Подготовка к путешествию по маршруту Север Таиланда-Лаос-Мьянма (январь-февраль 09) велась в условиях цейтнота, поскольку вопрос с билетами Москва-Бангкок решился только к середине декабря. Времени на длительную переписку с бирманскими агентствами и аукционы не оставалось, Shan Yoma, с которой мы уже имели дело, явно испытывала какие-то трудности (менеджеры, работавшие с нами ранее, уволились, электронная почта работала крайне нерегулярно). Поэтому был послан запрос в Nature Dream. Ответили мгновенно. Слегка напрягло обращение «Brother», которое мне почему-то напомнило «Братан». Еще больше удивил прайс-лист на дополнительные услуги, присланный в порядке рекламы вместе с ответом на запрос о ценах на перелеты и отели. Привожу выдержки (цены на 2х человек): Yangon Transfer to Hotel/Airport 56 USD (нормальная цена 6-7 USD за машину), Bagan Transfer to Hotel/Airport 42 USD (6 USD), Bagan - Popa – Bagan 108 USD (25-30 USD), Mandalay Transfer to Hotel/Airport 60 USD (16-18 USD), Inle Lake Transfer Airport-Nyuang Shwe 72 USD (20-25USD), ), Inle Lake Boat transfer Nyuang Shwe-Hotel 44 USD (7-10 USD), Ngapali Transfer to Hotel/Airport 20 USD (Бесплатно ! Входит в сервис отеля). Поскольку ничего, кроме перелетов и отелей покупать не планировал, дипломатично сделал вид, что не заметил их «выгодного» предложения. Дальнейшая переписка строилась весьма своеобразно. Сестры Sabei и Thazin отвечали на вопросы попеременно и выборочно – только на те, которые считали выгодными для себя. Так, многократно повторенный вопрос – если я забронирую отель Thande и в Багане , и в Нгапали, получу ли я дополнительную скидку от отеля – так и остался без ответа. Но об этом позже. Камнем преткновения стали перелеты Heho(Inle)-Mandalay и Bagan-Thandwe(Ngapali). В первом случае предлагался только вечерний рейс, что меня категорически не устраивало, во втором – утверждалось, что возможен перелет только через Янгон с многочасовой стыковкой и по цене 161 USD за человека. Если утренний рейс Инле-Мандалай спустя пару дней подтвердили, то прямой перелет из Багана в Нгапали так и остался на листе ожидания с заверениями, что при первой же возможности нам его забронируют. Подтвердив выборочно то, что меня устраивало, и сообщив дату и время прибытия нашего рейса в Янгон, я написал, что окончательно определимся со спорными вопросами по прибытию. В Янгон прилетели строго по расписанию. Пройдя формальности (визу делали в Москве, чтобы ни от кого не зависеть), мы не увидели встречающих. А ведь я не писал, что лечу в Мьянму в третий раз… Ладно, не впервой. Взяли такси, доехали до любимого Kandawgyi Palace Hotel и уже с удивлением обнаружили в холле улыбающуюся Thazin. Сэкономили на бензине, с……естры. Просматриваю распечатки ваучеров и авиабилетов. Стоп. Вы же мне подтвердили утренний рейс в Мандалай, а здесь вечерний. Не моргнув глазом, заявляет, что авиакомпания изменила время рейса. Знаю, что такое в Бирме случается, но все же решаю отказаться от выкупа билета. Забегая вперед скажу, что легко купил билет на утренний рейс у первого попавшегося турагента. Что с прямым рейсом Баган-Нгапали ? По прежнему impossible, но она готова сделать небольшую скидку, если мы согласимся лететь с пересадкой в Янгоне. Спасибо, не надо, мы как-нибудь сами. Опять забегаю вперед - в агентстве в Nyuang Shwe (Inle) ничего не подозревали о существовании такой проблемы. Поэтому легко продали мне билет на этот рейс за 90 USD. Переходим к обсуждению отелей. Мандалай. Я много писал, что мы не имеем четкого плана осмотра окрестностей, в частности возможно на одну ночь остановимся в Monywa. А в ваучере бронь на три ночи в Мандалае. Нет проблем оплатите одну, а с остальным разберемся по факту, когда вернетесь в Янгон. Замечательно. (Поздно вечером второго дня пребывания в Мандалае, после возвращения из Monywa, в дверях нашего номера возникла обеспокоенная дама-менеджер отеля и попросила заплатить за вторую и последующие ночи. Оказалось, что эти с…..