JamKit писал(а) 15 янв 2020, 17:13:Когда дорога уходит в море - это совсем не банально! ))
А вот тут совсем нечего возразить :).
А отчет продолжается...
За то время, пока я добиралась до альтонского вокзала, погода решила исправиться, и выглянуло солнце. Я, если честно, долго выбирала компанию для аренды машины. Те, что находились, поблизости, не устраивали по цене и, самое главное, по ограничению пробега. 200-300 км в день, а остальное – экстра, это, если честно, вообще ни о чем. А потом после долгих поисков и розыскных мероприятий я выяснила, что Hertz, если оплачивать сразу при бронировании, пробег сразу же делает неограниченным. А еще у них была очень для меня удобная станция, на Альтоне. И на S-ке удобно добираться, и до А7 близко, не надо будет крутиться по городу. В общем, все совпало. Так что в 9-00 меня должен был ждать хетчбэк на механике. Совсем немного смущало, что альтонская станция не отвечала на звонки. Но это мало ли, выдры перегрызли кабель, бывает.
На Альтону я прибыла минут за 8 до назначенного времени и направилась на поиски этого самого Херца. Альтона вокзал маленький, затеряться там сложно, но Херцу это удалось. И ни полицисты, ни информация не могли мне помочь. Более того, они даже не знали, что где-то здесь есть или был Херц. Отличный день рождения вырисовывается, и подарочек такой неплохой. Но тут я сама виновата, надо было сразу спрашивать райзецентрум, который и был указан в ваучере. И вот уже в райзецентруме мне подтвердили, что Херца тут нет, и вообще, непонятно почему эту станцию указывают как на сайте, так и в гугл-картах. А есть поблизости, в одной станции на S-ке, и я как раз мимо него проехала. Исполнение мечты отодвигается, но пока не отменяется. Именно так я себя уговаривала по дороге к Дибстайх (Diebsteich, хорошее название, ага). А воображение рисовало картины, как я мечусь по Гамбургу в поисках неуловимого Херца. А что, я люблю приключения. Особенно такие веселые и абсурдные.
Наконец я добралась до Херца. Там меня встретили очень любезно и вообще, ждали. Да-да, на Альтоне станция временно (?!) не работает. Мы вам отправляли письмо, чтобы вы брали такси, которое мы вам оплатим, и ехали сразу сюда. Кстати, как вы добрались? На электричке? Странно, что вы не получали нашего письма. Может быть, адрес указали неправильно? Странно, конечно, что все письма, кроме этого, вы на него получали. Когда отправили? Да вот аккурат сегодня утром, с час назад, наверное. Но ведь главное, что вы здесь! Вот, пожалуйста, распишитесь здесь. А вот ключики от вашего универсальчика на автомате. Механику хотели? Но автомат вам ничего не будет стоить. Подошедший следом клиент тут же выразил желание поменяться со мной, но сроки аренды не совпадали. Да и мне, по большому счету, было все равно. Это так, покапризничать про «ожидание-реальность».
И я почти в десять, щурясь от солнца, еду забрать Лену, чтобы направиться навстречу МЕЧТЕ. В Лабё.
Немного про мечту. И несколько вопросов. Как часто вы пересматриваете «Ганди», восхищаясь режиссерской работой Ричарда Аттенборо? Возможно, вам есть что сказать и о потрясающей операторской работе и монтаже в «Ганди»? А как вам сценарий «Пропавшего без вести?» А помните, какой потрясающий звук и монтаж звуковых эффектов в «Инопланетянине»? Нет? Странно. А ведь это не просто номинанты, а победители премии Оскар 1983 года в соответствующих номинациях. А общим у них является то, что они обошли одного и того же номинанта. Фильм «Das Boot». «Лодка». Его режиссер Петерсен если и расстроился, что не получил Оскара, то быстро оправился и еще не раз возвращался в своем творчестве к теме плавсредств, сняв много позже «Идеальный шторм» и «Посейдон».
