Первый раз мы поехали столь далеко самостоятельно. Затея казалась безумной. Расстояния, которые с трудом укладываются в голове, множество мелочей и нюансов, которые необходимо учесть, незнание языка... Но после успешной организации похода на Байкал, я была убеждена, что готова к путешествию на другой край света. И сразу скажу, что все мои надежды оправдались сполна. Это возможно, это не страшно и не сложнее поездки в соседний город. Перед нами открыт весь мир, нужно только не бояться этим пользоваться!
Итак, 2 июля 2019 года произошло полное солнечное затмение, видимое из Южной Америки. Это событие стало основной целью нашего путешествия, ну и заодно соседние достопримечательности посмотрели. Поездка длилась 28 дней с 27 июня по 23 июля. Маршрут вышел насыщенным: мы катались на великах, ходили по горам и по джунглям, ночевали в пустыне и не смыкали глаз на автовокзалах, ели морскую свинку, а потом смотрели на её собратьев в дикой природе... Очень много всего было, и всё равно показалось мало.
Готовиться начали более чем за год, в результате чего удалось купить сравнительно недорогие билеты на трансатлантику, перелопатить кучу информации и составить очень подробный план на каждый день путешествия. В последствии практически никаких отклонений от плана так и не случилось, даже скучно как-то вышло:)
Когда собираешься в такую даль, то хочется увидеть всё и сразу и ещё немного. Но при детальном изучении вопроса внезапно оказывается, что ЮА — это целый материк 7000 км в длину и 5000 км в ширину, посмотреть который не хватит и года, и приходится чем-то жертвовать. Вот что осталось от маршрута в результате неимоверно болезненных сокращений:
Маршрут:
Москва — Мадрид — Лима — Ла-Серена (через Сантьяго) — Сан Педро де Атакама — Арика — Арекипа — Пуно — Куско — Лима — Мадрид — Москва.
В Боливию не поехали сознательно, т. к. Уюни надо смотреть в сезон дождей, а не зимой.
В приоритете для нас было максимальное удешевление поездки и получение максимума эмоций. Как ни странно, эти требования прекрасно сочетаются. Незабываемая ночёвка в палатке посреди пустыни под южными звёздами позволяет сэкономить на отеле. Поездка в долину Луны на велосипеде гораздо приятней экскурсионного автобуса и разнообразит путешествие. А ночные автобусы экономят не только деньги, но и время. Ну и конечно же мы не смогли обойтись без 5-ти дневного треккинга в Андах, который, однако, не был совсем бесплатным.
Немного цифр:
- общая стоимость поездки — 300 тыс. рублей на двоих, из них
- 190 тыс. — транспорт ( 10 перелётов и 3 междугородних автобуса);
- 12 300 — жильё (10 дней, остальное время ночевали в палатке, автобусе, аэропорту + 4 дня у знакомого);
- 8500 — билеты в Мачу-Пикчу;
- 1870 — связь и интернет;
- 86 тыс. — всё остальное (еда, экскурсии, сувениры, такси).
Связь: использовали TezTelecom only internet — сигнал есть практически везде, кроме того в большинстве общественных мест есть вай-фай. Пришлось пару раз отправить смс в Россию и позвонить на местные номера — это делали с обычной российской симки Тинькоффа.
Деньги: в каждой стране своя валюта, обменников много, обычно в аэропорту курс хуже, но незначительно. Везти лучше в долларах, в некоторых местах принимают прямо в них, без обмена. Оплата картой тоже широко распространена, но иногда за это берут комиссию. Цены в магазинах примерно равны московским, только хлеб почему-то в 10 раз дороже, а фрукты немного дешевле. Очень забавно выглядят цены в песо: почему-то эта валюта обозначается как доллар, и при этом примерно в 10 раз дешевле рубля, то есть цена за батон будет $1500.
Виза: в ЮА не требуется при пребывании менее 90 дней, но мы делали шенген для пересадки в Мадриде.
Язык: испанский, кечуа, писабо, пукина и др. Отдельные люди говорят по-английски и даже по-русски, особенно профессиональные экскурсоводы, но базовые навыки испанского крайне желательны. Мне хватило около полугода занятий, чтобы выучить наиболее важные вещи — числительные, местоимения, направления (право/лево), вопросы «что?», «куда?», «когда?», «сколько?», «как пройти к ..?», названия основных блюд и напитков. Конечно, мы заранее скачали оффлайн словарь, но в экстренных ситуациях спасал только гугл.
