И сладкую влагу впитал чернозем.
Скажи, что мне делать с твоими руками?
Скажи, где другую бутылку возьмем?...»
Влад Южаков
План поездки в Норвегию в августе 2014-го разрабатывался как военная операция. За три недели до отпуска рухнули планы отдыха на теплых островах и океанских пляжах. Тут и возник диалог:
- А может снова в Норвегию?
- Второй раз за год?
- Ну, да. А что, есть варианты?
Вариант был – вообще никуда не ехать, но это было бы уж совсем обидно! А в Норвегию мы и так собирались, только годом позже. Значит – в Норвегию!
В авральном плане был разработан план военной операции, в смысле - маршрут (с Быстротой у нас в семье все в порядке, а вот Глазомер, как позже выяснилось, пару раз подвел). За неделю определили POI, посчитали дневные пробеги, забронировали и частично оплатили жилье и один из паромов, докупили недостающее снаряжение и затарились сублиматами быстрого приготовления. Быстрота решения организационных и финансовых вопросов, как обычно, дала отрицательную обратную связь на стоимость мероприятия в целом. Получилось ни хрена не дешево. К тому же обозы пухли на глазах и не успевали к началу атакующих действий.
Но вот наступил час Х! С Напором у нас тоже неплохо, поэтому наш славный экипаж бодро рванул вперед. Интервенция началась!
Первые потери случились уже в ближайшем дьюти фри на границе с Финляндией…
Как обычно, привожу список участников:
1. Я (он же Сергей, Серега и пр.) – любитель разбавить спокойное времяпрепровождение в отпуске чем-нибудь активным.
2. Жена (Евгения, Женя и пр.) – любитель спокойных отпусков, но уж если мужу приспичило...
3.Дочь (Ребенок, Настя и пр.) – любитель всего, что не связано с учебой.
3. Слон - Mitsubishi Pajero Sport 2008, 3,2DI-D AT, матерый участник всех наших путешествий, накрутивший по странам Скандинавии уже более 20000 километров.
Текст отчета написан супругой – штатным летописцем нашей семьи, мои вставки выделены курсивом.
Откровенно сказать, еще в июне мы не предполагали, что проведем летний отпуск в стране фьордов. Да что там, и в середине июля мы не предполагали этого. И в нашем лучшем юбилейном стиле приняли решение за три недели до отъезда. Результатом этого легкомысленного поведения и отсутствия опыта в проведении автопутешествий с многочисленными ночевками в разных местах стали некоторые ошибки в планировании маршрута и упаковке багажа, которые, впрочем, ничуть не испортили полученные во время отпуска впечатления.
Итак. Серега предложил сложный и интересный маршрут, охватывающий природные и туристические достопримечательности Норвегии, который должен был завершиться в столице – ведь всякий раз, пролетая Осло под землей по Operatunnelen, мы жалели, про себя и вслух, что снова мы рядом с музеями «Кон-Тики» и «Фрама», и снова не имеем времени, чтобы осмотреть их.
На самом деле, маршрут по Норвегии был в стадии планирования, только на следующий год, и совсем по другим местам, севернее. Но вышло, как вышло, был составлен некий «роудбук», выглядвший следующим образом:
Здесь приведена уже фактическая информация, как проехали, убраны альтернативные варианты движения, кроме одного (бордовым цветом), красным шрифтом выделены планируемые маршруты и мероприятия, которые не удалось осуществить по объективным причинам, черным цветом – удавшиеся мероприятия. В *звездочки* взяты паромы, расписания на которые тоже были заранее скачаны из интернета, но приводить их нет смысла, они меняются каждый год.
Поскольку планировали активный отдых во всех его проявлениях, то багаж разросся запредельно. На крыше байки (как показал дальнейший опыт, вполне можно было их не везти с собой, а брать напрокат в местах, где есть веломаршруты, вот только у меня не было уверенности, что я найду байк, выдерживающий седока весом 120 кг, а у меня он как раз такой), внушительный багажник авто забит вещами: большая палатка, большая сумка с одеждой, рюкзачина со спальниками и постельным бельем, и рюкзак с обувью, и три складных кресла, и свежекупленная газовая горелка с запасными баллончиками газа, и велосипедные шлемы, и посуда к газовой горелке, и две сумки из Ашана, набитые овсяными кашами, консервами, рисом, гречкой и прочими продуктами, и фоторюкзак, и термос, и сковородка (потому как надоело всякий раз на летнем отдыхе покупать в местных магазинах сковородки; уверена, никто не привозил с Мадейры или из той же Норвегии сковородку в качестве сувенира!