Но вот «Лодка»… Я ее смотрела и пересматривала, ее саундтрек отсутствует в редком из моих плейлистов. И как бы ни ясно все было с этим Оскаром, вот оскаровская история «Лодки» кажется мне особенно несправедливой. Несправедливее даже, чем история Лео.
Так что, ну его, этот Оскар. И без него фильм стал по-настоящему культовым, как до этого книга, по которой он был снят. При чем же тут Лабё, маленький курортный городок на берегу Остзее, недалеко от Киля? Тут все просто, хотя немного все-таки запутанно.
Дело в том, что лодка, описанная в романе – вполне реальная U-96, принадлежавшая к так называемому типу VII. Тут вообще какая-то магия семерок. Лодок VII типа существовало семь модификаций и в строй было введено немногим более семи сотен. Но это так, занимательная нумерология. И из этих семи сотен до наших дней сохранилась только одна, U-995, которая и находится сейчас в Лабё. Остальные были либо уничтожены союзниками в бою, либо затоплены собственными экипажами, либо уже после капитуляции уничтожены или переданы другим странам. Как, например, эта, находившаяся на момент капитуляции в Норвегии и оставшаяся дослуживать там уже в составе ВМФ Норвегии в качестве учебного судна. А после выведения из состава флота была отправлена не в утиль, а на родину. И после реставрации в 1972 стала музеем на пляже среди дюн у подножия военно-морского мемориала. Я просто ДОЛЖНА была туда поехать, я мечтала об этом много лет. И все время что-то мне мешало, а места превратилась уже в какую-то навязчивую идею. И вот я туда еду. Неплохой подарок себе, не правда ли?
Всю дорогу я думала, что погода, внезапно решившая перестать быть солнечной, передумает. Но увы. В серых дневных полусумерках мы добрались до окраины Лабё и остановились на парковке рядом с мемориалом. В отличие от Фридрихскога парковка в несезон бесплатной не становилась. Но мы, собственно, и не рассчитывали. Машин было достаточно. А пока мы ходили к автомату за парковочным талоном и возвращались оставить его в машине, они все прибывали и прибывали.
Да, погода, зря ты так, конечно. Дымка, серое море сливалось с серым небом. А вот и U-995.
Но сначала в кассу и мемориал.
Его история не менее интересна. После первой мировой войны, закончившейся для Германской империи немногим менее трагически, чем для Российской империи, в 1925 году инициативная группа решила увековечить память подводников и моряков, погибших в этой войне. Далее последовало обсуждение, согласование, утверждение, сбор средств, архитектурный конкурс, кризис, отложенное строительство, возобновление работ, в общем, все, как обычно. И наконец идея, возникшая в Веймарской республике, воплотилась в этом монументе в Третьем Рейхе. Торжественное открытие состоялось в 1933 году. Гитлер при этом, разумеется, присутствовал, но речь по своим личным соображениям не произносил. И вообще, мемориал оказался скорее «народным», немилитаристским и лишенным идеологии. Это его и спасло от сноса союзниками после победы нацистских и милитаристских объектов и символов. Сейчас мемориал принадлежит Федерации ВМС Германии, организации скорее общественной, чем государственной. Его «назначение» тоже изменилось. Сейчас это памятник всем, противникам и союзникам, оставшимся в море.
Сооружение впечатляет. Комплекс, помимо монумента, включает в себя и небольшой музей, и еще более небольшую уличную экспозицию. Жемчужиной коллекции является внезапная пушка времен боксерского восстания (!).
Тоже, кстати, очень и очень интересная история!
Музей небольшой, но очень интересный. Я, если честно, всегда интересовалась больше фортификационной и «сухопутной» частью военной истории, но отсюда ушла, только перечитав все стенды.
Наконец, в монумент.
На самом монументе есть две смотровые площадки. Мы для себя решили, что в отсутствие лифта на них не пойдем: увидим в дымке меньше, чем устанем. Но нет, до первой смотровой шел лифт, а на вторую вполне можно подняться по лестнице. Более того, после видов с первой, вопрос, стоит ли подниматься, даже не стоит.
