Надо сказать, что автобусы хоть и ходят очень четко по расписанию, промежутки между рейсами довольно значительны – около часа, да и заканчивается движение довольно рано – последний обратный автобус отходил от Фюссена в 17-10. Кстати, информация в автобусе о маршруте и следующей остановке выведена на монитор, что очень удобно – нет необходимости приставать к попутчикам или водителю с расспросами.
Билеты были на 11-45 в Хоэншвангау и на 14-05 в Нойшванштайн. Такой порядок посещения определяется тем, что первый из замком принадлежал родителям знаменитого владельца второго. Так что хронологически это вполне обоснованно.
Времени между экскурсиями вполне достаточно, чтобы добраться от одного замка до другого, зайдя по дороге на Мариенбрюке. Но, учитывая, что хотелось еще побывать и в Фюссене, пришлось исключить пеший маршрут между замками даже при спуске и воспользоваться услугами автобуса. Стоимость билета на автобус в оба конца 3 евро.
Все, более ни слова об утилитарном.
Хозяева Хоэншвангау - баварская королевская чета проводят здесь очень много времени, здесь же растет их сын, будущий король Людовиг II, родившийся в 1845г. Не удивительно, что в романтическом краю растет романтичный юноша. А тут еще дружба с Вагнером, увлеченность древним германским эпосом, несчастная любовь, ранняя потеря отца и непомерное бремя королевской власти, упавшее на плечи молодого короля. Не удивительно, что все это повлекло его побег от реальной жизни. Именно здесь, на берегу озера, облюбованного самыми романтическими птицами - лебедями, могли возникнуть не дворцы, нет, а именно романтические замки: Хоэншвангау - «Высокий лебединый край» и Нойншвангау – «Новый лебединый утес».
Вот оно – голубое лебединое озеро Альпзее в окружении горных вершин и горних птиц.
Дорожка в Хоэншвангау ведет мимо озера, теряется в лесу и вдруг вот он – неожиданно вырастает перед вами!
Отец Людвига II назвал свой замок,, где провел детство его сын, будущий «сказочный король», «Замком фей». Его величество распорядился построить замок Хоэншвангау на историческом месте замка XII века, где много веков тому назад проходили рыцарские сражения и турниры.
Архитектурный стиль замка Хоэншвангау – неоготический, характерный для эпохи романтизма. Средневековый дух зданию придают островерхие и оборонительные башенки, резная каменная стена.
Удивительно настолько гармонично вписан замок в окружающий пейзаж при такой ярком желтом цвете.
Во дворе замка разбит садик с фонтанчиком и неизменными лебедями.
Экскурсии проводятся строго по часам, поэтому опаздывать не рекомендуется. При входе выдается аудиогид на нужном вам языке и вы идете по залам в сопровождении экскурсовода. Фотографировать категорически запрещено, следят строго. Перед поездкой читала ряд мнений о том, что посещать замки не стоит. Выскажу свое. Убранство замков очень неординарно. Здесь нет имперского пафоса, зато есть романтизм пусть и выраженный в роскоши. Подобных интерьеров мне раньше видеть не приходилось. Они не повторяют ранее виденное и это очень интересно.
Замок Нойшванштайн Людовик II начал строить в 1869 г. Полностью он его не достроил, но тем не менее въехал в еще недостроенный и успел прожить в нем 172 дня, до своего свержения, причиной которого стали непомерные затраты на строительство этого замка и замка Линдерхоф. Появлением на одинокой труднодоступной скале замок был обязан не военно-стратегическому замыслу, не желанию продемонстрировать королевскую власть перед иноземными гостями и собственными подаными. Именно сюда сбегал он от бремени власти, чтобы предаться своим романтическим фантазиям и мечтам об идеальном мире средневековья. При этом увлечение средневековьем не помешало обеспечить замок высшим уровнем комфорта той эпохи. Строительство в таком месте было непростой задачей, для ее решения пришлось взорвать часть скалы, тем не менее, здесь было проведено центральное отопление и электричество, сделаны туалеты с автоматической системой слива, во все комнаты подавалась вода, в том числе горячая.
Внутренняя отделка полностью навеяна сюжетами исторических опер Вагнера «Тангейзер», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин» и другими сагами из «Песни о Нибелунгах». На стенах и гобеленах, в элементах мебели и интерьерных предметах, в вышивках портьер и чехлов для подушек, узорах резьбы и дверных ручках изображения лебедей.
Да и сам замок похож на прекрасного белого лебедя, присевшего на одинокий утес.
Конечно, лучшая точка для съемки замка Нойшванштайн – Мост Марии, Мариенбруке. Мост перекинут над ущельем Поллат на высоте 92 метров между двумя крутыми скальными стенами над 45 метровым водопадом.
Назван он в честь матери Людовика II Марии Фредерики Прусской. В детстве Людовик неоднократно любовался красотой здешних мест с деревянного моста.
В 1866 г. деревянный мостик был заменен железным консольным мостом. И правильно. Видимо Людовик при всей своей отрешенности от реального мира смог предусмотреть будущее количество туристов, желающих пощекотать себе нервы над пропастью.
Очень хотелось погулять здесь подольше, походить по горным тропинкам, вокруг озера, спуститься вниз в лежащую у подножья замков деревеньку Швангау.
Но хотелось еще побывать и в городке Фюссен, тем более, что езды до него всего 10 минут автобусом и от туда же уходил мой автобус в Оберамменгау. А еще очень хотелось посмотреть на изумрудную, как ее описывают многие путешественники, речку Лех, протекающую через него. Но только я приехала в Фюссен – разверзлись хляби небесные, хлынул ливень.
Вот она – туча.
Фюссену более 2000 и стоит он на древней римской дороге Клавдия Августа и начинался с военной крепости, ее охранявшей. На ее месте позднее возникло бенедиктинское аббатство, перестроенное в 14-м веке в замок Ауксбургского князя-архиепископа. Сам же Бенедиктианский монастырь Св. Магнуса с великолепной церковью в стиле итальянского барокко расположен рядом.
Городок маленький с мощеными булыжником улочками,
нарядными домами,
интересными фонтанчиками и скульптурами,
храмами духа и тела.
Ливень был таким сильным и продолжительным, что по улочкам города бродила фактически я одна. Но изумрудную реку Лех я все-таки посмотрела. Действительно изумрудная!