Только это уже моё фото со стены крепости в Безансоне, там был немного другой ракурс. Картинка встретилась не случайно. Друзья дали задание найти красивую речку, более или менее сравнимую в рекой Ло в Южных Пиренеях, по которой мы плавали в 2015. Короче, решили повторить, так всем понравилось. Задание я выполнила быстро, нашла не менее красивую речку Ду (Doubs), которая начинается в горном массиве Юра, течет на восток, потом на север по границе Швейцарии и Франции, потом на запад до впадения в Сону.
Как выяснилось много позже, после прочтения тонны отчётов на разных сайтах, реку Ло трудно переплюнуть по красоте, она считается непревзойдённой. Значит, тогда мы начали с самого «пика», дальше только понижение качества путешествия. Однако у Ду оказались свои особенности. Прежде всего, она не везде судоходна, как многие реки Франции, зато попала в систему каналов, построенных еще 200 лет назад по указу Наполеона. Она является частью канала Рона-Рейн.
Более того, если путешествие по Ло было ограничено двумя глухими плотинами, по Ду можно доплыть до любого моря, Северного или Средиземного. Так что в Бургундии маршрут проходит с чередованием узкого канала и широкой реки.
Еще одно отличие от Ло: на ней все шлюзы механические, кроме одного в Каоре. На Ду, наоборот, все автоматические (открываются пультом), кроме одного механического в Безансоне. Именно эту информацию я искала в отчётах, но ничего не нашла. Поняла, что наши соотечественники (по крайней мере те, что пишут отчёты) на этом маршруте не были, хотя обошли все другие каналы Франции по нескольку раз.
Интересно также, что 4 года назад на базе разобрали все суда, и мы встречали все виды пенишетов по много раз в день, а сейчас на базе почти все суда остались, и встречных почти не было, за всё путешествие не более 10 раз. Кризис, однако, во Франции! Путешествуют немцы и…. австралийцы!
Итак, река найдена, ищем лодку. На реке оказалась база уже знакомого нам прокатчика – Nicols – в тогда еще неизвестном нам городке Доль:
Логистически удобно: 450 км от Парижа на поезде почти до базы (от вокзала 1 км). Изучаем окрестности: сам Доль заслуживает внимания, плывём через Безансон, тоже интересный город. Между ними – пещера Осселль. А главное – горная система Жюра (Юра), по которой течёт река. К хорошему быстро привыкаешь: после Ло с её скалистыми берегами, пещерами, деревушками на скалах хотелось того же.
Бронировать надо до Нового года, чтобы была скидка за раннее бронирование. Но друзья потихоньку отвалились по разным причинам, зато внуки всё спрашивали, едем ли мы. Не могла же я обмануть их ожиданий. Старшие, которые уже плавали, как ни странно, согласились ехать без друзей, только семьёй. А семья-то большая, всех душ 14 «штук». Надо брать две лодки. В новогодние каникулы собрались все и стали решать. У старшего сына были свои планы на лето, и осталось нас 11. Так что в январе забронировала я на сайте фирмы лодку на 11 человек (6 взрослых и 5 детей).
Онлайн бронирование не даёт самим выбрать судно, как это мы делали по телефону и по почте в 15 году. Программа дала нам самую большую лодку на 12 человек: 5 кают и диван в салоне (не понадобился, самый маленький, четырёхлетка, спал с родителями), два санузла и веранда. Нижний и верхний рули. В кухне плита на 4 конфорки, духовка и двойная раковина, большой холодильник. Тесновато было в салоне, когда все (или большинство) собирались поесть, а на ходу как-то народ растекался по палубам.
Еще возникла проблема с программой бронирования: она не давала выбрать маршрут! 5 или 6 раз я заводила кольцевой (из Доля в Доль), на что мне выпадал ответ «нет лодки на вашу компанию». Плюнула, оставила конечный пункт «индефинит», так потом пришёл документ с маршрутом из Доля в Пор-сюр-Сон (потом мы обнаружили это название на своём кораблике!). Но нам туда не надо! Мы хотим вверх по Ду, а не вверх по Соне, где нет гор. Решили разобраться потом, протянули до апреля, дочка им написала на французском (хорошо ехать во Францию с франкоговорящим!), ответ был: извините, вы поменяли маршрут менее чем за 10 недель до отплытия, поэтому плату за oneway маршрут (за возврат судна на базу) – 150 евро – вернуть не можем, т.к. судно уже заказано после вас в этом городе, Пор-сю-Сон. Ладно, хоть не доплачивать.
