Обозревая панораму утреннего Bodø с палубы лофотенского парома в Августе 2016, я был просто поражён обилию горных вершин, окружающих город справа и слева:
Дал себе зарок: вот приеду домой – и обязательно разберусь, что это за красота такая находится там на горизонте.
Приехал. Разобрался. И офигел…
Да тут только лишь в радиусе 35…40 км от центра Bodø можно месяц безвылазно гулять по первоклассным трекам! Прямо как в Ørsta/Sæbø на Юге!
По инерции продолжил изучение местности южнее Bodø по 17-й дороге и севернее вдоль побережья и Е6, увлёкся – и, как говорится, «Остапа понесло». В результате «охватил» регион от Brønnøysund до Alta ))). Треков себе навыбирал – не на одну, а на три/четыре поездки как минимум ))).
В 2017-м году изыскания были лишь в самом разгаре и поэтому в качестве направления летнего путешествия был выбран Юг Норвегии, для которого имелся уже готовый маршрут с чётким планом действий. В 2018-м изыскания были закончены и канва маршрута по вновь открытым (для меня) северонорвежским территориям была уже полностью ясна, но по разным обстоятельствам вояж не состоялся. К лету текущего года все препоны были преодолены и ничто не помешало претворению так долго вынашиваемых замыслов в жизнь. Ну а что из этого получилось - я попытаюсь рассказать в этом отчёте.
ГДЕ БЫЛИ / ЧТО ВИДЕЛИ (или ОГЛАВЛЕНИЕ)
15-07-2019: камень KUMMAKIVI (Финляндия); порог STORFORSEN (Швеция)
16-07-2019: LAXFJÄLLET (Швеция); «тёплые ванны» TORTENKØTA (уже Норвегия)
17-07-2019: пролив ALDERSUNDET; KLUBBEN
18-07-2019: RØDØYLØVA на острове Rødøya
19-07-2019: вьюпойнт вблизи STRAUMDALSFJELLET
19-07-2019: VÆRANGSTINDEN
20-07-2019: ливень на ENGABREEN
20-07-2019: «морской лев» GLOMFJORDLØVA в Glomfjellet
21-07-2019: каменный пёс PLUTO в Glomfjellet
21-07-2019: SANDÅGÅSEN; монумент UREDD
22-07-2019: водопад VALNESFOSSEN
23-07-2019: EIDETINDEN на Kjerringøya
23-07-2019: KEISERVARDEN в Bodø
24-07-2019: единственный неходовой день, проведённый в облаке с заездом в Skutvik
25-07-2019: HATTEN
25-07-2019: утёс вблизи KJERNA («Tysfjord Preikestolen»)
26-07-2019: HALLS FORTOPP – почти Stetinden
27-07-2019: HØGHUMPEN; водопад KVITFOSSEN; пляжный отдых в Øverøyran
28-07-2019: REINNESFJELLET; канатная дорога GONDOLBANEN в Narvik; переезд на Лофотены
29-07-2019: REINEBRINGEN; OFFERSØYKAMMEN
29-07-2019: VEGGEN (он же NONSHAMMAREN); пляж UTTAKLEIV
30-07-2019: FESTVÅGTINDEN
30-07-2019: GEITGALLIEN
31-07-2019: паром на Senja; HUSFJELLET
01-08-2019: облом со STORE HESTEN
01-08-2019: BARDEN + SEGLA
02-08-2019: HESTEN + INSTE KONGEN и далее через BJØRNSKARKOLLEN в Fjordgård - Часть I
02-08-2019: HESTEN + INSTE KONGEN и далее через BJØRNSKARKOLLEN в Fjordgård - Часть II
03-08-2019: GRYTETIPPEN + KEIPEN
03-08-2019: ØRNFLYGNAKKEN и NORDKOLLEN в Sommarøy
04-08-2019: ULLSTINDEN SØRVESTRE рядом с Tromsø; отъезд на Родину
ВИДЕОКОЛЛАЖ
Первая часть: НОРВЕГИЯ '19. Часть 1 (Fv17 - Bodø - Stetinden) (12:06)
Вторая часть: НОРВЕГИЯ '19. Часть 2 (Narvik - Lofoten - Senja - Sommarøy) (13:01)
КАНВА МАРШРУТА
На всё путешествие у меня этим летом получалось выделить где-то 3 недели с «хвостиком», начиная с середины июля. Помня о том, что необъятное объять невозможно, я тщательно отфильтровал свои «хотелки» по степени «хотения» и сегментировал весь маршрут примерно так:
- 1 неделя – заброска в Mo-I-Rana; 17-я дорога от Mo-I-Rana до Bodø
- 2 неделя – окрестности Bodø и Е6 до Narvik
- 3 неделя – Лофотены, Сенья, Квалойя; выброска на Родину.
В конечном итоге «вензеля», вычерченные нами по дорогам Скандинавии, обрели на гуглокартах следующий вид:
- заезд/выезд:
- собственно Норвегия:
ФОРМАТ ПУТЕШЕСТВИЯ. НАБЛЮДЕНИЯ. ЛАЙФХАКИ
В этом году я решился наконец-то обрести в поездке полную свободу и независимость – отказался от предварительного бронирования жилья и соорудил в своём Аутлендере раскладное полноценное (190*115 см) спальное место. Суть конструкции можно посмотреть вот в этом ролике (04:02).
