Наша поездка длилась 11 дней, маршрут был составлен на основании отчетов форумчан и рекомендаций наших друзей – любителей Нормандии и выглядел следующим образом: Париж – Ванн (1 ночь) – Кемпер (2 ночи) – Сен-Гирк (Берег Розового Гранита – 1 ночь) -Сен-Мало (1 ночь)- - Сан-Мишель (1 ночь) – Онфлер (2 ночи) – Руан (2 ночи) – Париж.
Анализируя постфактум весь проделанный путь на предмет как бы я его скорректировала и что бы изменила, считаю, что остановка на ночлег в Сен-Мало была ошибкой, так как этот городок нам совершенно не понравился в первую очередь из-за нескрываемого новодела и ЖУТКИХ проблем с поиском парковки для машины. Думаю, что лучшей альтернативой Сен-Мало был бы ночлег в очаровательном Динане.
Мы прилетели в Париж в аэропорт Шарль де Голль во второй половине дня, достаточно быстро прошли все формальности и примерно около 16.00 уже стояли у стойки компании Hertz. Процесс оформления аренды машины занял более часа, а все потому, что исходно в нашем контракте была страховка с франшизой, а в процессе разговора с сотрудницей компании выяснилось, что можно оформить полную страховку. Несколько лет тому назад мы также арендовали машину для поездки по югу Франции, но это была другая компания и ее сотрудник, на мой вопрос о возможности оформления полной страховки, ответил мне, что во Франции такого вида страхования нет. И после этого я, считая себя «опытным» путешественником, в одной из веток форума, где шел разговор об аренде машин во Франции, с пеной у рта делилась своим опытом и знаниями по этому вопросу. Сейчас я хочу признать свою ошибку и уточнить, что вид страхования арендной машины во Франции зависит от компании-арендодателя, так же как и размер франшизы! В Hertz франшиза при неполном страховом покрытии очень большая – 1900 евро, причем если за время аренды с машиной случается несколько страховых случаев, то франшиза отдельно учитывается для каждого случая заново! Несмотря на то, что мой муж очень опытный водитель, мы решили оформить полную страховку, принимая во внимание 1)особенности парковки во Франции, когда удар по бамперу, колесу другой машины считается делом обыденным, 2) расценки компании даже на ликвидацию царапинки очень сильно кусаются!
Из аэропорта мы выехали около 18.00, в этот вечер нам надо было проехать порядка 450 км, наш навигатор показывал расчетное время прибытия в г.Ванн около 23.00. Но он жестоко ошибался, потому что нам еще нужно было преодолеть 30 км Парижского МКАДа в самый час пик!!! Трафик на родном МКАДе показался нам просто забавой, по сравнению с тем, что творилось на протяжении этих 30 км. На это у нас ушло более 3 часов и кило нервов! Я подробно описываю этот эпизод нашего путешествия для того, чтобы при планировании путешествия вы обязательно учитывали фактор пробок при объезде Парижа!
Дальнейшая дорога до Ванн была прекрасной, как впрочем и все остальные дороги во Франции, включая дороги даже в самых глухих местах и забытых богом деревнях! В Ванн мы приехали глубокой ночью, но я, еще когда мы плелись вокруг Парижа, позвонила в отель и предупредила о позднем прибытии. Это требуется сделать практически во всех отелях, потому что ресепшн в большинстве случаев закрывается в 6-9 часов вечера! Так что будьте внимательны и при оформлении бронирования отеля обязательно обращайте внимание на рубрику «Порядок проживания в отеле», в которой, как правило, прописан режим работы ресепшн.
Следует также быть готовым к тому, что номера в отелях просто крошечные! Иной раз кровать занимает практически всю площадь номера и не потому, что она такая большая – просто номер такой маленький! Не уступает номеру в размерах и ванная комната! Все просто такое малипусенькое, что иной раз трудно и развернуться! Но чемпионом в «габаритах» нами был признан отель Elisabeth в Сен-Мало, размер душевой кабины в котором не превышал 60 см. А так как мы с мужем имеем весьма внушительные объемы, то втиснуться в кабинку и, особенно, вылезти из нее потребовало огромных усилий! Следует иметь в виду, что привычный ассортимент мыльно-шампунных аксессуаров в номерах отелей практически отсутствует. Даже полотенца выдаются весьма экономно, а в некоторых отелях и не меняются ежедневно! В целом от отелей Франции сквозит большой скупостью!
И еще – если в вашем отеле есть даже самый крошечный лифт, то считайте, что вам крупно повезло. Из всех отелей на нашем маршруте лифт был только в 2 случаях, в остальных – чемодан приходилось тащить по узеньким крутым винтовым лестницам!
