Но марсианские фотографии нашли лазейку в памяти и всплыли как-то нечаянно, когда в очередной раз искала билеты «куда-нибудь…».
А почему нет, подумали мы. Пора закрыть вопрос с Исландией. Нашли ну очень дешевые билеты лоукостера WizzAir из Вильнюса – всего за 3 тысячи в одну сторону. Без багажа, правда. Багаж прибавлял еще 10 тысяч. И никак не находились дешевые билеты из Самары до Вильнюса. Из Москвы было дешевле, но ненамного. Но Москва не для нас, мы стараемся по возможности избегать этот город. Набегало в итоге прилично по деньгам и времени.
И тут, когда решили оставить идею с Исландией, авиабилеты незаметно подсунул идеальный вариант Самара-Хельсинки-Рейкьявик. 59 тысяч за двоих с багажем с очень минимальным временем ожидания в Хельсинки. И пока не передумали, побежали оплачивать билеты на другую планету.
Авиакомпания Finnаir. В полете не кормят, но и лететь недолго. 3 часа до Хельсинки, 50 минут на смену самолета. Еще 4 часа до Рейкьявика. Идеально!!!! И оттого удивительно, что, вылетев из Самары в 5 часов утра, уже в 9 часов вышли из аэропорта Рейкьявика (разница между Самарой и Рейкьявиком 4 часа)
Время поездки 30 мая – 10 июня. Еще не лето, но уже не зима. Плюсов поездки в июне множество. Туристов немного, нет толпы и шума, есть места в кемпингах – туристический наплыв в июле-августе. Цены на аренду машины также с наступлением сезона увеличиваются в 1,5-2 раза. Минус разве только в том, что нет так горячо любимой мной зелени – травы, изумрудных лесов (которых в принципе нет там) и ожидаемо не очень теплая погода. Начитавшись отзывов, купили на али грелку для просушки обуви, специальный бензин для нее, запаслись теплой одеждой, несколько смен – пока одна сохнет, другая на нас.
Из самых основных желаний – проехаться по Золотому кольцу Исландии, увидеть пляж Вик, водопады Деттифосс, Сельфосс, Хафрагилсфосс, Селйяландсфосс (Seljalandsfoss), Скоугафос, Свартифосс, Глимур, Годафосс, посетить каньон Фьядрарглйуфур (Fjaðrárgljúfur), запечатлеть удивительных птиц – тупиков, искупаться в ледяной лагуне Йёкюльсаурлоун (Jökulsárlón), отдохнуть, прийти в себя на озере Миватн, отметиться рядом с скалой-слоном Хвитсеркур (Hvitserkur), побывать в доме Рождества недалеко от городка Акюрейри и еще увидеть несколько не менее интересных мест.
Но больше всего мне хотелось увидеть из всего этого водопад Деттифосс, пляж Вик с его базальтовыми скалами и милых птичек тупиков. А также непременно покормить исландских лошадок.
Из гастрономии: попробовать Hakarl, запив его местным алкогольным напитком – бреневином, попробовать расхваленную баранину и мясо кита, и распробовать йогурт скир.
Четкого маршрута не было. Накидали точки, которые посещаем при желании-возможности. Примерно расписали по дням маршрут с возможностью отклонения, отметили кемпинги.
В начале июня далеко не все дороги в центре открыты, не везде можно проехать и машина у нас заказана совсем не внедорожник. Решили, что для ознакомления с Исландией достаточно проехаться по кольцу, по основной дороге № 1, не углубляясь в центр острова. Читала в отчетах, что те, кто едут по стандартному маршруту по дороге № 1, не видят Исландии. Возможно, но того, что мы увидели, нам хватило. Мне сложно сравнивать, я не была в центре, но нереальные инопланетные виды можно найти и на обычном маршруте.
И еще оговорюсь, что мы достаточно бюджетные туристы, на аренду джипа денег нет, но это же не повод отказываться от Исландии!
Останавливались только в кемпингах, в ресторанах не питались, всю еду готовили сами.
Исландия сильно разочаровала нас, радушно подарив нам каждодневное солнце и синее небо. Теплая одежда и грелка на всю поездку залегли глубоко на дне сумки. Зато самым необходимым и нужным предметом стали очки от яркого солнца. И когда в Самаре было +10-15 и бушевал ливень, у нас было +20-22 и безоблачное небо.
Дома с весами дотошно взвешивали багаж. Можно сдать одну сумку и одну сумку с собой в салон. Вещей много: палатка, теплые спальники, специально купленные для поездки, кастрюли, плита и прочая теплая одежда. Самонадувающийся матрас решили попробовать взять с собой в салон. Объем слишком большой. Никто даже не обратил внимание на то, что у нас три единицы ручной клади вместо положенных двух. Еще крупы, тушенка, колбаса, сыр на первое время, сахар, чай, кофе, печенье к чаю- цены по отзывам там очень кусачие. Дороже Норвегии. Мучением было исключить что-то, потому что не укладывались мы никак в нужный вес, а доплачивать за багаж ой как не хотелось. Что не вошло – яблоки, конфеты, сухофрукты и орехи впихнула в рюкзак. Фотоаппараты с объективами повесила на шею. Теплая куртка и тяжелые трекинговые кроссовки на нас – для уменьшения веса багажа. Ладно в Самаре не было жарко, когда улетали )))).
День 1. 30 мая.
Заранее зарегистрировались на оба рейса. В аэропорт ворвались, потому что опаздывали. На входе докопались до багажа, долго его проверяли. Увидели бензин для запрвки сушилки для обуви, заставили вытащить. Из двух бутылочек одну вытащили, вторую протащили. Потом, даже не открыв, мы оставили её в кемпинге Рейкьявика. Не пригодилось.
