Все началось с не очень приятного момента, когда наш самолет улетел без нас, потому что авиакомпания случайно продала больше билетов чем нужно. Пришлось день потратить на выяснение и разбирательства, но мы все таки добились своего. Правда по плану мы должны были прилететь в Ставангер с Киева через Копенгаген, а получилось что прилетели в Осло через Стамбул, бесплатно переночевали в отеле Radisson, и из Осло полетели в Ставангер самолетом,который там летает каждые полчаса, так как нам выплатили компенсацию (250 евро) за причиненные неудобства.
День 1.
Прилетели мы в Солу 28 июня в 3 часа дня, и сразу начали искать кемпинг, так как у нас не было огня (баллонов для горелок). На Maps.me кемпинг был обозначен очень близко от аэропорта, мы и направились к нему, но оказалось он абсолютно заброшен. Расстроились, были очень голодные, походили, пофоткали территорию,пока пытались понять что делать дальше. А да, можно бы было пойти купить хотя бы баллон газа около аэропорта на заправке или в аэропорту возможно, но было воскресенье, и 3 перелета подряд нас вымотали капитально.
Вообщем около заброшенного кемпинга мы нашли полупустой ржавый баллон Primus, и попытались его поставить на нашу горелку, но не сработало. Кстати нас ехало 5 человек, и мы предусмотрительно взяли 2 горелки для разных баллонов, одна - в которой баллон можно снимать, то есть многоразово использовать, а другая в которой баллоны ставятся раз, и не снимаются пока не используешь. Это достаточно помогло, потому что в разных магазинах продаются разные виды газовых баллонов.
По дороге мы встретили пару немолодых норвежцев, и они посоветовали пройти нам еще 3 км в Ølberg camping на берегу моря. Пока мы шли туда с тяжелыми рюкзаками в погоду то дождь то солнце, все больше начали задумываться о съеме своего транспортного средства.
Пришли, приготовили, разложили палатки, по наслаждались пляжем, решили с утра все по узнавать у людей как нам лучше двигаться дальше. Кемпинг оказался очень уютным, с небольшой кухней, душем за 10 крон и чистыми туалетами.
День 2.
Утром на рецепции мы узнали что нам очень сложно будет передвигаться на автобусах по Норвежским дорогам, и если нас 5 то выгоднее по деньгам и по времени все таки снять машину. Половина нас пошли в Аэропорт узнавать за машину, половина осталась собирать лагерь.
В Аренде авто Avis.no очень сильно удивились почему мы заранее не забронировали машину, мы сказали мы наивные и думали что машина не пригодиться. С нас посмеялись и предложили единственную машину (которой кстати могло и не быть). Предположительно только сданную, потому что сделали скидку на то что она не помыта. Взяв на прокат Siat Ateca на 10 дней со сдачей в Бергене, мы поехали в сторону Прекестулена.
Сели на паром Lauvvik-Oanes и поехали на стоянку перед началом тропы на Прекестулен. Заплатили за стоянку, взяли палатки, и пошли на подъем, так как он не сильно длинный. Не доходя около километра до самого Прекестулена поставили палатки.
День 3.
Начали утро с подъема до самой Pulpit Rock, но был невероятный туман, и к сожалению озера не было видно, но и так окружающая природа очень впечатлила. Сделав пару фото, пошли опять к лагерю приготовить завтрак. Кстати очень важно не забыть взять с собой в поход средство от мошек и комаров, меня за 5 минут загрызли невероятно сильно, маленькие участки лица и ног были закусаны напрочь.
Питьевая вода кстати по дороге попадается лишь раз, примерно на одной трети пути, и если планируется ночевка, нужно не забыть заранее набрать больше воды. Возможно ближе к вершине есть еще места,но мы не нашли.
По пути вниз мы еще раз остановились на зоне отдыха (стол и лавочки) по наслаждались видами, пришли на стоянку, заварили Мивины, узнали в инфоцентре как лучше добраться до Кьераг и поехали в сторону опять парома Oanes-Lauvvik.
Дальше решили доехать на машине до Lysebotn, по дороге заехали на водопад Manafossen. Парковка платная, берешь конвертик, в него кладешь 40 крон, и кидаешь в ящик. Но так как у нас не было ни копейки наличными норвежскими деньгами, мы решили не платить. Тем более подъем к водопаду 500 метров, правда в гору, но спуск туда-обратно и любование видами заняли не более часа. Водопад очень понравился, во первых это первый водопад, который мы увидели в Норвегии, во вторых нет туристов, и последнее это ты что водопад выходит как бы из пещеры и это очень привлекательное зрелище.