Транспорт: большинство рейсов выполняется 3-мя авиакомпаниями: Latam — вроде нашего Аэрофлота — дорого и качественно, Avianca и Sky — считаются лоукостами, но это весьма условно, т. к. дешёвые билеты нужно ещё словить, а сервис вполне приличный (есть багаж и кормёжка, ручную кладь хоть и заставляют засовывать в калибратор, но размеры его более. чем достаточные).
Также между городами курсируют комфортабельные двухэтажные автобусы. Автобусных компаний великое множество, но только у одной из них есть сайт - CRUZ DEL SUR. Кроме сайта у них ещё имеются пледики и самолётная еда. Ожидаемо, билеты у них самые дорогие. Если на автовокзале просто подойти к первой попавшейся стойке, то можно сэкономить до пяти раз. Рейсов много, и недостатка билетов мы не наблюдали. Автобусы у всех примерно одинаковые, места можно выбрать. Советую места в первом ряду на втором этаже: во-первых, там прекрасный вид через лобовое стекло, а во-вторых, спинка кресла откидывается на 160 градусов, что актуально на ночных рейсах.
С железными дорогами в ЮА всё плохо, их жалкие остатки сейчас выполняют исключительно туристическо-развлекательную функцию за баснословные деньги.
Такси бывает обычное и коллективо — это когда в машину набирается максимально возможное количество пассажиров, и цена с человека так получается меньше, чем в обычном такси. Обычно одна и та же машина может работать в обоих режимах по вашему желанию. Пассажиры в коллективо набираются охотно, нам никогда не приходилось ждать долго.
Еда: никогда не покупайте чилийские торты — они невероятно приторные и невкусные. В магазинах напрочь отсутствует гречка в любом виде, мы даже привозили её с собой. Хорошее вино в Перу стоит на порядок дороже, чем в Чили, а плохое лучше не пробовать. Нам посоветовали два сорта чилийского вина, оба сухие: Santa Emiliana и Misiones de Rengo. Меню — это la carta, а menu — это комплексный обед из первого, второго и напитка, за который просят от 100 до 300 рублей. Порции очень большие, голодным точно не останешься, но еда обычная домашняя. Интересно использование картошки: она считается составляющим соуса к мясу, а гарниром обычно является рис, т. е. получается блюдо из мяса/курицы сразу и с рисом, и картофелем. Но всё это в маленьких обычных кафешках для местных, если ходить в туристические заведения, то придётся платить дороже. Национальное блюдо — морская свинка, или cuy. Вкусная штука, попробовать стоит. Сделать это можно много где, но существуют специальные cuyeria. Аналогично, есть polleria — куречная.
Кока продаётся повсюду, но не в магазинах, а на рынках или с рук у торговцев, ходящих по городу. Она вкусная и хорошо помогает от горной болезни, главное — внимательно проверить её отсутствие в вещах при вылете обратно.
Аграрный контроль: существует на границе всех стран ЮА, но особенно суров в Чили. К ввозу запрещены любые органические продукты как животного, так и растительного происхождения. Единственное исключение — это если они приготовлены. Ещё в воздухе проводники раздают декларации, в которых нужно отметить наличие таких продуктов. Если не отметить, а найдут — штраф $1000. Все вещи пропускают через сканер и собак, при подозрениях сотрудник безо всякого смущения вскрывает рюкзак и копошится в нём, как у себя дома. Для походной части путешествия нам было необходимо везти сублимированное мясо, мы очень за него переживали и предприняли меры: разложили в специальные цветные пакетики (ничего, что «Рыбка»), запаяли и даже сделали этикетку со штрих-кодом. В итоге на него никто даже не смотрел ни на одной границе. А вот с гречкой возникли проблемы. 40 минут, 2 сотрудника, несколько телефонов с переводчиками — и мы выиграли этот бой, гречка осталась с нами! Ключевым было слово «пропаренная» на пакете. Но сухофрукты и сушёные овощи всё равно нельзя, это строго прописано в правилах.