Регистрация очень быстрая. Самолет полупустой. Летят русские. Хельсинки лишь пересадочный пункт – дальше все разлетаются кто куда – Италия, Амстердам, Франция…
В Хельсинки заново прошли проверку багажа. И вот мы снова в самолете. Здесь уже не только русские. Китайцы, французы… Но самолет в хвосте пустой. Переместились туда, попросили подушку и плед и разлеглись каждый на три места.
А под нами наша любимая Норвегия. Так вот ты какая сверху!
На подлете ожидаемая картина – густые темные облака. Исландия скрылась от нас. Моросит дождь...
Таможню прошли быстро - самолет из еврозоны. В Исландии алкоголь в городах дорогой и продается не везде. Хочу попробовать Hakarl и обязательно по местной традиции запить местным алкогольным напитком – бреневином. Самый дешевый вариант –купить в дьюти-фри в аэропорту. Есть два дьютика - для вылетающих и прилетевших. Большую бутылку брать не стала – 0,3 самое то, чтобы распробовать. Продаются и меньшие объемы, и объемы побольше.
Из аэропорта вышли в начале десятого. Тучи заволокли небо, сильный ветер и мелкий дождик – вот так нас встретила Исландия.
Машину в прокат выгоднее брать прямо в аэропорту, потому что ценник на автобус из аэропорта Кефлавик до Рейкьявика приличный. Да и таскаться с багажем (не забываем про палатки, спальники и иже с ними) как-то не комфортно.
Большинство компаний по прокату авто имеют свой офис прямо возле аэропорта, и до них ходит бесплатный шатл, который останавливается в пунктах проката автомобилей. Вроде остановки 4 он делает. Ходит довольно часто, с промежутками примерно 15-20 минут, но желающих забиться в него очень много. И добавьте еще большуший объем багажа. Можно дойти пешком, если известна дорога – идти близко.
Мы выбрали прокатчика – GoldCar. Очень долго выбирали и никак не могли сделать окончательный выбор. Отзывы как положительные, так и отрицательные есть у всех, ценник тоже неоднозначный. Наш трек простой, но обезопасить себя от разных сколов и возможных песчаных бурь тоже хотелось. Очень хотелось, чтобы проблемы с машиной не отразились на отпуске, оставив лишь приятные впечатления и эмоции. После очень долгих раздумий и сомнений выбрали все же Голдкар. Чем подкупило. В принципе, очень много негативных отзывов об этой компании в Европе. Но в Исландию они зашли лишь осенью 2017 года под окончание туристического сезона. Их цель – завоевать публику, репутацию. И цены у них были прямо скажем лакомые. И машины новые. Предоплата не требуется. За 11 дней с максимальной страховкой автомобиль типа Kia Ceed, Toyota Auris аренда около 40 тысяч крон и Super Relax Cover с максимальной страховкой за 35 тысяч крон. Итого: 75 000 крон. Переживали также, что нет никакой предоплаты. Боялись, что приедем, и не будет нам никакой машины. Но решили, что рискнем, не понравится машина, откажемся, благо прокатных контор там множество, а учитывая, что мы были в начале сезона, выбор еще был. Но ближе к поездке, дня за 3 пришло напоминание от них. За день еще одно.
А в день прилета получили почти новую Тойоту Аурис с пробегом 3 000, минимальными сколами, идеально чистую внутри и полным баком. При получении все сфотографировали - на всякий случай. Больше для вида, чтоб понимали, что «не на тех напали» и просто так нас не обманешь )))). Но парни сказали, что смысла нет, т.к. у нас полная страховка.
Мы приехали первыми, пока оформляли документы, за нами выстроилась очередь. Но не такая, как у других прокатчиков - мы видели толпы людей у Блюкар. И это тоже было важно для нас, быстро и оперативно. Нам очень понравилось.
Вернули машину также с полным баком. Парень на приемке просто обошел машину, проверил бензин и все, дал расписаться в акте. На всякий случай сделали фото акта. Сдавали в 7 утра машину, они работали. Они круглосуточно работают и дополнительную плату за внеурочное время не берут.
Для проката подойдут обычные российские права, не обязательно делать международные. Депозит на карте у нас тоже никакой не замораживали.
И вот нам вручили долгожданные ключи.
Пустые идеальные дороги, черные лавовые поля или болото, сшибающий с ног ветер и мрачное небо. Это Исландия! Все ожидаемо и пока все по плану.
Поздно вспомнили, что хотели в аэропорту обменять немного евро на исландские кроны – нужны, чтобы купить рыбу на ферме в Вике.
Первое, что нужно сделать любому бюджетному туристу, это затариться продуктами первой необходимости и газом для горелки в самом дешевом супермаркете. В Исландии это всеми любимый, а впоследствии и нами, Вonus. Розовая хрюшка весело украшает вывески этого магазина.
Нашли на карте один, недалеко от аэропорта, и т.к. приехали рано, примерно в половине десятого, он оказался закрыт. На maps.me указано, что магазин откроется в 10. Ждем.
