(Старое китайское проклятие)
Пересматривали мы как-то летом с мужем фотографии из нашей поездки по Южной Америке в 2013 году: водопады Игуасу, Огненная Земля, ледник Перито Морено и Аргентинская Патагония, а еще одним глазком, "украдкой" подсмотренный Торрес-дель-Пайне...
- Черт! Как хочется в Патагонию, - вздохнул муж (он же далее по тексту Y), и Торрес толком не видели...
- Что? Едем в марте в Чили? - невинно предложила я (далее по тексту X). У меня-то давно уже маршрут в загашничке лежал и ждал своего "звездного часа". - Там и королевские пингвины, и Атакама, и...Остров Пасхи - круто было бы отметить твой День Рождения на краю Земли! - продолжала соблазнять я Y.
Я уже знаю: надо успеть расписать все завлекательные перспективы до того, как прозвучит вопрос: "А во сколько это обойдется "Папаше Дорсету?"
- День Рождения на Острове Пасхи? Да! Давай! Это будет круто!
Итак, мы едем в Чили.
Откуда же взялась Боливия?- зададите вы логичный вопрос. И то правда. Ну а Боливия...Боливия просто была моей давнишней мечтой...
Немаленькая по территории страна и рельеф имеет выдающийся: высокие Анды на западе, тропические леса Амазонки на востоке, знаменитое озеро Титикака на границе с Перу и главный магнит для всех путешественников - самый крупный в мире солончак Уюни (высохшее доисторическое озеро площадью около 11 000 квадратных километров).
Вот туда-то мне и было надо - в белую пустыню без конца и края, встречающуюся на горизонте с пронзительно-синим небом. Но главная красота этого места раскрывается после сезона дождей (европейская зима), когда отдельные участки солончака покрываются водой и создают почти идеальные отражения.
Поймать этот момент ох как непросто, особенно сейчас, когда климат весьма непредсказуем: дождей может не быть вовсе, или так много, что и не проедешь...Можно перелопатить кучу погодной статистки, но именно в этот конкретный год что-то пойдет не так... А что, если скрестить пальцы на удачу и попробовать начало второй декады марта, раз все равно мы едем в это время в Чили, в Атакаму...Уюни же совсем "под боком"?
Так Боливия органично вписалась в маршрут. Ну почти органично. Не мало раздумий было на тему, на какой козе подъехать к этому солончаку.
Были последовательно рассмотрены и отвергнуты следующие опции:
1)Прилететь в Боливию, улететь из Чили. Тогда в Уюни мы попадали через Ла-Пас. Брали трехдневный тур с окончанием в Сан-Педро-де-Атакама, то бишь на чилийской стороне. Идеально. Но!
Ценник на такой open jaw получался крайне неприятный, добавлялся внутренний перелет Amaszonas, да и расписание рейсов было не сильно удачным.
2)Взять тур из Сан-Педро-де-Атакама. Вроде логично: стартуем из Чили, возвращаемся в Чили Но!
В этом случае получалось, что ночевать в условиях, которые везде обозначены как very basic, придется аж целых 3 ночи, а этого нам совсем не хотелось.
Тогда мы остановились на варианте номер 3:
Стартовать и финишировать в Чили, но более затейливым способом. А именно прилететь в Каламу (ближайший аэропорт к Сан-Педро-де-Атакама), переехать на прямом международном автобусе в Уюни. Взять тур оттуда.
И вот после того, как все прошло утруску и усушку, а чемоданы были почти собраны...
За четыре дня до вылета я получила милое уведомление от Alitalia о том, что они сокращают количество рейсов в Сантьяго и поэтому наш обратный вылет из столицы состоится на два дня позже. Весь тот день я пыталась на скорую руку придумать, чем себя занять дополнительно в Сантьяго и его окрестностях, попутно подбирая гостиницы. Неожиданное, конечно, осложнение, но не критичное, ибо у нас как раз еще оставалось немного отпуска по возвращении домой.
Но все оказалось зря, ибо
За три дня до вылета пришло новое оповещение: Alitalia убирает из полетной сетки рейсы в Сантьяго. Мои звонки и просьбы пересадить нас на рейс из Сан-Пауло (уж до которого мы так и быть доберемся сами) ни к чему не привели. Мест нет, все fully booked. Только полная отмена перелета. Шикарно! Пришлось экстренно покупать билеты Air France Мюнхен-Париж-Сантьяго-Париж-Мюнхен и Аэрофлот Москва-Мюнхен-Москва.
- Ну, может, оно и к лучшему, - задумчиво произнес Y, оплатив новые билеты стоимостью 130.000 на двоих.
Надо сказать, что на тот момент на севере Италии как раз начала набирать обороты история с Covid-19, и появились первые сообщения о том, что прилетевших рейсами из этой страны сажают на 14-дневный карантин. А на карантин нам, конечно, не очень хотелось. К прибывающим из других стран Европы таких санкций не применялось...
***
Итак, спустя сутки, после того, как мы покинули порог родного дома, наш самолет благополучно приземлился в аэропорту имени коммодора Артуро Мерино Бенитеса. Мне предстояло возненавидеть его всеми фибрами души, но об этом я, к счастью, тоже пока не знала.
При выходе из самолета вновь прибывшим измерили температуру и раздали памятки,куда обращаться в случае подозрительных симптомов. Все тихо-мирно. На тот момент в стране было 3 случая заболевания.
Что полезного можно сделать в аэропорту, даже если вам не нужно лететь дальше?
