Эта поездка в Норвегию стала моей третьей по счету.
Почему именно Лофотены? Так как северная часть Норвегии в окрестностях Тромсе и южно-фьордовый регион уже были частично осмотрены, Лофотены - абсолютно закономерное продолжение.
Почему на Новый год? Здесь ответ уже не так краток. Конец декабря-начало января - не самое лучшие время для посещения этого региона. Да и Норвегии в принципе, я бы добавила. Слишком много нюансов, из-за которых поездка переходит как минимум в категорию «не для всех». Почему? Хотя бы по следующим причинам:
1. Короткий световой день. Под этим подразумевается, что светает в 10-11 утра, а темнеет в 3 часа дня.
2. Погода. Этот пункт, казалось бы, применим к Норвегии в любое время года. Но как быть с дождем в январе, пургой вплоть до нулевой видимости, лютым гололедом, ледяным дождем и порывами ветра, сбивающими с ног?
3. Дорожные условия - как в самой Норвегии, так и на пути к ней. Об этом я расскажу чуть позже. Если коротко - они очень и очень непросты. На Лофотенах видели машину в кювете, а днем позже - туристический автобус.
Но, все же - да и в особенности учитывая вышесказанное, почему Лофотены? Логическая цепочка, предшествующая этому выбору, пусть и не явная, но была. Изначально в новогоднюю ночь я просто хотела лечь спать. Если надо - с берушами, чтобы салюты не мешали. Новый год как праздник не вызывает у меня ни восторга, ни положительных эмоций, ни желания его как-либо бурно отмечать. Причины тому лежат где-то во фрейдовских глубинах, так что не буду вдаваться в подбробности.
Но где-то в конце ноября поступило предложение куда-нибудь съездить - хотя бы на пару дней. Праздники продолжительные, дольше двух-трех дней лежать овощем на диване - заскучаешь до смерти. Ну что ж, подумаем.
Открыли на известном агрегаторе цены на билеты - стало плохо. Стандартные аэрофлотовские рейсы в Европу за 20к предлагаются по цене 30+. Да и я в Европу не особо хотела. С дальними теплыми странами история та же. Цены на билеты просто бешеные. Так что самолет как вид транспорта отпал сразу же. На поезде особо далеко за столь короткий промежуток времени не уедешь. Оставалась машина. Куда можно поехать из Москвы, имея в запасе чуть менее 10 дней - и чтоб необычно, красиво, интересно?
В города европейской части России в пределах 1000-1500 от Москвы не хотелось. Сначала выбор пал на Финляндию, но впоследствии выяснилось, что у одного из членов экипажа нет загранника. Потом был Мурманск. Очень хотелось побывать в Териберке, еще раз понаблюдать полярное сияние, если повезет, да и вообще поглядеть, чем и как живет Русский Север. Изначально нас было 4 - и вроде как решение ехать в Мурманск все поддержали, отели едва ли не забронированы, но вдруг, как это зачастую бывает, от двух попутчиков пришел отказ. И наше количество уменьшилось в половину.
«А может, на Лофотены?» - мелькнула у меня мысль, которой я и поделилась со своим спутником. Не намного дальше, чем Мурманск - бешеной собаке семь верст не крюк. Расписала все красоты заполярного архипелага, что, может быть, будет северное сияние, могучий океан, вкуснейшую семгу, да и вообще как славно отдыхается в Норвегии :smile:
Плюс был у меня и свой корыстный интерес в продлении еще на годик Шенгенской визы, придя на поклон к соседям-финнам. Да-да, я знаю, что исходя из количества дней пребывания надо было к норвегам - но дадут ли они мне визу хотя бы на полгода? В апреле мне предстоит перелет с пересадкой в Европе по отдельным билетам, так что Шенген был очень нужен. И почему б не совместить приятное с полезным? Так и порешили. Едем на Лофотены. Визы были успешно получены - мне на год, моему спутнику - на полгода.