Итак, судно забронировано на срок с 29.06 по 6.07 (неделя). Решено плыть вверх до городка Бом-ле-Дам (туда и обратно – 182 км), посетить пещеру Оссель во второй день и Безансон в третий. Пройти 62 шлюза (в оба конца) и три тоннеля. Слава богу, все подъёмные мосты остались вне маршрута, выше по реке. Интересно, что этот маршрут выложен на главной странице сайта базы, но программа о нем не знает, в нее заложен маршрут вверх и вниз на 2 недели. Вот наш маршрут (увеличить прокручиванием, синие метки - ночёвки вверх по реке, малиновые - обратно, зелёная - поворот назад):
Оплатила, как обычно, 40% от стоимости сразу и остальное за месяц до старта (они сами с карты списывают). Сразу заказала роутер (hotspot) для вайфая (50 евро), конвертор с 12 вольт на 220 (10 евро), велики решили посмотреть на месте, т.к. у нас дети от 4 до 15 лет, непонятно было, что такое у них за детские велосипеды. В результате взяли два взрослых, с маленькими колёсами (по 40 евро). Также на месте взяли напрокат барбекюшницу за 40 евро, она оказалась газовая! Отличная вещь! Легко готовить и легко мыть (фото нет).
Естественно, не обошлось и без оплаты финальной уборки – 250 евро. Таким образом, имея скидку в 665 евро за детей (5 душ), пенсионеров (двое), но не за раннее бронирование, доплатив за моточасы (топливо) около 300 евро, мы уложились в 3,5 тысячи евро (или чуть больше). Кому-то может показаться, что это много, но если разделить на 11, будет чуть больше 300 евро, или 22 тысячи рублей за проживание в течение недели в плавучем отеле, т.е. за жильё и движение одновременно. (Сейчас читаю отчет о пляжном отдыхе в Хорватии на Истрии, мамочка дорогая! Ну и цены! Мы дёшево съездили!) Как всегда, перед отплытием берут залог, четыре года назад это была тысяча евро, сейчас – две (лодка вдвое больше). Мы всегда даём налом (евро не покупные – заработанные) и сразу забираем, ничего на карте не блокируется.
В апреле стали брать билеты, долго искали подешевле, нашли немного «кривые»: туда в Шарль-де-Голль Аэрофлотом, обратно из Орли Россией, но аэропорт в Москве общий – Шереметьево, нам ближе всего, значит, трансфер дешевле, ибо ехали двумя микроавтобусами. Билеты каждому по 20 тысяч. Но когда дочка купила на нас шестерых (её семья и мы с мужем), оказалось, что младший сын уже не может взять на свою семью из пяти человек на тот же субботний рейс, поэтому они отправились на день раньше и ждали нас в Доле, что нам очень помогло, даже спасло всё путешествие. Кто же тогда, в апреле, мог предугадать страшную жару в Европе, тем более что в апреле, мае и июне народ замерзал на севере Испании!
Сын купил заранее билеты на поезд TGV, т.к они поздно приезжали в Доль, а также забронировал квартиру, шикарную, четырехкомнатную, с камином, чуть меньше 100 евро. Мы же решили ехать на региональном поезде, т.к. боялись опоздать на экспресс (так и вышло бы!).
Визы получили довольно легко и относительно быстро (если бы не праздник 12 июня), но ровно через неделю после подачи нам в Дубну привезли паспорта. Всем дали на разный срок, нам с мужем на 4 года (паспорта кончаются через 4,5). Конечно, у девочки, принимавшей документы, вызвал удивление счёт-фактура на забронированный пенишет, она спросила, можно ли считать это отелем….
День первый. 29.06.19, суббота
Снижаемся над Парижем, фотографирую и после приземления отсылаю фото знакомым парижанам (мол, помахали вам крылом). Вот тут-то и узнаём о Жаре! Конечно, мониторили погоду: видели и 29, и 35 на наши сроки. Но тут мне пишут, что в Париже отменили на три дня занятия у младших школьников, а взрослые спасаются белым вином со льдом, везде раздают бесплатно воду… Это был первый звоночек, предупредивший о предстоящих на этот день пытках.