естры, позвонили в отель и сообщили, что не гарантируют оплаты, более, чем за одну ночь).Вновь задаю вопрос о бронировании отелей одной цепочки Thande и специальных ценах из этого вытекающих. Глядя на меня честными глазами, Thazin заявляет, что она и так предложила самые специальные из возможных цен, но из особой любви к своему «брату» готова подвинуться еще на 2 USD в цене отеля на побережье. Должен заметить, что первоначально отель Thande Beach Hotel предлагался по цене 99 USD, но после переписки была согласована цена в 85 USD (по такой цене он продавался другими агентствами). Соглашаюсь, несмотря на смутные подозрения и протесты внутреннего голоса. Как вы думаете, что я увидел первым делом после заселения в отель Thande в Багане ? Правильно, рекламный плакат, предлагающий гостям отеля забронировать отель Thande в Нгапали по специальной цене 65 USD. Можете представить гамму чувств, которые я испытывал, разговаривая с Thazin по телефону на ресепшн рядом с этим плакатом, в особенности, когда слышал на другом конце провода крики – это невозможно и не может быть никогда. После повторного звонка уже Sabei (все таки хозяйка фирмы) и моего напоминания, что я задавал прямой вопрос о Thande по крайней мере трижды, мне было обещано возместить разницу в цене между 83 и 65 USD в сутки за отель в Нгапали по возвращению в Янгон. Но г-жа Sabei забыла объяснить механизм этой компенсации…Прилетев в Нгапали, мы «с чувством глубокого удовлетворения» встретили известие на ресепшн, что наш агент звонила и подтвердила, что компенсирует нам разницу в цене. 9-ти дневный отдых в Нгапали просто промелькнул мгновенно. Время ехать в аэропорт. Мне вручают счет. 9х65=585 USD. Немая сцена. Показываю ваучер, что уплачено 9х83=747 USD. Молоденькая «ресепшионистка», очень плохо говорящая по английски, бормочет что-то типа того, что ей велено передать мне этот счет. Мобильные телефоны Sabei и Thazin естественно не отвечают. С трудом находим старшего менеджера, чей английский более доступен для понимания. Выясняю, что если заплачу 585 USD здесь, то мне вернут 747 USD в Янгоне. Почему так сложно ? А нельзя просто вернуть разницу в 162 USD ? Нельзя, потому что цена в 65 USD не распространяется на агентства, поэтому они вернут им их деньги и примут мои. Черт возьми, а нельзя было это объяснить заранее, а не за час до отлета самолета ? Ну это уже риторический вопрос по русски. После короткого совещания с женой, где как мантра повторялось - «Мы не в России, а в Мьянме. Здесь не кидают. Кроме того, у нас почти два дня в Янгоне» - решили рискнуть и заплатить повторно. Менеджер отеля пообещал, что дозвонится до агентства и нас встретят в аэропорту. Не встретили. Уже не удивились. Добрались до отеля. Первый вопрос – нет ли сообщений для меня ? Нет, сэр. Опять не удивились. Прошу набрать номер - О чудо ! Sabei ответила, даже извинилась и сказала, что их менеджер уже практически на пути к нам и я могу действовать по своему плану – она может оставить конверт на ресепшн. Нет уж, я лучше дождусь. Спустя полчаса менеджер торжественно вручила мне конверт и даже пыталась мило беседовать, расспрашивая о дальнейших планах. Но «фирменное» обращение «брат» настолько резало мне слух, что я постарался поскорее завершить светскую беседу и попрощаться.
Такая вот история. Кто-то скажет, что это пустяки, возвращение денег вообще чудо, невозможное, если бы на месте Nature Dream оказалось российское агентство. И это правда. Но человек, мало-мальски знакомый с Бирмой, должен посмотреть на это по другому. До этого мне не приходилось сталкиваться там с ситуацией, чтобы мне лгали в лицо. Схитрить, не сказать всей правды, умолчать – да, это возможно. Но солгать в ответе на прямой вопрос – это страшный грех для буддиста. Что касается возврата денег… Есть хороший английский анекдот на эту тему (не в Бирме будет рассказано). После званого обеда хозяева звонят гостям и сообщают, что у них пропали ложечки из фамильного серебра. Как вы могли такое о нас подумать ? Да, ложечки уже нашлись, но осадок остался знаете…