Постараюсь сделать тему не из разряда "посмотрите, какие мы молодцы, что съездили", а полезной для тех, кто именно планирует маршрут. Потратил очень много времени на планирование маршрута, поэтому, надеюсь, этот пост сэкономит кому-то кучу времени! Но немного лирики тоже будет. Сразу скажу, я предпочитаю насыщенные "жесткие" маршруты, где почти нет времени посидеть, "потупить", отдохнуть.
Период путешествия 01.01.2018 - 18.01.2018
Маршрут по дням/датам (месяц январь 2018):
1. Прилет в Буэнос, день в Буэносе
2. Перелет в Пуэрто Игуасу, Ночная экскурсия на водопады
3. Весь день - Водопады Игуасу с Аргентинской стороны
4. Возвращение в Буэнос
5. Перелет из Буэноса в Барилоче. Оттуда сразу берем прокатную машину и едем к границе с Чили в районе Эскель/Esquel и Тревелин/Trevelin.
6. С утра пересекаем границу с Чили и едем до города Coihaique
7. Переезд до Мраморных пещер (поселок Пуэрто Рио Транкуило / Puerto Rio Tranquilo).
8. С утра смотрим пещеры, и едем по дороге, которую рекомендовал Винский, как одну из самых красивых. Возвращаемся обратно и переезд до города Чили Чико (Chile Chiko) на границе с Аргентиной.
9. Доолгий переезд до Эль Чальтен (где гора Фиц Рой).
10. Треккинг на гору Фиц Рой и сразу же переезд в Эль Калафате.
11. Дорога до ледника Перито Морено. Треккинг по леднику с утра. Потом осмотр ледника с балконов. Возвращение в Эль Калафате
12. Переезд в Чили в парк Торрес Дель Пейне. Беглый осмотр парка. Возвращение в Эль Калафате.
13. Долгий переезд в сторону барилоче. Ночевка в городе Сармьенто/Sarmiento (никому не порекомендую этот город!)
14. Переезд до Барилоче
15. Краткий осмотр озерного края (на север от Барилоче) и возвращение в Барилоче.
16. Выезд в аэропорт, возврат машины, перелет в Буэнос.
17. Поездка в Тигре на электричке, Прогулка на лодке по каналам, возвращение в Буэнос, пол-дня в Буэносе.
18. Выезд в аэропорт и вылет.
01.01. День 1. Прилет в Буэнос.
1 января Буэнос представляет собой мертвый город. Даже поесть негде.
В Буэносе мы жили в микроцентре.
Hotel Reconquista Garden могу смело рекомендовать, как недорогую поюзанную четверку с хорошим завтраком и вайфаем.
Также потом жили в Hotel Waldorf . Он поновее, но хуже завтраки, почти не работает вайфай, номера меньше. Но тоже вариант сопоставимый, вполне достойный.
Вообще в плане отелей мы выбирали из недорогих вариантов. Не жили в хостлах и в самом трэше, но и не шиковали. Особенно с учетом не такой уж и низкой стоимости проживания.
Такси
Мы пользовались убером. В международном аэропорту wifi бесплатный. Потом купили симкарту. Но будьте готовы к тому, что почти во всех "уберах" в багажнике газовый баллон, и помещается максимум два средних чемодана. Также пользовались черно-желтым радио-такси (когда ехали из внутреннего аэропорта). Все пишут, что таксисты обманывают. Мы ехали по счетчику, он в итоге пытался нас немного нае... обмануть, но цена вопроса была 50 песо (170 руб), и мы не стали сильно спорить, так как по-испански мы не в зуб ногой, а он что-то там усердно объяснял.
Обмен валюты
Как ни странно, это не такой простой момент. В аэропорту курс, кстати, не такой плохой, как обычно бывает. Двойного курса (официального и черного) уже давно нет. Но непонятных обменников хватает. Мы принципиально искали банк. В итоге, почти во всех банках поменять деньги могут (внимание!) только клиенты банка. Единственным банком, который меняет валюту просто так, являлся Banco Piano S.A.