В соседней машине кто-то спит. Ага, значит, не мы одни такие. Терпеливо ждем 10ти. 5 минут одиннадцатого, никто не торопится распахивать нам двери. Пошла по кругу, заглянула через стекло внутри. Охранник лениво собирает пустые тележки в кучу. Странно. Изучили с умным видом расписание. Нет, не на английском языке, на исландском. Там все непонятно для нас. В какие –то дни супермаркет открывается в 10, в какие –то в 11, а в какой-то день вообще не работает. Так, хмурим лоб, пытаемся вспомнить и включить логику. В воскресенье в Европе супермаркеты как правило закрыты, в субботу короткий день. Раз в воскресенье выходной, значит, в субботу позже открывается, т.е. в 11. Сегодня не воскресенье и не суббота, будний день, среда. Значит, должен в 10 открыться. Когда в 10.10 нам не пожелали открыть дверь, решили, что все же открытие в 11 и смысла терять время нет. Попробуем найти другой, но позже.
Вперед, к достопримечательностям!
Для затравки решили немного изучить полуостров Рейкьянес. С него начнем и им же закончим спустя 10 дней, завершив большой круг по Исландии. Название полуострова Рейкьянес (Reykjanes) в переводе с исландского языка означает «мыс дымов».
И первая точка Bridge America - Europe: мост между двумя континентами Америкой и Европой, символ связи между двумя континентами. Исландия расположена в северной части Атлантического хребта на границе двух гигантских тектонических плит, североамериканской и евразийской. Граница между плитами проходит прямо через Исландию. Плиты расходятся со скоростью около 2,5 см в год. Фактически получается, что мост лежит на стыке двух континентальных плит, а значит можно «перейти» с одного материка на другой, из Америки в Европу.
Мост построен в 2002 году и имеет 18 метров в длину. Он сделан с использованием сетчатой стали, поэтому можно смотреть вниз при прогулке. Хотя глубина под мостом всего около 7 метров.
Есть бесплатная парковка.
Времени закладывайте на эту точку немного, минут 20, не больше. И лучше в начале Вашего пути, потому что если это будет в конце, то я думаю, это место не оставит следа в Вашей памяти. Черный песок, повсеместно встречающийся в Исландии и мост между скалами. Мы были в самом начале нашего путешествия, поэтому впечатлил не столько мост, сколько черный песок. Белый видели, желтый тоже видели. А вот черный ни разу. Вот он и запомнился. И холодный, пронизывающий ветер.
Следующая точка - геотермальная зона Gunnuhver, вроде как это самая большая геотермальная зона Европы. В окрестностях Gunnuhver можно увидеть фумаролы, грязевые кратеры, бьющие из-под земли фонтаны геотермальный воды и огромное количество самородной серы. Энергию этих горячих источников используют как на геотермальных электростанциях, так и в лечебных целях в саунах и бассейнах. Рядом с горячими источниками Gunnuhver дымит электростанция Рейкьянес. Пар с температурой 300 градусов по Цельсию добывают из колодцев глубиной 2700 метров.
Это то, что мы нашли в путеводителях. Приехали, увидели небольшую для посещения туристами территорию с проложенными деревянными дорожками. Да, необычно и по-своему красиво, но мало. Возможно, где –то есть еще территория, до которой можно добраться на машине, но наш навигатор привел нас именно сюда. Все вокруг парит, кипит и немного пахнет серой.
Где-то на горизонте виден маяк Рейкьянесвити (Reykjanesviti) - с 1878 г. он указывает путь судам, курсирующим между Америкой и Европой.
Следующий пункт ознакомительный – знаменитая Голубая лагуна, визитная карточка Исландии. Решили просто посмотреть, если останется время и будет еще желание, то на обратном пути посетить это знаковое место. Но в планах другой термальный источник, более дешевый и менее туристический в районе Миватна. Поэтому побродили вокруг термальных озер с водой изумительного цвета, погрели руки в теплой воде. Она в разных местах разной температуры – где-то чуть теплая, где-то потеплее. Купаться здесь можно, наверное, но, думаю, некомфортно, дно, скорее всего, с острыми камнями.
Заглянули и в бассейны Голубой Лагуны, посмотрели через окно, как купаются в них люди. Желания присоединиться к ним не возникло, слишком сильная концентрация людей на квадратный метр.
Первоначально думали остановиться в кемпинге недалеко от аэропорта. Но т.к. все точки просмотрели очень быстро, решили поехать дальше, в район Hveragerði. Там и заночевать.
Пока ехали, смотрели по сторонам и думали: «Зачем же мы сюда приехали? Ветер, дождь и отсутствие какой бы то ни было растительности. Мы обожаем Норвегию за ее зеленющие леса с шикарными елями, изумрудные поля и водопады с чистейшей водой. В Исландии пока только темные горы, черные поля с камнями, сильный ветер и накрапывающий дождь. В голове произвожу расчеты и понимаю, что за эти деньги мы б шикарно скатались снова на Филиппины, которые мы посетили двумя месяцами ранее. Грустно вздыхаю и вижу прекрасную картину – сквозь мрачные тучи пробились слабенькие солнечные лучи, подсветив бирюзовое море и черные камни, о которые бьются волны, создавая миллионы белоснежных капелек и кучу летающих истошно кричащих чаек.
Мы не собирались сюда, просто проезжали мимо, но здесь было припарковано несколько машин и был информационный стенд. Решили тоже заглянуть сюда. Это место называется Бримкетил (Brimketill).
Минут 20, наверное, бродили по черным вулканическим камням, вдыхая соленый морской воздух с легким запахом рыбы и наблюдая, с какой силой волны Атлантического океана бьются о скалы. Там еще есть небольшой природный бассейн – из-за постоянного воздействия воды, камень сточился и образовалась небольшая лагуна, в которой скапливается вода. Из-за волн, вода в ней бурлит. Есть даже легенда у этого места.
