Мысли о поездке в Перу уходят корнями в настолько далёкое прошлое, что сейчас мне даже трудно вспомнить, когда я впервые стал задумываться об этом путешествии. Каждый год, возвращаясь из очередного отпуска вместе со своей второй половинкой, которая стала мне верным, естественным спутником во всех поездках по миру, мы мечтали: «Ну вот, теперь-то уж точно Южная Америка!». Но каждый раз находилось достаточно веских причин, чтобы отложить планы «на потом». И вот в прошлом, 2018 году, возвратившись из Грузии, мы обнаружили, что поездка на Кавказ нанесла не столь значительный ущерб семейному бюджету, а значит один из основных тормозов полёта фантазии – финансовый – оказался устранён. Ах, если бы дело было только в нём! Среди прочих страшилок, предательски провоцирующих снова отказаться от проекта Перу, были и невероятно длительный перелёт, и горная болезнь, и тропические инфекции, и тайм-лаг, и плохое знание испанского итд, итп. Но все страхи и комплексы, в конце концов, были побеждены, и этот отчёт я хотел бы посвятить этому нелёгкому ментальному процессу, выделяя соответствующие места подчёркнутым курсивом.
Прежде чем сесть за перо (пардон, за клавиатуру) мне пришлось победить ещё один досадный комплекс. Альтер эго настойчиво убеждало меня: «Брось! Ну что ты можешь написать? Всё уже давно описано, ничего нового вы в Перу не открыли. Маршрут протоптан сотнями туристов - это никому не интересно». Под аналогичные увещевания этого подонка уже были похоронены отчёты о поездке в Андалусию и рассказ о горах и море в Грузии. Нет уж, дудки! Пока события свежи в памяти, я постараюсь сложить из них слова и абзацы, дополнив повествование не только личными впечатлениями, но и (надеюсь) полезной информацией.
Здесь нужно остановиться и представить вам мою кэрида амига – дорогую подругу и по совместительству супругу Натали. Это мы, будем знакомы!
Приведённый ниже план поездки, хотя и составлялся мной в одиночку, не мог не учитывать её пожелания или даже требования, которые я достаточно хорошо изучил за годы. Было решено отказаться от бешеной гонки и ночных переездов в желании увидеть всё и вся. В результате классический гринго трейл оказался урезан до наиболее важных, на наш взгляд, локаций. Кроме того, очень хотелось включить в отпуск полноценный отдых на море, а Перу для этого, как известно, подходит не лучшим образом. Решение последнего пунктика родилось в ходе мониторинга цен на трансатлантический перелёт. Как оказалось, лететь в Лиму из Барселоны гораздо дешевле, чем из Киева или соседних городов, даже если учесть отдельную стоимость билетов в столицу Каталонии. Итак, план получился следующий:
- 4-10 сентября - Отдых на море в окрестностях Барселоны (по понятным причинам здесь мы эту часть опустим)
- 11 сентября – перелёт в Лиму.
- 12 сентября – переезд автобусом из Лимы в Ику, осмотр города.
- 13 сентября – оазис Уакачина
- 14 сентября – вылазка на один день в Наска. Смотрим линии
- 15 сентября – с утра возвращаемся в Лиму. В этот же день перелёт Лима-Куско.
- 16 сентября – Писак, Морай, Чинчеро
- 17 сентября – Переезд в Ольянтайтамбо. Осмотр комплекса
- 18 сентября – Дорога Ольянтайтамбо-Гидроэлектрика. Ночёвка в Агуас Кальентес
- 19 сентября – Посещение Мачу Пикчу с подъёмом на Монтанью. Ночёвка в Агуас Кальентес
- 20 сентября - обратная дорога в Гидроэлектрику и далее в Куско.
- 21 сентября – осмотр окрестностей Куско (Саксайуаман, Кенко, Пука-Пукара и Тамбочай)
- 22 сентября – осмотр самого Куско (Кориканча и музеи).
- 23 сентября – вылет в Лиму.
- 23-25 сентября – столица Перу и обратный вылет в Барсу.