Еще одной особенностью отелей на севере являлось то, что завтраки не включены в стоимость. Ассортимент еды в отельном завтраке, как правило, составляет кофе, сок, джем и выпечка. Мы с мужем сразу решили, что нас это не устраивает, и что мы будем завтракать в уличных кафе. Но не тут-то было! Когда в первый же день мы вышли на улицы Ванна в поисках кафе для завтрака, оказалось, что ВСЕ они открываются только в 12.00. На наше счастье мы случайно набрели на фермерский рынок, где наши глаза разбежались от изобилия давно забытых в России продуктов типа настоящего окорока с костью, домашней колбасы, миллиона видов сыров, а также потрясающего выбора различных видов вкуснейшего хлеба. Мы тут же набрали себе всякой вкуснятины, тут же на рынке заказали чай-кофе и с огромным удовольствием все съели. Следует отметить, что этот великолепный завтрак обошелся нам гораздо дешевле, чем нам пришлось бы заплатить за булки в отеле… В последующем мы всегда интересовались в отелях о наличии фермерского рынка в городе и если таковой имелся, то всегда завтракали на нем. В остальных случаях довольствовались утром сандвичем в ближайшей булочной-пекарне, что тоже было очень вкусно.
Основная доля городков, запланированных нами для посещения, в силу своих размеров городками по нашим понятиям и не является. Поэтому если вы забронируете отели вблизи исторической части городков, то на их осмотр у вас уйдет не более 2 часов. Поэтому, вкусно позавтракав, в хорошем расположении духа мы погуляли по очаровательному Ванну, погрузились в машину и двинулись в сторону Кемпера.
По дороге у нас была запланирована остановка на обед в рыбацкой деревушке Le Logeo, вкусный рыбный ресторанчик в которой упоминается в отчетах на форуме. К сожалению, в этот день (среда) в ресторане был выходной! И нам не удалось отведать местных даров моря… Во Франции также надо учитывать и временной фактор - обеденное время в ресторанах и кафе с 12.00 до 14.00 и «кто не успел, тот опоздал»! После 14.00 вы сможете заказать только напитки и мороженое и то, при условии, что это заведение будет открыто!!! На ужин рестораны открываются после 19.00 и кухня, как правило, работает до 21.30! Такое жесткое время для принятия пищи нас, не привыкших к дисциплине и режиму в вопросах еды, здорово напрягало! Приходилось все время быть начеку и идти есть практически впрок. Еще одной особенностью ресторанов в северной провинции является то, что во многих отсутствует меню на английском языке, а персонал может совершенно не знать английского! Так что будьте готовы и к таким трудностям! Овладевайте языком мимики и жестов!
Кемпер нам очень понравился, это уютный курортный городок с прекрасно сохранившимся средневековым центром.
Из Кемпера мы ездили в очень интересный город Locronan, в котором за последние несколько веков не было построено ни одного нового здания и который полностью сохранился в своем первозданном виде, а также в Concarneau – «закрытый» город на воде, со всех сторон обнесенный средневековой стеной.
Примерно в 20 км от Кемпера находится залив Белон, который славится своими устричными фермами - Chateau du Belon, ресторан Chez Jacky (удостоенный внимания гида Мишлен) и хозяйство Anna de Belon. Форумчане очень хвалили Chateau du Belon, куда мы и поехали. В навигаторе это шато никак не значилось, найти его было крайне сложно, приходилось звонить в Москву дочке, которая нашла это шато в Гугле и вела нас практически вслепую. Но нет таких крепостей, которые бы не брали большевики! Мы нашли эту ферму и в совершенно примитивных условиях, сидя на улице под моросящим дождем, из пластиковых одноразовых тарелок с огромным удовольствием съели по 25 устриц, запив их прекрасным Мускадетом! Я внесла координаты этого шато в навигатор, поэтому если кого-то заинтересует, то я с удовольствием поделюсь информацией.
Путь из Кемпера к Берегу Розового Гранита мы проложили через Дорогу приходских храмов. Мы проехали через 4 маленьких города - St-Thegonnec, Guimiliau, Sizun, Pleyben. В каждом из них есть настоящее произведение искусства - архитектурный ансамбль 16-17 века, включающий храм, кладбище, оссуарий (костницу) и отдельно стоящее распятие. Осмотр этих городков занимает немного времени, расположены они близко друг от друга, дороги очень живописны и сам путь не утомителен.
Вечером мы приехали в Сен-Гирк и даже успели погулять по берегу моря и полюбоваться огромными валунами розового гранита причудливой формы.