Проживание
Я привыкла все бронировать сильно заранее - за полгода, например, и желательно с всевозможными скидками и плюшками. Сейчас же ситуация была абсолютно противоположная. До поездки остается месяц, это Новый год, соответственно, хорошие варианты уже либо заняты, либо дороги, либо не очень. Пришлось исходить из того, что было. В итоге получилось так:
В Норвегии
1-6 января (5 ночей) - Sandvika Fjord- og Sjøhuscamping 23 384 руб./NOK 3 105. На Букинге был забронирован коттедж с двумя спальнями в кемпинге рядом со Свольвером. Без завтрака. Главное, что по описанию должно было быть отопление. Постельное за дополнительное плату, так что взяли свое.
Почему Букинг? Мне хотелось все сделать максимально оперативно - без долгих переписок с объектом размещения, с возможной отменой и т.д.
Конечно, от Свольвера до главных красот Лофотенов путь не то чтобы близкий. Но ценник вариантов поближе доходил до 50к - и выше, так что решили просто вставать пораньше и ехать подальше.
Забегая вперед, скажу, что в кемпинге мы так и не поселились, так что составить впечатления о правильности выбора не удалось.
В Финляндии
30-31 декабря (1 ночь) - Hostelli Matkustajakoti в Куопио за 4 745 руб./€ 65. Без завтрака. Отдельная комната, но удобства на этаже. Хостел понравился - все очень чисто, опрятно, и, кажется, кроме нас на этаже вообще никого не было, есть гостевая парковка. Код от входной двери и информацию о порядке заселения заранее прислали на почту - из персонала никого не было. Оплату списали при бронировании. Это было очень удобно, так как приехали мы уже поздно.
31 декабря-1 января (1 ночь) - Motel SEO Muonio в Муонио за 6 570 руб./€ 90. Завтрак включен, собственная ванная. Мотель при заправке в далеком финском заполярье. Звучит жутковато - а на деле оказалась шикарная просторная комната с огромной двуспальной кроватью, кухней и классной большой ванной комнатой с теплым полом. В общем, результат превзошел ожидания.
6-7 января (1 ночь) - Hotel Keskipiste в окрестностях городка Kärsämäki за 5 767 руб./€ 79. Завтрак включен, удобства на этаже.
Тоже понравилось - все по-скандинавски чисто и лаконично, завтрак в ресторане рядом с жилыми комнатами. Здесь из всех мест завтрак понравился больше всего.
В Финляндии все жилье выбиралось исходя из максимальной близости к маршруту езды. Собственно, далее о нем.
Маршрут
День 1 - 30 декабря: Москва - Kuopio, 1117 км
День 2 - 31 декабря: Kuopio-Muonio, 678 км
День 3 - 1 января: Muonio-Kabelvåg, 613 км
День 4 - 2 января: Kabelvåg-Hamnøy-Reine-Å-Kabelvåg, 249 км
День 5 - 3 января: Kabelvåg-Svolvær-Kabelvåg, всего 12 км (погода не задалась)
Карту не выкладываю))
День 6 - 4 января: Kabelvåg-Nusfjord-Skagsanden beach-Ramberg-Kabelvåg, 192 км
День 7 - 5 января: Kabelvåg-Unstad Beach-Haukland Beach-Uttakleiv Beach-Kabelvåg, 153 км
День 8 - 6 января: Kabelvåg-Kärsämäki, 995 км
День 9 - 7 января: Kärsämäki-Москва, 1295 км
В итоге общий пробег получился порядка 5400 км. Перед поездкой машинке было сделано полное ТО, куплены новые дворники. От Москвы до Лофотен и на самих Лофотенах рулила только я, на обратно пути на обоих отрезках от Лофотенов до Москвы менялись.
Зачем - и в каком случае - стоит ехать на Лофотены зимой?