Как видите, по сравнению с отчётами других форумчан, и прежде всего монументальным трудом Перу. Классический "гринго трейл", экономно. Полезная информация, лето 2016 ставшим для нас путеводной звездой (за что огромное спасибо его автору), наша прогулка по Перу была достаточно вальяжной. Но я абсолютно об этом не жалею, в конце-концов – каждому своё!
И в заключение этого затянувшегося введения немного сухой финансовой информации, которая на самом деле практически бесполезна, ибо расклад по затратам слишком индивидуален. Куда полезнее будут конкретные цены на продукты и услуги в Перу, потому что они достаточно стабильны. По ходу повествования я постараюсь указывать их – те, что запомнились. Все расходы приведены на двоих, авиабилеты «эконом», только с ручной кладью (да, мы уже давно приспособились путешествовать без тяжеленных чемоданов, только с маленькими рюкзачками за спиной).
- Авиабилеты Киев-Барселона-Киев (Swiss + Lufthansa) – 400$
- Авиабилеты Барселона-Лима-Барселона (AirFrance+KLM) – около 1400$
- Авиабилеты Лима-Куско (SKY Airlines) – 173$
- Билеты на автобус Лима-Ика-Лима (PeruBus) – 60$
- Билеты на Мачу-Пикчу с горой – 120$
- Все остальные расходы уже на месте, включая жильё, еду, проезд, достопримечательности, полёт над линиями Наска и сувениры – 1000$
Итого, если ничего не забыл, потратили мы около 3200$ на двоих. При желании сумму можно было легко увеличить или уменьшить. А поскольку львиная доля затрат – это бронирования авиабилетов, сделанные с октября 2018 по июль 2019 (то есть она растянута по времени), то финансовая нагрузка оказалась не столь болезненной. Надеюсь, этой нехитрой калькуляцией я хотя бы частично разрушил страх того, что путешествие в Перу непомерно дорогое. Ну, довольно предисловий, поехали!
11 сентября - сквозь тучи и непогоду к другому континенту.
Барса провожала нас непогодой. Всю ночь на 11 сентября лил дождь. Вылет в Париж у нас был ранним, в 6 утра и чтобы добраться в аэропорт к нужному времени мы за день до этого сменили дислокацию в курортной Калелье на бюджетный отель сети Ibis в городке Виладеканс рядом с El Prat. «Бюджетным» его можно назвать с большой натяжкой, но найти другое жильё по соседству с воздушной гаванью дешевле 50 евро за ночь мне не удалось.
Перед тем, как лечь спать, мы с Натали смотрели на капли дождя на стекле и в сердце своём читали молитвы небесным повелителям с просьбой пощадить расписание французских авиалиний. (О том, что 11 сентября – это достаточно печальный день для авиации я старался вообще не думать). Наш глас был услышан. Более того, где-то к 3-30 утра ливень сделал паузу, в течение которой мы смогли добраться в аэропорт на ночном автобусе N16. Так начался самый продолжительный световой день в моей жизни, который из-за пересечения часовых поясов продлился около 16 часов.
Покинув зону атмосферного циклона по расписанию (плюс-минус 20 минут не в счёт), в Париже нас ждала ясная погода. Временной зазор между рейсами составлял менее двух часов, поэтому не успели мы пройти паспортный контроль и добраться до нужного гейта, как объявили начало посадки. Наш гигантский красавец Boening 777-300, в чреве которого нам предстояло провести следующие 11 часов, был далеко не новым. Сразу было заметно, что экран развлекательной системы в спинке впередистоящего кресла относится к поколению миллениалов, да и обивка кресел подгуляла. Не было даже порта USB, на который я и мой проголодавшийся смартфон так рассчитывали. Прошёлся по меню системы: дааа, всего один фильм на русском языке. Ну и на том спасибо! Поскольку обратный рейс выполняла уже не AirFrance, а KLM, нам представилась возможность сравнить сервис этих авиакомпаний на данном, конкретном направлении. При прочих равных, удобства в лайнере Королевских Авиалиний просто кладут на лопатки своего партнёра. У KLM кресла были удобнее, более новая развлекательная система, почти десяток фильмов на русском, и… ДА, желанный USB! Кормили дважды и очень неплохо на обоих рейсах. Короче говоря, на будущее, если есть возможность выбора между AirFrance и KLM, я предпочёл бы последнюю авиакомпанию.
