После небольшого подъёма ущелье расширяется, и мы въезжаем в Джумгарскую долину. Впереди виден снежный хребет Молдо-Тоо.
Спускаемся в Джумгальскую долину к месту слияния рек Кокомерен и Джумгал.
Джумгальская долина по размерам не уступает Сусамырской, однако она намного суше, а потому растительный мир её бедней. Склоны гор, окружающие котловину, в разгар лета почти бесснежны. Реке Джумгал приходится рассчитывать в основном на грунтовое питание.
Подъезжаем к мосту через Кокомерен, перед мостом указатель: направо – Мин-Куш, налево Чаек, переезжаем мост и поворачиваем налево на Чаек.
Сразу за мостом начинается деревня Арал. В деревне и дальше идёт глобальное строительство новой широкой автомагистрали. Асфальта нет, но гравийное покрытие идеальное, ни одной ямки. Ура! Наконец-то можно расслабиться.
Переезжаем мост через реку Джумгал. Вдалеке видны горы хребта Джумгал-Тоо.
Мчимся по новой трассе.
Но наше счастье длилось недолго, через 15 км мы въехали в крупный районный центр Чаек. Здесь ремонт и закончился, а дальше началась старая дорога: жуткий разбитый асфальт с огромными ямами, присыпанными сверху острыми камнями. Скорость упала до 20-30 км/час. Такое «асфальтовое» покрытие оказалось хуже, чем грунтовая дорога в ущелье Кокомерена.
Выехав из села Чаек, свернули в тополиную лесополосу, чтобы немного отдохнуть, размять ноги, перекусить дыней и заодно полюбоваться красивыми пейзажами.
Хребет Молдо-Тоо.
За отдыхом решаем, что делать дальше: ехать на Сон-Куль или двигаться прямиком до Иссык-Куля. Все, кроме меня были против Сон-Куля и ночёвки в палатке или юрте (других удобств на высокогорном озере нет). Всем хотелось быстрее увидеть Иссык-Куль, снять приличный номер в гостинице, принять душ и понежиться на песочке у берега озера. К тому же инцидент с камнем в Кокомеренском ущелье их изрядно напугал, а на пути к Сон-Кулю дорога будет во много раз хуже. Так что я остался в гордом одиночестве с мечтами о высокогорном озере Сон-Куль. Ну что же, пусть будет Иссык-Куль. К тому же мы уже давно решили, что обязательно вернёмся в Кыргызстан ещё раз и тогда наверняка доберёмся до озера Сон-Куль.
Едем дальше, проезжаем село Кайырма. Затем въезжаем в деревню Башкуганды, где доезжаем до перекрёстка (как ориентир слева будет мечеть). На этом перекрёстке, если повернуть направо начинается дорога на высокогорный перевал Кара-Кече и дальше на озеро Сон-Куль, но мы проезжаем перекрёсток прямо в сторону перевала Кызарт и озера Иссык-Куль.
Продолжаем ехать по широкой Джумгальской долине. Вдоль дороги то и дело попадаются целые города-кладбища.
Кладбищ больше чем населённых пунктов, плотность их просто зашкаливает, такого количества мазаров мы нигде раньше не встречали.
Часто встречаются древние, полуразрушенные мазары.
Там за хребтом находится озеро Сон-Куль. Между прочим, видно, что над хребтом нависли свинцовые тучи. Может мы правильно сделали, что не поехали туда.
Ещё один древний мазар.
Разрушенная крепость времён Кокандского ханства стоит прямо у обочины дороги и никому нет дела до неё.
Джумгальская долина поражает, прежде всего, огромным количеством исторических памятников. Тем не менее, за всё время езды по долине, мы встретили только одного туриста на мотоцикле. А ведь можно при правильной рекламе и организации раскрутить эти места, и сделать их суперпопулярными, ведь все природные и исторические основания для этого имеются. А пока что тут только изредка появляются такие же туристы-авантюристы, как и мы.
Проезжаем прямо, мимо отворота на Джаны-Арык. Затем проезжаем через деревню Кызарт (Джумгал), по рассказам других здесь есть гостевые дома, где можно переночевать и с утра договориться об однодневной конной экскурсии на Сон-Куль.