1. Пейзажи. На подсознательном уровне мне хотелось попасть на Лофотены именно в снежное время года. Сколько я ни собиралась туда летом - несмотря на шикарный хайкинг и закаты-рассветы, так и не доехала. И, честно скажу, не пожалела. Тут дело вкуса. На мой субъективный (!) взгляд зимой Лофотены прекраснее всего, и зимние пейзажи впечатляют больше летних - насколько я могу судить о летних по фото. Подчеркиваю, что данная точка зрения субъективна и не претендует на истину)) Отсюда вытекает пункт 2. Свет. Он просто бесподобен. В течение всего светлого времени суток - режимное время с красивейшим мягким светом. Рассвет, плавно перетекающий в закат, но при этой солнце так и не поднимается над горизонтом. И постоянно шикарное небо всевозможных оттенков от золотисто-розового до насыщенно-синего. Вкупе с заснеженными горами, океаном и красными рорбу получаются просто изумительная картинка. А какие звезды ночью! Главное, чтобы повезло с погодой, и не было проливного дождя. Если вы увлекаетесь фотографией - это, пожалуй, основная причина ехать на Лофотены зимой. Но, если сохранять объективность, лучше делать это все-таки в конце января. Световой день уже чуть дольше, чаще идет снег и реже дождь, температура опускается ниже, в результате чего замерзают внутренние озера, и на них можно застать красивейшие ледовые трещины в виде конусов. В начале января погода еще все-таки очень нестабильна в плане температуры, и часто идет дождь. В моем случае даты поездки были продиктованы исключительно периодом новогодних праздников, ибо все дни отпуска на 2019 уже были распланированы. 4 полных дня - это объективно маловато.
3. Отсутствие толп туристов. Думаю, один-два автобусов, которые мы застали на мосту, откуда открывается вид на Хамней, и на пляжах Хаукланд и Уттаклейв - ничто по сравнению с тем, что происходит летом. В большинстве случае мы были единственными посетителями. Что, конечно, способствует совершенно необыкновенной атмосфере, когда остаешься один-на-один с северной природой.
4. Если вы житель Северной Столицы или Ленинградской области. Это практически минус день пути, что позволит побольше времени провести в пункте назначения, а также сбережет немало сил, которые отнимет перегон от Москвы до Санкт-Петербурга.
5. В вашей компании будет как минимум два водителя. В одиночку отправляться в такой путь я бы не советовала. Либо значительно уменьшить дневной пробег - по Скандинавии в идеале до 500 км.
Погода
Она была разной. Что в Норвегии, что в Финляндии. От -15 до +6. Был мороз, пурга, ливень, туман, ледяной дождь, просто дождь, изморось - в общем, все возможные виды осадков. Даже комары были (и я не шучу). Не было только яркого солнца)
Известно, что на Лофотенах можно увидеть полярное сияние - нам почти повезло. Относительно ясная ночь совпала с высокой солнечной активностью, но сияние было слабенькое - по крайней мере, не такое выраженное, как я наблюдала двумя годами ранее в окрестностях Тромсе. Но, тем не менее, оно было - пункт выполнен.
Считается, что наиболее подходящие месяца для наблюдения за этим явлением - октябрь и март.
В общем, в плане погоды надо готовиться ко всему. Теплая и непромокаемая одежда нужна обязательно. Несмотря на то, что по градусам на Лофотенам было не холоднее -2, из-за ветра и влажности кажется гораздо ниже (Яндекс написал бы "ощущается как -20" :eek: )
С вводной частью, кажется, все. Так как отдых на Лофотенах зимой скорее созерцательный, нежели активный, будет много фото. А также описания дороги - если летом его можно свести к «сел в машину и доехал из пункта А в пункт Б», то зимой дорога превращается в отдельное приключение.
Постараюсь, конечно, сделать отчет максимально полезным, потому что информации о путешествиях на Лофотены в период новогодних праздников на своей машине не так уж и много.
Пару фото для затравки - и продолжение следует)