Дальше поехали по дороге в Lysebotn, полюбовались видами на окрестности дороги, ближе к вечеру очень похолодало, поэтому решили остановиться в кемпинге Kjerag Lysebotn Camping Resort на 2 дня.
День 4.
Кемпинг Kjerag Lysebotn Camping Resort безумно понравился, все чисто, новая мебель, бесплатные души, приятные туалеты, даже Паб есть. А вид.... Как прекрасен водопад и справа, и слева. Завораживающее зрелище, но погода ухудшилась еще хуже, сильный дождь и ветер, и нужно ехать к Øygardstøl на стоянку и идти к Горошине. Тут 2 совета: никогда не помешают перчатки, лучше всего одноразовые рабочие привезти с собой, выручают если дождь и нужно хвататься за мокрые цепи и полуползти по камням) да и согревают неплохо. И не стоит экономить на обуви. Я пожалела что не взяла сразу хорошие качественные треки, а решила поэкономить и купить в секонде трекинговые ботинки. Потому что мои не сохли и вообще сильно испортились по пути туда-назад. Да, и трекинговые палки ни к чему на этом маршруте тоже.
Вообщем мы пока шли,нас сильно поливал дождь с сильным ветром, благо на пол пути показался спасательный домик. На нем написано,открывать в чрезвычайных ситуациях, но я думаю такие погодные условия подходят под описание фразы "черезвычайная ситуация", и я открыла домик. А там оказалось уже пару человек греется, и печь растоплена. Мы посидели в домике,попили чаю. Я реально благодарю тех людей, кто построил этот домик, потому что без него точно б сил не хватило дойти.
Мы пошли дальше, дождь уменьшился, открылся прекрасный вид, но ветер не прекращался. Когда дошли до Кьерага, ничего не поменялось. Поэтому сфоткаться стоя на нем не хватило смелости. Одна норвежка при нас забралась,стала на него, и ее волной порыва ветра качнуло тааак. Но нам повезло, из за плохой погоды людей было не много, и очереди не было вообще. На обратной дороге появилось солнце,но ветер остался, поэтому мы пока спускались неплохо подсохли. Вернулись в кемпинг вечером и отогревались борщом с горячительными напитками.
День 5.
Мы хотели не спеша выехать с кемпинга в Люсиботне и остановиться около Одды без кемпинга. Но по трасее Fv500 (в которой все эти повороты и туннель на 340 градусов к парковке тропы к Кьераг) начались лыжные соревнования, и дорогу сказали перекроют до 18.00. Мы решили не терять времени и пройтись как можно ближе к водопаду, название которого я так и не узнала, но если смотреть на остановку парома, то он слева. Высота и ширина водопада впечатлила, полюбовавшись, мы заметили что машины все таки по дороге ездят, значит и нам можно раньше. И да, около 15-16 часов мы выбрались с Люсеботн и поехали.
Как то мы не предусмотрели что рельеф ближе к Одде поменяется с относительно равнинного на скалистый, по дороге до Одды присматривали место под палатку, но ничего подходящего не нашли. Либо территория возле дома за забором, либо табличка No camping, либо нет места оставить машину.
Остановились посмотреть на Latefossen, не сильно поняли еще красот, возможно из за сумерков и неизвестности, и поехали дальше. По дороге попался Hildal Camping но поездив рядом мы, избалованные кемпингом в Люсеботн, не сильно хотели оставаться. Доехав до Одды, поездив по кемпингам в городе, увидев количество палаток и тесноту в них, сделали вывод что надо не выпендриваться и ехать в придорожный Hildal Camping.
Приехав ночью рецепшн мы не обнаружили. Условия там так себе, трава плохо скошена на местах кемпинга, достаточно сильно сырая, грязная кухня, туалеты плохо пахнут, отсутствие горячей воды в умывальниках. Но есть вид на водопад Vidfoss.
День 6.
Утром проснулись рано от сырости, решили быстро завтракать и искать место для палатки где-то у озера, так как по темному плохо видели да и останавливаться резко по темной узкой дороге опасно. Позавтракали в кемпинге, на рецепции до сих пор никого не обнаружили и поехали в сторону Одды, по дороге решив заглянуть на Tjørnadalsfossen, который идет по 13 дороге. Оставив машину на парковке, спустившись с обзорной водопада, решили перейти дорогу и посмотреть на озеро. И о, как мы удивились что там шикарный вид на озеро Sandvevatn и водопад Strondsfossen. https://www.google.com.ua/maps/place/60%C2%B001'31.9%22N+6%C2%B033'41.8%22E/@60.0255327,6.5610588,19z/data=!3m1!4b1!4m9!1m2!2m1!1z0L5kZGE!3m5!1s0x0:0x0!7e2!8m2!3d60.0255315!4d6.561606?hl=ru
Рядом пара заброшенных домов, в одном пилорама, в другом 3 рыбацких стула. То есть точно не чья то территория. Мы решили переехать в это место. Вернулись в кемпинг, опять никого не обнаружив на рецепции,походили по территории, не нашли рабочих и уехали не заплатив.
