Что делать, если хочется увидеть Фарерские острова – тупиков, дерновые крыши, горы, океан и водопады, но машины нет и бюджет ограничен?
Конечно же ехать, разработав заранее маршрут и спланировав все расходы. Именно так я поступила в конце июля 2019. Ниже я опишу организационные вещи, возможно, кому-то эта инфа поможет в подготовке к путешествию, а в продолжении будет отчет о самом интересном из увиденного, а успела я за 4 дня довольно много, хотя вместо машины были общественный транспорт и 3 экскурсии.
Чтобы вам было удобнее, вот оглавление со ссылками на посты, по мере дополнения темы буду его обновлять.
Много букв про организационные вещи: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=373488
Тупики на о. Мичинес – летняя колония счастливого режима: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=373488#p9577732
Вестманна – birdwatching или cliffwatching: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=373488#p9581874
Саксун и Хвалвик – про покой, китов, людей и крыши из дерна: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=373488#p9587990
Заключительная часть. Мало букв и много картинок о том, что можно успеть за 4 дня, путешествуя на автобусах и своих двоих: http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=373488#p9600446
И вдогонку немного видео
ролик про тупиков: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=373488&p=9614206#p9614206
а вот о том, как здОрово плыть на остров Мичинес: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=373488&p=9614458#p9614458
Много букв про организационные вещи
Виза
Для въезда на острова нужен шенген с пометкой Valid for Faroe Islands. Получают его так же, как обычную датскую визу, только при подаче документов нужно в явном виде сообщить, что вы летите на Фареры, и тогда вам проставят эту пометку. В июле 2019 на эту пометку обратили внимание только на паспортном контроле по прилете в Копенгаген из Москвы, дальше моим паспортом никто не интересовался до вылета домой. В аэропорту Вагар паспортного контроля толком нет, но поток туристов на Фарерах растет, поэтому все может измениться и лучше выполнить все формальные требования.
Перелет
Долететь до Фарер из Москвы можно только с пересадкой. Ту-ту.ру и другие сайты предлагают Airbaltic с пересадкой в Риге, на нее отводится около часа. Этот удобно тем, у кого только ручная кладь. У меня был чемодан бОльшего размера, т.к. в Москве в день вылета было +27, а на островах +15, и теплые вещи пришлось везти с собой, а не на себе. Чтобы не поседеть во время стыковок, я полетела Аэрофлотом до Копенгагена, а дальше – Atlantic Airways. Вышло немного дороже (в итоге около 50 т.р. за все билеты), но времени между вылетами хватило на небольшую экскурсию по Копенгагену по дороге туда, на обратный путь на ночь был забронирован Zleep Hotel Copenhagen Airport, и утром я без суеты вылетела в Москву.
Я не раз читала, что посадка на Фарерах жесткая, т.к. аэропорт построили в середине 20 века, и ВПП короткая. В моем случае эта инфа не подтвердилась – сели точно так же, как в хорошую погоду садимся в Москве, а фарерцы удивились моему рассказу про слухи о жестких посадках и ответили, что все это выдумки.
Аэропорт Вагар маленький, чтобы добраться от него до забронированного жилья, прямо у выхода можно сесть в автобус 300 или воспользоваться shared taxi. И то, и другое идет в Торшавн, автобусный билет до Торшавна стоит 90 крон, место в такси – 200. Если у вас жилье на острове Вагар, автобус обойдется в 20 крон, а shared taxi – в те же 200. Разница в том, что автобус высадит вас на остановке (они есть во всех деревнях острова), а такси привезет к входу в жилье.
Жилье
Фарерцы не так давно начали развивать туризм, поэтому жилищный вопрос лучше решить как можно раньше. Я озаботилась им за полгода до поездки и увидела, что 2/3 жилья уже забронированы, оставшееся расхватывают очень быстро.
Зная после поездок в Норвегию, что в Скандинавии самое простое жилье будет, скорее всего, чистым, комфортным и снабженным всем необходимым, я ориентировалась на расположение жилья, завтрак и наличие элементарных удобств, а не на количество звезд.