Жила-была тролль Оддна вместе со своим мужем Роаром и их сыном Солвой. Однажды ночью она пошла в Ринджаскери к востоку от Бримкетила, чтобы забрать пойманного кита. На обратном пути она решила отдохнуть и искупаться в Бримкелите – природном бассейне. Она закончила купаться, и пошла домой, но не успела дойти, потому что взошло солнце. Она стала камнем, и долгое время можно было видеть высокую скалу на берегу океана, пока море постепенно не разрушило ее. Поэтому это место также называют Oddnýjarlaug или бассейн Оддны.
Такая вот грустная легенда. Место красивое.
По дороге заскочили на заправку, очень нужен был газовый баллон, расстроились ценам, решили еще где-нибудь поискать. Обрадовались, увидев на карте, что в городке Hveragerði (Кверагерди или Хверагерди), куда мы направлялись, есть тот самый бюджетный магазин Бонус. Там и купили 2 баллона.
Сам Бонус находится в достаточно большом торговом центре, здесь есть и другие магазинчики, в том числе алкогольные, аптека, большая парковка, банк, магазин сувениров, кажется, есть кафе. Обменяли 100 долларов, заплатили комиссию за обмен.
Пока ехали к кемпингу, с интересом смотрели по сторонам. Кверагерди – городок небольшой. Но создалось впечатление, что в каждом дворе свой термальный источник – из каждого двора шел пар. Есть огромная теплица, в которой выращивают овощи и цветы. В общем, интересный городок. Молодцы исландцы, используют с толком то, что дала природа.
В городке нашли всего один кемпинг Reykjamörk Hveragerði Campsite. Пока ставили палатку, выглянуло солнце, и мы с удивлением обнаружили, что здесь самая настоящая весна! Цветут тюльпаны и нарциссы, сочная зеленая трава – вот что нас окружало в этом кемпинге.
В этом районе Исландии находится вулкан Hengill, вокруг которого очень много термальных источников. Один из них, свободный для посещения - термальная речка, в которой мы хотели обязательно искупаться. Еще где-то здесь есть термальный источник - место, в которое повезли Регину из «Орла и решки». Каменный бассейн и домик. Для нас необычно, хотим попасть и туда.
Нужно проехать мимо домов и многочисленных теплиц, мимо городского бассейна до конца города. Там есть большая парковка для автомобилей. От нее до речки примерно 3 километра в гору.
На часах было начало шестого, когда мы двинулись в путь. Ярко светило солнце, но было немного прохладно из-за ветра. Пока шли в гору, с каждым метром раздевались – подниматься было жарко. Много людей уже возвращалось, но и поднималось тоже достаточно много. По дороге сфотографировали первый для нас в Исландии водопад, речку с еле теплой водой, безграничные горы, булькающие лужи с явным запахом сероводорода.
Мы поняли, что уже близко, когда увидели мост, перекинутый через парящую речку.
Примерно 1,5 часа шли. И вот представьте картину: слегка парящая речка, в которой размокают-релаксируют люди, несколько деревянных лавочек, заваленных одеждой и несколько переодевалок без дверей и без одной стены. Столбик, разделенный двумя досками, перепендикулярных друг другу.
Ниже по течению, вода чуть теплая, чем выше, тем горячее. Выбрали там, где погорячее. Первый день в Исландии, хотелось бы тепла. Немного позавидовали соседям, медленно потягивающим местное пиво.
На речке провели часа 1,5. Это такое удовольствие нежиться в теплой водичке, особенно понимая, что температура на улице не выше 10-12 градусов.
Когда вытаскиваешь размякшее, расслабленное тело из воды, ветер и прохлада почти мгновенно охлаждают кожу– очень неприятно. Через силу заставили себя выйти из воды. Очень хорошо, что здесь белые ночи. Возвращаться в потемках совсем не хочется.
В кемпинге есть кухня, в которой есть плита, раковина для мытья посуды и два стола с лавочками. Оба стола были заняты, народ толпился около плиты, поэтому мы не стали готовить там. Рядом с палаткой сварили гречку с тушенкой и спать.
Ночью ветер как будто усилился. В середине ночи одели шапки и так и спали в них до утра. Было очень холодно. И это была единственная холодная ночь в нашем путешествии. Может, потому что следующие ночи были календарными летними.
День 2. 31 мая.
Утром ярко светило солнце. Кухня была пустая, поэтому позавтракали там. Там есть полка, на которой оставляют ненужные вещи. Мы захватили с собой два больших почти полных баллона с газом. На всякий случай. Вдруг не хватит.
Сегодня, пожалуй, самые туристические места Золотого кольца (Golden Circle) Исландии.
Золотое кольцо - это популярный туристический маршрут в южной Исландии, который начинается в Рейкьявике, проходит по центральной Исландии и возвращается обратно в Рейкьявик. Основные, самые посещаемые точки маршрута – это парк Тингведлир (Þingvellir), водопад Гюдльфосс (Gullfoss) и долина гейзеров Хёйкадалюр (Haukadalur). Менее посещаемые места - кратер вулкана Керид (Kerið) и деревня Хверагерди (Hveragerði). Именно по этим точкам возят многочисленных пакетных туристов. Все близко от Рейкьявика, добраться до них легко и самим, если не арендовать машину, на автобусе.
Весь маршрут можно осилить за день, но мы не торопимся. Деревню посетили, более того, переночевали в ней. Парк Тингведлир оставили на потом. Сегодня оставшиеся точки.
Но пока ехали, решили кратер вулкана пропустить, решили, что пока раннее утро, нужно посетить долину гейзеров и возможно даже успеем до толпы на водопад. Иначе потом, судя по отзывам, не протолкнуться.
