В прошлом году в это же время я уже занесла палец над кнопкой "оплатить" билеты Москва-Берген и Олесун-Москва. Вот бы попала! Ибо даже в Ставангере нынче на майские было не жарко. Стала на год мудрее и купила у SAS Москва-Берген и Ставангер-Москва с коннектами в Копенгагене.
Получились ночёвки в Бергене (Best WesternHordaheimen) ,Фломе (The Youth hostel Flam), две ночи в Ставангере (The Lille hotel). Кроме бергенского отеля, остальные максимально дешёвые, но в сумме потянули почти 16 000 рублей за 4 ночи. Все жилища понравились, каждое по-своему.
Авиабилеты стоили 17000 рублей, а местный транспорт отожрал около 13 500 руб. На еду ушло 6000 рублей + 700 рублей на то, чтобы от нее освободится
Итого 53 000 рублей за 5 дней! и это ещё удалось сэкономить. Эх! Чудеса логистические…
Сказочная страна.
Копенгаген особо не готовила, посмотрела, как доехать в центр и что в центре. Ехала на метро без машиниста, билеты перед платформами в автомате 36DDK (датских крон) с карточки. Денег-то местных нет! Как в сказке, никто о деньгах не задумывается, а транспортные средства движутся "по щучьему велению".
Минуты, и ты уже в центре.
Гуляя по Копенгагену, встретила кучу знакомых с детства.
Гадкий Утёнок, подрос, балбес работать не пошёл, а клянчит булки у туристов:
Стойкий Оловянный Солдатик бросил свою вертихвостку и охраняет дворец своей, датской Королевы:
Пеппи Длинный-Чулок стала знаменитостью, глядит со всех афиш и не позволяет себя фотографировать бесплатно.
Нильс улетел на Гусе, оставил только фотку создателю на память (барельеф сбоку)
Да! Русалочку я не посетила, уж очень далеко спряталась скромница.
Сама не ожидала встретить такой город сказки. Как в детстве побывала, съездив туда на любимых каруселях.
Сказочное все: мороженое, дома, люди. Разве можно так спокойно, свесив ножки в канал, болтать про жизнь?
Разве можно такое делать из велосипедных и автомобильных камер?
Не веря в сказки, замыслить такой фонтан?
Несколько часов воспоминаний детства, и я уже в полёте в Берген.
Город дождей, где ярко светит солнце.
Берген называют городом дождей из-за 300 дождевых дней в году. Прилёт 0.10. Логистика заключалась в том, как поймать скайбас в субботу ночью, я им даже писала. Но их ответ не соответствовал расписанию. В итоге все оказалось лучше: успела на предыдущий автобус, который и в планы не входил. Оплатила норвежскими кронами, их было у меня тыща. Можно было меньше обменять, но совсем без них плохо. Норвегия - не сказка, туалеты за 10 крон. Нет монетки-нет туалетки. За 73 рубля в туалете часто не было бумаги, и не всегда было чисто. Один раз проскочила за выходящим клиентом, придержав дверь после себя следующему… и так все пассажиры вокзала. Чудеса в Норвегии встречаются в виде незахлопнутой двери.
Берген полпервого ночи живее, чем полпервого дня. Весь в огнях, музыке, хотелось танцевать, но ноги уже держали плохо.
Best Western – цепочка отелей не из дешёвых, но из-за ночного прилета пришлось раскошелиться, чтоб не оказаться ночью перед чекин-машин только на норвежском.
Ресепшионист сказал завтрак с 8, но с 6-30 я могу что-то как-то поесть. Урвать кофе с вчерашней булочкой я не спешила, проспав лишние полчаса. Зря! Завтрак замечательный, а я его за пять минут запихала, что могла, и побежала на автобус. Тоже зря! Думала, будет много народу, скорлупочников. (Norway in a nutshell) Оказалось, у них время отправления то же, а автобусы другие. На пустом вокзале купила типо-билет, карточку без буквов. Стоил он 272 NOK вместо 310NOK, заявленных в Инете. Квиташку не взяла, за что на меня набухтел водитель, но пустил. Потом я сообразила ему СМС из банка показать, так он прямо расцвёл и всю дорогу переводил объявления на английский.
Виды по дороге
Водители - молодцы, багаж сами ставят, и даже рюкзаки девочкам вешают на спину, про пожилых и не говорю: ходунки и костыли в багажник, пассажира под руки в салон. Всегда спрашивают, где точно выходишь, там останавливаются и зовут на выход. По-английски говорят лучше наших надутых топ-менеджеров и министров.
Norway in a bus вместо “Norway in a nutshell”
Хотела в Гудвангене зависнуть на 2 часа, но отель и три магазина меня не привлекли.
