Маршрут был разработан так, чтобы помимо классических объектов туризма, посетить западную часть страны, где сохранились памятники доисламской эпохи, преимущественно времен правления династии Сасанидов. Задуманный план был реализован досрочно и по взаимному согласию оставшиеся дни были отданы каспийскому побережью, точнее провинции (остану) Мазандеран.
По дням вышла следующая картина: Тегеран (2 ночи) – Хамадан (1 ночь) – Хорремабад (1 ночь) – Шуштар ( 1 ночь) – Шираз ( 2 ночи) – Йезд ( 1 ночь) – Исфаган ( 2 ночи) – Кашан ( 1 ночь) – Рамсар ( 2 ночи) – Тегеран ( 1 ночь).
https://www.google.ru/maps/dir/%D0%A2%D ... 268274!3e0
Перелет. Билеты на самолет мы брали 4 августа, когда курс доллара вновь начал расти после весеннего спада. По этой причине пришлось отказаться от прямого перелета Москва-Тегеран. В итоге решили лететь через Баку Азербайджанскими авиалиниями. По дороге туда специально спланировали 19-часовую пересадку, для того, чтобы посмотреть Баку. Сразу скажу, это был удивительный день, однако свои впечатления от столицы Азербайджана я как-нибудь опишу отдельно. На обратном пути промежуток между рейсами был в шесть часов, но в комфортабельном бакинском аэропорту это было не в тягость. Да, билеты на день продажи обошлись нам в 22 500 руб. с человека.
Виза. Для того, чтобы сократить время в очередях по прибытии, визу мы делали в Москве, недели за три до поездки. В посольстве были в 10.30 утра, а уже через три часа выехали обратно. Никакой очереди не было, на вопрос, можно ли получить визу в этот же день, был дан ответ да, пожалуйста. С учетом срочности, стоило все 4800 руб. на душу. Терминал оплаты электронными картами в посольстве не работал, поэтому нам пришлось проехать в банк ММБ (Мой Мир Банк), специально обслуживающий иранскую сторону. На машине это минут пять, но и пешком не больше 15 минут.
Деньги. Общие затраты, включая перелет, в перерасчете обошлись мне примерно 1500 долларов или чуть больше. Думаю, что и у моего спутника вышло около того. Самая дорогостоящая составляющая – аренда автомобиля, но об этом подробнее чуть позже. Обменный курс иранского риала на октябрь в среднем – 34 400 за доллар. Лучший курс был в Тегеране, в обменниках на Фирдоуси, самый плохой 33 000 (а первоначально даже 31 000) – на каспийском побережье. В сувенирных магазинах принимают и доллары, но в большинстве случаев туристу нужна национальная валюта. Много раз писалось о манере иранцев выставлять цену в несуществующих денежных единицах – туманах. Вроде все просто, но на практике это постоянно порождало путаницу.
Гостиницы. Единственная гостиница, которую мы бронировали заранее из России, это отель на первые две ночи в Тегеране. Путешествуя далее по стране, мы поначалу пытались заказывать гостиницу в следующем городе накануне по телефону. Но в реальности сделали так только в Шуштаре и Ширазе. По большей части просто высматривали в приглянувшемся районе вывеску «отель» и, за редким исключением, свободные номера были всегда. Памятуя, что в гостинице нам только ночевать, мы изначально ориентировались на цену не более 40-60 $ за номер. Для Ирана это не высокая цена и потому особой роскошью в большинстве своем гостиницы не отличались. Обязательным условием были удобства в номере и вай-фай. Наличие унитаза особо не оговаривалось, но по умолчанию предполагалось, поскольку я, например, от туалетов «иранского типа» как-то за последнее время отвык.