Как бы это ни выглядело, на Фареры я собралась в первую очередь, чтобы увидеть тупиков, во вторую – горы, океан и водопады, и, если останется время, Торшавн. Раз к тупикам надо плыть от пристани на о. Вагар или лететь на вертолете из аэропорта, я сначала выбрала Hotel Vagar, находящийся на этом острове. Попыталась внести предоплату с кредитной карты, но платеж почему-то не проходил, и я, видя, как быстро кончается свободное жилье, запаниковала и сделала банковский перевод, о чем сразу написала в гостиницу. Мне ответили, что все ок, и меня ждут в июле, но, когда я в апреле попросила прислать подтверждение брони, чтобы сделать визу, сначала несколько дней молчали, а потом ответили, что бронирование отменено. Дальше я несколько раз им писала, спрашивая, как это возможно, ведь все оплачено, и об отмене бронирования меня не предупредили. Ответа не было. Тогда я позвонила в гостиницу, сотрудница сначала что-то долго искала, а потом сказала, что не видит мой платеж. Я отправилась в Сбербанк, где мне подтвердили успешность транзакции и сделали запрос в банк получателя платежа. В итоге я написала в гостиницу самое возмущенное письмо, какое могла составить на английском, с приложением фото платежки и подтверждением успешной транзакции от Сбербанка. После этого сотрудники гостиницы наконец-то проявили признаки жизни – ответили, что при переезде офиса что-то потеряли, но теперь платеж нашелся, и они приносят извинения, и вернут деньги как только, так сразу, и если я надумаю к ним ехать в следующий раз, мне предоставят скидку. Деньги пришли через неделю, и я снова начала поиски жилья, которого уже осталось мало, как дефлопе.
В итоге я жила в Bed & Breakfast Sandavágur – замечательном гостевом доме в соседней деревне. Как я и ожидала сначала, там оказалось очень уютно, идеально чисто, хотя ванной, туалетом и кухней пользовались все гости, правда, совсем не многочисленные, дом небольшой, что, на мой взгляд, тоже очень хорошо.
На заднем дворе соседнего дома жили гуси и собака, из моего окна открывался вид на море, горы и деревенскую церковь с чудесной подсветкой по ночам, а в холодильнике каждое утро меня ждал простой, но вкусный и сытный завтрак. Хозяева, в отличие от персонала Hotel Vagar, оказались очень отзывчивыми. Они рассказали мне, что подтверждение с "Букинга" можно подать в пакете документов на визу (я делала ее самостоятельно впервые, и эта информация оказалась для меня полезной) и разрешили в день вылета оставить у них чемодан до вечера, хотя в их правилах написано, что освободить комнату нужно до 11:00.
Деньги
Расплачиваться можно датскими и фарерскими кронами или пластиковой картой, при этом лучше иметь при себе запас наличных, так как дважды платежи по моим картам, которыми я без проблем пользуюсь в Москве, не проходили.
В Москве можно купить датские кроны, когда будете расплачиваться ими на Фарерах, сдачу вам будут давать фарерскими. Банкноты очень красивые, но оставлять их, улетая с островов, есть смысл только в качестве сувенира – обменять их дома на рубли не получится.
Цены
На Фарерах растет картошка, есть рыба, овцы и молочная продукция. Все остальное они импортируют, поэтому стоимость жилья, топлива, еды и всего остального примерно такая, как в Норвегии. Чтобы не случился овердрафт, расходы лучше тщательно спланировать заранее, всю ветро- и водонепроницаемую одежду и обувь взять с собой из дома. На Фарерах она продается разве что в Торшавне, и цены будут намного выше московских. Если планируете экскурсии, их тоже лучше заказать через интернет ищи до отъезда. Я воспользовалась сайтом guidetofaroeislands.fo и ни минуты об этом не жалела. Экскурсии довольно дорогие (поездка на день к тупикам – ок. 1200, в Саксун – ок. 500, к утесам в Вестманне – ок. 300 крон), но увиденное настолько захватывает, что о стоимости даже не вспоминаешь. Подробнее об этом напишу дальше.