Погода: в целом очень комфортная, днём не жарко и не холодно. Но по утрам может быть конкретный дубак с сильным ветром, особенно в горах. При ранних выездах по мере потепления приходится снимать с себя тёплую одежду и дальше тащить её с собой. Зачастую она не умещалась в наш маленький рюкзак, и было очень не удобно, но с этим ничего не поделаешь. Осадки за всё время были только 3 дня в виде снега на высоте 5000 м.
Безопасность: единственное место с высокой преступностью — это Лима. В Чили будет поспокойней, чем в Европе, а в Перу в целом всё нормально, но лучше не гулять после захода солнца. Кстати, световой день длится примерно с 6 утра до 6 вечера, чем ближе к экватору, тем более это точно. Спать мы ложились не позднее 9 вечера.
Прививки: если не ездить в джунгли Амазонки, то не нужны. Никакого контроля на границе нет. Для джунглей понадобится прививка от жёлтой лихорадки.
Аптечка: абсолютно необходимо иметь хороший солнечный крем, т.к большая часть маршрута проходит на больших высотах под чистым небом. Spf50 вполне достаточно, но в Перу продаётся и spf 90. По той же причине нужны солнечные очки. Также мы брали диакарб от горной болезни, но не пользовались, т. к. нас отлично вставляла кока.
Туристический газ: в Чили продаётся в сетях строительных магазинов и магазинов для дома, мы пользовались Easy и Sodimac Homecenter. Скорее всего это не полный список, но эти магазины есть в большинстве городов. Выбор довольно большой, есть как обычные, так и дихлофосные баллоны, стоят примерно как у нас. Про Перу мы не смогли найти достоверную информацию про газ, но у нас была возможность закупиться в Чили и дальше везти его с собой наземным транспортом. Теоретически, в Куско должен продаваться, т. к. оттуда многие выезжают на треккинговые маршруты. Но в деревушке Тинки, откуда непосредственно начинался наш треккинг, ничего подобного замечено не было.
Ещё из общих выводов: вдвоём ездить скучно, очень жаль, что мы не смогли найти компанию.
День 1. Мадрид и трансатлантика. 27-28 июня 2019 г.
Дешёвые билеты в ЮА нужно всегда искать из городов Европы. В данном случае мы вылетали из Мадрида. Решили не терять возможности посмотреть ещё один город и сделали пересадку 12 часов. За это время можно комфортно доехать до города, пройтись по центру, покушать и вернуться обратно. Пересадка у нас была ночная, и это оказалось очень правильным решением. Несмотря на то, что мы чуть не заснули по дороге, мы успели посмотреть намного больше, чем при дневной пересадке на обратном пути. Просто ночью в Мадриде 25-30° С, а днём не меньше 40° С. Кто как, но я при такой жаре не способна ничего смотреть.
Первым делом нам нужно было сдать багаж в камеру хранения, таскаться с 20 кг не хотелось. В аэропорту Мадрида (Барахас) есть 2 камеры хранения, одна внутри здания, другая в соседнем, через дорогу. Первая закрывается на ночь, а вторая круглосуточная. Найти её оказалось непросто. Система указателей в аэропорту крайне не логична, зачастую они просто отсутствуют. Несколько раз мы заходили в тупик, пока не поняли, что стрелка вниз означает «прямо». В общем, проще всего сразу выйти на улицу и там уже искать. Из хорошего — отсутствие досмотра на входе в аэропорт. Можно сколько угодно входить и выходить, никто ничего не скажет.
До города ехали на метро, оно ходит прямо из аэропорта, найти его уже не так сложно. Вот https://ispaniagid.ru/aeroport-madrid/ хорошая статья про транспорт из аэропорта, там же есть видео о покупке билета в мадридском метро. Билет на метро нужно брать до конкретной станции, от этого зависит цена. У нас получилось 7 евро на одного и 12 на двоих. Чтобы попасть на Gran Via проще всего ехать до Plaza de España, но мы вышли на предыдущей Tribunal. Пока шли до Gran Via встретили несколько девушек с недвусмысленными намерениями. На самой главной улице города девушки вытеснены бомжами. Их действительно очень много, они спят под стенами исторических зданий, у каждого минимум одна собака. Но жизнь ночью кипит, на улицах не протолкнуться, все гуляют, отдыхая от дневной жары. Не знаю только, когда они спят. Работают пиццерии и бары, там же можно купить и воды, правда цены конские. Амбре из запахов бомжей и свежеприготовленной пиццы запоминается надолго.