На стоянке такси заказываем машину на шестерых, едем и уже начинаем умирать от жары: кондиционер в машине не справляется. Движение замедляется, встаём в пробках. Понимаем, что правильно не купили билеты на экспресс, который идет до Дижона всего полтора часа (есть и прямой до Доля), ни на один из двух мы бы не успели, тащимся до Лионского вокзала (вернее, Берси) целый час вместо получаса. Значит, едем на электричке (3 часа + 0,5 до Доля), зато успеваем пообедать, нашла ресторанчик «Венеция» напротив вокзала.
По дороге спрашиваем водителя, сколько будет доехать на нем прямо на базу в Доль. Этот вариант рассматривали еще дома, муж даже согласился оплатить такой трансфер (от 500 до 1000 евро). Водитель долго искал это место в навигаторе, посчитал нам тоже что-то около 500 евро, но! Время навигатор показал негуманное, прибытие не раньше 17 (как на поезде), плюс мучиться при еле дышащем кондее, плюс нашим мужьям надо где-то курить в течение этих шести часов, да и столько в машине не высидишь… Оставляем эту идею, хотя зря, как оказалось…
Покупаем на вокзале билеты и понимаем, что в ресторан тоже не успеем, приходится питаться фаст-фудом в вокзальном буфете. Двигаемся к перрону, и тут… тадам! Поезд отменен, сломался! Следующий через полтора часа! А нас время поджимает: лодки выдают с 14 до 18, мы должны были приехать в 17.10, о чём и предупредили базу письмом. Однако у нас там «засланный казачок». С сыном договорились, что они подойдут на базу заранее, попробуют пройти инструктаж. Лодки выдают по паспорту заказавшего (моему) и распечатке оплаченного счёта. У сына он был, дала ему копию паспорта. После отмены поезда звоню ему и объясняю ситуацию: будем в Доле только в 19, после закрытия базы. И чудо! Ему выдали лодку по этим двум бумажкам! Он прошел инструктаж (парень на базе не мог понять одного: как это мы без машины!), взял в прокат велики и барбекюшницу, купил продукты. Нам инструктаж не нужен, плавали, знаем…
Контора базы в Доле:
А мы пока страдаем на вокзале от жары, кондиционеры тоже не справляются. Ходим по очереди в ресторан «Венеция» попить кофе, все-таки там прохладно и есть вайфай. Садимся в поезд, он забит двойным количеством людей, предыдущий ведь отменен; все бегут из раскалённого Парижа. Кондей опять еле дышит, туалеты не работают, через час в поисках работающего зашли в соседний вагон, там меньше народу и прохладнее. В Дижоне пересадка (очень грамотно сделано: интервалы ВСЕ по 10 минут), маленький двухвагонный поезд на Безансон (это боковая ветка на восток, сам поезд из Парижа идет на юг в Лион) суперсовременный, а главное, в нем отличный кондей, хоть полчаса подышим нормально!
В Доле поняли, что это еще не конец испытаниям: стоянка такси есть, нет самих машин. Система та же и в большом Дижоне: такси надо вызывать по телефону. Звоним – автоответчик: ждите, мы вам перезвоним. До сих пор жду… Сразу вспомнила, что заказать такси проще из кафе. Так и вышло, через пять минут приехал знакомый барменши, погрузили в такси деда с внуками и вещами, остальные трое побежали в маркет «Казино» докупить продуктов, все равно он почти по пути. Заранее дома я отметила на нашем пути все продуктовые магазины и булочные, выяснилось, что, по сравнению с прошлым плаванием, не надо сильно затариваться на несколько дней: магазины встречаются каждый день. Однако я не учла того, как много едят дети-подростки, особенно на свежем воздухе, когда они целый день ныряют и плавают! Так что продукты мы возили впоследствии, загрузив два велика, как двух ишаков.
В начале девятого семья воссоединилась на нашем кораблике. Конец страданиям! Жаль, что нельзя искупаться: база на канале, а не на реке, суда стоят впритык. Зато на мостках можно облиться из шланга, уже хорошо:
И наконец-то белое вино со льдом как награда за пройденные испытания:
После ужина идём осматривать Доль. Разрекламированный мной после пары отчётов на этом форуме и уже осмотренный и отснятый сыном утром, он всё равно нас потряс. Мы еще пойдем гулять три раза: утром, по приезде вечером и в день отъезда утром. И каждый раз будем находить что-нибудь новенькое.
