Визовый вопрос не затрагиваю, нам как гражданам Израиля виза в Японию не нужна.
Билеты взяли у Alitalia Прага-Милан Мальпенса-Токио Нарита и обратно за 2130 евро на 4-х на официальном сайте компании. Брали в феврале, но точно такая же цена была доступна и за несколько дней до вылета. Альтернативы были - поляки через Варшаву за 1980, но билеты только у какого-то мутного агрегатора. У Эмиратов плоский ценник круглый год под 3000 евро. К тому же Alitalia принесла порядка 3300 аэрофлотовских миль (начислили быстро, через пару дней после нашего возвращения, на сайте номер АФЛ-бонуса ввести не получилось почему-то, сунул карточку на регистрации).
Маршрут у нас был такой: Токио 3 ночи, Ито (курорт на полуострове Изу) 4 ночи, одна ночь в Нагойе (чтобы сходить на турнир сумо), 4 ночи в деревне Хира на берегу озера Бива (40 минут от Киото на электричке), 1 ночь в Токио напоследок. Мы не пытались объять необъятное, хорощо знаем, какового это с детьми, пытаемся сделать отдых ненапряжным, к тому же это была пристрелочная поездка, будем ездить еще - забегая заранее скажу, что Япония оказалась идеальной страной для семейного отпуска, без всяких преувеличений, теперь мне нужны серьезные аргументы, чтобы поехать следующим летом куда-то еще. Ну разве что перелет утомляет изрядно, особенно джет-лаг при возвращении на запад (прилетев туда адаптировались быстрее, чем вернувшись в Прагу).
Финансы:
Жилье на 13 ночей - в среднем 134 доллара за ночь.
Транспорт (я бронировал машину, но в спешке забыл дома международные чешские права, поэтому ездили на поездах) - примерно 1100 долларов. Машина стоила бы примерно столько же, если считать с платными дорогами и бензином, но еще пришлось бы выложить долларов 200 на парковку. Опасались, что в поездах будет трудно с маленьким ребенком (как закричит!) и с большим чемоданом. По факту оказалось, что чемодан можно отправить в следующий пункт из любого магазина типа 7-eleven за 10-20 долларов, ребенок тоже вел себя вполне пристойно. Зато сэкономили часов 20 времени - на машине все гораздо медленней. Минус - не съездили в пару отдаленных мест, куда не ходят поезда и автобусы. Кстати, обратно из Киото ехали в Токио с большим чемоданом (забыли отправить), он тоже вполне прекрасно влезает в шинкансен за задними креслами в вагоне. Формально, если кладете туда свой багаж, надо сказать кондуктору, но в реальности мы этого не делали и всем было наплевать.
JR pass нам бы стоил гораздо дороже, 1750 долларов. Билеты на шинкансены брали без мест, один раз накололись - попали на субботу, все поезда из Токио ехали переполненные людьми, буквально не втиснуться в вагон. Спустился в кассы с платформы, докупил первый класс на ближайший поезд со свободными местами, который был через час (лишние 100 долларов на всех за 45 минут езды, свободных мест второго класса не было ни на один поезд в ближайшие 4 часа). Скоротали время в комфортном зале ожидания (это была станция Атами, где по дороге из Ито надо делать пересадку, чтобы сесть на шинкансен в сторону Осаки-Нагои). Сервис в кассах JR всегда на английском, ни разу не встретился клерк, не говорящий на этом языке. При покупке билетов в Green Car (первый класс) сдал билеты на нерезервированные места, купленные ранее в другой кассе. Деньги вернулись на карту уже через 3 дня. В Японии быстро привыкаешь к тому, что все работает как хорошо отлаженный механизм, перестаешь нервничать, волноваться из-за пустяков и так далее. Это очень расслабляет.
Переезды были такие (первая цифра - примерная цена 1 билета в йенах, рассчитанная мной по Hyperdia еще до поездки, по факту где-то оказалось чуть дороже, где-то чуть дешевле, например из Токио в Ито мы поехали не на Шинкансене с пересадкой, а на прямом экспрессе с панорамными окнами, который идет медленнее, но стоит дешевшле, а ехать на нем одно удовольствие):
Токио - Ито - 4730 75 минут
Ито - Нагойя - 12200 117 минут (первый класс)
Нагойя - Хира - 6430 90 минут
Хира - Токио - 14320 188 минут (брали на всякий случай места с резервацией)
Вот этот экспресс из Токио до Ито, ходит раз в сутки. Limited Express Odoriko называется. Сидушки поворачиваются к окну если никого нет на соседних рядах и хотите сесть лицом к панораме.