Далее начинается совсем несложный подъём на перевал Кызарт (2664 м). Вокруг всё зелёное, пасутся стада, появились небольшие снежники.
На перевале Кызарт (2664 м), вдоль дороги стоят вагончики, из которых нам на встречу выбежали хозяева, неся на подносах жареную рыбу. На часах уже час дня, решаем здесь остановиться и пообедать.
Обстановка в вагончике спартанская – стол и скамейки. Жареная рыба – это пелядь из озера Сон-Куль. Цену сейчас уже не вспомню, но совсем дёшево, заказали себе по рыбке каждый. Вкуснятина, пальчики оближешь.
Интересный факт: до 1959 года озеро Сон-Куль было безрыбным, но усилиями ихтиологов в 60-70-е годы в озере адаптировали пелядь и сига. Они так хорошо прижились и начали размножаться, что в 1975 году на озере впервые был разрешён промысловый отлов пеляди. С тех пор Сон-Куль славится не только своей первозданной красотой, но и отменной рыбой.
Отведав пеляди, мы как будто «побывали» на озере Сон-Куль
От Чаек до перевала Кызарт – 70 км отвратительного асфальта вперемежку с зубодробительным грейдером. Пока поднялись на перевал, думали, что у нас машина развалится на мелкие кусочки. Но всё нормально оказалось, только громкий «сверчок» завёлся где-то под панелью. Пока скакали по камням, его было не слышно в общем шуме, а вот когда уже выехали на асфальт он начал действовать нам на нервы. Сколько не искали «сверчка», не смогли найти эту заразу.
В общей сложности, сегодня мы проехали 110 км по грунтовке и 70 км по разбитому асфальту вперемежку с гравийкой. По нашему автомобилю Toyota Highlander можно сказать следующее: японцы сделали добротный и надёжный аппарат, главное не быть чересчур самоуверенным и не лезть на камни, не измерив их линейкой
На перевале Кызарт (2664 м).
Вид с перевала на спуск в сторону Иссык-Куля.
Спускаемся с перевала по долине реки Кызарт. Первые нескольк окилометров идёт гравийная дорога, затем наконец-то начинается нормальный асфальт.
Проезжаем мимо деревень Ак-Учук, Чолпон. Затем проезжаем деревню Кок-Джар, переезжаем по мосту реку Чу и выезжаем на перекрёсток с трассой Бишкек – Нарын. Для того, чтобы попасть на объездную дорогу вокруг города Кочкор, нужно повернуть направо на Нарын и затем сразу налево на объездную дорогу.
Далее едем по асфальтированной дороге отличного качества. Общий вид объездной дороги вокруг Кочкора.
Трасса проходит по красивой долине реки Чу. Подъезжаем к развилке: налево – Бишкек, прямо – Балыкчи. На развилке дежурят гаишники, но нас не трогают. Едем прямо.
После перекрёстка дорога снова ухудшилась, появились небольшие ямки, но для нас это уже сущие мелочи. Через пару километров выезжаем на берег Ортотокойского водохранилища. Едем вдоль водохранилища около 8 км и затем поднимаемся на небольшой перевальчик.
Местность вокруг пустынная, ни одного дерева или кустика, лишь красные скалы причудливой формы. И главное – ни одной машины! Если бы не навигатор, говорящий, что мы на правильном пути, можно было засомневаться.
Затем подъезжаем к перекрёстку (как ориентир: на перекрёстке скульптура с оленями): главная дорога прямо – на Балыкчи. Мы же поворачиваем направо на второстепенную дорогу.
Асфальт старый, ещё советских времён, во многих местах ему на смену уже пришла трава. Тем не менее, эта дорога самая короткая к Иссык-Кулю.
Вот уже и Иссык-Куль показался. Упираемся в Т-образный перекрёсток. Указателей нет, но мы поворачиваем направо.
Погода между тем совсем испортилась, небо заволокло тучами, заморосил мелкий дождик. Иссык-Куль хмурый и ветреный. Как-то не было такого чувства, чтобы увидели озеро первый раз и сказали: - Вау! Уныло как-то стало на душе: - Куда мы приехали? Может ну его в баню Иссык-Куль, развернёмся и поедем обратно в жаркий Ош? Но нет, надо завершить всё что запланировали.