Повсюду очень много граффити, выглядит всё грязно и неухожено, не у всех зданий есть подсветка. В общем, в который раз уже убеждаюсь, что в европейские столицы лучше не соваться без необходимости. После таких поездок начинаешь даже больше любить Москву:)
Разбавим немного красивыми фоточками:
Мы продержались до 4 утра и поехали в аэропорт спать. Такси в больших количествах дежурит на обочинах, можно стопить, 30 евро. За камеру хранения отдали 20. Расстелили пенку на полу и плюхнулись спать. Рядом с нами было ещё несколько таких же людей, полиция на нас внимания не обращала.
А потом до нас дошёл хвост очереди на регистрацию на наш рейс. Людей было столько, что мы решили, что самолёт будет двухэтажным.
Но оказалось всего 40 рядов по 8 мест.
Заснули мы ещё до взлёта и спали до тех пор, пока нам не стали предлагать вино в маленьких бутылочках. Авиакомпания Plus Ultra, очень рекомендую. За 11-часовой полёт кормили трижды+перекус и вино. Время пролетело незаметно, никакого дискомфорта от длительного перелёта мы не почувствовали. Увидели 2 океана, Амазонку и Анды.
День 2. Прилёт в Лиму. 28 июня.
В зоне получения багажа постоянно курсируют собачки. Одна длинношерстная красавица унюхала у меня в рюкзаке плавленный сыр. Т.к. рюкзак был на спине, то собака буквально запрыгнула на меня сзади и повисла. Сыр, однако, разрешили оставить. Спросили, нет ли фруктов, и поверили на слово моему отрицательному ответу. Мы же в свою очередь знатно облажались. Не зная, что будет дальше и боясь штрафа в $1000, мы пошли заполнять декларацию и сдаваться аграрному контролю. Он сидит тут же, рядом с лентами выдачи багажа. Страшные люди эти аграрии. С совершенно спокойным выражением лица они отбирают у людей целые ноги хамона, колбасу, сыры, фрукты и выбрасывают в мусорку, ломящуюся от такого изобилия вкуснятины. Мы показали им гречку и мясо. Мясо не удостоилось никакого внимания, а вот про гречку пришлось долго объяснять, что это вообще такое. В итоге совместными усилиями всех сотрудников был вынесен вердикт, что можно только один пакет на человека. Пришлось пополнить мусорку парочкой пакетов гречки, а себе оставить только 4 на двоих (разбирать весь рюкзак они не заставляли). Правда, один пакет у меня порвался в ходе вытаскивания и равномерно распределился по рюкзаку. Кажется, я до сих пор не смогла вычистить его весь. А теперь внимание! Дальше был просто выход, без какого-либо ещё контроля! Получается, мы сами принесли им свою гречку, нас никто об этом не просил. В общем, если собачка вас отпускает и не заставляет идти к аграриям, то не ходите.
Ну а потом мы обменяли деньги, взяли такси до отеля за 30 солей и пошли отсыпаться. Сразу же впечатлило хаотичное дорожное движение на азиатский манер и разнообразие транспортных средств от велорикш до фольксвагена жук. Они ещё и функцию такси выполняют, но мы не решились испробовать.
А так же дворы и подъезды, закрытые на замок или решётками. Это потом мы узнали, что поселились в криминальном районе (5 км от центра). Впрочем, весь город за пределами 500 метрового радиуса вокруг центра является криминально опасным. А отель — самый дешёвый из всех, где я бывала, при этом со всеми удобствами и участливым персоналом - Antares Inn, рекомендую.
День 3. Лима. 29 июня.
Утром были петухи и необычные звуки местных голубей.
Вышли гулять в 7 утра и долго не могли найти открытую кафешку. Хотя на улицах уже стояло много передвижных киосков с какими-то пирожками, разноцветными напитками в больших бадьях и фруктами. Мы решились попробовать только красные бананы, остальное как-то стрёмно было. Бананы по вкусу не отличаются от привычных жёлтых, но в 2 раза толще и красные даже внутри.
Ближе к Plaza de Armas (так называются центральные площади во всех городах ЮА) нашли едальню. Гугл не переводил ни одно название блюда, взяли наугад из морского меню. Оказалась рыба с креветками, картошкой, рисом и вкусным соусом (всего 12 солей или 240 рублей).