По дороге я фотографировала самых популярных, пожалуй, животных в Исландии – овец.
Первая точка на сегодня - долина гейзеров Хёйкадалюр (Haukadalur). Парковка большая и бесплатная.
Самый популярный некогда гейзер в этой долине так и называется Гейзер (Geysir), сейчас он утратил былую мощь. Пишут, что столбы воды, которые он выбрасывал, доходили до 170 метров! Где-то вычитала, что однажды группа людей забросала камнями жерло гейзера, в надежде увидеть, как эти камни вылетят из гейзера, но камни не вылетели, а закоксовали гейзер. Читала и про другую версию, что это произошло из-за землетрясения.
В чем настоящая причина, не знаю, но очень жаль, что в данный момент он не очень активен. Пишут также, что все же иногда он выбрасывает столбы воды, но бывает чуть ли не раз в несколько месяцев или даже лет.
На возникновение гейзера влияют следующие факторы: чтобы гейзер извергался, магма должна находиться близко от поверхности земли, чтобы скальная порода прогревалась до температуры, достаточной для закипания воды, наличие проточных подземных вод (здесь вода вытекает из-под ледника Лангйокудль), наличие подземного резервуара, в котором будет собираться вода, и жерло, ведущее от резервуара с водой на поверхность земли, покрытое отложениями гейзерита, которые не позволяют воде просачиваться наружу.
По факту, в долине гейзеров только один активный гейзер - гейзер Строккюр (Strokkur).
Каждые несколько минут он выбрасывает столб пара и горячей воды. Высота каждый раз разная. Это может быть 15 метров, может 30. Периодичность тоже разная. Пока мы там были, там и не смогли уловить логику. Сначала он извергался достаточно высоко каждые минут 5, потом неожиданно два раза подряд выстрелил, второй выстрел был при этом ниже первого и после этого очень долго отдыхал, наверное, не меньше 10 минут, потом снова подряд и т.д.. Наверное, не нужно искать логику, нужно просто наслаждаться этим природным шоу. Гейзер Сроккюр – живой, между выстрелами он дышит. Вода то как будто всасывается в кратер, а после образуется горка, потом снова всасывается, а потом снова горка. Как вдох-выдох. И каждый раз кажется, что вот-вот…Взрыв же происходит неожиданно, тогда, когда его уже не ждешь. Ррраз, и уже перед тобой прекрасный белый стол воды. А если подойти совсем близко и встать напротив ветра – душ обеспечен! Это как водопад, только в обратную сторону.
Остальные гейзеры интереса не представляют – слегка дымящаяся лужица, огороженная веревками – близко подходить запрещено.
В Долине гейзеров рядом с парковочной площадкой имеется большой магазин, где можно купить сувениры и теплую одежду местного производства. Кроме того, там есть очень красиво отделанный ресторан, в котором подают традиционные исландские блюда, приготовленные из местных продуктов. НО цены там баснословные.
А мы отправились дальше, к водопаду Гюдльфосс, расстояние до которого отсюда около 10 км. Есть две бесплатных парковки у водопада, внизу и наверху. Мы были внизу и т.к. были рано, мест было предостаточно. Когда уезжали, машин, разумеется, стало намного больше.
Гюдльфосс – один из самых прекрасных, полноводных и больших водопадов Исландии. Считается, что он является также одним из самых полноводных водопадов Европы. Гюдльфосс в переводе с исландского, значит «золотой водопад». «Золотым» он называется потому, что в хорошую погоду над ним всегда стоит радуга. Мы были в солнечную погоду, но радугу почему-то не увидели, может, стояли не на той стороне.
Решили сначала подняться наверх, пока людей немного, а потом спуститься вниз. Ступени металлические и подъем достаточно крутой. Наверху есть большая обзорная площадка.
Можно увидеть всю мощь водопада сверху и увидеть ту красоту, которая его окружает.
Водопад Гюдльфосс находится на ледниковой реке Hvítá (Хвитау), что, в переводе с исландского, значит Белая река. Эта река — одна из самых длинных рек Исландии. Она рождается из талой воды, стекающей с очень большого, второго по величине ледника в Исландии, под названием Langjökull (Лангйёкюдль). И вот эту реку можно увидеть с верхней площадки.
Для себя отметила разницу между водопадами Исландии и Норвегии. В Норвегии вода неизменно с легкой синевой или белоснежная. Здесь все водопады имеют желтоватый цвет или мутный белый. Возможно, мы были в период активного таяния ледников, а в Норвегии были летом, но судя по фотографиям других путешественников, цвет воды ни меняется в зависимости от сезона. Пить воду из такого водопада совершенно не хочется.
Водопад состоит из двух ступеней (высотой 11м и 21м), расположенных друг к другу под прямым углом, после которых река мощнейшим потоком и с ревом обрушивается в каньон. Говорят, что человек может бесконечно наблюдать за тремя вещами: как горит огонь, работают люди и бежит вода. Мы бы тоже наблюдали бесконечно, но увидели, как на верхнюю парковку подъехали два огромных автобуса, и толпа людей рванула в нашу сторону. Поэтому мы решили спуститься скорее вниз, пока эта же толпа не последовала за нами. Мы успели их опередить.
Направились прямиком к каменному выступу рядом с бурлящим потоком.
Каньон, по которому убегает вдаль река Хвитау.
Как отмечалось в одном из отчетов, брызг воды очень много. Поэтому везде очень мокро, на камнях лужи, скользко.