Утром следующего дня после более расширенной прогулки по этому красивому курортному местечку, где все отдыхающие кажутся озабоченными здоровым образом жизни, мы выехали в Сен-Мало. По дороге нами были запланированы 2 остановки – 1) г. Treguier для осмотра одного из красивейших соборов Бретани и 2) г. Dinan – очень красивый средневековый город, с прекрасно сохранившимся центром с жилыми домами 14 века. В этот день в Динане проводился марафон, для участия в котором съехались люди из ближайших городков. Царила атмосфера праздника, вдоль маршрута забега стояли горожане и аплодировали пробегающим мимо участникам забега.
Про Сен-Мало я уже сказала в начале своего отчета, что это был единственный город, о посещении которого я пожалела. Но один положительный момент все же был – портье отеля для ужина порекомендовал нам отличный ресторанчик «Абсент»!
Наутро мы выдвинулись в сторону Сен-Мишеля. Обед у нас был задуман в знаменитом своими устрицами городке Канкаль (Cancale), набережная которого представляет собой сплошной ряд ресторанов.
Мы приехали в разгар обеденного времени и сразу столкнулись с проблемой парковки – ни на одной из множества платных парковок на набережной мест не было. Сделав несколько кругов почета, мы убедились в безуспешности поиска парковочного места. Тогда мы просто встали у въезда на одну из парковок, а надо сказать, что все они оборудованы электронным табло, информирующим о наличии свободных мест, и спустя 15-20 минут мы уже въезжали на парковку! Рестораны как и парковки тоже были все забиты, поэтому мы выбрали едальню по принципу наличия свободного столика. Такое обилие народа скорее всего обусловлено тем, что это было воскресенье! Отобедав, мы продолжили свой путь, проехали мимо устричного рынка на краю набережной и, отъехав от центральной части города, обнаружили вдоль дороги множество милых ресторанчиков с большим выбором морепродуктов, но с малым количеством людей! Знать бы заранее!!!
Ночевку в Сен–Мишеле, несмотря на высокую стоимость отеля (200евро за номер), мы запланировали заранее, начитавшись отзывов на форуме и в интернете. По тем же рекомендациям мы выбрали номер с видом на море. Посещение Сен-Мишеля было самой романтичной частью нашей поездки! Плеск моря под окном во время прилива, черное бархатное небо с невероятными по размеру и бриллиантовым сверканием звездами! Полупустые улочки и многочисленные лестницы аббатства в вечернее и утреннее время делают прогулку по Сен-Мишелю просто незабываемой. Днем там от толп туристов просто не протиснуться!!! Оказывается это самое посещаемое туристами место Франции!
Теперь несколько практических советов. Если вы приехали в Сан-Мишель на машине, то, следуя по указателям и жестам регулировщиков, вы оказываетесь на одной из платных парковок. Если вы ночуете в аббатстве, то за сутки по телефону или e-mail вы запрашиваете у вашего отеля пароль для въезда на паркинг (это обычно паркинг №3), что дает вам скидку на услуги паркинга. Этот цифровой пароль вы набираете на табло автомата при въезде на паркоку и получаете парковочную карту. Оплату парковки вы производите при выезде. Когда мы пришли на парковку, чтоб уезжать из Сан-Мишеля, я схватила парковочную карточку и помчалась искать автомат или кассу для оплаты, но оказалось, что здесь все проще: в автомат шлагбаума на выезде, куда обычно вставляют оплаченную парковочную карту, нужно вставить сначала парковочную карту, а потом вашу кредитную карточку, с которой будет списана плата за парковку.
NB!!! Важное замечание – во время вашей поездки вам обязательно понадобится чипованная кредитная карточка, с помощью которой вы будете оплачивать парковку, проезд по платным дорогам, бензин на заправках-автоматах или в ночное время!
Следующим пунктом нашего маршрута был Онфлер, дорогу к которому мы построили через Дорогу сидра (Route du Cidre). По многочисленным рекомендациям мы начали с г. Cambremer. Нам удалось в этом городке в туристическом офисе взять карту дороги сидра, на которую были нанесены хозяйства производителей сидра с указанием их географических координат. Сначала мы поехали просто по карте, надеясь, что увидим вывески производителей, но ни одной мы не увидели. Поняв безуспешность своих попыток, мы забили в навигатор координаты, но это тоже не помогло нам найти хоть какое-нибудь сидровое хозяйство. Битый час помотавшись по необыкновенно красивым узеньким дорожкам, мы решили ехать в деревню Бёврон-ан-Ож (Beuvron-en-Auge), входящую в число самых красивых деревенек Франции. И тут мы были вознаграждены за тщетные поиски, потому что в этой потрясающе красивой, практически сказочной деревеньке, было целых 2 сидровых хозяйства. Хозяин одного из них произвел на нас, профессиональных медиков, неизгладимое впечатление видом хронического алкоголика с характерным цветом лица и дрожанием рук, особенно заметным в момент наливания дегустируемого напитка – раздавался характерный звон рюмки от соприкосновения с бутылкой! При этом из 3 видов его сидра нам понравился лишь один, а кальвадос напомнил самогон весьма плохого качества! В этой же деревне есть туристический центр, в котором продают сидр, поммо и кальвадос, производимые в разных хозяйствах провинции Ож, где мы и купили 6 бутылок разного сидра. В последствие в хорошем ресторане Руана нам подали мороженое с кальвадосом, и мы почувствовали разницу между этим напитком и тем, который нам наливал ожский фермер-алкаш. Этот кальвадос был действительно вкусным! Сама дорога сидра, я повторюсь, очень живописна, проходит мимо огромных яблоневых садов, усыпанных (а мы были там в середине сентября) яблоками……
В первый день нашего пребывания в Онфлере мы поехали сначала в Fecamp и Etretat. Дорога в Fecamp идет через великолепный мост Нормандия. Сам Fecamp знаменит Дворцом Бенедиктина, где производят и продают ликер Бенедиктин. Там же его можно и попробовать.
