В июле 2015 года меня терзали страшные сомнения. Ни один путешественник (реальный или виртуальный) не мог их развеять окончательно. Вопрос стоял ребром: "Ехать ли в Индию в разгар сезона дождей?".
В моем измученном сознании точеные башни Тадж-Махала тонули при наводнении, зеленые леса Химачал-Прадеша заливали горные реки, а тучи малярийных комаров не давали нам прохода в Варанаси. Но так сложились обстоятельства, что отпуск в этом году выпадал именно на август и за приемлемую сумму вывезти нас с подругой из Москвы бралась только авиакомпания Air Astana, летевшая именно в Дели. Трудное решение было принято.
Последующие злоключения с визой могли быть истолкованы как предостережение свыше, но мы снова не прислушались к нему (видимо, я тот единственный русский, которому отказали в индийской визе). Операция по замене загранпаспорта (всего три недели, слава Московскому УФМС!) прошла успешно и электронная виза была оформлена на девственно чистый документ за два дня до вылета. Таким образом, преодоление индийских трудностей закалило нас еще в Москве, и возможно, помогло должным образом укрепиться духом перед реальными приключениями. И, вероятно, именно спокойствие, рассудительность и хорошая подготовка помогли нам получить от этой поездки свое необычное удовольствие, которое с течением времени становится все более сильным.
Поскольку впечатлений у нас с девушкой накопилось на два отчета, а времени катастрофически не хватает, мы решили честно поделить рассказ на части и написать этот опус поглавно, поэтому, если Вы все таки станете читать дальше, не удивляйтесь частому изменению пола героя и стиля его речи
Важный момент, про который изначально я не хотел писать, но потом решил, что это может быть полезно: на момент отъезда моя девушка находилась в конце первого триместра беременности, поэтому сомнения в целесообразности поездки были очень велики, тем не менее, взвесив все за и против, мы решили ехать (разумеется соблюдая все разумные меры предосторожности в области питания и гигиены). Конечно, этот отчет нельзя считать руководством к действию для беременных в Индии, но если он как-то поможет развеять сомнения о целесообразности Вашей поездки, я буду рад и готов помочь советом.
2. ДЕЛИ:
Воздух после выхода из аэропорта оказался влажным, на улице стояла жара выше 30 градусов, и от этого всего почти сразу навалилось тяжёлое ощущение духоты. Надо заметить, что мой спутник, будучи одетым в джинсы, обычную футболку и лёгкие кроссовки, как ни странно, испытывал истинное наслаждение от такой погоды, чего нельзя было сказать обо мне – всё же не совсем привычно для человека, прожившего всю жизнь на просторах средней полосы. На данном этапе, пока вы ещё не совсем отдалились от цивилизации, ещё в аэропорте, было важно найти банкомат и снять наличные на первое время. Все банкоматы берут разную комиссию и ни один из них не проглатывает карточку полностью, как у нас. Нужно вставить и вынуть карту, а затем уже набирать PIN. Получив деньги, мы двинулись по указателям в сторону аэроэкспресса.
Заблудиться в аэропорте, на мой взгляд, сложно – везде есть указатели, или можно спросить направление у служащих (все относительно англоговорящие). Билет покупается в терминале за, кажется, 100 рупий (это примерно 100 рублей). Ехать от аэропорта до станции «Мейн базар» полчаса, из окна уже видно долгожданную Индию – всё что можно сказать о ней, судя по данному участку дороги, это то, что очень много зелени вокруг.
Аэроэкспресс приезжает на специальную станцию метро у вокзала New Delhi, от которой прямо через дорогу, стоит только пройти насквозь вокзал и преодолеть участок стоянки рикш, пытающихся усадить вас в тук-тук , начинается длинная туристическая улица «Мейн базар» с лавочками сувениров, одежды, посуды и прочих товаров. Мы решили пойти пешком, т.к., судя по карте, отель находился совсем недалеко.
Очень сильным оказалось именно первое впечатление от всего, что видишь вокруг, особенно если вы впервые оказались в Азии: толкотня, шум, люди, тук-туки, машины, много разноцветного, грязь, некрасивые, «обшарпанные» здания, запахи еды, благовоний, периодический резко возникающие и так же пропадающие вскоре, короче, просто какой-то хаос вокруг, но всё очень-очень интригующе.