Плюс к этому мы еще мотались пару раз на электричке из Хира в Киото (500-600 йен в одну сторону), мы с дочкой ездили в Токио из Ито на экскурсию в музей студии Гибли (70 долларов на человека в одну сторону, брали шинкансен для скорости). На сына 2,5 лет отдельные места ни разу не брали, но ни разу не было так, чтобы для него не оказалось незанятого свободного места.
Траты на все про все (округляя) - авиа 2100, жилье 1350, транспорт 1200, остальное - около 2600 долларов. Плюс - билеты на сумо - 200, билеты на экскурсию в музей Гибли (обычные билеты, которые по $10 продают за месяц с лишним, расходятся на японском сайте за 5 минут после открытия продаж, а продажи открываются в 3 часа ночи по Праги, мне было лень вставать, да и не факт, что с японским сайтом и с европейской картой удастся купить) - 250 долларов на 2 человек (жену и младшего оставили в Ито в тот день).
Вернемся к дороге.
Пересадка туда была 5 часов (в результате задержки вылета из Праги она сократилась на час), обратно - 2 часа. Все формальности были пройдены быстро и без проблем, багаж тоже прекрасно долетел и туда, и обратно. Более того, дочь каким-то образом протащила в рюкзаке на борт в Праге нож Victorinox, мы это случайно обнаружили в Милане и чтобы не потерять его, досдали в багаж в Мальпенсе еще одну сумку - тоже без проблем. В Токио в аэропорту Нарита по прилету прошли паспортный контроль и таможню в общей сложности минут за 25. Народу прилично, в терминале идет ремонт, но все организовано хорошо и время зря не теряется. Вот только миграционки в самолете стали раздавать очень поздно, уже на посадке, пришлось заполнять их в аэропорту. Пока стоишь в очереди на паспортный, проходишь через пункты взятия отпечатков пальцев, так что время не теряется. Пограничник вообще ничего не спрашивал, наклеил визы и все.
В Милане успели сходить в прекрасный музей транспорта и авиации, расположенный в 15 минутах ходьбы от терминала. Самолет Папы Римского Иоанна Павла II, старые паровозы, зайти внутрь легендарного "Чинука" - отличный музей для того, чтобы скоротать время на пересадке в Мальпенсе. Выходите на улицу со второго этажа терминала №1, поворачиваете направо и далее не ошибетесь, есть указатели. да и соврачивать некуда. Очень рекомендую, http://volandia.it/
Как я уже написал выше, перелет ровно 12 часов. К 7-8 часу начинает утомлять. Дети перенесли на удивление хорошо, младший не плакал, полдороги проспал, остальное время был занят мультиками и прочим в таком роде. Меня напрягло, что после взлета и туда, и обратно все пассажиры закрывают шторки и 12 часов ты проводишь в темноте (кроме времени обслуживания). Наверное кому-то так легче спать, но я устал от темноты. Питание по дороге туда было 2 раза, обратно тоже. Есть пиво, вино. После обслуживания стюарды уходят в хвост и к пассажирам не подходят, действует режим шведского стола - стоит тележка (правда, без алкоголя уже), бери сам что хочешь. Самолет был битком, свободных мест для "поспать" не ждите. Последние час-два самые тяжелые и тянутся очень долго. Из Праги мы вылетели в 8 утра пятницы, в Токио были в 10 утра субботы. Обратно вылетели в полдень пятницы, в Праге были в 23 (должны были в 22, но чертов "Смартвингс", он же "Чешские авиалинии", которые как член Скайтима выполняют по кодшерингу рейсы альянса из Праги в Милан, снова, как и на пути в Токио, задержали вылет почти на час). В целом претензий в итальянцам нет, перелет как перелет, самолеты (A330) не новые уже, но в целом все работает. Кормят вкусно, вино итальянское неплохое.
По прилету в Токио обменял пару сотен долларов, обменник в зале прилета один, не найти его сложно. Курс оказался лучше, чем потом в городе. Далее я либо расплачивался картой (70% трат), либо снимал в банкомате в 7-eleven и Lawson. Курс выходил с учетом комиссий чуть похуже уже, но не критично. Карты принимают везде, кроме уличной еды, мелких кафешек и прочего в таком роде. Но не могу сказать, что Япония прям уж совсем кэш-ориентированная страна, особых различий с Чехией или с Россией не заметил.
