Итак, маршрут: Северодвинск – (Киров) - Пермь – Екатеринбург - Омск – Новосибирск – Алтай (Чуйский тракт) – Монголия (вдоль по «средней» дороге, Улан-Батор) – (Улан-Уде) – Горячинск – Иркутск – Ольхон – Красноярск – Кемерово – Омск – Челябинск – Уфа - Казань – Йошкар-Ола – Великий Устюг - Северодвинск.
Общий пробег – 16275км, время в пути – 5 недель (9.06.19 – 13.07.19). Пробег по Монголии – 2313км. Ездили вдвоем с мужем, он – водитель, я – штурман и завхоз. Начало путешествия здесь: Большое восточное путешествие (от Белого моря на Байкал через Алтай и Монголию), июнь-июль 2019.
К поездке по Монголии мы готовились. Переварены гигабайты информации, изучены километры карт. Перечитаны десятки отчетов на разных форумах. Подготовлена машина. Собственно, готовилась она не только к Монголии, а вообще на длинный пробег. Резина на колесах осталась обычная, летняя шоссейная. Но с собой были взяты несколько нестандартные вещи: второе запасное колесо (ехало в салоне за водителем), хайджек (он же второй домкрат), стропы, полиспаст (в качестве лебедки), софтшаклы, сэндтреки (они же доски). Улыбаетесь? Ага, я таких слов до поездки тоже не знала. Сразу скажу, что кое-что пригодилось, но не по назначению, и не в Монголии.
Навигация – Мaps.me на планшете (Анка-иностранка), знает почти все. На тот же планшет были скачаны OSM-карты. Вдобавок распечатали атлас монгольских дорог и взяли с собой компас. Долго думали, каким путем пересекать Монголию. Сначала хотели по южной трассе – асфальт практически на всем протяжении, удобна для переезда из точки Т в точку У. Но не интересно. Хотелось же поездить по неизведанным горным тропам, почувствовать отрыв от цивилизации, что-то вокруг посмотреть. Поэтому выбрали «среднюю» дорогу: Ташанта – Цагааннуур – Улгий – озеро Ачит-нуур – Ховд маленький – Олгий – Наранбулаг – озеро Хяргас-нуур – Сонгино – Тосонценгел – Тариат – Цэцэрлэг – Хархорин – нацпарк Горхи-Тэрэлж - Улан-Батор – Дархан – Кяхта. Прошли за 6 дней.
19 июня. Ташанта – Улгий – озеро Ачит-нуур – Ховд маленький – ночевка в горах. 274км.
Подъехали из гостиницы к границе в начале восьмого утра, перед нами оказалось 6 монгольских машин. При начале движения обнаружилось, что толком не переключаются передачи. Пока было время в очереди, Костя поставил машину на домкрат, залез и подкрутил болт тяги кулисы коробки переключения передач, и все заработало. В 9 открылся КПП, в 10-30 выехали с российской стороны. На рентген носили только 2 сумки и чемодан с личными вещами, всяческий туристический скарб оставался в машине. Между российским и монгольским КПП 22км нейтральной полосы. Последние ворота перед неизвестностью.
За воротами закончился асфальт. На монгольском КПП первым делом взяли 50 руб за дезинфекцию колес. Что интересно, при этом яма была сухая, и нас даже не попросили по ней проехать. С собой на паспортный контроль брали те же сумки, что и на российской стороне. Паспортный контроль прошли очень быстро, зато потом долго искали того, кто нам выпишет бумагу для выезда из Монголии в другом месте. Мы так поняли, это что-то типа таможенной декларации на ввоз автомобиля. Приставала с этим вопросам ко всем имеющимся в наличии сотрудникам. Наконец нашелся офицер, говорящий по-русски, который сразу понял, что нам надо, и сел оформлять документ. Но не скоро дело делается… Сначала мы с интересом пронаблюдали, как из противоположного коридора в помещение ввалилась толпа его родственников, и они прямо там все вместе долго фотографировались в разных позах. Потом зависал компьютер, и товарищ бумагу трижды начинал печатать заново. Потом вроде бы ничего не происходило, но и «бумажку» нам никто не выдавал. За это время я успела поменять рубли на тугрики в филиале банка, находящемся прямо в здании КПП (курс был 1:40, но с учетом комиссии банка оказалось чуть меньше). Уже уехали все, кто проходил контроль параллельно с нами, а мы все ждали и ждали, минут 40-50. Наконец заветная бумажка получена! На выезде из КПП нас отловила монгольская тетя для оформления страховки – местного ОСАГО, за которую заплатили 2450рублей. Ура! В 12-40 все формальности завершены, мы в Монголии! Местные домики выглядят довольно убого.
Первая встреча с яком. Мне кажется, я таких мохнатых коров никогда не видела, даже в зоопарке.
До поселка Цагааннуур идет грунтовка, дальше до Улгия асфальт. Едем, во все глаза рассматривая окрестности – ну как же, terra incognita!