Словом, наши сборы напомнили мне любимую в детстве книжку «Трое в лодке, не считая собаки», а комментарии соседей и консьержки буквально отождествили нас с Джорджем, Гаррисом и Джеем. Тем более, что сковородка, в точном соответствии с книгой, никуда не влезала, и ехала отдельным местом багажа.
Перед отъездом купили коврики - «пенки» для ночевок в палатке. Коврики феерически теплые и мягкие, одна проблема – сворачиваются в довольно пухлые рулоны, которые никуда не лезут. И в течение всей поездки при каждой попытке открыть багажник один-два коврика радостно вырывались на волю, а тот, кто предпринимал попытку багажник открыть, говорил, в зависимости от настроения: «Привет, коврик» или «Т-твою дивизию!».
16 – 17.08.2014 Санкт-Петербург-Hemsedal
Так или иначе, муж проявил свои сверх-способности по части упаковки и размещения предметов в ограниченном пространстве, и мы отбыли в сторону российско-финской границы.
Как обычно, в самый ответственный момент в человеке просыпается лень. Автомобиль, типа, все везет! И вместо того, чтобы, в традициях хорошей походной практики, поручить каждому участнику заботу о собственных личных вещах, упакованных в персональный рюкзак, чемодан, баул (нужное подчеркнуть), была взята огромная сумка, куда была свалена вся одежда всех путешествующих. Понятно, что каждый вечер все из сумки вываливалось, а каждое утро собиралось обратно. К концу поездки у всех оформилось четкое желание утопить эту сумку в каком-нибудь фьорде, где поглубже…
В дьютике приобрели разрешенное количество бутылок вина, как водится. А то в Норвегии как-то это сильно дороже. При попытке распихать приобретения в багажнике две бутылки разбились. Тут уж вспомнился подзабытый шедевр бардовской песни «Бутылка портвейна разбилась о камень». Соседи по парковке сочувственно качали головами, великолепный запах дорогого красного сухаря смешивался со свежим финским воздухом, а Серега, не вынеся потери, помчался в дьютик и купил еще две бутылки красного.
Я за всю свою жизнь разбил меньше бутылок с вином, чем за одну эту поездку! Бывало, попадали на закрытый дьютик, на пасхальный алкогольный мораторий, но чтобы вот так – купил, а через пять минут сам расколотил об асфальт! В общем, отпуск начался с глубокой душевной травмы. И, как позже выяснится, это была не последняя душевная травма!
Нет большой пользы от описания погрузки на паром в Хельсинки и дороги от Стокгольма до границы с Норвегией. Дорога знакомая, навигатор подсказывает…
Хельсинки с борта парома.
Крепость Suomenlinna.
Единственное, на что хочу обратить внимание, байки на крыше автомобиля удорожают проезд на пароме на 100 евро в один конец! Мы стояли среди фур и ценник был соответствующий!
Наша «навигационная девушка» глюкнула уже в Норвегии, стоило нам покинуть Швецию и заправить автомобиль на знакомой заправке. Сразу после границы вовсю продолжается строительство автострады Stockholm-Oslo, и «Гармин», как выяснилось, еще знает свежеоткрытых участков. В результате, вместо прямой, как стрела, автострады, ведущей к Oslo, мы оказались на типичной норвежской горной дороге, каковых там 99,9%. Не надеясь больше на навигатор, муж пересел на штурманское место, вооружился картой и стал прокладывать маршрут. А я, с непривычки выпучив глаза и вцепившись в руль, ехала с черепашьей скоростью на нашем тяжелогруженом авто с велосипедами на крыше, отчаянно тормозя на крутых поворотах и негодуя при виде знаков «конец ограничения скорости». По мне, на таких дорогах нужно ставить ограничение 30! Или 5! Помню, как некий красавец Porsche, который долго тащился за мной по экстремально извилистой дороге, дождался, наконец, ровного участка, проходящего через какую-то деревеньку, и, нарушая норвежские ПДД, вышел на обгон через сплошную с такой яростью, что рёв его движка был слышен и в Финнмёрке. Он скрылся из виду за каких-то три секунды, а нам еще предстояло распутать клубок дорожных ниток, ведущих в Oslo.
Впрочем, потом мы были вознаграждены за свои скитания – на трассе №7 от Sokna до Nesbyen открыли два новых тоннеля, спрямили и подлатали дорогу, для нас это был самый протяженный скоростной участок в Норвегии. До въезда на эту дорогу отметили, что над островом Utøya поставили печальный монумент. Скандинавы умеют делать печальные монументы, аж мороз по коже.