В Японии стандартное время чекина в гостиницах - 15-16 часов. Мы боялись, что прилетим в Токио в 10 утра и будем грязные и уставшие ждать заселения. С гостиницей связывались заранее, но они не смогли предложить заезд раньше даже за дополнительные деньги. В итоге все как-то так сместилось, что в гостинице мы были как раз в 15.00. Прилетели на 40 минут позже, паспортный контроль, таможня, 40 минут ждали следующего автобуса Keisei bus (10 долларов до центра Токио), брали роутер, потом искали как спуститься в метро на лифте, потом ехали в свой район (Асакуса). У Tokyo Station тусят волонтеры-помощники, накануне ЧМ по Регби и Олимпиады. Дедушка и бабушка лет 60 из какой-то японской деревни, судя по внешнему виду, пытались найти для нас лифт в метро, но они сами, судя по всему, не очень хорошо знают Токио и сделать этого так и не смогли, как не старались. В итоге мы все нашли сами, изучив внимательно уличный стенд, где все расписано - лифты, эскалаторы, и тд.
Билетная стойка Keisei bus прямо напротив выхода в зал прилетов. Рядом желтенькая стойка Limousine Bus - я так и не понял, чем он лучше, но стоит в 3 раза дороже, почти 30. Поезд Narita Express - 40 долларов (это в общем-то обычная цена для любого японского поезда не-шинкансена на такое расстояние). Для инета взяли роутер Telecom Square, 95 долларов на 2 недели. У дочки и жены их андроиды работали с ним прекрасно, а вот мне с моим Xiaomi Mi A2 Lite не повезло - только открывались сайты, работал YouTube, Google Maps, но категорически не работал Инстаграм, Фейсбук, не грузились видео и фото в мессенджерах. Почему, я так и не понял, но когда это обнаружилось, менять уже было поздно, в Токио у этой конторы всего 2 офиса, один из которых в Нарите. Пришлось терпеть и использовать общественный вайфай. Симки стоят совсем негуманно, 60-70-80 долларов на 2 недели с 3-4 гигами данных.
Когда я летел, боялся, что из самолета попаду в запруженный людьми зал, где не смогу разобраться что да как. Оказалось все совсем не так: зал прилетов просторный, полупустой, все кассы, обменники и пункты аренды видны сразу, все найти проще простого.
Гостиница у нас была прекрасная. На самом деле, это просто дом в жилом японском историческом районе Асакусы, но он как бы "приписан" к дешевой гостинице в паре кварталов рядом. Квартира новая, открылась весной. Просторная спальня/гостиная, своя кухня, прихожая, площадь метров 50. Стоила 140 долларов на всех за ночь. Называется Asakusa Hotel Wasou, но смотрите именно семейный номер с кухней - все остальное это совсем не то, обычные капсулы + номера на 6 человек без собственных удобств.
Для каждого гостя была приготовлена юката - традиционная японская льняная одежда.
Симпатичный домик прямо напротив нашего:
В первый вечер у нас хватило сил выбраться в расположенный по соседству храмовый комплекс Sensō-ji. В эти дни в Токио был фестиваль Tanabata https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0 (в каждом районе свой), и на территории комплекса были всякие представления и развлечения, например, спектакли, танцы в национальных костюмах и т.д. С Танабаты в Асакусе мы начали и следующий день, воскресенье, 7 июля. Это основной день фестиваля. Все местные ресторанчики выставляют прилавки на улицы, развлечения и аттракционы для детей, общая атмосфера красочного праздника - несмотря на пошедший в какой-то момент сильный дождь. Очень плотная толпа, но не напрягает. В Токио все три дня, что мы там были в начале поездки, было пасмурно и то и дело шел дождь (6, 7, 8, 9 июля). Купили дождевики в 7-eleven. Один раз вышло солнышко на 10 минут и мы поняли, что нам страшно повезло с погодой: тут же началась нестерпимая даже для израильтян жара, влага на теле (а там очень влажно) как будто закипает. Солнышко зашло за тучку - и все, сразу хорошо. Вобщем, даже не знаю, чтобы мы делали, если бы оно там было все время.
Храмовый комплекс Sensō-ji - вокруг куча торговых галерей, в которых можно укрыться от дождя и съесть что-нибудь вкусное.