Поставив палатки в новом месте, поехали в Одду разузнать за стоянки машины по дороге на Язык тролля, зайти в супермаркет и Vinmonopolet за норвежской аквавитой на пробу.
Лайфхаки опять: если едите ночью или вечером по трассе, и видите машины припаркованные на обочине без людей, скорее всего есть тропинка, и там можно поставить палатку если есть место, да вы скорее всего будете соседствовать с кем-то и договориться не сложно но это лучше чем ничего.
Алкоголь лучше везти с собой, а местный купить в Дюти фри. Налог в Норвегии 44%, Винмонополет работает с 10 до 17, их мало, и опять таки цена и выбор меньшие чем в Duty free.
Так же в Одде пришлось купить новые трекинговые ботинки, благо цены одинаковые что в Украине, что в Европе на одежду и товары для спорта и туризма, поэтому много не потеряли.
И пока лазили по городу незаметно наступил вечер, решили день без подъемов, остаться вечером на дегустацию аквавиты в лагере, рано лечь спать, чтоб пойти на Язык тролля.
День 7.
Рано утром проснулись, собрали палатки, поехали на стоянку к языку. Вторая была уже забита, про третью не говорю естественно. Хоть на первой место было, мне кстати интересно, куда отправляют людей, кто и на первую не попал. Вообщем заплатив 500 крон за 2 дня и одну ночь стоянки, и по 100 крон за человека в автобусе до второй, мы доехали.
Дальше мы решили вдвоем с девочкой взять самые тяжелые рюкзаки и ехать с ними на предусмотрительно забронированном трансфере до Третьей парковки, начала тропы тролля, а ребята пошли с нашими более легкими рюкзаками пешком со второй. Решили таким образом сэкономить и упростить подъем.
Вообще хочу сказать что подъем не сложный, особенно если один день идти в одну сторону, один день в другую. Но изза сумашедшего ажиотажа, огромного количества людей вокруг и суеты, мы решили перестраховаться и ехать на автобусе.
Где-то на середине тропы, за первым домиком, после которого идет мост и потоки питьевой воды, метров через 200-300 открывается вид на озеро Ringedalsvatnet, там и поставили палатки, можно пройтись чуть дальше вдоль озера, и там тоже будет немало мест с красивым видом, ровным местом для палаток и питьевой водой.
Я не вижу смысла идти до самого Языка с палаткой. Во первых это сложнее, во вторых там очень много людей, и третье, сложности с местом там, много сырых мест, в которых не сильно комфортно стоять. Да и Язык тролля ну очень попсовым стал, количество туристов огромное, и заходя за любую скалу, отдаленную хоть на немного от обзорной площадки, мы увидим кучу использованных салфеток и неприятный запах. Плюс ветер там сильнее, с горелкой придется чуть больше мучаться чем на середине тропы. И да, все кто идет стать с палаткой около Языка, думают чо не будут стоять очередь ради фото, но в итоге все все равно стоят в очереди, потому что желающих много.
Мы пришли к Языку по очень шикарной погоде, наконец растеплелось, тумана не было, было даже жарко и мы даже обгорели, около 4 часов вечера, часик по наслаждались видом, обнаружили что людей нет на очередь фото вообще, спокойно сфотались и ушли на ночевку в лагерь.
День 8.
Проснулись, поняли что как бы поставили палатку в облако, влажности в Норвегии конечно огромный процент, одежду на ночь сушиться не оставишь нигде, к вечеру влажнеет, воды набирается ткань и утром все такое же мокрое как после стирки. Поэтому сушить надо оставлять днем, либо приматывать вещи к рюкзаку, и ходить,сушить пока солнечно.
Обратно с третьей стоянки до второй решили пойти пешком, нормально так задолбались, хоть и по асфальту проще, все таки дороги уклон приличный и нагрузка на ноги не меньше. Решили схитрить. чтоб каждый не платил по 100 крон за автобус с Р2 до Р1, водитель машины поехал на автобусе, и пригнал машину к нам на вторую стоянку, а мы подождали и сели к нему. То есть если б не додумались до этого потратили бы лишнее 400 крон за автобус. Вниз пешком идти вообще не хотелось, дорога узкая,длинная и с большим потоком машин и автобусов.