Википедия сообщает:
« Доль (фр. Dole) — самая крупная (по населению) коммуна французского департамента Юра, бывшая столица исторической области Франш-Конте. Родной город Луи Пастера. Доль расположен на реке Ду и канале Рейн — Рона. На 2012 год население города составляло 23 685 человек. В VI веке Доль становится центром пага Амау (Amaous) королевства бургундов. С XI века Доль служит одной из столиц графов и пфальцграфов Бургундии, ставших вассалами Священной Римской империи. Граф Рено III делает Доль своей главной резиденцией. При нём выстраиваются новые стены, большой каменный мост, организуется ярмарка, основывается цистерцианский монастырь, командорство ордена тамплиеров. Его зять Фридрих Барбаросса расширяет замок графов Амау. В 1274 году Доль получает права вольного города. В 1670-х годах после нескольких осад перешёл в руки Короля-Солнца. Местный парламент и Бургундский университет, основанный в 1423 году Филиппом Добрым, были переведены в Безансон.»
Так что это вам не кот начхал…. Кстати о коте! Кот Мурлыка, герой сказок французского писателя Марселя Эме, стал почему-то символом Доля (хотя Эме родился не там, а недалеко, в Жуаньи на Йонне). Коты там буквально под ногами (значки экскурсионного маршрута), на стенах, крышах и вывесках:
Город стоит на реке и нескольких каналах:
Чем-то подобные города напоминают Венецию, поэтому и ресторанчик здесь назван «Маленькая Венеция»:
Имя родившегося здесь Луи Пастера используют все кому не лень. Вот его дом:
а вот ресторан его имени:
Доль поздно вечером:
Собор Нотр-Дам 16 века:
Ресторан на реке:
Идем спать на наше судно:
День второй, 30.06.19, воскресенье
Утро красит…. Вот наш кораблик:
Пока народ просыпается, бегаю рядом, снимаю окрестности:
Затем с двумя великами отправляемся в супермаркет на окраину города, т.к. в маленьком «Казино» с вечера не всё купили. Затариваемся сырами, фруктами, овощами, мясом, молочкой, вином, хлебом (горячие багеты и круассаны в булочной на входе), а самое главное – питьевой водой и мороженым для детей, а то они уже начали грызть лёд… :razz:
Вода на судне есть техническая для туалетов, берётся (качается помпой) прямо из реки, а есть так сказать «водопроводная» для помывки всего и всех, на ней можно готовить и её в принципе можно пить, если бы она не поступала из танка лодки. А кто знает, насколько он чист? Так что детей поили покупной, улетала она в жару быстро. Еды хватило на два дня, до Безансона. Конечно, свежие круассаны каждое утро никто не отменял…
Наконец отплываем. Начинается красивая платановая аллея, как зелёный тоннель…
Вдоль канала – велодорожка:
Сужение канала под мостом:
Шлюзы, как уже сказано, автоматические. Выдали нам такой пульт:
Семафор включает зелёный, вода начинает выливаться (идем вверх, поэтому нам готовят нижний уровень)…
Открываются ворота...
На входе смотрим, с какой стороны механизм «дёрни за веревочку» (вернее, за металлический прут), который включит дальнейшую работу: закроет ворота, наполнит шлюз водой и откроет другие ворота. Вот такой:
Видно, что зять уже вылезает на лестницу принимать швартовы и включать механизм. Дергать надо синюю сторону, красная – аварийка. (снято на обратном пути, где идём вниз, а сначала лестница была длинной)…
Канал сильно зарос кувшинками…
Первое встречное судно. В узком канале расходимся впритык…
Наконец, пройдя три шлюза, выходим из канала в реку…
Встаём на таком вот понтоне (возле каждого шлюза для ожидания шлюзования) купаться…
Далее чередуются участки реки и канала. Вот как выглядит их граница (ниже канала река с перекатом):
Каждый раз, выходя в реку, купаемся. Через пять часов после отплытия появились предгорья Жюры…
Живность по берегам. Цапель на реке много, ибо много жирных лягушек, орущих басом…
Виднеются церкви с разноцветной черепицей на куполе (визитная карточка Бургундии)…
Так как нам на следующий день в пещеру, планировали остановиться возле нее, чтобы меньше топать пешком. Сама пещера выходит прямо на реку, но именно там река не судоходна.