Едем дальше по трассе вдоль берега Иссык-Куля. С правой стороны виднеются причудливой формы горы красного цвета. Проезжаем деревни Оттук, Кара-Талаа, Щор-Булак. Далее дорога уходит от берега озера. Проезжаем прямо через деревни Бар-Булак, Кара-Коо, Кызыл-Туу.
В Кызыл-Туу проезжаем мимо левого отворота на грунтовую дорогу, ведущую к солёному озеру Туз-Куль. Озеро является местной достопримечательностью. Солёность воды достигает 132 г/л. За счёт высокой плотности воды в нём невозможно утонуть. Состав воды в озере сравнивают с составом воды в знаменитом Мёртвом море в Израиле. Высокая концентрация соли помогает вылечить многие болезни. Вдоль берега образовались иловые грязи, которые издавна используются для терапевтических и косметических целей. Озеро в частном владении. Купание платное. После купания в солёном озере, можно спуститься на берег Иссык-Куля и ополоснуться. Перед шлагбаумом имеются юрты, где можно переночевать и пообедать. Чтобы добраться до озера, придётся преодолеть 12 км разбитой грунтовой дороги.
Мы же едем дальше по трассе, оставляя эту достопримечательность до будущих времён. Преодолеваем пологий перевальчик, затем проезжаем сёла Ак-Сай, Эшперово, Тёрт-Куль. Переезжаем по мосту реку Тонг, и въезжаем в районный центр Боконбаево. Проезжаем его по краю, далее проезжаем село Тонг, после которого дорога выходит к самому берегу Иссык-Куля.
С правой стороны проезжаем отворот на священное место Манжылы-Ата, где расположены древний мазар, мечеть и родники, считающиеся священными у мусульман. Ориентиром служит указатель на дороге «Манжылы».
Но мы туда не едем, оставляем эту достопримечательность тоже на потом.
Затем подъезжаем к перекрёстку с указателем: Каджи-Сай - направо. Игнорируем этот перекрёсток и проезжаем ещё сто метров до неприметного правого сворота на грунтовую дорожку – это улица Гаражная, где расположены все гостевые дома, туда-то нам и нужно.
Естественно, что мы заранее с помощью интернета определили предполагаемое место ночёвки. Гостевых домов много, поэтому заранее выбирать что-то конкретное на стали, оставив возможность поиска на месте.
Проезжая по улице Гаражная, нам больше всего приглянулись добротные ворота и выглядывающие из-за забора красивые здания гостиницы «Аль-Хаят».
Координаты арт-отеля «Аль-Хаят»: 42.162899, 77.168014 (на картах google.ru/maps местоположение отеля указано неверно).
Ворота открыл высокий импозантный мужчина в возрасте с седой щетиной, но в бейсболке и в куртке больше подходящей для молодёжи. Тенистый внутренний двор оказался весь засажен цветами и деревьями, вокруг расположились беседки, топчаны, кресла-качалки, на деревьях щебетали какие-то птицы. Это место нам сразу напомнило декорации к восточным сказкам 1000 и одной ночи. Уходить отсюда не хотелось. Поэтому, когда мужчина сказал, что они обычно на одну ночь не пускают постояльцев, мы сразу же оговорились, что останемся на две ночи, а может и больше. Нас не расстроил тот факт, что после 11 вечера нужно соблюдать тишину и что ворота закрываются на ключ. Нас даже не отпугнуло то, что озвученная цена за проживание оказалась самая высокая за всё время путешествия: 1800 сом с человека без питания. Уж очень нам понравился этот райский оазис зелени, среди бескрайних просторов песка и камней.
Итак, мы сняли два двухместных номера со всеми удобствами по 3600 сом каждый на втором этаже гостиницы. С карточки оплатить нельзя, а наличные сомы у нас закончились, поэтому поехали в село Каджи-Сай, расположенное в трёх километрах от отеля в сторону гор. Но банк оказался закрытым, и мы договорились, что завтра поедем в районный центр Боконбаево, снимем деньги и оплатим номера.