На въезде в Улгий стояла машина ДПС, всех тормозили, ну и нас тоже. Проверили документы: права и страховку. Права у нас российские обычные, а страховку не зря только что купили. Но полицейский положил Костины права в карман и пошел разбираться с водителями из других машин. Ну мы подождали-подождали немного, а потом начали активно выяснять, в чем дело. Штраф, говорит, сейчас выпишу! За что??? Фара не горит! А мы правила читали, в Монголии не нужно ездить с ближним светом в дневное время! И лампочка только что перегорела, от тряски на вашей дороге! На границе еще горела, час назад! И хоть полицейский не много слов по-русски говорил, но нас понял, и отдал права, махнув рукой – езжайте отсюда. А мы и рады стараться! Все следующие дни Костя принципиально не включал ближний свет, хотя ручки так и тянулись это сделать по привычке (лампочку-то поменял, конечно). В Улгии заехали в центр пообедать. Остановились, увидели вывеску «ресторан» ( оказался «Kharajan») и зашли. Меню с картинками, на монгольском и английском. Я заказала лапшу-цуйван с хушуурами, а Костя не любит неизвестной еды, заказал kotlet. Принесли огромные тарелки.
Мне мои чебуреки-хуушууры понравились, а мясо в лапше жевалось плохо. А у Кости «котлет» как паровые котлеты, ничего особенного, зато привычно. После обеда выдвинулись дальше. Чтобы выехать на дорогу к озеру Ачит-нуур со стороны России, надо перед мостом через реку Ховд повернуть налево в гору. Дорогу на горе хорошо видно издали. Ну а мы, соответственно, направо повернули, так как ехали из центра. Повернуть-то повернули, да вскоре уперлись в дорожную технику, дорога перекрыта, ремонт. Закралась предательская мысль, что не судьба, и надо все-таки ехать по южному пути. Но Костя решительно свернул с асфальта на едва видимую колею, какими-то кривыми дорожками мы этот ремонт объехали, и поперли в гору. После довольно крутого подъема и перевала попадаешь в долину реки Ховд.
Постепенно долина сужается до ущелья. Горы подступают вплотную к реке и узкой полоски грунтовки вдоль нее.
А затем выезжаем на широкий простор, равнина до самого озера Ачит-Нуур, горы где-то на горизонте. Хотя высота плато около 1000 метров над уровнем моря.
Тут Костя впервые познал радость от отсутствия ограничений на дороге. Свобода! Можно ехать, как хочешь, выбирай любую колею, и – вперед! А навигатор впервые сошел с ума. В целом, мы ехали параллельно нарисованному маршруту, иногда привязывались к нему, иногда уходили чуть в сторону, соблюдая направление. Но Анке совершенно не нравился наш выбор, она постоянно стремилась вернуть нас на истинный путь, не переставая крича: «Вы ушли с маршрута! Срочно поверните налево! Срочно поверните направо!» Так и верещала до самого озера, да и в последующие дни частенько, но мы научились ее игнорировать. Озеро Ачит-нуур.
Изначально хотели на берегу переночевать, но в районе моста через протоку берег заболочен. А где не заболочен – уже занято юртами местных жителей. По времени было еще довольно рано, решили других мест у озера не искать, а ехать дальше, до реки Шивэр-гол. На мост через протоку запрыгнули со второго раза, прямо крутая ступенька на въезде, зацепились днищем. Повернули на поселок Ховд-маленький. Пейзаж вокруг совершенно для нас необычный.
Перед поселком дорога вновь возвращается к берегу реки. Ховд здесь широкий, разливается на множество проток, но течение быстрое.
На берегу впервые видим кости животных. Павших животных никто не убирает. Естественный отбор в действии. Всегда найдется тот, кто их доест. Дикий мир!
А вот тут на ровную площадку как будто кто-то насыпал круглых камней. На дороге они тоже есть, около километра едем осторожно, лавируем, боимся зацепить.
Подъехали к реке Шивэр-гол. Мост через нее есть! Я как ни рассматривала дома гугл-карты, никак его не могла разглядеть. А источники говорили прямо противоположные вещи, поэтому морально были готовы к штурму брода.
Осмотрелись вокруг, хорошее местечко оказалось занято группой машин с палатками. Ну что ж, проедем еще чуть-чуть… В результате забрались на очередной перевал, свернули чуть в сторону от дороги за кусты и камни и разбили лагерь на высоте около 1800 метров.
С перевала открывался шикарный вид на монгольский восьмиполосный «автобан».