Еда и напитки. Режим питания во время путешествия у нас сложился своеобразный. Утром завтрак в гостинице, как правило, предельно скудный. Обед в положенное время, в первом же найденном заведении общепита. А вот ужинали мы по-настоящему всего два или три раза. Дело в том, что останавливались на ночлег мы обычно поздно, к тому же уставшие, и искать место, где можно было бы поужинать, уже не хотелось. К слову, в нетуристических городах Ирана не так-то просто найти вечером работающие ресторан или кафе. Обычно ужин нам чаще всего заменяли виноград или арбуз, купленные по дороге. Арбуз мы покупали пять раз, потому случайность исключена, а значит, я со всей ответственностью заявляю – они в Иране не вкусные! Иранские арбузы толстокожие, розовые, и почти не сладкие. Зато стоят копейки – средних размеров арбуз отдавали за 10.000, т.е. рублей за двадцать.
Что до главной трапезы – обеда, то дешевле всего мы платили в кебабной на окраине Бехбехана, на полпути между Шуштаром и Ширазом. Приличные кебабы с большой порцией риса, плюс местный кисломочлочный напиток, плюс кока-кола обошлись нам в 170.000 на двоих. Правда, это было заведение для местных дальнобойщиков и иностранцев до нас тут видом не видывали. Дороже всего нам обошелся обед в Кашане, в ресторане при традиционном доме Аббаси. Вот здесь-то иностранцев пруд пруди и соответственно обед на двоих стоил 680.000 (т.е. 20 $).
На этой фотографии можно увидеть, что нам тогда подавали. Обратите внимание на суп в горшочках. Это иранский дизи. Рядышком металлическая миска и пестик. Перед началом трапезы жидкость из горшочка сливают в миску, а оставшиеся ингредиенты (прежде всего, вареная баранина и нут) разминаются пестиком до однородной массы. Затем эту массу прихватывают хлебом и едят вместе с бульоном. Надо сказать, что мы, не особо мучаясь, ели дизи ложками, как обычный суп.
Рискну вызвать критику в свой адрес, но с моей точки зрения иранская кухня довольно однообразна. Это чаще всего кебаб из баранины или курятины с рисом и маринованными овощами. Еще одна особенность – обилие самых разных кисломолочных продуктов. Я не большой их любитель, но мой спутник был очень доволен.
Что до напитков, то иранцы в огромных количествах пьют кока-колу и ее вариации, вроде местного напитка зам-зам. Еще одна из таких вариаций –здешнее безалкогольное пиво. Я один раз его попробовал и зарекся это делать навсегда. Вкус худших образцов советского лимонада – нет, тут нужно быть целенаправленным любителем. Иранский чай (произносится как «чай»), с моей точки зрения, весьма среднего качества. Впрочем, я еще не пробовал тот, что привез с собой в качестве сувенира.
Связь. МТС и Билайн в роуминге ловили сеть во всех пунктах. В первый день в Тегеране мы купили симки местного оператора Irancell. Не помню, сколько стоило само подключение, но дополнительно мы положили на телефон по 100.000. По словам продавца, этого должно было вполне хватить на две недели переговоров внутри страны. Реально деньги кончились дней через десять, хотя не скажу, что мы говорили слишком интенсивно. Пополнять счет мы не стали, поскольку к этому времени отказались от практики предварительного бронирования гостиниц.
Вай-фай в отелях работал слабенько, но позволял следить за почтой и минимумом необходимых сайтов. Наверное, какие-то интернет-адреса в Иране закрыты, но то, что нам было нужно, включая яндекс, гугл, и форум Винского, работало вполне нормально.
Погода. Октябрь был выбран нами для поездки, прежде всего, исходя из того, что на работе у нас в это время определенное затишье. Но, как оказалось, это был оптимальный вариант. Испепеляющего зноя в это время уже нет. В среднем температура воздуха колебалась от 25-28 градусов в Тегеране, до 30-32 в Шуше и Ширазе. Для мня это идеально, хотя мой спутник сетовал на жару. Дождь на первой стадии нашего путешествия был только один раз – на подъезде к Хорремабаду. Каспийское побережье - особый случай. В Рамсаре нас застал всемирный потоп, но об этом отдельный рассказ.