Отдельно стоит отметить движение транспорта – это незабываемо и сразу бросается в глаза: так вот, всё вокруг, что имеет колеса, едет абсолютно беспорядочно. Нет практически никакой логики в этом движении, никаких правил (за некоторым исключением - например, на красный свет поток всё-таки останавливается), всё вперемешку. Если возникает пробка, то её участники начинают дружно и нетерпеливо сигналить, даже если это ничем не улучшит ситуацию. Впрочем, сигналить здесь любят много и без повода. Дорога делится ровно на столько полос, сколько максимально поместится на ней транспортных средств, все едут впритирку друг к другу, и даже удивительно видеть здесь, например, более-менее дорогие авто , т.к. непоцарапанными в этой толкотне они вряд ли останутся. В то же время на проезжей части посреди всего этого винегрета может развалиться на отдых парочка коров, которых все будут объезжать. Чтобы перейти дорогу, мы старались найти индусов, которым тоже надо было на другую сторону, и быстро проходили за ними – понятия пешеходных переходов в Индии нет (именно понятия, сами-то переходы как раз обозначены). Короче, было и смешно, и немного экстремально))
В конце концов, благодаря заранее скаченной карте и внутреннему навигатору моего товарища, мы добрались до отеля, и тут, готовьтесь - вдруг наступает момент контраста: один красиво и опрятно одетый служащий распахивает перед вами двери, второй сразу пытается взять ваши вещи (пытается, т.к. первое время мы, начитавшись про индийскую наглость в плане чаевых и всевозможные прочие хитрости, старались не отдавать багаж, что, справедливости ради надо заметить, впоследствии оказалось лишним). Вы попадаете из удушающей жары в прохладу и тень, где, словно белому сагибу, вам сразу несут на подносе воду и манговый сок (воду пить не рекомендуется, поскольку неясно из бутылки она или нет, а сок можно), и вы быстро и с комфортом заселяетесь в номер. И это при том, что отель был из ранга средних по цене (называется City Star, расположен на Gupta road, стоимость стандарта примерно 2000 рупий за ночь).
Приняв долгожданный душ и немного отдохнув с дороги, мы решили, что настала пора осмотреть окрестности, и начали с поездки к Red fort (Красной крепости). Вспомнив советы из отчётов, прочитанных нами заранее, мы спустились вниз и заказали поездку на моторикше на ресепшен. Я ни разу до того не ездила подобным образом – всё было ново, весело и очень увлекательно, чувствовался адреналин, как на американских горках (стоит вспомнить о движении в Индии). Водитель с нами не заговаривал, но зато уже через минуту после нашей посадки рядом с ним каким-то образом «трансгрессировал» другой, более разговорчивый индус. Он бойко поздоровался, стал о чём-то болтать на приличном английском, спрашивая буквально обо всём. Мы объяснили ему, что едем к крепости, на остальные вопросы старались не отвечать или отвечали скупо. Далее началась классическая индийская разводка (о подобных вещах мы тоже читали и были в принципе морально готовы): нас предупредили о том, что крепость именно сегодня закрыта, и чтобы попасть внутрь, следует поехать сначала в турагентство, там купить билет на вход (в закрытую крепость, ага), а уже потом нас этот же рикша сможет отвезти к месту. Ответ, что в саму крепость нам не нужно, мы бы хотели снаружи на неё посмотреть и просто прогуляться, его не очень удовлетворил, и навязчивый попутчик всё равно зачем-то советовал нам ехать в агентство. В конце концов, видимо поняв бесполезность своих уговоров, он так же неожиданно где-то соскочил по дороге, дав напоследок какие-то указания водителю. Разумеется, рикша привёз нас в в турбюро (видимо, следуя указаниям своего коллеги). Мы начали было говорить, что нам нужно в Red Fort, но внезапно водитель позабыл все английские слова и пошёл за подмогой в агентство. Вышло ещё несколько человек, которые начали разъяснять что-то про крепость, билеты и т.п. В итоге мы сказали, что либо едем сейчас туда, куда нам нужно, без билетов, либо не платим рикше ни копейки и расстаёмся здесь.
Видно, что расстроенный, рикша выбрал последний вариант, и мы пошли искать метро, полностью «погрузившись» в атмосферу страны. О таких ситуациях мы действительно слышали много, поэтому не сильно огорчились. Заглядывая в будущее, всё же скажу, что это была единственная разводка за всю поездку: то ли нам так везло, то ли не на каждом шагу всё плохо в этом плане в Индии. Зато, выйдя от турфирмы из закоулка на широкую улицу, мы практически сразу наткнулись на Starbucks, чему были рады – ведь крепкий и бодрящий эспрессо ещё никто не отменял.И да, в Индии перед Strabucks всегда стоит полицейский.
К крепости мы добирались уже на метро и затем на тук-туке. В метро разобраться нетрудно, нужно только знать название станции. Сама крепость выглядит монументально, она очень большая и действительно красного цвета. Всю её вокруг мы обходить не стали , прогулялись вдоль стены, полюбовались и повернули обратно, т.к. решили ещё ехать на Spicy market – большой бакалейный рынок. Это место выглядит весьма колоритно: вы увидите горы коробочек, пакетиков, мешков с различными специями – красными, жёлтыми, белыми, зелёными, цельными и молотыми – любыми, здесь смешиваются всевозможные запахи, продаются разные сорта чёрного, зелёного и белого чаёв, горы орехов и риса, любой продавец с энтузиазмом готов ответить на все ваши вопросы. Место это очень удачное как для прогулки, так и для приобретения сувениров. Последнее мы отложили на день, когда вернёмся в Дели перед отлётом домой.