Долго ли, коротко ли, вот и первый пункт ночевки - Hemsedal.
С приятным волнением рассматривали мы знакомые домики и единственную улицу зимнего горнолыжного курорта, узнавая это местечко заново в летнем обличии. Ночевать мы должны были в Tinden Apartments.
Еще утром я получила СМС с кодом от шкафчика с ключами (хорошая система, в случае если код вам передали верно; помню, как мы при -25 градусов в лапландской ночи выплясывали возле шкафчика в Ruka, с вожделением поглядывая в освещенные окна своих недосягаемых апартов). На этот раз все было ОК, правда, сперва мы пытались вскрыть не свой шкафчик, но со второй попытки все получилось. Апарты оказались просторными и полностью оборудованными, и зимой, полагаю, норвеги впихивают сюда не меньше 15 человек.
При выгрузке необходимого багажа разбилась, на этот раз прямо в багажнике, третья бутылка красного. Тут мне пришла в голову языческая идея, что тут никуда не деться – это жертвоприношение, по бутылке за туриста. Или по бутылке за каждое посещение страны Одина. Серегу это как-то не очень успокоило, тем более, что пришлось разгружать багажник целиком и отмывать тяжелый коврик от вина. Еще пару дней в машине чувствовался восхитительный запах, наводящий на мысль о летнем зное, виноградниках, проселочных дорогах Бургундии и сборе провансальской лаванды.
18.08.2014 Hemsedal (Хемседал)
Наутро, выспавшись с дороги, мы отправились в деревню, чтоб повидаться с Гуннаром, продавцом из спортивного магазина, и передать ему приготовленные русские сувениры. Гуннар с удовольствием принял в дар рашн водку «Байкал» и матрёшек, которые он неизвестно почему назвал «бабУшка». Визит был отчасти деловой, с делами разобрались, навестили туристический инфо-центр в Хемседале, где Серега открыл сезон приобретения картографического материала. И тут поняли, что на самом деле, один день, проводимый в каком-то месте – это совсем немного, и строить большие планы на 1 день – это ошибка.
Что ж! Рыбалка отменилась по причине «непонятно, куда ехать»), отменился и визит на Tinden на подъемнике, по причине закрытого в понедельник подъемника (в августе подъемники работают только по выходным, мы об этом не знали), и мы поехали кататься на велосипедах. Решили подняться в поселок Скарснуттен, где жили этой весной, и полюбоваться долиной реки Hemsil сверху.
Наивно полагая, что на самых малых передачах мы не спеша поднимемся в эту гору, мы двинулись к цели. Гг-ыы! Сколько мы проехали в гору, не помню, но мало. Забрались в Skarsnutten пешком, ведя своих коней под уздцы.
По дороге несколько раз на нас обрушивался ливень, причем, сверху было прекрасно видно, что где-то в долине светит солнце, где-то вот такой же проливной дождь, а где-то клубятся грозные лиловые тучи. Снова выходило яркое солнце, пригревало, снова набегали тучи, подсвеченные солнцем ….
Получилась симпатичная разминка и знакомство с погодой – именно такая погодка и оставалась с нами до самого Бергена. А еще говорят, в Питере погода, мол, меняется часто.
Пофотографировали долину, склоны и поселок сверху, и скатились вниз, не забыв собрать подосиновики, замеченные нами в лесу на подъеме.
Пока ехали по ровному участку до апартов, дождь пошел уже и вовсе как из ведра. Так что сауна в апартаментах оказалась кстати.
19.08.2014 Hemsedal–Jotunheimen (национальный парк Йотунхеймен)-Lusæter.
Наутро выехали по направлению к национальному парку Jotunheimen. Сперва катили из долины в долину, любуясь зелеными склонами гор и голубыми реками,
потом, по мере набора высоты, пейзаж становился все более лунным и неласковым, а температура упала с +17 до +5.
Серые скалы, покрытые желтыми и зелеными пятнами лишайника. Скрюченная растительность в ложбинках, худо-бедно защищенных от ветра. Завораживающее и при этом очень неуютное зрелище.
Семья моя была в восторге. Я же чувствовала, что меня, безусловно, пробирает, но с оценками решила погодить.
И вот мы в Gjendesheim-e, пристани на озере Gjende, откуда начинается пеший маршрут на Bessegen.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…