Курс на 2 января был 18,55 к доллару. Это где-то 3 рубля за 1 песо. При этом при оплате картой сбера итоговый курс был 3,25-3,3 рубля к песо.
Мобильная связь
Мы брали Claro, так как советчики в инете писали, что у нее лучшее покрытие. Кстати, купить не так то просто, а разобраться с тарифами - еще сложнее. Мы нашли офис Claro, где продавали сим-карту (а это не во всех офисах!). Но тарифы на интернет у них только пакетные и на 1 день-2 недели максимум. Плюс, к тем ценам прибавьте налог 19 или 21%. Я положил денег на счет, а потом просто присылал смску на продление пакета. При этом в патагонии связь почти нигде не работает, кроме городов. И в Эль Чальтене (где фиц рой) кларо не работало, а работал какой-то там "чего-то мобайл".
По Буэнос-Айресу вы можете найти кучу путеводителей и советов в Итернете, поэтому не буду дублировать информацию.
02.01 День Второй. Перелет в Пуэрто Игуасу (аргентинский город рядом с водопадами Игуасу).
Вот тут остановлюсь чуть подробнее
Внутренние перелеты
Раньше в Аргентине была тема, что есть билеты для резидентов Аргентины и есть для иностранцев. Для первых спонсирует часть стоимости государство, поэтому они дешевле. Но сейчас эту тему прикрыли, поэтому вы можете купить любой тариф местных авиалиний (но смотрите наличие багажа).
Мы летели местным лоукостером Andes Airlines
Информации по этой авиакомпании в Интернете вообще почти нет, хотя ее ищет даже скайсканнер. Но скайсканнер продает места без багажа, а вот как докупить онлайн багаж, я, если честно, не знаю. Поэтому мы покупали все онлайн. Сайт на испанском, но Гугл.Хром переводит страницы на русский, если что-то непонятно. Там довольно несложная система ориентации в ценах и багаже. В базовом тарифе, вроде, только 5 кг ручной клади. Когда при покупке появятся тарифы с чемоданчиком, то это добавляется 15 кг (!) багажа.
Теперь о самом Andes Airlines. В основном у них старые самолеты типа Дуглас. Но на маршрутах Буэнос-Игуасу и Буэнос-Барилоче у нас были Боинги-737. В остальных направлениях, не знаю. На борту выдают небольшой сухой паек и питье.
Самой большой недостаток Andes Airlines - это обслуживание в аэропорту Буэноса. Когда мы приехали на рейс за 1,5 часа, то увидели примерно такую очередь на регистрацию:
На просьбу зарегистрировать нас без очереди, сотрудники авиакомпании говорят "не волнуйтесь, будет ваш рейс, мы объявим". Короче, ты стоишь в общей очереди и мониторишь, когда они объявят вторую очередь на твой рейс. Вроде, система понятная, но волнуешься дико. В обратном направлении ситуации намного лучше. На последнем перелете мы попали на забастовку сотрудников, но задержка была 5 часов - не страшно)))
Вернемся к Игуасу.
Мы жили в Hostería La Cabaña . Дешевый отельчик бунгального типа. Со всеми вытекающими. Отвратный завтрак, крайне посредственные номера. Но, в целом, норм. С учетом того, что это одно из самых дешевых жилищ в этом городе. Расположено оно терпимо, хотя и с противоположной стороны города от водопадов. Но город там небольшой, так что нестрашно.
Из аэропорта добирались на такси, так как оно стоило 500 песо, а место в микроавтобусе - 150 с человека. Никаких других вариантов добраться мы не нашли.
До водопадов Игуасу (Катаратас на испанском) можно добраться или на общественном автобусе (по-моему, 80 песо с человека) или на такси (400 песо в одну сторону, или можно попробовать договориться за 700 туда-обратно).
