Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах,
Мимо острова крутого,
Мимо города большого...
День 1, октябрь 15, 2013.
Надо сказать, наше долгожданное путешествие началось для меня весьма печально. В домодедовском дьютике, поборов жабу, купила себе дорогущий крем-новинку от Сислей и… благополучно оставила пакет в туалете. Прибежала назад минут через 5, но у него, конечно, к тому моменту уже выросли ноги...
Сидя в самолете, я мрачно перебирала в уме предметы своего багажа, которые могла б забыть вместо покупки, и так уж получалось, что всё, кроме паспорта, ipada, ну и, пожалуй, очков, потерять было б предпочтительней...
В общем, вволю порезвилась моя жаба, отыгралась на мне по полной...
Лишь выйдя через несколько часов во влажный и теплый средиземноморский воздух, наконец-то опомнилась и почувствовала, что наше путешествие началось...
Римский Аэропорт Фьюмичино, хоть и расположен всего в 60 км от порта Чивитавеккья, не имеет с ним прямого транспортного сообщения. Можно доехать по железной дороге с пересадкой в Риме - если время позволяет, и багаж не тяготит.
В противном случае надо брать трансфер. Их предлагают многие транспортные компании, в частности: http://www.city-airport-taxis.com Групповой трансфер - 90 евро на двоих. Поскольку наш рейс прилетал в 2 часа, а с 4 уже начиналась посадка на борт, его и заказали. Но в нужное нам время групповых шаттлов не оказалось, и учитывая сей факт, нам предложили индивидуальный за 100 евро, всего на 10 евро дороже. (Обычная стоимость такси от аэро- до морского порта около 150 евро)
Чивитавеккья – морские ворота Рима.
Сработали четко: водитель ждал в зале с "фамильной" табличкой, мерседес долетел как ласточка прямо до посадочного терминала. Тут-то мы и увидели наш Роял Клиппер наяву. Он стоял у причала "голенький", без парусов, но даже так показался мне огромным. Я бывала раньше в круизах на гигантских пассажирских лайнерах, но там они воспринимаются скорее как плавучий отель, соответственно и размер оценивается с иных позиций. А тут все-таки парусник…
Роял Клиппер, на котором нам предстояло провести следующие 4 ночи, по своему уникален. Он занесен в Книгу рекордов Гинесса, как самый большой в мире парусник с квадратными парусами.
5 мачт, 42 паруса, длина 133 м, водоизмещение 5061 тонн, пассажировместимость 227 человек.
Все началось с того, что жил в Швеции мальчик Микаэль, бредивший, как и многие в его возрасте, парусниками и морскими путешествиями. А дальше, прямо, как пела когда-то Радмила Караклаич:
Маленький мальчишка маленький кораблик
Сделал из тетрадного листа,
Он поплыл и скоро-скоро
Утонул на повороте,
Но не утонула с ним мечта...
Мальчик вырос и воплотил свою детскую мечту, построив три корабля – точные копии чайных судов-клипперов XIX века. Чайными (а еще опиумными) их называли по характеру грузов, перевозимых между странами Востока и Европы. Острый нос, узкие, «режущие» воду борта (отсюда и Clipper) делали их самыми быстроходными судами своего времени, позволявшими без труда обходить торговые корабли конкурентов. Клиперы же ХХI века перевозят исключительно пассажиров, а Микаэль Крафт и поныне является владельцем основанной им компании Star Clippers.
Наш Роял Клиппер - самый младший из трех братьев. Два других – четырехмачтовые близнецы Стар Флаер и Стар Клиппер чуть поменьше и постарше. Со Стар Клиппером нам в круизе удалось не просто встретиться, но и прокатиться наперегонки, померяться… эээ… чем там парусники меряются?
Регистрация прошла быстро и беспроблемно. Обменяли паспорта на круизный "мультипасс" - пластиковую карту, заменяющую собой на корабле кучу предметов - паспорт, ключи от каюты и даже бумажник.
Одно из декларируемых преимуществ круизов компании Star Clippers - это небольшое число пассажиров на борту, из-за чего проблемы очередей - будь то регистрация, тендерные перевозки или шведский стол - попросту не существует.
У входа всех поднимающихся на борт приветствовал капитан. Сергей Утицын, собственной персоной.
Русский, бывший крузенштерновец, с большим опытом управления судном. Кстати, капитан «старшего брата», Стар Клиппера, тоже русский, тоже из крузенштерновцев и даже тоже Сергей….) Русская, точнее советская еще, парусная школа, оказывается, высоко ценится на мировом рынке.