Ну во первых на 3-ем этаже в зоне вылетов самый выгодный курс обмена (внутри аэропорта). Большие суммы менять смысла нет, так как безналичная оплата в Чили довольно хорошо развита. Наличные вам понадобятся в следующих местах: при оплате входов в нацпарки, при оплате проезда в общественном транспорте, такси, для покупки воды в маленьких магазинчиках. Вот из этого и стоит исходить. В центре Сантьяго курс, конечно, лучше. Но туда еще нужно добраться.
Сначала, мы правда, попытались просто снять деньги в банкомате с долларовой карточки Tinkoff. Максимально за один раз банкомат местного банка позволяет снять 200.000 песо, беря комиссию за снятие в размере 7.500 песо.
На этом же уровне в киоске Fotokina приобрели местную симку компании Movistar с предоплаченными 200 минутами и 2 GB интернета на 7 дней по цене 7.500 чилийских песо. Почему-то на больший срок тарифы не предлагались. Далее пополнить счет можно в любой аптеке. Если честно, то Movistar остались недовольны. В той части Патагонии, где мы успели побывать, она не ловилась, в отличие от Claro, предлагавшейся роумингом Мегафона.
ну а мы летим дальше над величественными Андами
Внутренние авиаперелеты по стране осуществляют 3 компании: Latam - крупнейший перевозчик Южной Америки - с сильно задранным ценником, а также два лоукостера Sky и JetSmart. Мы успели воспользоваться всеми тремя, без нареканий. Главное,как всегда, читать правила) Надо сказать, что ни одна из компаний не кормит бесплатно, равно как и не включает в тариф бесплатный багаж, так что каких-либо преимуществ у Latam перед низкобюджетными конкурентами кроме более частой сетки полетов нет.
При выходе из аэропорта Каламы такси за 5.000 песо и едем в расположенный рядом Park Hotel. Ничего особенного, но для одной ночи приятное местечко с рестораном и даже бассейном. Парка при отеле, конечно, никакого нет и в помине. Судя по всему название данной аккомодации было присвоено рандомно. На улице +28, чувствуется жаркое дыхание Атакамы. По-английски никто не говорит. Ну что ж, мы знали на что шли, поэтому за пару недель до поездки достали из забытья покрывшийся пылью разговорник. При этом X считала, что можно прорваться с помощью фраз "Somos amigos" (мы-друзья) и "Donde esta el baño?" (где у вас тут туалет?), а Y все-таки настоял на повторении числительных, дней недели, времени и пары-тройки необходимых в быту туриста фраз. Надо сказать, что на месте вспомнилось даже то, что мы, казалось, забыли окончательно и бесповоротно.
Для переезда из Каламы в Уюни можно воспользоваться услугами автобусных компаний Cruz del Norte и Trans Salvador. Билеты заранее покупали на сайте https://www.ticketsbolivia.com/travel-b ... -uyuni.php
Стоимость за одну персону - 25 USD. Распечатанные ваучеры необходимо поменять на билеты в кассе компании на автобусном терминале. До терминала также добрались из отеля на такси за 5.000 песо.
Не знаю, как обстоят дела у Cruz del Norte, но дни юности автобуса Trans Salvador, судя по всему закончились лет 15 назад. Не так, чтоб я замечала в себе склонность к эйджизму, но, согласитесь, долгий переезд хочется провести комфортно.
Эх, разбаловали нас междугородние автобусы Cruz del Sur в Перу!
Несмотря на страшилки самой автобусной компании о том, что путь займет до 10 часов, мы "с ветерком" домчали за 7, любуясь сквозь мутное окошко на наши первые боливийские пейзажи: вулканы, лагуны, лам, цветущее киноа.
Ну и с прохождением границы очень повезло.
Тут, правда, вышел конфуз. После боливийского кордона, водитель на радостях чуть не забыл трех пассажиров и один телевизор. В итоге за ним была организована погоня в составе двух туристов, нагруженных рюкзаками и гитарой! и двух бравых работников таможни, помогающих под моросящим дождем тащить третьему пассажиру 49-дюймовую плазму. Все, включая телевизор, дружно посылали проклятия в адрес капитана Транс Сальвадора.
Х, глядя на происходящее:
- Как-то скучно мы с тобой путешествуем: ни гитары, ни телевизора. Хоть бы ковефарку вывезли погулять!
В Уюни мы прибыли в 6 вечера по местному времени.
Да, не забудьте в Боливии перевести время на 1 час назад.
Кстати, с временными зонами в Южной Америке все довольно затейливо. Так, разница между Чили и Москвой составляет всего 6 часов, хотя Чили расположены на одной долготе, скажем, с Нью-Йорком, где разница с Москвой на тот момент была 8. А разница между Боливией и Москвой - 7, хотя Боливия восточнее Чили. Такой вот пространственно-временной пердимонокль.
Расположенное близ солончака поселение Уюни - пыльный унылый городишко, коллега славного перуанского городка Хулиака.
Мы тут даже поужинать не решились, только купли воды, поменяв 100 долларов на боливиано у нашего хостеловладельца. Кстати, очень приличное жилье с новым ремонтом и горячей водой (а этим не каждый отель в Боливии может похвастаться). В общем будете у нас на Колыме /зачеркнуто/ в Уюни, заходите в Hostel Nichkito. И главное стоит 30 USD. Так дешево мы, наверное, еще не жили.
Чарующий вид из окна прилагается;)