Водопады Игуасу
Одно из лучших мест в Аргентине! Просто обязательны для посещения!!! Вход, по-моему, стоит 500 песо. После входа можно будет купить прогулку на лодке к водопадам (если остались места!!). Стоит, по-моему, 1.200 песо. Но оно, однозначно, того стоит!!! Вас везут через джунгли полчаса, а потом на лодке прямо под водопады. Говорят, на бразилской стороне лодочки еще лучше организованы, но мы на бразильской не были. И вообще, по ощущениям, Аргентинская сторона намного круче бразильской! Аргентинцы очень круто сделали мостики прямо к Глотке Дьявола. Только там ощущаешь всю нереальную мощь. Игуасу мне понравились намного больше Ниагары.
Из недостатков Игуасу - это эко-поезд от входа к водопадам. Первую часть можно (и нужно!) сократить пешком (10-15 минут) - направо перед поездом. Оттуда начинаются нижние треки. Но ваша задача взять талончик на поезд от этой остановки до глотки дьявола. Ждать придется час минимум. Пешком - далеко и в гору. После осмотра глотки дьявола - возвращаетесь на поезде к средней остановке и идете вначале на верхний трек (он не особо интересный), а потом на нижний! Он просто отличный!!! Потом там же можно сесть на автобус к лодкам. На просмотр Игуасу закладывайте целый день. Без вариантов.
Еще прикольно - на средней остановке и где нижний и верхний трек тусуется куча носушек (енотообразных) и несколько обезьян.
Также у нас была забронирована ночная экскурсия на Игуасу. Luna Lena
Проводится только в полнолуние (5 дней в месяц). Стоит 850 песо без ужина, 1200 с ужином. Они мне писали, что турагентства в городе предлагают эту экскурсию с трансфером, но цену не знаю, так как бронировал по email напрямую. Советую Луна Лену брать до дневного посещения водопадов. Экскурсия совсем необязательная. Но если денег не жалко, то прикольный экспириенс.
БОНУС для тех, кто дочитал!!!
Телефон (лучше вотсап) просто замечательного парня, который нас возил к водопадам, обратно, по городу, в рестики и в аэропорт ДЕШЕВЛЕ (пусть немного, но, во-первых, дешевле, во-вторых, надежно, в-третьих, без таксистского разводилово!).
Зовут Густаво. Тел: +5493757617710
Наверное, он может и в аэропорту встретить, но цена, думаю, будет такая же, как у таксистов.
Можете ссылаться на 4-х русских туристов, которые на него очень положительно отзывались.
Потом мы вернулись в Буэнос, оттуда на следующий день улетели в Барилоче.
Аренда авто
Вообще, аренда машины в Барилоче стоит дешевле, чем в Эль Калафате. Плюс, есть машины на автоматах. Плюс, хотели посмотреть Озерный край.
Но при этом аргентина - жутко дорогое место для аренды автомобилей. К тому же, почти везде страховка включает ОГРОМНУЮ франшизу, которую можно лишь снизить за доп. плату. В Sixt можно за большие деньги ее убрать. Но, в любом случае, это недешево.
Если вы решили поехать по нашему маршруту, то вам придется брать немаленькую машину, так как на нашем маршруте много щебенчатой дороги, где высокий клиренс в машине просто обязателен. Сэкономить можно, если вы водите механику! Отдельно нужно упомянуть про разрешение на пересечение границы с Чили и обратно. Оно представляет собой просто бумажку, распечатанную на принтере, но факт остается фактом. В нашей конторе оно стоило 1.500 песо за каждое пересечение туда-обратно, но мы договорились, что нам в эти 1.500 песо разрешат пересекать границу столько раз, сколько мы захотим.
В итоге, самый дешевый 4-х дверный вариант на автомате на 11 дней нам стоил 80.000 руб с уменьшенной франшизой, возможностью пересекать границу с Чили, неограниченным километражом. Прокатная контора Localiza. Это крупная в Южной Америке контора, они выкупили бизнес Hertz. При этом я видел логотипы Hertz на других стойках в аэропорту и в городе.
Шевроле Соник, пробег 40.000 км.