На стоянке обнаружилось, что у машины что-то волочится под днищем. Оказалось, отвалилась защита бензопровода, видимо ее и зацепили на мосту. Пока я варила ужин, Костя слазил под колеса, прикрутил проволокой. Довольно быстро стемнело, и мы долго сидели в ночи, попивая коньячок. За вечер мимо проехали 2 машины. Тишина. Темнота. Звезды. Ни связи, ни интернета, ни жилья, ни людей на многие километры вокруг… Наверное, для того мы и ехали сюда из городской суеты, чтобы затеряться в монгольских горах, почувствовать себя песчинками во вселенной… Нет времени... Нет границ... Совершенно непередаваемое чувство абсолютного отрыва от цивилизации!
20 июня. Омнеговь – Олгий – Наранбулаг – озеро Хяргас-нуур – Сонгино – озеро Телмен-нуур, 536км. Утром подъем в 5-30, встречаем солнце. Очень живописное место вокруг оказалось.
Завтракаем на уютной "кухне". Вот эти желтые цветущие кусты еще и пахнут изумительно.
Начинаем осваивать «автобаны». Куда ехать-то?
Немного снижаемся.
Блин, да тут и дорожные указатели встречаются посреди поля!
Озеро Увсын-Хар-Ус-Нуур
У Олгия не сворачиваем на Улангоом, а уходим прямо в гору на перевал. Здесь впервые встречаем верблюдов
Эти гордо прошли мимо, а другие отдыхают у дороги
Одного мы даже погоняли. Глупый верблюд лежал прямо на дороге, при нашем приближении вскочил, и, вместо того, чтобы отойти в сторону, мчался перед капотом со скоростью 40км\час. Хотел убежать от страшного зверя! С гор спускаемся на широкую равнину, полупустыня какая-то.
Перекресток семи дорог
Встречаются безжизненные солончаки
Но нет, колючки тоже цветут!
Наранбулаг. Почти во всех монгольских поселках огороженные высокими заборами участки, на которых дом и юрта. Или может быть одна юрта.
В Наранбулаге выезжаем на асфальт. Здесь же и заправляемся первый раз в Монголии, на 73750 тугриков (примерно 50 рублей\литр). Дальше мчимся по отличному асфальту почти 70 километров вдоль озера Хяргас-нуур.
У восточной оконечности озера решаем пообедать на берегу. Вот у этих юрт сворачиваем по указателю на Белые скалы.
Сначала была идея поехать туда, но 40 км в сторону от маршрута по грунтовке посчитали неразумным. Четыре километра от трассы к берегу, хотя кажется, вот же оно, озеро! К самой воде не решились подъехать - под колесами песок с мелкой галькой, боимся застрять. Варим обед и даже купаемся. Дно мелкое, вода холодная, но окунулись на глубине по середину бедра, и бегом на берег. Зато отметились!
На обратной дороге к трассе на небольшом подъемчике забуксовали. Костя потихоньку газовал, я изо всех сил толкала - умудрились не закопаться, выскочили! Вот что значит одна женская сила!
Дальше 200 километров до Сонгино едем по широкой долине, постепенно набирая высоту с 900 до 1500 метров. За 200 километров это совершенно незаметно. Иногда на ровной поверхности возвышаются такие скалы
Довольно часто дорогу переходят стада коз, овец, коров.
У Сонгино асфальт заканчивается. Но дальше 180 километров до Тосонценгела на всем протяжении дорогу активно строят, не переставая работает дорожная техника. Грунтовка идет практически рядом с новой дорогой, то слева, то справа от нее.
Кое где на подъемах уже организован выезд на новый асфальт. Так что через год-два, наверное, можно будет с ветерком прокатиться по асфальту от российской границы в Хандагайты (Тыва) до Улан-батора. За Сонгино горы подступают ближе к дороге, высота уже больше 1500м. Много зеленой травы, и даже елки на склонах растут.
В Нумреге зашли в магазин, купили хлеба, воды и пива. Очень много российских товаров. На подъезде к озеру Телмен-нуур Анка увела нас от строящейся дороги на другую, ближе к озеру. Здесь движение меньше, встречается больше живности. Видели дважды лисиц, цапель, лебедей, множество мышей, сусликов, и даже сурка-тарбагана. (Ну хоть тут-то я его увидела, в Альпах не удалось). Только позировать для фото не все хотели...
У озера Телмен свернули с дороги прямо по степи, грунт ровный и твердый, только следи, чтобы в чью-нибудь нору не заехать. Хотели обосноваться у воды, но там на нас набросились стаи мошек и комаров, поэтому сбежали метров на 300 и встали лагерем посреди чистого поля. Так весело было планировать: здесь у нас будет спальня, здесь кухня, а туалет... где же у нас будет туалет? Ни одного куста на горизонте! Ну хорошо, 30 метров за машиной, и не смотреть в ту сторону!
Здесь уже не было такой уединенности, как вчера. По основной дороге, километрах в пяти, всю ночь ездили машины, виднелись огни в лагере дорожных рабочих на горе. Но все равно, вокруг нас - никого, только стрекот кузнечиков и крики птиц, шум ветра и запах трав, и как же это хорошо!