду Poço do Inferno. Либо, как сделал я – в связке с PR2, начав и закончив в Мантейгаш. В целом получилось очень неплохо, но я бы лучше прошел ее в направлении, обратном рекомендуемому - против часовой стрелки (С-В часть маршрута PR2 очень пологая и скучная. Для обратного пути в самый раз).
В изголовье Ледниковой Долины, спускающейся ровным желобом к Мантейгаш, находится место под названием Covão d'Ametade (прогулочный парк для приехавших на машине «тюленей»). Оттуда открываются шикарные виды на окружающие скалы и берет начало маршрут PR5. Я по нему не ходил, но думаю, он должен быть захватывающим. Судя по карте, конфигурация у него довольно путаная, и может нет смысла проходить все ветки. Я бы, скорее, отклонился от официального маршрута и залез на Cântaro Magro – это такой ярко выраженный пик, доминирующий над всей округой
https://www.google.pt/maps/place/C%C3%A ... 3745?hl=enhttps://www.google.pt/maps/place/C%C3%A ... 3745?hl=enСо смотровой площадки рядом с ним я видел тропу, ведущую на его вершину. Со стороны смотрится экстремально и ОЧЕНЬ ПРИТЯГАТЕЛЬНО. На Wikoloc я нашел трек чуваков, которые туда лазили. Пишут, что это скорее скалокарабканье, чем трекохождение. Если буду в тех краях еще раз – постараюсь пролезть эту тропу.
Еще мне очень понравились склоны на севере от Мантейгаш. Я спускался там на машине по серпантинам – это самое бурнозаросшее место во всей Эштреле. За 20 лет жизни в стране я впервые увидел португальские ЕЛИ. Тенистые и ОЧЕНЬ зеленые места. Не знаю точно, каким маршрутом нужно руководствоваться, чтобы там полазить (возможно, PR13 или PR16). Думаю, эту часть лучше оставить на конец - после разных экстримов и аскетичных гранитных хребтов оттаять душой во всепобеждающем зеленом раю.
Резюме: если не ставить суперзадач и не ожидать сногсшибательных впечатлений, то регион вполне душевный и активному путешественнику найдется, чем себя занять дней на 5.
Виа Ферраты. С этим все ОЧЕНЬ ПЛОХО в Португалии в целом, а на Сера да Эштрела их, похоже, и вовсе нет. Хотя на мой взгляд они были бы там очень кстати – в частности, на скалистых склонах в районе Covão d'Ametade. Могу ошибаться, но, как уже сказал, в туринфо мне пробиться не удалось, а в инете ничего не нарыл. Все ссылки крутятся вокруг трех феррат:
1. Феррата в Castelo de Vide. Очень простая и короткая с легким и удобным доступом. Находится на восточном склоне скалы, на которой стоит церквушка Ermida de Nossa Senhora da Penha
https://goo.gl/maps/6T1ffWznEfipa4bw7. Просто приезжаешь/приходишь к этой церкви, и при подьеме по дорожке уходишь направо в кусты. Огибаешь утес слева от тебя и в нижней точке начало ферраты. Палки не нужны, но после дождей лучше подобрать дрын для помощи на спуске – там местами скользко.
Близлежащий городок Castelo de Vide ни о чем, но можно принять за базу для ночевки – дешевое жилье, рядом замок Marvao, прямо на трассе источник питьевой воды:
https://goo.gl/maps/nmgsP3ZEAD3FqASH7.
2. Феррата недалеко от Sarnadas de São Simão. Был приятно удивлен просторной гористой местностью, о которой даже не догадывался. Машину лучше всего оставить здесь:
https://goo.gl/maps/pJAFjiQnMD1iKHZPA. Прямо на перекрестке указатель на феррату. Дальше очень неудобная метров на 300 тропа сквозь плотные кусты и противную высокую траву. После легкого дождика пока дошел до ферраты, был мокрый насквозь. Палки не нужны. Сама феррата подлиньше и поинтересней предыдущей, но тоже начального уровня. Возврат к машине по участку трека по гребню хребта.
3. Феррата на водохранилище Barragem de Santa Luzia. Здесь можно зависнуть на день-два. Очень красивые виды вокруг, зона отдыха и купания, возможно, треки и веломаршруты также имеются (не изучал вопрос). Машину оставить лучше здесь:
https://goo.gl/maps/oYXPMtrC1Mimtrqa9 - есть небольшой пятачок для 1-3 машин. Отсюда же и начало ферраты – по правой скале когда смотришь на дамбу. Внизу подробный плакат про феррату. Я оказался сильно горд собой, когда изучил его… после прохождения ))). Она реально сложная (уровень D) – почти вся вертикальная с легким отрицательным уклоном. Есть естественные полки для передышек, но тоже стремные. Кроме 2-х ферратных усов очень рекомендуется иметь еще один дополнительный нерастягиваемый, который цепляешь на скобу и висишь на нем во время перестежек. Подход к началу тоже стремный – нужно лезть через ручей и потом по мокрым камням до лесенки. Лучше идти не по стрелке, а прямо от дороги взять чуть правее через камень/кусты, перелезть ручей и подойти к лесенке справа – там камни сухие. Этот опыт опять-таки стоил мне мокрых ног. После прохождения возврат назад по длинной петле асфальтированной дороги – есть время и возможность переварить и осмыслить величину подвига ))). Не знаю уровень ваших детей, но стоит много раз подумать прежде, чем лезть с ними на эту стенку. У меня с непривычки пальцы 2 дня болели и психологически там не весело ни разу.
Хочется верить, что есть в Португалии и другие ферраты, но что-то мне подсказывает, что общее их число в один десяток уложится. Про прокат снаряги при такой ситуации и вовсе думать боюсь, так что лучше иметь свою. Все 3 описанные выше ферраты технически тривиальные – скобы и страховочный трос. Никаких подвесных мостиков, зип-лайнов, лестниц и прочих «развлекательных» элементов. Но состояние у всех отличное: трос сияет новизной, на скобах даже краска не обтерлась.
Вот как-то так в двух словах. Фото из поездки здесь:
https://photos.google.com/share/AF1QipN ... dBNWxmNU5n
Покуда люди болтают, убивая время, время молча убивает их.