Обратно к метро шли пешком. Интересно было смотреть на всё вокруг: на людей (тут и красивые девушки в ярких сари, и дети, и бедняки, и вполне приличного вида мужчины), на витрины магазинов со смешной одеждой (как они это носят? – какая-то безвкусица - немыслимые блёстки, аляповатось, синтетика), на лавки с едой (преимущественно было что-то жареное, типа пирожков или маленьких пельменей, овощи, кукуруза, сладости, свежевыжатые соки. Всё пахнет вкусно, да и выглядит, пожалуй тоже, если не считать антисанитарии вокруг, так что пробовать не рискнули). Зато здания вокруг смотрятся ветхо, грязно, серо и вообще безлико. Некрасиво. Но на фоне остальной экзотики это нельзя считать за сильно большой минус.
В отеле нас ждал первый индийский ужин. Мы решили выбрать традиционные местные блюда: заказали тали (на одной тарелке - крупная порция из риса, каких-то кашеобразных смесей овощей и специй) и овощи (вернее, кусочки овощей и сыра, плавающих в такой же кашеобразной массе непонятно чего). Всё острое и имеет неповторимый привкус масалы, который будет сопровождать нас всю поездку. Но еда, к нашему удивлению, оказалась довольно вкусной и сытной, а лепешки– вообще просто шедевром кулинарии: большие, тоненькие куски, похожие на армянский лаваш, только твёрдый и хрустящий – его здесь полно на любой вкус - с маслом, сыром, зеленью и т.п. В общем, ужин порадовал. На этом и закончился первый день в Индии – очень интересный и насыщенный, сразу же доказавший нам, что в поездке будет полно впечатлений, эмоций, ну и, возможно, каких-то трудностей.
3. АГРА:
Поезд в Агру отправлялся затемно, ранним утром, с вокзала Nizamuddin, находящегося на другом конце города от того места, где остановились мы. Снова пришлось брать тук-тук. Мятый со сна привратник отеля растолкал не менее мятого рикшу и объяснил на пальцах куда мы хотим попасть. 150 рупий без торга за возможность прокатиться по прохладному и темному Дели. Как ни странно, ночью город полностью вымирает и выглядит значительно презентабельней. Без столпотворения и хаоса становятся заметны зеленые парки, широкие проспекты, величественные здания старой английской постройки (плесень на стенах тактично скрыта темнотой). К сожалению, поездка длилась всего 15 минут, и вскоре мы вновь погрузились в индийское безумие, к тому же удвоенное условиями вокзала.
Поезд найти не сложно: информационное табло и вывески над путями (пусть и не очень чистые и частично на хинди) быстро приводят к нужному перрону. Это был наш первый и от того крайне волнительный опыт сотрудничества с индийскими железными дорогами. Первое впечатление от вагона-слипера - нервная улыбка и легкий шок. Особенную тоску и легкие тюремные аллюзии почему-то нагоняли пыльные и ржавые вентиляторы под потолком. В общем и целом, три часа до Агры (заметьте, без знаменитых опозданий, причиной которых видимо все-таки являются зимние туманы, а не разгильдяйство машинистов) пролетели напряженно, но быстро. Великолепные мужчины, испражняющиеся на рельсах в течение всей дороги, создавали необходимый экзотический антураж (и возможно тот самый характерный запах вдоль ж/д путей).
На вокзале в Агре мы всеми силами пытались отбиться от банды тук-тукеров, и в процессе бегства в итоге оказались у будки prepaid (уж не знаю, насколько она официальна). Доставка к Тадж-Махалу (с заездом в банкомат) обошлась нам в 100 рупий. Тем не менее, водитель (опрятный седобородый дед) не остался в накладе, так как навязал нам дневной тур по Агре с заездом в форт, ресторан и местные лавки за 400 рупий ("возьму деньги, только если вам понравится"-, убеждал он, ну что ж, нам,и правда, понравилось).
Несмотря на сезон дождей, в Агре было сухо, стояла жара +35 и сквозь дымку светило солнце, поэтому поход в Тадж-Махал (а особенно в форт, камни которого изрядно раскалились) был для нас не так легок. Тем не менее, все классические фото были сделаны, узоры гробницы осмотрены снаружи и изнутри, вид на Ямуну с задней площадки зафиксирован в памяти. ИТОГ: Дорого (700 рупий с туриста), мало отличается от знаменитых фотографий, под завязку наполнено местными и иностранными посетителями, но, безусловно, обязательно для посещения.