Могу только представить, как здесь в солнечный день! На второй площадке находится картинка с объектами, которые можно увидеть со смотровой. Оставалось только поверить на слово.
А вот и она, U-995.
Скорее к ней.
Лодку установили здесь, среди дюн, в 1972 году. При открытии лодки как музея присутствовал последний Рейхспрезидент гроссадмирал Дёниц, вышедший уже к тому времени из Шпандау (до сих пор вспоминаю со смехом и стыдом, как год назад искала тюрьму на территории Цитадели). Встречал, как практически каждую лодку, возвращавшуюся из похода. Кстати, недавно узнала, что последние годы он провел в Аумюле. Там и похоронен.
Но в 1972 это была просто лодка. А через год вышел антивоенный, антимилитаристский роман Буххайма, а еще через 10 лет – фильм. Так и получилось, что культовые роман и фильм об U-96 вот уже много лет поддерживают интерес к U-995. На отзывах в гугле я прочитала сетования посетителей на то, что сюда не пускают с собаками. Удивилась, конечно. Но после того, как мы увидели человека с костылем, удивляться перестала. Не только я мечтала сюда попасть.
И вот я здесь. Я действительно должна была сюда приехать, ибо именно U-995 сняла с меня «проклятье торпедного отсека».
До этого момента все попытки сфотографировать торпедный отсек в любой лодке, в любой стране, на любой предмет заканчивались неудачей. А тут раз, и все получилось.
Я иду вдоль лодки и картины из фильма встают передо мной, как бы банально это не звучало.
Надо сказать, что Петерсен к съемкам построил несколько точных макетов лодки для реалистичности. Так что фильм здесь чувствуется. Но увы, увы, увы, совершенно не получилось сфотографировать центральный пост. Причем не только у меня. Народу в этот момент в отсеке оказалось человек пять, мы еле расходились друг с другом. Поэтому на память остались только впечатления и ощущения. Вот так и сбылась моя давняя мечта.
А мы с Леной, как остальные многочисленные посетители, начинаем искать место, чтобы выпить кофе. Находим с трудом, и тут случается очередное чудо – свободный столик. Все следующие посетители выли вынуждены уйти искать другое место в этом буквально вымершем на зиму городке.
Погода и задержка при получении машины поставила крест на планах прогуляться по берегу,
но я-то знаю, что еще вернусь сюда. Обязательно. Когда-нибудь. Летом. А сейчас домой.
Но день рождения продолжается. А я все-таки девочка. Поэтому на обратном пути мы заезжаем в аутлет в Ноймюнстере, где меня, как оказалось, ждала еще одна мечта, она же подарочек – красный рюкзак. На территории аутлета праздник еще продолжался: большая елка, несколько палаток со вкусностями. Не иначе, как для меня все оставили. Отличный день рождения получился!
И еще немного про «Лодку». Сразу же по приезде в Гамбург я то там, то сям встречала постеры и ролики о том, что завтра начинается показ сериала «Лодка». Это все так вписывалось в мою концепцию, что мы с друзьями в нужное время уселись перед телевизором. Хм… Если Буххаймер был недоволен, что Петерсен недостаточно хорошо передал антивоенный дух романа, то что бы он сказал на ЭТО? Редкостное непотребство. Сохранилось только название, да и саундтрек был взят за основу. Энигма (куда без нее?), радист, желающий передать ее коды французским повстанцам через свою сестру, служащую в гестапо, эта сестра, свободно проходящая на лодку, готовящуюся к походу, к брату, который почему-то совершенно один, застенки гестапо, внезапно раздувшаяся до современных размеров сама лодка и другие не менее волшебные вещи. Короче, одной серии мне хватило. Жаль, конечно, что это сериал, а то стоило заявиться с ним на Оскара. Такая развесистая клюква вполне могла бы и пройти.
Ну да ладно. Кстати, если судьба U-995 известна, то что же случилось с
U-96? Она утонула. И туда, где это случилось, я поеду послезавтра.