Скажу честно, в этом авто, по моему мнению, минимально нужный клиренс (дородный просвет). Забегая вперед, если есть возможность, советую брать кросовер или пикап! Пикап, вообще, - самая популярная машина в патагонии. Если вы возьмете пикап или хотя бы кросовер, то передвижение по грунтовкам и гравийкам будет СУЩЕСТВЕННО проще (а это, надо сказать, огромная часть пути!).
Наш автомобильный маршрут (на фото - без учета дороги обратно):
Расстояние: 5.500 км.
Наверняка, он не идеальный. Но, побывав там, я его оцениваю, как очень хороший со своими недостатками, о которых буду писать ниже.
Кроме того, если у вас есть дополнительный 1-2 дня, то я бы советовал пересечь границу чуть севернее Барилоче и посмотреть озерный край Чили и проехать по Rute 7 побольше. Но, к сожалению, по времени у нас совсем не получалось.
День 5. Аэропорт Барилоче - отель у границы с Чили в районе Эскель/Esquel и Тревелин/Trevelin
Время в пути - часа 4-5. По дороге красивые виды озерного края. Дорога до Тревелина асфальтовая почти везде. После Тревелина - начинается гравийка! Но это прелюдия к основному жесткому дорожному пореву впереди.
Останавливались мы в эко-отеле Motorhome eco-parking Viñas Nant y Fall
Прикольный отельчик, но дорога к нему жестковатая. С едой там не фонтан, но обстановочка отличная.
День 6. С утра (9 утра) пересекаем границу с Чили и едем-едем-едем до города Coihaique (7-8 вечера)
Километрах в 20-30 от отеля по ровной гравийке находится граница. Выглядит она так, работает с 7 или 8 утра.
Сразу скажу про дороги в Аргентине и Чили
Если дорога асфальтированная, то она будет идеальной или близкой к идеальной. Если она гравийная, то она будет ровная, но очень часто и неожиданно с глубокой колеёй. Для обычного седана это крайне неприятно, так как ожидание звука камней, царапающих днище, или сам этот звук очень изматывают морально - все время в напряжении.
Если дорога грунтовая, то тут возможны всякие неприятные сюрпризы. Но в целом, кроме одного перевала, дороги достаточно ровные и проходимые даже на обычной легковой машине.
Если же вы едете на кросовере или пикапе, то считайте, что дороги в Патагонии везде отличные)
Граница в Чили оборудована отлично. Пропускной пункт, асфальт и т.д.
Много вопросов, что провозить нельзя в Чили из продуктов. Нарисовано на всех границах, что нельзя провозить мясные продукты и фрукты (возможно, еще орехи, но на счет орехов точно не помню).
Но в этом месте на границе нет рентгена, поэтому наши вещи подвергли досмотру, открыли абсолютно все чемоданы и рюкзаки, но глубоко не копались, где запаска не залезали. Поэтому при желании, можете спрятать под низ нарезку и бутеры (или в маленькие карманы) и в них никто не полезет.
После границы идет несколько километров асфальт и снова начинается гравийка до самой Ruta 7. При этом дорога оооочень живописная - зеленые горы, ручьи с талой водой, озера небольшие, водопадики и т.д. Приложу несколько фото, но сразу скажу, что мы почти не останавливались, так как по плану надо было проехать очень большой путь по дороге, которая нам представлялась жесткой грунтовкой) Просто поверьте, что дорога от границы в Чили до границы с Аргентиной - реально одна из самых красивых! А в моей жизни она стала самой красивой!
Почему-то самые красивые фото не прошли по объему, а заморачиваться и уменьшать их не охота.
До Ruta 7 идет гравийка и грунтовка, потом просто идеальный асфальт, а потом опять долгое время грунтовка. Не переживайте, грунтовка вперемешку с камнями, так что даже в дождь вы нормально проедете. Ее продолжают строить, но медленными темпами.
В одном месте (как раз, перед парком с "нависающим ледником") дорогу строили, поэтому организован вот такой бесплатный паром.
Сам парк с нависающим ледником мы не смотрели, так как была плохая погода, идти в долгий трек не хотели, а издалека ничего бы не увидели. Плюс, не хотели терять время, да и красивых мест и ледников впереди у нас еще было много.