Питание готовят по предварительным заявкам, поэтому мы сразу договорились, что будем завтракать и ужинать у них. Завтрак – 300 сом, ужин – 400 сом с человека.
Хозяина, открывшего нам ворота, звали Дамир. Управляться с гостиничным бизнесом ему помогают: супруга Татьяна и их сын Тимур. Для приготовления еды они нанимают поваров.
Заниматься бизнесом хозяева начали давно, сначала у них был маленький гостиничный домик, куда к ним приезжали в основном друзья и знакомые, потом потихоньку они начали разрастаться, благоустраивать территорию, строить новые гостиничные здания, в результате их отель стал лучшим в Каджи-Сае и приобрёл популярность далеко за пределами Кыргызстана. Попробуйте набрать в поисковике: «Аль-Хаят Иссык-Куль» и у вас вывалится список из 100000 ответов.
Дамир и Татьяна раньше работали на Киргизской киностудии, поэтому их двор уставлен старинными экспонатами и предметами используемые при киносъёмках. Сейчас они занимаются искусством для души. У них даже есть картинная галерея в Бишкеке, а летом они вывешивают свои картины и картины постояльцев в одном из залов отеля, оборудованного под галерею. Каждый год здесь проходят слёты художников из разных стран. Благодаря отелю «Аль-Хаят» другие соседние дома тоже начали принимать приезжих художников. Поэтому в разгар лета улица Гаражная очень сильно похожа на Старый Арбат в Москве. Здесь никого не удивишь, идущим по улице человеком с мольбертом.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на интерьер, он сделан в восточных тонах, мебель и предметы быта сплошь из Сирии, Ирана и Йемена – кованые столы и стулья, посуда, фонтаны, кресла-качалки и многое другое. Всё вместе взятое, в купе с цветущими ирисами и абрикосовыми деревьями создаёт иллюзию попадания в арабский караван-сарай.
После знакомства Дамир с Татьяной провели для нас экскурсию по территории арт-отеля. Разместиться в «Аль-Хаяте» можно в двухместных номерах (как наш) или трёхместных и VIP-номерах. Двухместные номера, располагаются в главном двухэтажном корпусе. Остальные – в напротив стоящем здании. Есть здесь и гостевой домик, в котором может поместиться одна большая семья или компания. В каждом номере туалет, душ, спутниковое телевидение, мебель и бесплатный wi-fi. Можно подняться на веранду, где стоят кресла-качалки, а можно отдохнуть на топчанах, расположенных за садом. Большая столовая расположена в соседнем дворе. К обеду и ужину вас позовёт громкий звон настоящей рынды.
Фотографирование всех чудес этого отеля мы оставили на потом, а пока что быстро заселились в номер и пошли гулять к берегу Иссык-Кулю – голубой жемчужине Средней Азии.
Городской пляж расположен сразу за главной дорогой, идущей вдоль Иссык-Куля.
Голубая жемчужина встретила нас неприветливо и хмуро.
Иссык-Куль в переводе с киргизского языка означает «горячее озеро», поскольку озеро из-за своей солёности зимой не замерзает. Не знаю, может оно зимой и горячее, но 10 июня было явно даже не тёплое. К тому же дует пронизывающий холодный ветер. Пришлось одеть на себя все одёжки какие были.
К сведению, на улице было +11 градусов.
На широком песчаном пляже мы были в гордом одиночестве.
Городской пляж чистейший.
А ведь многие пишут на форумах, что все пляжи на озере загажены. Может ещё был не сезон, но ничего подобного мы не увидели в тех местах где были: пляжи чистейшие, а вода в озере прозрачная на многие метры.
На противоположном берегу виден в облаках хребет Кюнгёй-Ала-Тоо.
Немного побродив по берегу, и замерзшие как цуцики, мы отправились к себе в отель отогреваться горячим чаем и тёплой постелью.
В Каджи-Сай мы заехали в 16 часов дня, на спидометре 5298 км. Итого за 8 часов мы проехали 364 км, из которых 115 км грунтовой дороги и 70 км ужасного подобия асфальта.
Вот таким насыщенным на события и непредсказуемым выдался наш чёртоводюжинский тринадцатый день путешествия.