Мото- и велорикши, самодельные повозки из мопедов, велосипеды с тележками — всё это совершенно хаотически движется посреди безостановочно сигналящих машин и маршруток с зазывалами. На светофорах шныряют наглые торговцы барахлом, мойщики окон и жонглёры. А вокруг ходят наряженные люди.
Принялась я было фоткать всё это великолепие, как мне со всех сторон стали говорить убрать фотоаппарат. Советов я прислушивалась, но не сильно. Ну какие тут воры, когда все такие участливые и волнуются за сохранность моего имущества? А тут ещё выяснилось, что Дима забыл в кафе очки. Мысленно попрощавшись с ними, мы решили всё-таки на всякий случай вернуться и проверить. И представляете, девушка сама вручила нам очки с огромным облегчением и радостью! На самой центральной площади было полно полиции и можно было уже совсем не бояться. Когда вечером мы возвращались обратно, к нам пошла женщина-полицейский и также просила убрать фотоппарат и телефон, а даже предлагала проводить нас до отеля. Мы храбро отказались и спокойно дошли.
Центральные площади во всех городах не только называются одинаково, но и выглядят весьма похоже: дворец, церковь и торговые ряды, посередине фонтан и пальмы. Но от этого они не становятся менее красивыми.
Рядом с площадью находится монастырь св. Франциска, в котором можно посетить катакомбы.
Там примерно каждые полчаса набираются 2 группы: с испаноговорящим и англоговорящим гидом. Экскурсия интересная, но большинство вещей нельзя фотографировать. Но исподтишка можно. Вот, например, «Тайная вечеря», на которой апостолы едят морскую свинку с картошкой и пьют писко:
Основное зрелище там — это кости.
Около реки можно увидеть много интересных птиц. Взрослые кваквы кормят птенцов прямо посреди города. Молодая кваква прилетает в мини-зоопарк воровать еду у гусей и уток. Синяя птица под именем голубой танагры выкармливает слётка. А лепнину монастыря атакуют грифы-индейки.
А эта невзрачная чёрная птичка называется блестящий коровий трупиал за то, что любит следовать за стадами коров и поедать вспугнутых ими насекомых. Эта птица является одним из экологических аналогов кукушки на американском континенте — подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.
По возвращению на Placa de Armas мы застали самый настоящий карнавал. Вот почему столько полиции и наряженных людей! Танцы они демонстрировали весьма примитивные, но костюмы впечатляют.
День 4. Перелёт в Чили. 30 июня.
Мы начали движение к нашей цели — солнечному затмению.
В Чили было 2 города, подходящий для наблюдения: Ла-Серена и Викунья. Оба городка маленькие, совершенно не привыкшие к такому наплыву туристов. Масштаб «национального бедствия» ощущался уже в аэропорту Сантьяго: казалось, что весь мир съезжался в эту узкую полоску суши ради двух минут захватывающего небесного представления. В такие моменты чувствуешь удивительное воодушевление и единение со всеми этими незнакомыми людьми. Разноязычная толпа устремлялась на пересадку, как вдруг мы услышали свои имена, а обернувшись, увидели однокурсника, уже много лет живущего в Германии. Ну, как известно, это не мир тесен, это прослойка тонка. Как же жаль, что мы не договорились заранее об общем маршруте. Теперь у нас была только пара дней в Ла-Серене.
Когда чилийские аграрии увидели мой рюкзак, полный просыпанной гречки, в их глазах читалось желание отобрать его у меня весь. Но нам очень повезло, что на пакете было слово «пропаренная». Переводчик справился со своей задачей, и нас пропустили. Кстати, переполошив все наши вещи, они не заглядывали в герму и клаву, там можно было что-нибудь спрятать:) Больше всего они боятся фруктов, а точнее яиц дрозофил на них. Это невероятно, но в Чили отсутствуют дрозофилы. Их появление где-либо является чрезвычайной ситуацией, на которую выезжает специально обученный отряд вивисекторов.
А гречку мы везли в качестве оплаты проживания у знакомого астронома. Он живёт в Чили уже почти 20 лет, и очень по ней скучает.
При пересечении границы Чили выдают маленькую бумажку, которую нужно сдать при выезде из страны и которую очень легко потерять за время нахождения там.