Самое жесткое место - это перевал после серпантина (его видно на карте как извилистую змею). Там в некоторых местах вообще тоскливая дорога (но, слава богу, не очень долго).
Ночевали мы в Coihaique. Ссылку на дом давать не буду, так как в этом месте полно мест размещения. Вообще, в идеале, километров бы на 100 севернее (сократив дорогу и делая остановки в гораздо большем количестве мест) было бы разместиться, но там вообще нет никаких отелей в нужной нам ценовой категории на Booking.com.
День 7. Поздний подъем, неторопливый завтра, очень красивая и относительно недолгая дорога до Bahia Murta (Пуэрто Рио Транкуило / Puerto Rio Tranquilo)
На этот день запланирован 4-часовой переезд по Ruta 7 до Мраморных пещер. Лодочки к ним отправляются из поселка Пуэрто Рио Транкуило / Puerto Rio Tranquilo, но там на букинге только пара-тройка мини-отельчиков, которые были заняты. Думали, как Винский жить в городке Пуэрто Гуадаль - он самый большой в этом регионе. Но посмотрел через Гугл.Карты "стрит вьюв" и понял, что вначале придется проехать час туда, потом час обратно... Решили поселиться в поселке Bahia Murta, не доезжая полчаса до Рио Транкуило. Сразу скажу, что в Бахиа Мурта вообще нет ни одного кафе, да и магазина нет, где можно было бы оплатить картой, а наличные мы не планировали менять (да и негде). В итоге пришлось ехать на ужин в Рио Тракуило, что не так уж и близко - полчаса по петляющей гравийке "быстрым ходом".
Дорога до Бахия Мурта тоже очень красивая! Почти везде гравийка, переходящая в грунтовку))
День 8. Мраморные пещеры. "Самая красивая дорога в мире" (по версии Винского, но не нас). Очень красивая дорога вокруг озера Хенераль Каррера. Чили-Чико.
От пристани Пуэрто Рио Транкуило отходят лодки к Мраморным пещерам. Экскурсия длится около полутора часов. Если будет возможность, езжайте туда, когда светит солнце. Тогда они будут еще очень красиво бликовать и переливаться. Стоимость я не помню, обычно они ждут пока будет 6 человек в лодке, но мы договорились, что нас четверых отвезут отдельно. Не уверен, но, по-моему, стоимость 20 долл с человека. Но за это ручаться не буду.
Далее мы поехали по дороге, которую Винский описывал как самую красивую в мире. Вообще советую оба его топика почитать.
Сразу скажу, дорога красивая, но не красивее, чем Ruta 7. Да, нависающий тающий ледник с кучей мелких водопадиков, которые не долетают до земли, - это очень красиво, но дорога, особенно ближе к леднику Exploradores становится совсем тяжелой для легкового автомобиля.
В середине этой дороги есть национальный парк, куда билет стоит в районе 6 долларов, но только в местной валюте и карты не принимают, и доллары тоже. Нас в итоге пустили бесплатно, но на обратном пути мы отдали 20 долларов.
В общем, если время у вас есть (а это часа 4 совокупно), то можете по дороге этой съездить. Или хотя бы час туда, полчаса оттуда (не доезжая до ледника, а только доехав до тающего свисающего ледника прямо по курсу).
После возвращение в Рио Транкуило путь наш лежал до юго-запада озера по Ruta 7, ну а дальше свернули и поехали вдоль южной части озера. Там было тоже очень красиво. Несколько крутых перевалов без отбойников)
Дорога от Рио Транкило до Чили Чико заняла не менее 4 часов. Думаю, даже часов 5. Это важно!
Ночевали мы в отличном отельчике Costanera Apart прямо на пристани очень милого городка Chile Chico (Чилийский мальчик). Вообще, этот мини-городок - одна из самых приятных неожиданностей. Вроде ничего особенного, но просто классно там на пристани.
С утра встали и поехали на границу с Аргентиной, но, это я напишу уже в следующих сообщениях...