Форт Агры, находящийся в пяти минутах езды от Тадж-Махал, также совершенно необходимо посетить. Он представляет собой древнюю крепость розового камня впечатляющих масштабов и архитектурных форм. Если бы не удушающая жара, мы однозначно уделили бы ему больше времени. К тому же, для обладателей хорошей фототехники, форт должен представлять особенный интерес (его виды не так банальны, как соседние, из Тадж-Махала, но не менее впечатляющи).
Обратный путь из форта на вокзал пролегал через ресторан (снова не оправдались наши опасения по поводу опасности и несъедобности индийской пищи, к удивлению, все было ровно наоборот) и лавки с фальшивыми народными промыслами и баснословными ценниками (судя по тому, что продавцы худо бедно пытаются общаться по-русски, клиенты у них бывают).
Ожидание обратного поезда на вокзале омрачилось несколькими странными эпизодами. Во-первых, перед входом в здание вокзала я попробовал закурить нирдош (индийский сигаретный суррогат, самокрутка из дикого табачного листа и каких-то добавок) и испытал на себе неподъемную тяжесть индийского общественного осуждения. Все, от детей до нищих, смотрели на меня так, как будто я, по меньшей мере, вдруг разделся догола. Какой-то попрошайка, отделившись от шокированной толпы, жестом попросил меня как можно быстрее затушить окурок. Спорить я не стал (так как и сам был немало удивлен). Больше закурить нирдош в Индии я не пытался (эх, кто бы объяснил, что это было???). Во-вторых, неприятно поразил вокзал. Час ожидания обратного поезда дался нам особенно трудно. Много беспокойства доставили наглые беспризорники, а также нищий-калека, который несмотря на низкую скорость перемещения все время оказывался возле нас (хоть мы и пытались спастись от него на соседних путях). В финале добавились какие-то пьяно агрессивные молодцы, очевидно настроенные подраться. За метаниями по платформам час пролетел быстро, и вскоре поезд увез нас обратно в Дели.
4. ВАРАНАСИ
Поезд в Варанаси отправлялся в 16:15, как и ранее, сложностей с поиском перрона на столичном вокзале New Delhi не возникло. Так как предстоял ночной переезд, мы решили разориться и взять второй класс (плацкарт со шторками). Места оказались комфортными и даже интимными. Во всяком случае никто не мешал нам спокойно беседовать и потягивать ром под стук колес.
На рассвете, подъезжая к Варанаси, мы в панике смотрели в окно на болотистые рисовые плантации и представляли тучи комаров, кружащих над ними. Надо пояснить, что главным сомнением перед поездкой в Индию была МАЛЯРИЯ, болезнь, которой пугали нас форумы, родственники и бывалые путешественники. "Это полное безрассудство ехать в Варанаси в сезон дождей! Малярийный комар не прощает глупцов!" - писал нам из Ченная знакомый экспат. Тем не менее после долгих сомнений купленные таблетки от малярии были отложены для более экзотичных стран. Конечно, ни в коем случае не советую делать как мы, однако ни один комар в Варанаси нас, в итоге, так и не укусил (хотя, надо признать, что репелленты мы все-таки использовали).
Поезд опоздал на 1 час, то есть, по сути, прибыл удивительно пунктуально. Ярко светило солнце, настроение было боевым. Моторикша за 150 рупий довез нас до какого-то грязного переулка и объяснил, что дальше он не проходит по ширине и мы продолжили путь пешком. Нам был нужен Meer Ghat, а точнее расположенный на нем Ganpati Guesthouse (к слову, отличный отель).
Погружение в Варанаси получилось резким. Мы шли, уворачиваясь от коровьих хвостов и навозных куч, перепрыгивая через мутные лужи, вдыхая смесь запахов сандала, уличной еды и нечистот, удивляясь опрятным школьникам, спешащим на занятия и оранжевым монахам, поспевающим на утреннюю службу. Даже по навигатору соориентироваться в узких, непредсказуемо изогнутых переулках древнего города оказалось очень не просто.
Через полчаса блужданий мы почувствовали характерным запах дыма (даже сейчас, в России, находясь рядом с костром, я испытываю deja vu и вспоминаю то странное первое впечатление от Варанаси). Навигатор вывел нас на Manikarnika Ghat, соседний от искомого нами. Не обращая внимания на происходящее вокруг (это место мы хотели исследовать отдельно, а не с сумками и второпях), мы выскочили к Гангу и с удивлением обнаружили, что уровень реки поднялся настолько, что затопил почти все ступени. Про себя я подумал, что, во-первых, придется искать обход, а, во-вторых, что накрылась наша поездка на лодке (к сожалению, это оказалось правдой, лодочники не могут справиться с сильным течением разлившейся реки).