Присутствовали определённые сомнения насчёт того, что мне с моими габаритами (рост 185) будет там несколько неудобно и неуютно, но они были полностью развеяны после первой же ночёвки: спалось на полке просто шикарно! На всякий пожарный случай брал с собой палатку, но так ни разу и не поставил.
«Лежбище» как было развёрнуто на первой стоянке в Швеции, так всю поездку больше не складывалось (за исключением той части, что мешает отодвинуть назад передние сиденья). Пограничный контроль в обоих направлениях проходился в сложенном виде.
Проблема затемнения салона на время сна решалась раздвижной солнцезащитной шторкой на лобовом стекле и прилепляемыми на ночь на присосках занавесочками из плотной плащёвки на остальных окнах.
Дно багажника было набито продуктами, а вот для размещения шмоток и прочего инвентаря с целью освобождения на ночь спального места на втором ярусе салона был приобретён и установлен на крышу бокс на 480 литров. Thule брать не стал по причине неадекватности их ценовой политики. Взял по более гуманной цене украинский Terra Drive – очень неплохо сделанный продукт, аэродинамическая форма которого один-в-один содрана у шведов.
По причине отсутствия на 3-м Ауте (да и у почти у всех современных авто) нормальной ровной крыши установить бокс параллельно дороге не удалось – его нос, хоть и слегка, но был задран назад при загруженном багажном отделении. В результате на скорости свыше 105...107 км/ч расход топлива автомобилем очень существенно увеличивался – так что особо быстро не погоняешь. Но это, может, и к лучшему: из поездки я в кои-то веки не привёз ни одного штрафа ))).
Кстати, в Норвегии обратил внимание, что подавляющее большинство встреченных мной авто с боксами на крыше используют уже не изделия мегапопулярной Thule, а боксы фирмы PackLine, совершенно как-то ранее мне не известной. Боксы эти офигенно аэродинамичные, слегка изогнуты – и это, наверное, как раз и сделано для того, чтобы снизить расход топлива при движении с ними на зализанной назад крыше.
Ещё один неожиданный лайфхак, вынесенный из этой поездки, касается способов приведения в рабочее состояние уставших водителей на длительных перегонах. Ранее я, начиная чувствовать усталость от рулёжки, приводил себя в норму, потребляя различного рода энергетические напитки. На меня они действовали либо очень слабо, либо (употребив банки 4) меня с них тупо «штырило»: глаза вытаращенные, башка деревянная, и т.д и т.п., а чувство усталости так и не проходило.
В этот раз я решил от них отказаться, «покурил» интернет и наткнулся на многочисленные рекомендации использовать с целью взбадривания за рулём таблетки кофеина. Ради интереса купил банку Caffeine 200 фирмы Maxler – и чудо! Кофеин (у меня) реально снимает напряжение и усталость без «вштыривания»! Всего 2-х таблеток мне хватило, чтобы бодрым и относительно свежим доехать «в один руль» одним днём из НиНо в Питер. Если учесть, что одна банка энергетика стОит около 100 руб, а банка таблеток (100 шт) – 400, то выгода очевидна ))).
В качестве базового элемента и «краеугольного камня» процесса питания в поездке использовались сухие пайки Армии России рационы №1 (с рисом) и №6 (с гречей). Одного сухпая вполне хватало на двоих на день. Докупались только ветчина (Skinke Kokt), хлеб, йогурты, яблоки, пиво и (конечно же) Appelsinmarmelade ))). Так же с Родины были завезены чай/кофе, каши быстрого приготовления, дошираки, сгущёнка, печенье и двойные Сникерсы.
Я в полной мере убедился в том, что лучше Сникерса для перекуса в горах вещи нет – не зря его так уважает Mike111 ))). Все эти энергетические и протеиновые bar'ы с мюслями – полная фигня и детский лепет по сравнению с настоящим Сникерсом – верно, Миша? ;)))
Пища разогревалась на портативной газовой плитке Kovea. Помимо КЛМН, из кухонной утвари использовались чайник на 1,5 литра и сковородка. Был в багаже котелочек на 1,1 литра, но не пригодился.
Мобильный интернет обеспечивался при помощи Saunalahti Prepaid. Всё отлично, никаких проблем. За 22 дня пребывания в Скандинавии на интернет потрачено около 11 Евро.
МЕСТА СТОЯНОК и КЕМПИНГИ
При поиске мест для ночёвок очень пригодилось приложение park4night, которое мне порекомендовал всё тот же Mike111.
Данные там актуальные и информативные. НО! В качестве совета «будущим поколениям»: учитывайте, что этим приложением пользуетесь не только вы одни. Несколько раз у меня выходило так, что, облюбовав в приложении укромное симпатичное местечко для ночлега, я, приехав в него, находил там кого-то, кто это самое местечко уже занял и приходилось начинать поиски стоянки заново. А так – очень полезная штука. Работает только в онлайне.