Автомобиль. Несмотря на частые отзывы в рунете об опасности аренды машины в Иране, взвесив "за" (удаленность объектов друг от друга) и "против" (сложную схему аренды) за два месяца забронировали машину через единственного в стране сетевого прокатчика - http://www.europcar.ir Работает эта контора, судя по всему, недавно. Во всяком случае, в стране еще не привыкли к иностранцам за рулем машины с иранскими номерами. Мы с моим спутником совсем не похожи на иранцев, но к нам часто обращались на фарси именно потому, что видели за рулем иранского автомобиля.
Машину мой спутник выбрал самую недорогую - Рено Логан. Бронь была исключительно на вере – никакие международные карты в Иране просто не проходят.
Ребята в центральном офисе в Тегеране работают милые, четкие. Все цивильно. Раздражает только 400 евро депозита, которые вернут через 75 дней якобы. Пока ждем.
Само собой, навязали за 80 евро страховку - с полным покрытием. За две недели ни одной аварийной ситуации не произошло, так что очень обидно.
На оформление бумаг ушло два часа. Кроме денег спросили только паспорт и права. Машину дали свежую с маленьким пробегом – 11.700 км., все работало отлично, особенно кондиционер. В результате мы по очереди переболели жесточайшей простудой. Первоначально было оговорено, что машина будет с механической коробкой передач, но в последний момент фирма заменила ее на автомат. В итоге расход топлива был больше, чем ожидалось.
На счастье, бензин в Иране стоит недорого. Литр стоит 10000 реалов за (по тогдашнему курсу - 18 рублей). На всех заправках стоят заправщики - вставляешь привязанную на тесемочке карту, заливаешь топливо до полного бака и протягиваешь деньги – стоимость (привычными нам цифрами) видно на табло колонки. Обманули только раз - в горах при переезде в Мазандеран – азербайджанец, долго распинавшийся о красотах Баку, навязал какую-то присадку ценой в почти в полбака!!!!!
У нас это не слишком известно, но в Иране существует свой мощный автопром. По приносимым прибылям он отстает только от нефте- и газодобычи. Абсолютное большинство машин на улицах местного производства. Это старенькие седаны Paykan, очень похожие на советскую «Волгу», более современные Peugeot Pars и особенно часто встречающиеся Samand (на базе Peugeot 405).
Вот он, наш белый автомобиль, на котором мы проехали пол Ирана. Кстати, иранцы очень любят белый цвет, и как-то, на пути через Эльбурс, мы наблюдали совсем комичную картину – пять совершенно одинаковых белых Рено (включая наш), медленно ползущих друг за другом по горной дороге.
Дороги в Иране великолепные. Вот на фотографии участок национальной магистрали № 7 между Исфаганом и Кашаном.
Здесь даже для автобусов разрешенная скорость 110 км. На дорогах регионального масштаба лимит скорости 95 км. днем и 90 в темное время суток. Полиции много, порой патрульные машины с камерами стоят через каждые 10 км. При этом водители, как в России, мигают фарами, предупреждая о засаде, так что смотрите внимательно.
Национальные магистрали часто платные, но проезд стоит недорого, от 15.000 до 30.000. Беда в том, что стоимость обозначена только табличками на фарси, так что, как минимум, надо выучить написание местных цифр. Большинство других знаков почти везде дублированы, есть даже коричневые указатели на достопримечательности.
Движение по городам - обычное азиатское. Управляемый хаос - главное смотри вперед и не тормози. Движение вообще хорошо организовано. Светофоров крайне мало - и это замечательно - нет пробок. Немного хладнокровия и учитесь у местных приемам встраивания в потоки. Заправок мало - не рискуйте и всегда заливайте полный бак.
Сдавали машину прямо в аэропорту в зоне прилета. Краткий осмотр и все. Правда, пришлось доплатить за лишний пробег, но суммы были в пределах разумного.
Далее попробую расписать все по дням. Текст почти готов, так что постараюсь не задерживать.