Встаём на канале в 3 км от неё. Там понтон перед шлюзом, необычный тем, что вместо травянистого откоса или зарослей кустов сделана стенка-клумба, видны остатки цветов (маки) и два куста лаванды….
Сам понтон тоже не понтон, а бетонный причал. Шлюзы уже не работают (потом мы опытным путём выясним, что время окончания работы – 19.00 – для автоматических шлюзов является пустой формальностью. Есть пульт – проходи, если надо), поэтому купаемся прямо здесь, несмотря на зелёную воду, делаем барбекю, пьём вино – празднуем начало похода.
День третий. 1.07.19, понедельник
Утром сын с женой метнулись на великах за круассанами и свежим хлебом за 10 км в ближайший городок с булочной. После завтрака шестеро не самых ленивых отправляются в поход в пещеру Оссель. Идем по шоссе по жаре полчаса. Хотели успеть к 9 утра, но попали лишь в 9.30. Оказалось, удачно, т.к. первая экскурсия в 10. Почему-то не снимала окрестности пещеры, так что все фото снаружи - сканы с гугл карт:
Отдышались в теньке на веранде кафе и прочитали описание экскурсии на русском, в полумраке внутри читать сложно, гид говорит по-французски…..
Здесь в сувенирной лавке покупаем билеты (около 10 евро на душу), справа домик - туалет.
Это вход:
Пещера знаменита тем, что является одной из первых туристических, с 16 века. Сюда любил ездить Вольтер. В 18 веке здесь давали балы и концерты. А во время великой французской революции в пещере прятались от революционеров священники, там служили мессы и уходили от облав тайными ходами, до сих пор не обнаруженными...
Зато в пещере обнаружены скелеты пещерных медведей, причём однажды были украдены черепа. Так они стоят безголовые…
А на радость туристам сделаны муляжи, целое семейство:
Переходим мостик через ручей, а заодно и границу департаментов Жюра и Ду:
Пещера когда-то в доисторические времена была образована подземной рекой. Сейчас там оборудованы дорожки и освещение. Гид его за нами выключает. Замёрзшие выходим опять в пекло. Еле живые от жары доползаем до лодки и падаем в воду канала. Плывём дальше.
Проходим тоннелем (небольшой, метров 250, но красивый).
Двойной шлюз...
Снова встречный… Это фирма LeBoat. Итого по одному встречному в день. Не густо.
Наконец на высокой горе показалась крепость Безансона. В одном кадре перекат, шлюз и цитадель…
На перекате сидят утки…
Обходим город по излучине-меандру. Мимо фонтана «Минотавр»…
Проходим единственный на пути механический шлюз. Радости наших подростков нет предела. Наконец-то работа! А не багром толкать в стенки. И не посуду мыть, ведь их поставили на мытьё посуды как раз ввиду отсутствия работы на шлюзе…
Поднимают щиты….
Открывают ворота….
Встаём в марине (стоянка 18 евро).
Плакучие берёзы на берегу.
Не можем подключиться к воде: не подходит переходник (он нигде не подходил, кроме родной базы!). Рядом с колонкой стоит большое черное судно. Капитан, видя наши мучения, выносит пакет с переходниками, их там несколько десятков. Знакомимся. Австралийцы держат судно в Нидерландах, прилетают и плавают по Европе. Наш капитан подружился со всеми стоящими там людьми, пока мы бегали искали магазин. Найденный заранее «Казино» близко, но нечего там купить. Час бегали.
Сначала нашли родной дом Виктора Гюго (Безансон – его Родина)….
Тут же родной дом братьев Люмьер…
Открытые в жару окна.
Плющ...
Дома’..
Безлюдная площадь.
Закат в марине…
После ужина снова идём гулять. Фонтаны:
Два Гюго:
Что-то непонятно (сабо? мотоцикл с людьми?)…
Мэрия…
Граффити…
В парке возле стоящего Гюго обнаружили красивое современное сооружение с отличной акустикой. Оказалось..... туалет! Наши хористы не преминули воспользоваться им не по назначению, спели дружно и громко акапелла "Выйду ночью в поле с конём". Никого не арестовали, хотя туалет при отделении полиции.
Завтра на штурм крепости...