Сразу села на паром во Флом. Рассказывать, как хороши фьорды - это как петь Рабиновичем под Карузо. Смотрите сами хотя бы фото:
Флом расположен в зелёной долине, а Флом Хостел - в цветущем саду. Лучше всяких отелей! На 5 комнат кухня и туалет, на первом этаже душ. Чудеса продолжались, душ за 10 кроновые монетки. Но все равно, хостел потрясающий.
Остаток дня провела правильно, слазав на гору к водопаду. Девушка в туринфо сказала, что трейл фигня на 400 метров. Норвегам все фигня. Я б не сказала, что было легко, а если б мокрый грунт был и вовсе бы трудно. Наверху встретила пожилую американскую пару, провела им беседу о победе России во Второй Мировой войне. Вроде люди начитанные, а про 9 Мая не знали.
Затарившись в coop, вечером сготовила и наелась. Наутро поехала известной дорогой в Берген.
Логистическая заметка: Говорят, из Бергена нельзя сэкономить на скорлупке. Можно, если без Фломсбаны. Удивительно, с каким упорством прутся на нее туристы, уезжая от самых красот. Поезд там даже без панорамных окон! Чудеса туриндустрии! Например, наличие кучи туннелей выдаётся за чудо расчудесное. Что в туннеле смотреть? А стоит поездка по Фломсбане втрое дороже обычной поездки на поезде за то же время. У меня получилось, 272+340 NOK за автобус и 305 NOK за паром, а скорлупочный тур стоит 1220 крон.
Ходят автобусы редко, а мне повезло особенно, потому как выходные. Читайте сайты и планируйте, автобусы не подведут!
Берген-город дождей, стал для меня солнечней Испании (шучу). Марисков на рынке поела.
Дальше мне был путь в Ставангер на "любимом" автобусе, 4,5 часа "удовольствия". Однако я не помнила, что будут паромы. Какая замечательная штука - паромы! И размяться, и покушать, и пофотать:
Даже не устала в дороге целый день.
Кафедра проповедника.
А вот Ставангер на два дня для меня превратился в город дождей. Дождь ночался, когда я ещё спала, и не кончился даже, когда я улетала. С утра я было раздумала лезть на Прекестулен. Но за завтраком ресепшионист, дедок лет 90 на «кадиллаке»,
сказал, что трейл на Прекестулен stupid и легок. Ну, я не могла не пойти...
Трейл лёгкий действительно, если б не все проникающий дождь. Виды, наверное, были по дороге и наверху, но у меня осталось ощущение, что я заглянула в неизвестность.
Наверное, в награду за мое уперство под конец Лусьефьорд на миг показал своё личико
Это уже традиция, что самая .опа ждёт меня на вершине. Да и на обратном пути лило не хило. Трекинговые ботинки чавкали и едва открывались от земли. Одежда мокрая до нитки, руки и лицо даже нечем вытереть. Спустилась до кемпинга, а там сюрпризик - следующий автобус через полтора часа!
И тут мне исключительно повезло. Впрочем, на людей в тот день мне везло капитально. Все началось с харизматичного ресепшиониста. Потом на причале я по случаю купила тур на Прекестулен за 150 NOK. Машинка у продавца не работала, мне дали три написанных слова на обрывке кассовой ленты. Я родилась в России, конечно, по этому случаю мысли завертелись недобрые. Но я подумала, что в Норвегии жуликов нет, в любом случае, 150NOK не деньги, а приключение стоит того. И оно не замедлило начаться.
Я подошла к парому, пытаясь выяснить, возьмут ли меня с фиговым листом от кассовой машинки. Паромщики махнули «заходи», паром уходил, а я стояла на трапе.
Внутри парома я нашла парней с надписью guide на куртках того же цвета, спросила их, но кроме цвета курток ничего общего с творцом бумажек. Потом подошла к девушке, подающей билеты, та твердила, что я должна была заплатить 250NOK за свой обрывочек. Женская логика или логистика, девушка меня послала к коллеге. И опять случилось чудо! Парень был русскоговорящий, а ещё сообразительный. Он догадался, что мне продали такой билет на автобус. Пазл сложился!
В Тау меня пустили с фиговым листом в автобус, хотя листок намок, слипся и стал нечитаемым, скучающий водитель за разговором довез до начала тропы, напоследок подарив расписание.
Итак, стояла я мокрая после восхождения с этим расписанием в руках, жалуясь сама себе на жизнь. И опять произошло чудо логистики! Передо мной вырос знакомый зелёный автобус, правда, таких же как я китайцев с билетами водитель посылал ко всем троллям. А моим волшебным обрывком заинтересовался-таки.