Из 22-х ночей в «забугорье» лишь 4 стоянки были с удобствами «в кустиках»:
- стоянка у Storforsen в Швеции (N65.83583° E20.36431°)
- стоянка у «тёплых ванн» Tortenkøta на Fv17 недалеко от Mo-I-Rana (N66.31938° E13.31077°)
- стоянка у Storglomvassdammen (N66.77799° E14.14357°)
- стоянка у пляжа в Øverøyran рядом с Reinnesfjellet под Narvik'ом (где-то тут N68.25544° E17.37578°)
Бесплатные стоянки, на которых присутствовал туалет («био» либо «очко»):
- место для пикников на Kjerringøy (N67.56270° E14.89558°)
- «ёлка» под Stetinden'ом на 827-й дороге (N68.17677° E16.55082°)
- оборудованная стоянка рядом с Steinfjord на Senja (N69.45666° E17.34761°)
Прочие стоянки были в кемпингах или в оборудованных местах за деньги.
Три раза брали кабинку. Остальные – спали в машине, но оплату на ресепшн с нас взимали как кому заблагорассудится: когда как за кемпер, когда как за палатку, когда как просто за легковую машину:
- Sjåvik Vacation (N66.61912° E13.29354°) – 150 NOK
- Reipå Camping (N66.91492° E13.62775°) – 790 NOK домик с полноценной кухней, без удобств
- Tømmerneset Camping (N67.90705° E15.87447°) – 200 NOK
- Ulvsvåg Gjestgiveri (N68.11561° E15.86588°) – 400 NOK домик с электроплиткой, без удобств
- Fredvang Camping (N68.09878° E13.16347°) – 210 NOK
- платная стоянка на пляже Uttakleiv (N68.20943° E13.50456°) – 200 NOK
- Gullesfjordbotn Camping (N68.53212° E15.72629°) – 150 NOK
- Fjordbotn Camping (N69.44960° E17.88222°) – 280 NOK
- Skittenelv Camping (N69.77724° E19.38235°) – 310 NOK
- Harrinivan Leirintäalue (N67.93365° E23.65635°) – 26 ЕВРО
- Kiviniemi Leirintäalue (N62.00147° E26.65802°) – 40 ЕВРО домик с холодильником, без удобств
ТРЕККИНГ/ХАЙКИНГ
В этом плане ИТОГИ таковы:
- пройден 31 маршрут; 211,4 км пути; набрано 18374 метра высоты.
Это лично у меня. У моей очаровательной Спутницы – «слегка» поменьше ;))).
Тут я, конечно, сильно полосячил и оторвался по полной – благо погода способствовала. Ходил себе, дышал полной грудью, смотрел по сторонам и впитывал красОты, забывая даже иногда их фотографировать. Весь в таком неком медитативно-созерцательном состоянии ))). Полный кайф…
Неоценимую помощь при поиске маршрутов в норвежском Заполярье мне оказал сайт peakbook.org, а также блоги и сайты местных энтузиастов горных походов:
- dobbelnilssen
- turblogg.midnattsola
- spekkhoggern
- haakontur2
- tiltoppsinord.no
- kugo.no
Отдельное громадное спасибо Sturla Nilssen – автору одного из указанных блогов – за его личные консультации и советы по треккингу/хайкингу в районе 17-й дороги и Свартисена.
Впервые за три поездки в Норвегию я «попал на аномалию» – две предыдущие проходили преимущественно под аккомпанемент дождя. Жаркая засушливая погода на горных тропах Нурланна имеет свои «прелести» в виде туч надоедливых мух и слепней, а также в виде обилия под ногами сухого сыпучего грунта, иногда очень сильно осложняющего прохождение некоторых участков трека. Так что трудно сказать – что лучше: сырая грязноватая тропа или же сухая и пыльная, на которой местами «едешь» не хуже, чем по воде и грязи… Но по-любому: подобные аномалии – это гораааааааааздо приятнее для хайкинга, чем традиционный дождик ))).
Все треки в этот раз я прошёл в ботах Salomon Quest 4D 2 GTX и понял, почему обувь этой фирмы так популярна у хайкеров. Они суперудобны, крепки и практичны, а подошва у них реально держит даже там, где «поедет» любой другой Vibram. В запасе у меня были Lowa Ronan, но они так ни разу и не расчехлялись.
Для ориентирования и записи треков в походах использовался Garmin Etrex 30x.
Технические данные реализованных походов далее в отчёте буду приводить в формате:
– Название трека – оно же активная ссылка на GPX-файл для его загрузки с Wikiloc.
– Собственно данные: Протяжённость, км /Набор высоты, м /Затраченное время, Час:Мин (Время движения + Время остановок) / Время суток старта-финиша (местное).
– Ссылка на анимационное «вью» из Ayvri. «Вьюшки» с мобильных устройств могут не открыться – тогда пробуйте запускать их из-под W7/W10: у меня на десктопе всё «играет» ))).
Ну, ПОЕХАЛИ! )))))