Etretat – это необыкновенно уютный тихий курортный городок. На морском берегу скалы образуют очень красивые природные арки, две из которых видны прямо с набережной. Мы очень пожалели, что не взяли с собой купальные принадлежности, в этот день была роскошная теплая погода и многие купались в море.
После обеда мы вернулись обратно в Онфлер, так как наш путь лежал на знаменитый суперпрестижный курорт Довиль, расположенный с другой стороны от Онфлера. От здания мэрии каждые 45 минут отходит экскурсионный ретропоезд, на котором мы с удовольствием прокатились и посмотрели все основные достопримечательности Довиля – казино, роскошные виллы и знаменитый пляж, на котором снимались сцены фильма Клода Лелюша «Мужчина и женщина».
Для ужина в Онфлере очень рекомендую ресторан «Le Gambetta» rue Haute, тел. (2) 31 87 05 01. По возможности забронируйте места заранее, т.к. ресторан очень маленький (всего 30 мест) и пользуется большой популярностью у местных.
На следующий день мы выехали в Руан, путь к которому мы выбрали по Дороге Сыров. Сначала мы заехали в Livarot, где посетили сыроварню Graindorge. Дорогу к ней вы найдете по уличным указателям, а проскочить это здание практически невозможно – у входа в него припаркован симпатичный синий грузовичок. Учтите, что как сама сыроварня, так и магазин при ней имеют дневной перерыв, начало и продолжительность которого зависит от сезона. Поэтому, планируя посещение этого интересного места, не поленитесь уточнить на сайте эту информацию.
Из Livarot мы поехали в Camambert, который нас поразил своими практически пасторальными идиллическими видами.
В Руане окна нашего номера выходили прямо на собор, чему мы сначала были очень рады. Но утром следующего дня наступило разочарование, т.к. в 8 утра мы были разбужены колокольным звоном (правда очень красивым), который созывал верующих на утреннюю молитву…
Несколько слов о Руане. После очаровательных маленьких чистейших городков-деревень Бретани и Нормандии Руан сразу поражает своей грязью, обилием арабов и черных. Честно говоря, вечером, когда закрыты уже все магазины, идти по центральным пешеходным улицам города не очень то приятно – на каждом углу стоят группки арабов, черных, которые внимательно смотрят за вами, на тротуарах лежат пьяные бомжи.. Хочется поскорее пройти этот путь и оказаться в безопасном отеле… Может быть если бы Руан был в нашем маршруте первым, то все эти моменты и не произвели бы на нас никакого впечатления, но за 10 дней релакса мы уже успели отвыкнуть от будней больших городов. Как сказала моя подруга через год после переезда в Калифорнию: «К хорошему привыкаешь быстро!».
В Руане как и в Довиле от здания собора регулярно курсирует экскурсионный ретропоезд, на котором очень приятно прокатиться по старым улицам города. Забыла сказать, что экскурсии ведутся на двух языках – франц. и англ.
Но самым ярким впечатлением в Руане было лазерное светомузыкальное шоу, которое проводится каждый вечер (начало в 21.30) на фасаде Руанского собора. Это что-то потрясающее!!!
Напуганные пробкой вокруг Парижа в первый день нашего приезда мы выехали из Руана в аэропорт Шарль де Голль с большим запасом времени. Доехали, как назло, очень быстро!
Подводя итоги, скажу, что за 11 дней мы накатали свыше 2000 км, но это было не напряжно для водителя, так как 1) хорошая машина 2) отличные дороги 3) участники дорожного движения уважительно относятся друг к другу 4) очень помогало наличие автономного навигатора и GPS в машине.