Участок Jinshanling. Январь 2018Прошло чуть больше года, а я оказался на Стене еще раз. Если в 2016 это был
Мутаньюй, то в этом году хотелось чего-нибудь "поэкзотичнее". Хотя как сказать, стена-то везде одинаковая, стена да башни, логично же.
В общем, решил нарушать транзитные законы еще больше и поехать в
Jinshanling. Об этом участке информации на порядок меньше, даже в англоязычном интернете найти что-то внятное непросто, что уж говорить про русскоязычный. Тем более, что данный участок был закрыт почти весь сезон 2017 года до октября в связи с реконструкцией. Поэтому, думаю, не будет преувеличением сказать, что я - один из первых [тысяч] посетителей, побывавших там после недавнего открытия.
На самом деле, абсолютно исчерпывающая информация по посещению опубликована на англоязычном сайте, посвященном различным участкам: _greatwallbest.com/how-to-get-to-jinshanling.html. Весь этот абзац - вольный перевод текста оттуда. Участок находится в 150 километрах от Пекина, доездинг туда относительно несложный (по крайней мере, по сравнению с Мутяньюй): едете на Wangjing west (望京西站) на 13 желтой линии прямо от Dongzhimen (куда аэропорт экспресс приезжает), там выходите в выход B, проходите через мост, поворачиваете налево и идете вдоль забора до некой площадки-"станции", там по "змейке" из ограды - и оказываетесь прямо у автобуса. Кстати, рекомендую купить небольшой уличный перекус, которым торгуют что с правой, что с левой стороны моста - предельно дешевое (6 юаней) горячее мясцо неплохо бодрит в облачную зимнюю погоду. Автобусы ходят с 7:00 до 16:30 (обратно также). Стоимость проезда 32 юаня, из которых 19 - по "области" Пекина и 13 по области Hebei. Соответственно, при наличии транспортной карты Пекина (что безусловно рекомендуется абсолютно всем, ибо проезд по карте намного дешевле, чем за деньги) за "пекинскую" секцию можно платить только 9.5. Из-за этих манипуляций, оплата проезда выглядит непривычно - на входе в автобус платите 13 наличными кондуктору и в самом автобусе еще прислоняете карту (также прислоняете на выходе). Дорога занимает около 2 часов, поэтому рекомендуется выезжать как можно раньше. Важно не пропустить остановку, вам нужно выйти или "на следующей" или "через одну", по пути возможно будет небольшая техническая остановка для естественных нужд. Но даже тут все явно проще, чем по дороге в Мутяньюй, где было 100500 остановок и нужно было четко следить, чтобы не проехать нужную. С учетом того, что с GPS в Китае какие-то неведомые проблемы (что в 2016, что в этом году - после прилета спутники ловятся более часа, и, даже поймавшись, так и норовят отвалиться, а потом опять полчаса ловить) - надо или ставить таймер или глазеть по сторонам. Но там есть хороший ориентир - нужно выходить сразу же после тоннеля Когда вы выйдете из автобуса, вы окажетесь примерно "в середине нигде". Пишут, что от этой остановки до главного входа Стены должен ходить бесплатный автобус, но то ли меня опять развели наглые китайцы, то ли на самом деле в несезон бесплатные шаттлы отменили - только пешком либо такси (вокруг куча частников). Как обычно - торгуйтесь, я сбил цену до 35 юаней до главных ворот. А уже от главных ворот до, собственно, "входа", бесплатный "шаттл" есть, возит даже одного человека.
Вообще, участок достаточно большой и в него есть как минимум три "входа". Главные ворота, восточные ворота и западные ворота. Восточные ближе всех к автобану, западные, соответственно, дальше всех. Я прошелся от главных ворот до восточных. То ли из-за несезона, то ли из-за удаленности участка, то ли из-за того, что его только в октябре открыли - но людей не было от слова "совсем". В гордом одиночестве, вдыхая морозный китайский воздух (на улице было где-то около нуля, может, -4, но без снега), я дошел до билетных касс, где меня обеспечили бумажкой за целых 55 юаней. Там же можно взять бесплатную карту, налить воды и вообще, порадоваться цивилизации. А дальше - в путь. Сразу видно, что ремонт\реставрацию тут делали недавно - играет тихая приятная традиционная музыка, чистые и аккуратные дорожки, скамейки - все смотрится очень свежо. Интересно, что тут будет хотя бы через год. От входа до первой башни идти минут 15, единственный встреченный мною человек - китайская бабушка, предлагающая горячий чай из термоса, сникерсы и книжку с фотографиями, по ее словам, сделанных ее братом. Как и все китайцы, достаточно навязчива, еле удалось отвязаться. Такие же бабушки еще не раз попадутся на самой стене - сидят у башни и ловят туристов. А поскольку "туристов" сегодня - один я, то все их внимание - мне.
Сама стена, внезапно, построена на очень, очень, очень холмистом рельефе, ходишь то вверх, то вниз (вот я читаю предыдущий пост, будто в Мутяньюй также, но или уже подзабыл, или там подъемы со спусками чередовались намного реже, здесь же - буквально каждые две башни). Страшно представить, как ее тут строили, если уже по готовой стене идешь, постоянно останавливаясь или почти карабкаясь, помогая себе руками. Но так или иначе, вся прогулка от площади перед канатной дорогой до беседки в конце восточных ворот у меня заняла чуть больше 2 часов, что намного меньше, чем "официальные" четыре часа. Но в качестве "зарядки" и очищения головы от бытовой рутины самое оно, мысли улетают в неведомые дали, регулярно возвращаясь к реальности: "ох, опять вверх". Значительная часть облагорожена, но по мере приближения к Восточным воротам все чаще попадаются полуразрушенные башни, местами даже без ограждений на месте дыр или отсутствующих стен. Лично мне не очень понравилось обилие камер - почти в каждой башне, причем видно, что при монтаже абсолютно не было цели "сделать незаметными" - в итоге огромные камеры висят на зеленых железках, грубо приделанных к башне и все это великолепие бросается в глаза, нарушая атмосферу древнего оборонительного сооружения.
От Восточных ворот до главных, по идее, тоже должен был ходить бесплатный автобус, но и здесь я его не обнаружил. Но поскольку до автобана не так далеко, решил просто пойти пешком. Только сейчас, смотря на карту, вижу, что надо было идти налево, на северо-запад, я же пошел направо, "по азимуту" на автобан. В принципе, дошел, но там были абсолютно дикие и заброшенные места. Хотя стоит отметить, что именно там я обнаружил некую лестницу, которая на maps.me была аккуратно отмечена как "back entrance path". Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что это, очевидно, немного
заброшенный бесплатный вход на стену. С учетом качества тамошенего маппинга, рекомендую заранее осознать, где он находится - координаты 40.682927, 117.262098, смотреть или на спутнике или на OSM.
Подводя итог, было довольно интересно пройтись по абсолютно пустому, но в то же время облагороженному участку стены, никаких проблем по части доездинга, все достаточно удобно. Но сравнивать с Мутяньюй не возьмусь, все-таки погода очень сильно влияет - в октябре 2016 там, вроде как, можно было сделать относительно неплохие фотографии, а здесь пейзаж получился какой-то серый (и это я еще немножко над фотографиями посидел, в жизни было еще более серо). Еще, быть может, сейчас уже не было того восторга "я добрался до Стены!", как в первый раз. Но тем не менее, о прогулке не жалею, получилось весьма неплохо. Хотя здесь определенно более интересно, когда цветов больше - это или летом (зелень) или осенью (желто).