И поэтому одежду нужно выбрать непромокаемую и прятать технику от брыгз. Я запихнула фотоаппарат в сумку, которую в свою очередь спрятала под одеждой. Иногда доставала ненадолго его, чтобы очень быстро сделать несколько фото, очень часто протирая салфетками объектив, и снова прятала фотоаппарат. У нас уже есть печальный опыт попадания соленой воды на технику.
Вернувшись, перекусили в машине бутербродами с пока еще нашей колбасой, привезенной из России.
Посмотрели на карту, чтобы решить, куда ехать дальше. Увидели несколько достопримечательностей немного в стороне от основной дороги.
Сначала поехали на одну точку - на водопад (сейчас не вспомню название) и через какое-то время уперлись в закрытые ворота и запрещающий знак и надпись, что пока дорога закрыта. Решили подъехать к другим водопадам Хауифосс (Háifoss) и Гьяйн (Gjáin).
Дорога довольна интересная. Попадаются невысокие домики и пустынные поля вокруг, проехали какое –то загадочное сооружение, наверное, это загоны такие.
Дальше пейзаж меняется: с одной стороны, невысокие горы с молодой травой, с другой стороны заливы, а за ними, где-то очень далеко вершина вулкана Гекла. Кажется, до него рукой подать, но в действительности расстояние приличное. Мы не едем к нему: туда 100% только на джипе и судя по первой точке дорога еще закрыта.
Наша машинка отдыхает, пока мы разминаем ноги.
А если проскочить поворот на водопады, то неожиданно заливы меняются на черные лавовые поля. Черные камни. Честно говоря, эта картина одновременно завораживает, и пугает. Прочитала, что до извержения здесь было очень красиво, росли высокие деревья. Как представишь, какой хаос здесь творился во время извержений, как плавилась земля и все, что встречалось на пути огненной лавы... Взяли камушек на память.
Были у нас сомнения, открыта ли дорога и сможем ли проехать на нашей невысокой Тойоте. Там не асфальт, там гравийка. Сможем ли уберечь машину от сколов разлетающихся камней? Не хотели рисковать. А подъехав к гравийке, долго думали: ехать-не ехать. Впереди маячила огромная лужа, что под ней скрыто, сможем проехать или нет. Понаблюдали за единственной машиной, внедорожником, разумеется, как он легко преодолел её. И мы рискнули. Спустя километра 2 приехали к небольшой парковке перед фермой, где было припарковано 2-3 джипа (один из них скорее всего принадлежал сотруднику или хозяину фермы), деревянные ворота и знак, запрещающий проезд дальше. Ох, сложный был выбор. А вдруг нельзя ехать, это же гравийка. Фантазия рисует мрачную картину, как фермер по телефону диктует номер машины, а нам по приезду выписывают штраф. Вот к чему может привести бурная фантазия.
До водопада Гьяйн решили не ехать, а до второго решили добраться. Только пешком идти до него 6 километров в одну сторону. Долго, да и пейзаж так себе – поле кирпичного цвета без какой-либо растительности. Поэтому решили рискнуть и поехать. Ехали долго, больше получаса, дорога очень неровная и очень пыльная. Ехать нужно осторожно, пару раз шаркнули днищем. Обошлось. Грязи нет, но если навстречу едет машина, да еще и джип, который едет с нормальной скоростью, пыль поднимается очень сильная. К концу поездки машина из белой превратилась в какую –то песочную.
Водопад Хауифосс (Háifoss) – расположен на реке Фоссау недалеко от вулкана Гекла. Высота - 122 м. Это второй по высоте водопад в Исландии. А точнее их два.
Этот водопад не пользуется популярностью у туристов, наверное, потому что добраться до него очень сложно. На машине рекомендуют доехать на джипе, пешком долго. И все же возможно. Нам повезло – было очень сухо и очень солнечно. Не уверена, что если бы были дожди, решились бы поехать, а тем более идти туда. Дорогу развозит от постоянного дождя, наверное, достаточно сильно. А мы попали туда, и очень рады.
Неподалеку от водопада бесплатная парковка. Когда мы приехали, стояло 3-4 машины, когда уезжали, оставалась одна. Пешком минут 5-10. Сначала мы увидели первый водопад, чуть позже второй, более мощный.
И конечно же не обошлось без радуги, даже двух.
Внизу, в ущелье, есть тропинка и мы даже разглядели 4 людей, идущих к водопаду. Я позавидовала им, уже хотелось активности, идти куда-то. Внизу красиво, от воды зеленеет трава, а местами лежит еще не растаявший грязный снег.
Нам очень понравилось это место. Шум воды и отсутствие людей. Мне вот только зелени не хватало. Очень хотелось ярких красок. Думаю, летом здесь еще красивее. Но и людей больше.
На ночь остановились в кемпинге Campsite ÁRHÚS. Людей в нем почти не было. Кемпинг занимает огромнейшую территорию. Ограждения у него нет, в отличие от предыдущего. Сначала идут домики и вся инфраструктура, а дальше большие зеленые огороженные лужайки. На каждую можно заехать и расположиться.
В сезон в этом кемпинге поместится очень много машин. А пока мы выбрали участок подальше и наслаждались тишиной. Рядом с нами была только одна машина, соседние лужайки пустовали. Кухня и туалет далековато, но лужайки поближе как будто были мокрыми, мы не захотели там останавливаться.
Прогулялись после ужина по территории вокруг, с одной стороны вышли на поле с шикарным видом на заснеженные вершины
А если подняться на небольшую горку, то вдалеке можно увидеть городок, в котором есть и ресторан.