Тем временем автобус заполнили немецкие школьники, мне досталось место с учителем. Мало того, что учитель оказался вылитым моим бывшим начальником, он ещё вскоре заговорил со мною на чистом русском языке голосом экс-шефа. В молодости он работал с русскими туристами, часто бывал в СССР. Говорили на смеси русского и английского, он ещё может на испанском, итальянском, эстонском, финском, норвежском, немецком(родной) - это только языки, упомянутые нами в разговоре. Действительно Учитель иностранных языков! Я ему рассказала о своей учителке, которая ни одной фразы по-английски до конца не могла договорить. И ведь всю жись зарплату получала за то, что портила детей. Вскоре я не узнала место, где едем, и спросила учителя, куда нас везут. Тут я поняла, что он и шутит и смеется тоже, как мой начальник. Бывает же такое!
Ставангер - нефтяная столица Норвегии.
В отеле помылась в душе и развесила мокрые тряпки. В ботинках будто воду носили, поставила их на электронагреватель. Отвернулась в телефон, не заметила, как комната наполнилась вонючим сизым дымом. Пришлось открывать дверь и знакомится с соседом. Им оказался мастер буровой, а ныне частично занятый преподаватель колледжа. Часовая беседа о нефти у них и газе у нас переросла в беседу за жизнь еще на час. Так случайно мои догадки, какие они, норвежцы, нашли подтверждение.
Перед поездкой в Норвегию, я думала, что у каждого дома там стоят дорогие машины. Нет! У каждого дома там стоят недорогие тракторы. И за машины, и за тракторы надо выложить нехилый налог на имущество, так что ради баловства никто авто покупать не будет как у нас. Да и через-чур дорогие машины в кредит тоже. Кстати, не видела ни одного ржавого ведра на дороге типа наших ВАЗов-тазов, «девяток». Видимо, содержать ведро тоже дорого.
Климат суров, вокруг Воза еще лежал снег. Дождь сутками удивляет только туристов. Ресепшионист сказал, глядя на меня мокрую, что теперь я знаю, что такое Норвегия. Везде скалы и камень вместо плодородной земли. Да и этот камень постоянно разделяют всяческие водные преграды. И вот в таких суровых условиях рождается суровый норвежский характер. Немыслимо сколько делается, чтоб проложить всего лишь дороги. Постоянно вдоль дороги строительства мостов и туннелей, ликвидации обвалов, обновление отмосток и разметок. К каждой площадочке несколько сот квадратных метров наверху ползет асфальтовая дорожка, ну или укатанная грунтовая. Мостов и мостиков не счесть, и таких как будущий крымский тоже. Они строят, а не свистят. Недалеко от Тау строится туннель до Ставангера по дну моря, длиннющий. Чем 20 минут на замечательных паромах не устраивают?
Самый длинный туннель был 11 км Гудвангенский, самый интересный около Воза в виде серпантина внутри горы. Морские туннели строятся в виде буквы V, сначала едешь вниз, а с середины идет подъем вверх, при чем на подъем движение двухполосное.
Каждый клочок относительно ровной поверхности занят чем-то дельным: или производство какое размещено, или жилье, или пастбище. Огородов и полей мало, но есть. Коровок не так много, а вот овечек всех мастей и размеров полно, как у нас голубей.
Много людей в рабочей одежде, менеджерастов в штанишках чинни мало даже в городах. На вывесках, товаре и рекламе необычно много фото трудяг в комбинезонах, а не гламурных пацанчиков, символизирующих у нас в медиа настоящих мужчин.
Многие норвеги живут в старых деревянных домах 2-3 этажа у воды, мой сосед говорил, что макрель может ловить с крылечка. Годовой его доход более 1.4млн.крон (около 10 млн. рублей), но много уходит на налоги, учебу детей. Это за квалифицированную работу в суровых условиях буровой платформы. Служащие типа ресепшионистов, по его словам, имеют доход втрое меньший. Сосед сетовал, что на российских буровых много пьют. У них один проступок - вылетаешь с работы без права найма в эту и в соседние компании. Добыча нефти серьезно сократилась, ее стало добывать труднее, не выгодно. Норвегия поставляет нефть Германии по старым контрактам себе в убыток, трудно конкурировать с демпингующими арабами. Платформы закрываются, и тыщи квалифицированных спецов сидят без работы. Только что-то мне подсказывает, что норвеги долго без работы не сидят, находят что-то новое, как мой сосед.
Побывав в многих странах, часто думаю, что каждая страна – это люди! И в этом смысле норвеги делают свою страну очень даже симпатичной. Кажется, даже фьорды они своими руками построили Езжайте и посмотрите хотя бы чуть-чуть