Улетая, я была уверена, что тратиться придется только на еду, да и то не каждый день, т.к. одна из экскурсий включала ланч-бокс, а еще я везла с собой шоколад, сухофрукты, орехи и овсянку быстрого приготовления. Но любопытство победило, и в результате на 2 похода в кафе и 2 фастфуда у меня ушло около 250 крон. Порции огромные, все очень просто, но вкусно. Конечно, в Торшавне есть рестораны, а местные туроператоры предлагают знакомство с местной кухней, но я ехала посмотреть на тупиков, а не в гастрономический тур, так что вся еда прошла мимо меня.
В столице и в Вестманне мне попались сувенирные магазины. Выбор там не очень большой, чего не скажешь о ценниках. 5 магнитов, брелок в виде овечки и отправленная в Москву открытка обошлись в 300 крон. Кроме этого, в качестве сувенира можно привезти свитер, шапку или варежки, связанные из шерсти местных овец, но стоит все это довольно дорого.
Транспорт
Идеальный вариант – арендовать машину, ведь все самое-самое разбросано по островам, которые соединены между собой дорогами и тоннелями, но если вы, как я, оказались на Фарерах без машины, не беда: много куда можно добраться на автобусах, для некоторых маршрутов даже предусмотрены удобные стыковки. Например, если ехать в Вестманну из Торшавна, нужно сесть на автобус 300/ 100. На одной из остановок на середине пути он поменяет номер на 100 и довезет вас в Вестманну. Если сядете на автобус 300, на этой же остановке вы без дополнительной платы пересядете на автобус 100 и опять попадете куда хотели.
В целом путешествовать на автобусах очень комфортно: пассажиров в них очень мало, расписания придерживаются строго, если вы немного опоздали и видите, как автобус отъезжает от остановки – смело догоняйте, вас увидят, остановятся и впустят.
Можно купить безлимитный проездной на 4 или 7 дней, он стоит 500 или 700 крон соответственно, также можно приобрести билет у водителя. Самый дорогой билет – аэропорт – Торшавн, стоит 90 крон, остальные – в зависимости от выбранной поездки. Мои перемещения на острове Вагар стоили по 20 крон каждое. Оплатить проезд можно как наличными, так и картой.
На сайте http://www.ssl.fo вы найдете всю необходимую информацию о маршрутах автобусов и паромов, включая их расписание и карту, что поможет спланировать маршруты.
Язык
Практически все жители островов говорят по-английски, старшее поколение – с довольно сильным акцентом, к которому нужно привыкнуть. В первые дни поездки после того, как я более 10 лет не говорила по-английски, было непросто распознавать знакомые слова, но через пару дней дело пошло на лад.
Погода и одежда
Фареры – место для эко-туризма, то есть практически все время вы будете находиться на улице: в горах или в море. Гольфстрим греет очень прилично, обычная температура днем в июле около 15 градусов, зимой – около 4 выше 0. При этом погода меняется очень быстро и несколько раз за день. Можно выйти утром в туман, как собака Баскервилей, через полчаса небо прояснится и начнет припекать, а вслед за этим налетит ветер с тучами и дождем, который, скоро тоже заменят чем-нибудь еще.
Чтобы обеспечить мобильность и не прятаться в машине, кафе (если его найдете) или гостинице, к выбору одежды и обуви нужно подойти очень серьезно. Термобелье, флиска, мембранная куртка, водонепроницаемые штаны (мне хватило софтшельных), надежная треккинговая обувь, а временами и шапка с перчатками обязательны. И, конечно, нужен рюкзак, куда при необходимости вы сможете убрать те слои, что в какой-то момент окажутся не нужны. Брать ли с собой купальник – вопрос. Улетая, я о нем даже не вспомнила, но очень пожалела об этом в один из дней, когда выдались несколько жарких часов.