На другой стороне разлилась небольшая речка, на берегу яркими пятнами раскиданы желтые цветы, а в речке плавают утки.
И тишина, и снова никого! Все-таки есть прелесть в путешествия в не сезон!!!
Завтра начнется лето!
День 3. 1 июня.
Утро было… как бы объяснить. Живем мы в городе, птиц, конечно, слышно, но не так, чтобы напрягало. Не знаю, во сколько это началось, но это была такая какафония звуков. Крякали утки, щебетали, стрекотали, ухали, кричали какие-то птички. И это было бы прекрасно, если б не одна птица с безумно противным звуком, который преследовал нас по всей территории Исландии – звук миниреактивного самолета. Звук, как у мухи, но более усиленный. Это летала какая-то птица с такой скоростью, что видимо крылья при сопротивлении с воздухом издавали вот такой звук, доводящий до мурашек.
Думается, что столько звуков можно услышать только весной. Как и у нас, в России. Везде, в Исландии, мы увидели столько птиц с птенцами, что ощущение, что мы были в каком-то птичнике. В некоторых местах очень низко пролетали утки, местами даже знаки встречаются: «Осторожно, низко летящие птицы».
В некоторых кемпингах на кухне встречаются полки, а то и шкафы продуктов и вещей, которые туристам уже не нужны. Многие оставляют неипользованное перед отлетом. В этом тоже был такой шкаф. Увидели уголь, заботливо кем-то оставленный. Для нас, решили мы, и прихватили с собой уезжая. Планируем же попробовать местную баранину и мясо кита, так активно рекламируемые на этом форуме.
Первый водопад находится очень близко от нас – Сельяландсфосс.
Водопад Селйяландсфосс (Seljalandsfoss) – один из самых известных водопадов страны. Его можно увидеть еще на кольцевой дороге, он достаточно высокий (60 метров) и очень красивый. Но основная его прелесть в том, что за стеной воды есть глубокий отступ, позволяющий свободно передвигаться за ним. И что лично меня особенно порадовало, так это наличие зелени вокруг.
Парковка у водопада большая и платная – 700 крон, но желающих от этого меньше не становится. Оплачивать нужно картой, наличку принимать некому. Когда мы подъезжали к водопаду, у выезжающей машины открылось окно и нам предложили талон оплаченной парковки! Мы, разумеется, отказываться не стали. Бумеранг добра запущен - потом мы отдали его следующей машине.
Идти от парковки до водопада метров 100, т.е. он совсем рядом. На парковке есть туалеты и магазин с какой-то едой, если правильно помню, что-то вроде фастфуда.
Игорь вспомнил, что где-то вычитал о том, что посещать этот водопад рекомендуется вечером, когда солнце освещает поток воды. А сейчас утро, солнце светит наверху, немного позади водопада. Тем не менее он прекрасен даже когда не освещается солнцем. Но там, за ним, очень мокро. Опять мы укутались в непромокайки и спрятали фотоаппарат в чехол.
Есть еще очень интересное место здесь, метрах в 600 от Сельяландсфосса. Это водопад, спрятанный в пещере – Gljúfrafoss (вроде правильно на русском языке Глюфрафосс).
До него идти недолго, минут 10 совсем неспешным шагом. Но мы шли дольше, очень уж красиво было вокруг.
До водопада доходят не все, то ли не знают, то ли просто неинтересен он, потому что до него еще нужно дойти. Сначала от первого водопада метров 600, потом по воде вглубь пещеры. С улицы тоже можно посмотреть, красиво, но весь не увидеть.
Он находится рядом с кемпингом, жаль, что мы не ночевали здесь. Небольшая толпа людей заглядывают в пещеру, но внутрь пройти мало кто решается.
Разуваюсь, одеваю непромокаемые куртку и штаны, которые поднимаю вместе с джинсами под ними до колен и иду, сжав зубы.
Я понимаю почему желающих так мало. Вода ледяная и мне с ростом 160 см она почти по колено, поток воды сильный, камни скользкие. Через какое-то время ноги привыкают и уже не так реагируют на воду. Идти на самом деле немного, метров, может 20, просто идти нужно осторожно, чтобы не подскользнуться и не грохнуться. А я же еще и телефон несу с собой – фотоаппарат пожалела (и не зря, точно б поломался). Пройдя арку, я увидела большой камень, на который и взобралась, и с восторгом стала оглядываться вокруг.
Я оказалась в пещере, со всех сторон стены, покрытые зеленым мхом, а наверху небольшое отверстие, виднеется синее небо, и сам водопад. Он не очень мощный, но обстановка вокруг интересная. Правда, фотографировать очень сложно - брызги.
В общем, если будете на водопаде Сельяландсфосс, то обязательно дойдите и это второго водопада. А мы поехали дальше. До следующего водопада чуть меньше 30 км.
Вот на таких машинах нужно ехать вглубь острова.
По дороге остановились пофоткаться с тупиком – моя мечта их увидеть. Правда, милая птичка?
Конечно же остановились около небольшого домика, вроде музея, посвященного вулкану с труднопроизносимым названием Э́йяфьядлайё̀кюдль. Домик был закрыт, но мы, честно говоря, и не планировали в него попасть. Пофоткались на фоне уже зеленеющих гор. Мы всего третий день здесь, но как все преображается. Вот что делает солнце и тепло с природой! Если б еще ветер не был такой холодный.
Если я правильно поняла, на заднем фоне как раз тот самый вулкан.
Чуть дальше увидели маленькие домики с травой на крыше. Это был какой-то сарай и сейчас местами крыша обвалилась, поэтому не используется.