Легкий перекус чем шеф-повар послал, и вот она, наша каюта номер 231, на средней палубе, в середине корабля. Специально бронировала в середине из-за опасений морской болезни. Помню, как меня уболтало на рыбалке в Намибии. В то время, как друзья весело таскали из воды рыбех, я валялась на корме на каких-то канатах и мечтала, чтобы мне дали спокойно умереть...) Правда там был маленький катерок, и открытый Атлантический океан, но все-таки... Понятно, что на парусном корабле качки не избежать, но хотелось свести ее к минимуму.
Каюты на Роял Клиппере шести категорий, отличающиеся только размером - в основном 10-14 кв. м, большинство с окном - двойным иллюминатором. Дерево, мрамор… Большая кровать, телевизор с ДВД, отдельная душевая - в общем, все компактно, но вполне удобно.
Быстренько приняв душ и раскидав вещи по полкам, пошли исследовать корабль. Здесь нет лифтов, широких променадов, как на больших круизных кораблях, лестницы крутые и узкие, двери на палубу так и норовят прихлопнуть пальцы, а ступеньки, канаты, металлические болванки вырастают под ногами в самых неожиданных местах. В общем, ура, настоящий корабль!
В первую очередь примерим. На всякий случай.)
Сейчас корабль ходит под флагом Мальты:
Не упустили шанса проверить курс…
Порулить…
Эх, мне явно не по плечу...
И даже, пользуясь добротой капитана, залезть на капитанский мостик и понажимать кнопочки))
Обнаружилась библиотека с роскошной обстановкой, камином и неожиданно большим количеством книг на русском. Многотомное собрание Чейза, Пикуль, Грин и прочие книги на морскую тематику (подозреваю, принесенные из домашней библиотеки капитана) и немного детективно-любовной «жвачки», явно оставленной прошлыми пассажирами…
Крестной матерью нашего красавца является не кто-нибудь, а сама королева Швеции Сильвия…
18-30 объявили учебную тревогу, собрали всех в Тропическом баре. Это открытый салон на главной палубе, место всех основных корабельных тусовок. Надо сказать, подошли к этому действу добросовестно, всех заставили одеть оранжевые жилеты, ко мне подошел матросик и подтянул болтающуюся жилетку по фигуре... Провели покаютную перекличку на трех языках. Начинали с английского, и если никто не отзывался, переходили на немецкий, потом на французский. С утра процедура повторилась еще раз. Компания Стар Клипперс славится своим интернационализмом. Как среди членов команды, так и среди пассажиров обычно граждане десятка, а то и больше стран. Официальных языков, на которых делаются объявления, на корабле 3: английский, немецкий и французский. Сам Сaptain Sergey, как я уже писала, - русский, старпом Лорето и отельный менеджер Паоло – итальянцы, круизный директор Таня – немка, шеф-повар – филиппинец, на ресепшн работают две Насти из Украины. Есть русские и среди технического персонала. Как-то, гуляя по верхней палубе, увидела, как двое в форменных комбезах копошатся в подобии огромной швейной машинки. Спросила у них по-английски, то ли это, что я думаю. Получила по-английски же утвердительный ответ, а отойдя на пару шагов, услышала за спиной что-то наподобие:
- Вася, ты куда нахрен катушку дел!?
Среди матросов подавляющее большинство темнокожие, по виду – из Карибского региона, кухня – за филиппинцами и другой ЮВА.
Такая «разношерстность» лично мне по вкусу, но возможно иногда она создает и проблемы. Во всяком случае, капитан в своем приветственном слове наложил вето на три темы на вверенном его заботам судне: «У нас здесь нет религии, у нас здесь нет политики и…» А вот третью отгадайте, какая еще тема имеет схожий конфликтный потенциал…))
Подошло время ужина. Ужин тут не только собственно еда, но и социальное событие. Здесь знакомятся, общаются, обмениваются впечатлениями. Метрдотель обычно спрашивает, на каком языке вы хотите говорить, и сажает к "одноязычным". На ужин - никакого шведского стола, только меню. Хотя формально дресс кода на корабле нет, к ужину все равно все стараются принарядиться. Нет, до галстуков и вечерних туалетов дело не доходит, в основном стиль smart casual – брюки, рубашки, джемперы, платья… Придти можно в любое время, хотя большинство, как я заметила, стараются подтягиваться к началу. Люди в массе открытые, настроенные на общение. Мы познакомились с двумя пожилыми английскими парами, с которыми потом дружески беседовали, случайно пересекаясь в барах или на палубе.
И вот наступил самый торжественный момент дня!
В 22-00 под величественную композицию греческого композитора Вангелиса «Завоевание рая» из фильма «1492» наш Роял Клиппер плавно отчалил от чивитавеккского причала и заскользил в непроглядный сумрак Средиземного моря…
Лампочки на мачтах светились как Огни Святого Эльма…