Вернулись в то же место на озере рядом с заброшенным домом, увидели что кто-то ночевал в прошлый раз на этом месте. В этот раз к нам попозже присоеденились еще пару палаток на этом месте, то есть там свободно станет 6-7 палаток, что очень хорошо. Недалеко от Одды, бесплатно, с шикарным видом и водопадом с питьевой водой. Даже камни расставлены как стулья, на которых мы и сидели, подложив сидушки-карематы, что лучше чем на траве в такую то влажность. Даже веревка присутствует , натянутая среди деревьев, можно развесить белье подсушить.
День 9.
Позавтракав, решили что останемся еще на одну ночь в нашем лагере, отправившись не спеша на ледник и в Одду за продуктами.
Пошли по небольшому маршруту до Buarbreen ледник, достаточно крутой маршрут, мне после Языка Тролля, точнее после крепатуры, показался таким тяжелым, но сложного ничего нет, многие подымаются с собаками и маленькими детьми.
К леднику то самому сильно близко не подойдешь, но дорога запомнилась контрастами. Мохнистый лес, везде течет вода из ледника, ледяная, бодрящая, холодный воздух в сочетании с солнечным теплом. В некоторых местах воду нужно именно переходить, и тут бы резиновые сапоги не помешали бы, потому что даже в треки вода затекает, так что как вариант разуваться и переходить босиком. Вечером поехали к стоянке ночевать и двигать в сторону Бергена.
День 10. По дороге на Берген решили заехать еще на известный водопад Voringfossen, но по дороге погода опять очень испортилась, пошел ливневый холодный дождь, на водопад мы посмотрели, но буквально пару минут, погода настроение поубавила. Судя по прогнозу, такую погоду обещали еще на 2 дня, мы решили поубавить походные амбиции, и поселиться в домик.
Заехали вначале в огромный Sæbø Camping, но мест не было в домиках, увидели по дороге маленький и уютный Finnasteinflåten Camping, мало известен, но просто шикарен. Маленький, на берегу реки. Если нет никого на рецепции и висит ключик с номером домика, можно брать и оплатить по приходу хозяина. В домике все есть, горячая вода есть, душ 10 крон, большой и уютный. Еще есть переправа на другой берег сидячая, мы на следующее утро отлично на ней покатались.
День 11. Утром прошерстили на maps.me близлежащие интересные пешие маршруты, нашли не неподалеку HARDANGERVIDDA NATIONAL PARK, с тропами и водопадами, один без название, второй Valurfossen, прошлись по обзорным, приятные тропы, так же отмеченные буквой Т, очень много мха, красивые виды на фьорды, но минус, влага, тоже бы резиновые сапоги в тему бы были. Вышли к машине по другой тропе, получился интересный маршрут без повторений мест. И было очень уютно, так как практически не было туристов. Прогулка вышла часов на 6-7. А еще по дороге к кемпингу есть водопад, к которому можно прямо подойти и покупаться)
День 12. Днем мы выехали в Берген, по дороге заехали на обзорную Steindalfossen водопад под которым есть мост, и можно пройтись. Думали стать с палатками в пределах нескольких км от аэропорта, так как на след день нужно было сдавать машину днем. Но как то побоялись ставить палатки, нашли плоскую травянистую местность между причалом и конной школой. Побоялись, не понятно чья это территория, да и побоялись именно в этом месте оставлять все вещи и уходить гулять по городу. Поэтому мы решили заехать в ближний от аэропорта автокемпинг Bratland camping, на один день сняли домик, на второй поставили палатки, так как бронь на домик была на след. день
День 13. Погуляли по Бергену, заехали на Бригген, выпили по сидру на набережной, удивились количеству туристов, походили по магазинам, поехали в наш кемпинг и на след утро улетели домой.
Отдых понравился безумно, хочется еще и еще, цены конечно кусаются, если все продумать, окажется думаю дешевле, но мы ехали первый раз и конечно во многом протупили, где то переплатили, где то провтыкали время, может пропустили какие либо еще места по дороге. Ну а так 13 дней, а фоток на год вперед)
Всем огромное спасибо за советы, за форум. Много фото не выставляла, все легко гуглится, да мы и не по малоизвестным местам ходили, фото этих видов были кучу раз уже опубликованы. А советы надеюсь будут полезными.