Дельного совета, как скоротать почти 12 часов в кресле самолёта, я вам не дам. Пару часов отнял просмотр единственного фильма на русском, ещё с час заняли два сеанса кормёжки. Какое-то время я тупо смотрел на экран с изображением карты и нашего самолётика, который, кажется, неподвижно завис над океаном. Потом под нами показалась земля, и мы с Натали стали любоваться изгибами жёлто-коричневых рек, извивающихся, словно змеи, по территории южноамериканской сельвы. В конце пути мы просто бесцельно ходили по коридору межу кухней и туалетами, чтобы хоть как-то размять ноги. И вот наконец-то самолёт нырнул в дымчатую завесу, укрывающую ватным одеялом перуанскую столицу.
Мягкая посадка. В Лиме 16-00 дня. Первые волнующие шаги по земле нового для нас континента. На паспортном контроле несколько простых и стандартных вопросов: цель визита? (туризм), сколько дней планируете быть в Перу? Потом зачем-то отсканировали отпечатки пальцев, хотя паспорта у нас и так биометрические. И добро пожаловать! С первого взгляда зал прилёта аэропорта им. Хорхе Чавеса (это перуанский лётчик, первым в мире в 1910 году перелетевший через Альпы) показался небольшим, хотя позднее я убедился, что это не так. Отбив атаку представителей сервисов такси, пошли менять деньги. Ни для кого не секрет, что менять валюту в аэропортах – последнее дело. Курс будет самым невыгодным, и Лима в этом плане не исключение. За 10$ я получил всего 30 солей с мелочью, что очень мало, но нужно же как-то заплатить за проезд в автобусе! С другой стороны, в «плюсы» этой точки стоит записать говорящий на английском персонал и официальный обмен с соблюдением всех формальностей: у меня попросили паспорт и выдали чек.
Остановку общественного транспорта найти очень легко. Покинув аэропорт, нужно повернуть направо и идти вдоль его здания, пока дорога не повернёт налево. Отсюда уже виден контрольно-пропускной пункт на въезде на территорию, за которым шумит безумным потоком машин авенида Эльмер Фаусет. От КПП нужно повернуть направо и пройти ещё метров 100. Место Paradero (в отличие от испанских Parada) отмечено характерным синим знаком с изображением автобуса и здесь же впритык к кирпичному забору сооружён небольшой навес на случай дождя. Кроме того, на остановке постоянно толпятся люди, а автобусы разных мастей и калибров подъезжают почти один за одним. Разобраться во всём этом многообразии довольно сложно, но нас интересовал конкретный, «большой, синий бус» - маршрут IM18 (фото не мое, из Интернета).
Автобус не заставил себя долго ждать. За проезд платите водителю. Стоимость зависит от расстояния поездки, так что нужно будет сказать, куда вы едите. В нашем случае – аль Мирафлорес. Цена 2,5 соля за один билет. У водителя есть кассовый аппарат, и он тут же отбивает талончик, приглашая пройти в салон через турникет на входе. Нужно просто проходить, компостировать или сканировать билетик не надо. Бус просторный, а людей в пятом часу было совсем не много. Так что мы заняли два сидячих места и стали любоваться картинами за окном.
Должен извиниться перед читателями за обилие букофф и недостаток фоток. На самом деле их есть у меня, и, если мой литературный пыл не угаснет, далее они здесь обязательно появятся в большом количестве. Но первый день после перелёта был настолько сумбурным, что я не удосужился сфотографировать обстановку даже на мобильный. А камеру вообще не расчехлял. Вот один случайный снимок интерьера автобуса и окружающего транспортного столпотворения.