Традиционная японская игра эпохи Эдо Touhachiken (東八拳), своего рода камень-ножницы-бумага (вернее, ее прародительница). Часто можно увидеть именно на всяких уличных фестивалях.
Сезон дождей затянулся, но это лучше, чем солнце, поверьте!
Вдоволь нагулявшись на фестивале дошли до большой станции Ueno и пообедали в обычной раменошной. Блюда на витрине, внутри автомат тоже с картинками, платишь, берешь билетик, отдаешь персоналу, у него же получаешь еду и напитки. Очень вкусно, просто и понятно. Не говоря уже о дешевизне - рамен 500-600 йен (для простоты 1 доллар = 100 йен, на самом деле 104-107). Дорогим по европейским меркам можно назвать пиво (от 500 йен за 0,4) и кофе из кофе-машины (500-600 йен).
https://forum.awd.ru/gallery/images/upload/d43/c05/d43c05b449e4c30db0b28ba395e97baa.jpg
Высокотехнологичность Японии это в некотором роде миф. Большинство инфраструктуры (кроме автодорог, жд и современных районов, вроде Одайбо в Токио) - из 70-80 годов, дома зачастую старые, сделаны из говна и палок, хотя и аккуратно. Здание студии Kyoto Animation, где за день до нашего отъезда из Японии умерло при поджоге более 30 человек, не было даже оборудовано системой спринклеров. В кафешках - дисковые телефоны работающие за монетку. Но все очень мило и трогательно.
Девочкам - сердечко, мальчикам - звездочку:
Парковка на 1 машино-место:
На станции Ueno купили билеты на экспресс в Ито, договорились с подругой жены, которая из смешанной семьи и живет в Японии уже 15 лет, встретиться в районе Акихабара. Дошли до туда пешком (1 км). Дочь просила аниме и вот это всё. Район живой, все бурлит, аниме присутствует, но мы пошли в кафешку со щенками Шиба
На следующий день решили съездить в район Одайбо, суперсовременный район, расположенный на насыпных островах из мусора. Ехать туда на автономном метро без машиниста.
Выдалась хорошая погода (при этом было не жарко), в Одайбо и воздух посвежее, чем в центре, там же большое чертово колесо, центр Тойоты, несколько современных ТЦ и знаменитый робот-трансформер (раз в час он "оживает", но на практике это выражается лишь в подсветке и паре движущихся мелких деталей, не впечатлило). Зато младший был в восторге от тойотовского шоу-рума, обожает садиться за руль, а там целое раздолье для него в этом плане. Вход бесплатный.
Вобщем, в целом рекомендую Odaibo как приятную прогулку на полдня. Там же отличный парк, до центра можно вернуться на обычном метро. Кстати, к вопросу о метро: первые дни в Токио мы ленились и просто покупали разовые билетики (это просто, все автоматы имеют английский интерфейс, просто вводишь название станции и покупаешь), потом купили карточки Suica, закинули на них по 50 долларов и пользовались ими уже до последнего дня. Это аналог "Тройки" или Oyster, только можно расплачиваться не только в транспорте, а вообще почти везде, где принимают карты. Проезд по Suica или Pasmo (это токийские карточки, они равноценны друг другу для туриста, в других регионах свои названия, но все работают везде, наша Suica отлично работала в метро Киото, например) стоит чуть дешевле, чем по билету. Бывают и накладки: пару раз наши карточки блокировали, потому что мы якобы их не приложили к валидатору на выходе или на пересадке из метро в поезд. На самом деле я их точно прикладывал, мамой клянусь! Один раз почему-то не был зафиксирован наш переход из метро на поезд на Tokyo station (хотя без турникетов там никуда не выйдешь и не перейдешь), второй раз глюк случился со мной в метро Киото. Оба раза персонал любезно за пару секунд "оживлял" карточку, а в Киото на ней после этого "оживления" даже стало на 600 йен больше, чем до начала поездки
Вобщем, три дня в Токио пролетели незаметно, мы уже были в восторге от Японии и с нетерпением ждали поездки в наш следующий пункт назначения - курортный городок Ито, расположенный на полуострове Изу на горячих источниках, но и на берегу океана тоже. Там нам предстояло жить в столетнем историческом онсене, купаться и гулять вокруг жерла потухшего вулкана - хотя как потухшего, под землей, судя по горячим источникам, ничего особо не потухло. С позволения модератора продолжу в следующем посте!