Сегодня день водопадов. Скоугафосс – визитная карточка страны, это один из самых известных и самых посещаемых водопадов в Исландии. Потому что кроме красоты и мощи, до него легко добраться. Он еще ближе к кольцевой дороге, даже ближе, чем предыдущий.
Перед ним огромнейшая бесплатная парковка и идти до него тоже примерно 100 метров.
Ширина водопада - 25 метров, высота – 60 метров. На всех сайтах это водопад называют королем водопадов. Находится он на реке Скоуга, отсюда и название. Здесь же есть деревенька с названием Скоугар. В общем, исландцы неоригинальны.
Смотреть его, разумеется, нужно обязательно при солнечном свете, потому что в этом случае можно увидеть радугу, или даже две, как увидели мы.
Впрочем, по моему мнению, любой водопад более выигрышно смотрится при солнечном свете.
Так, и снова легенда. Согласно ей, Траси Тоуроулфссон (исл. Þrasi Þórólfsson), первый викинг, поселившийся в этом районе, спрятал свои богатства в пещере, расположенной за водопадом в утёсе. Годы спустя местный мальчик нашел в пещере необычный сундук. Но, как только он взялся за него, сундук исчез, а в руках мальчика осталось лишь кольцо от него. Сейчас кольцо хранится в Скоугарском музее.
Полюбовавшись издалека на водопад, пошли наверх, по металлической лестнице, там есть обзорная площадка.
А потом еще дальше, вдоль течения мощной реки Скоуга. Где-ты вычитала, что дальше идет пеший маршрут, и по дороге можно увидеть еще 20 водопадов. Не знаю, что считается водопадом, может это? Если да, тогда мы парочку точно прошли.
На фото вдалеке водная дымка от водопада.
Вернувшись обратно, пошли ближе к водопаду. Я хотела подойти очень близко. Но не смогла. Там столько брызг, что одежда нужна супернепромокаемая!
Водопад понравился, не зря он - король водопадов.
Недалеко от парковки есть туалеты и лавочки со столиками, где мы и перекусили.
Самой южной точкой материковой Исландии является мыс Дирхолаэй (Dyrholaey), в переводе с исландского означает «отверстие в двери». Этот мыс - птичий заповедник. В Исландии два места, где гнездятся тупики, символ Исландии – мыс Дирхолаэй и полуостров Снайфельснес (Snaefellsnes). Полуостров не значился в планах, а вот на мыс мы приехали в надежде увидеть этих забавных птиц, похожих на пингвинов. Специально для этого взяли с собой телевик.
«Как ты будешь их фотографировать, они же в траве?» - спросил муж. «Буду ползать по земле», - ответила я.
Но птиц мы не увидели. Как мы выяснили позже, май, июнь - период гнездования и даже написано, что мыс закрыт для посещения в этот период, чтобы не потревожить птиц.
Мы приехали уже после обеда, оставили машину на парковке
и пошли изучать окрестности, ища глазами тупиков. Но безрезультатно. Ну, хотя бы полюбовались видами.
И увидели другие известные места Исландии. В частности, ту самую дыру в скале.
Маяк
Увидели, наконец-то, знаменитый черный пляж. Есть и минусы аномально теплой погоды. На море появляется дымка, которая немного размывает виды. И фотографии от этого тоже получаются не очень четкие.
Здесь кричат бойкие чайки. И ни одного тупика.
Готовясь к поездке, где-то в интернете вычитала, что рано утром, до 10 утра тупики улетают, добывают еду и возвращаются в гнезда лишь вечером, после 20.00.
Отчаянно хотелось увидеть символ Исландии, и т.к. место новой ночевки рядом, решили вернуться сюда завтра рано утром, до 10 утра, как рекомендуется на одном из сайтов.
Как –то так вышло, что следующую точку мы в тот день пропустили. Муж про нее не знал, а я думала, что она где-то недалеко от пляжа Вик. Обнаружили это уже, гуляя по пляжу вечером, и решили вернуться утром. Все равно будем проезжать мимо после мыса Дирхолаэй.
А пока приехали в знаменитый населенный пункт под названием Вик. Заехали в супермаркет, увы там не было Бонуса, был другой, более дорогой супермаркет. Посмотрев на цены, решили купить мясо для зажарки в другой день.
На горе стоит церковь, очень хотели попасть внутрь, но обошли церковь вокруг, не нашли открытой двери. Причем это была не первая зарытая церковь.
Расположились в единственном в этом городе кемпинге. Он расположен под невысокой горой и длинный. Чуть дальше, сразу за ним отель, выглядит очень красиво и дорого. В кемпинге, впрочем, как и во многих других, есть бесплатный интернет. Душ здесь платный. Цена проживания выше, чем в других местах – оно и понятно, место популярное туристическое, у кемпинга нет конкурентов.
Есть большая кухня, в которой есть мойки, много столов, вечером они все были заняты – это был первый очень шумный кемпинг в Исландии. И это был первый кемпинг, в котором не очень удалось выспаться из-за шумных соседей, которые расположились очень близко к нам и которые всю ночь шумели.
После ужина пошли гулять.
И конечно же пошли на знаменитый черный пляж. Было интересно помыть ноги в океане, омывающем Исландию, и пройтись по черному песку.
Вдалеке виднеются скалы Reynisdrangar, тоже имеющие легенды.
Но о них завтра. А сегодня спать, завтра нужно встать очень рано, чтобы приехать утром, до 8 утра, на мыс Дирхолаэй и увидеть тупиков.