Первые ощущения от Лимы очень сумбурные. На улицах полно народу, а ещё больше машин. Потомки Пачакутека носятся по улицам на маршрутках и автобусах, как угорелые. Постоянно сигналят и кричат друг другу, при этом они как-то ухитряются не попадать в аварии! Добавьте к этому перманентную серую дымку над городом, и вы поймёте, какое впечатление производит Лима на гостей. Из аэропорта в наш отель в Мирафлорес добирались более часа. Расстояние там около 15 км, но пробки сильно замедляют движение. Кроме того, автобус останавливается не только у синих знаков Paradero, а и там, где попросят пассажиры (у светофора, за углом и т.д.). В какой-то момент за окном показалась серая громада Тихого океана. Тут уж я не замешкался и запечатлел момент первой встречи на камеру телефона.
За передвижение автобуса мы следили в навигаторе Maps ME. Я заранее ввёл в него несколько десятков путевых точек по всем городам нашего путешествия, отметив отели, вокзалы, аэропорты, достопримечательности, кафешки итд. Поэтому донимать водителя расспросами на тему «когда нам выходить?» не пришлось. Как только наш транспорт выехал на авенида Хосе Пардо, я дал команду Натали: «Приготовились!». Вход в перуанские автобусы через первую дверь, выход всегда через заднюю. Сошли на следующей остановке. Прежде чем направиться к временному пристанищу на одну ночь, нужно было решить ещё один вопрос: да, да… денежный. Читал о случаях мошенничества в Перу при обмене валюты, о поддельных купюрах, о кидалах-менялах. Короче говоря, это был очередной страшный страх. Чтобы избежать обмана, решил менять деньги в «официальных» обменках, а не у менял на улице. Честно сказать, я видел этих менял уже потом, но в первый день, даже если бы захотел – не нашёл. Возможно, виновато позднее время (около 18:00), когда начинает темнеть. Прямо по ходу автобуса, метрах в 60 от остановки на проспекте Хосе Пардо есть такая «официальная» обменка. Вот её приблизительные координаты (12°07'08.2"S 77°02'09.8"W). На входе есть вывеска, даже на английском «Money Exchange», а вот привычного для нас табло с котировками валют нет ни в одной обменке: нужно подходить и спрашивать. Учитывая дальнейший опыт, могу сказать, что здесь оказался самый выгодный курс обмена в Перу – 3,35 солей за 1 доллар. Операция обмена подтверждается чеком. Никаких проблем с полученными купюрами у нас в дальнейшем не было. Конечно, это не значит, что поддельных денег в Перу нет, но, к счастью, мы с этой проблемой не сталкивались. Вот так выглядят тамошние денюжки:
Жильё в Лиме, равно как и в других городах по нашему маршруту, бронировали за несколько месяцев до поездки. Благо почти все бюджетные объекты на Booking.com не требуют предоплаты. Расплатиться можно на месте, как солями, так и долларами. Мы предпочитали соли, чтобы не решать вопрос со сдачей. Хостел 776 Oscar´s House https://sp.booking.com/hotel/pe/776-osc ... aid=325219 содержит мужчина европейской внешности (очевидно, это и есть Оскар). Он хорошо говорит по-английски. Связывался с ним по WhatsUp ещё из дому. Наша комната оказалась достаточно просто обставленной, но просторной. Вторая двухъярусная кровать намекала на то, что номер рассчитан на семью с детьми. Правда, в эту первую ночь случился неприятный казус – в душе не оказалось горячей воды. Вообще-то воды в душе не было никакой. Только из умывальника текла холодная струя. На выяснение причин этого недоразумения уже не было сил. Тем более уже утром нас ждала Ика. Забегая вперёд, скажу, что во время следующего проживания в этом же хостеле перед обратным вылетом проблем с горячей водой не было. В остальном отель находится на тихой улице с названием Берлин (тоска европейских отцов-основателей по Родине?). Ночью мы хорошо выспались, а это – главное! Поэтому могу смело порекомендовать отель. Где вы ещё найдёте в Мирафлорес вот такое жильё, за 20 долларов/ночь и с собственным санузлом?