Да, опять Норвегия. Да, в третий раз. Для меня это решение о способе проведения отпуска было очевидным даже после прошлогоднего дождливого лета, не позволившего осуществить многие запланированные походы. Осталось только выбрать регион. После моих предыдущих двух поездок получалось, что меньше всего времени (всего полтора дня, и то в дождливую погоду!) я провел на Лофотенах. А в прошлом году как раз многие форумчане посетили эти острова и поделились полезной информацией в своих отчетах, которую можно было использовать для формирования своего маршрута. К тому же Игорь NordFace, составивший мне компанию в нескольких походах в прошлом году, как раз собирал новую команду именно на штурм островов. В общем, все шло к тому, что в этом году я доберусь, наконец, до региона Лофотены + Сенья + Линген. Но жена, узнав о моих планах, сообщила, что в этом году хотела бы тоже куда-нибудь съездить. Поэтому едем мы всей семьей, наиболее молодым представителем которой является моя дочь двух с половиной лет. Из-за этого планы поездки пришлось радикально пересмотреть.
Во-первых, едем самостоятельно, на своей машине и без попутчиков – при наличии ребенка и они будут нам мешать, и мы им. Во-вторых, из-за необходимости частого посещения магазинов (нужно же покупать свежие овощи, мясо и молочку для ребенка) пришлось отказаться от северной части страны: поселений там меньше, значит - меньше и магазинов, к тому же они могут не работать по выходным. В южной части с этим проблем нет – магазины максимум в 30 км друг от друга и они приучились работать в субботу и воскресенье. В-третьих, в маршрут надо включить какие-то объекты и мероприятия, интересные не только мне, но и дочке (а она у меня неравнодушна к технике – тракторам, электричкам и старым американским машинам )).
Из-за всего этого я решил просто повторить свой прошлогодний маршрут по самому живописному (по моему мнению) и хорошо изученному южному региону страны – фюльке Møre og Romsdal и Sogn og Fjordane. Все нормальные люди летом едут на юг, к морю – вот и мы поедем. Дополнительным бонусом была продолжительность поездки – на север я собирался на 2 недели, а на юг после длительных переговоров и переносов дат мы съездили почти на месяц!
Этого времени едва хватило для осуществления большей части моих планов – темп наших сборов и передвижений оказался очень неспешным, редко когда удавалось стартовать с места ночлега раньше 11 часов, а на стоянку приходилось останавливаться уже в 19-20 часов, чтобы успеть угомонить, накормить, переодеть и усыпить ребенка. В кратких перерывах между выгуливанием дочки на норвежских playground`ах мне удавалось сбежать в горы, на свою игровую площадку ) Конечно, жена с дочкой компанию мне в походах не составляли, поэтому почти везде ходил один, а они катались по округе в поисках овечек, коровок, лошадок и прочих животных, от которых дочь была просто в восторге и которых в России так просто около дороги не встретишь.
Организационные моменты
Несмотря на то, что путешествовали мы теперь втроем, я старался не отступать от «традиций» предыдущих двух поездок – спим в машине, еду покупаем в магазинах и готовим сами.
С первым был полный порядок – наш Хитрила (Nissan X-trail) позволял комфортно спать внутри, подготовка машины включала в себя лишь установку ветровиков (чтобы приоткрывать окна на ночь и не давать при этом дождю попадать в салон), да еще из-за ужасающего количества вещей на крышу машины был торжественно водружен 450-литровый багажный бокс, почти треть которого сразу же заняла коляска ) Без него в машине спать бы никак не получилось – пришлось бы ночевать в палатке и сушить ее после дождей, которые шли почти каждую ночь. Палатку я, кстати, брал с собой в этот раз, но не для проживания в ней, а для развлечения ребенка и размещения в ней вещей на ночь когда было совсем лень распихивать все это по машине и багажному боксу (хорошо, что ее не планировалось использовать по назначению – норвежских дождей она не выдерживала и протекала).
А вот со вторым пунктом вышел тот же прокол, что и в предыдущих двух поездках. Мы опять взяли слишком много еды из России! Я все никак не могу привыкнуть, что продукты там стоят не намного дороже, чем в Питере, а некоторые и дешевле. И перед очередной поездкой отчеты недавно вернувшихся и пишущих о дороговизне вновь порождают сомнения – вдруг там все и правда подорожало?
В магазинах мы проводили очень много времени (чуть ли не каждый день заезжали) и обычно это были магазины сети Kiwi, пару раз заходили в Coop. Рацион предыдущих поездок пришлось сменить из-за наличия ребенка. Вместо консервов Trondhjems часто покупали курицу-гриль (34 кроны) и картофельный салат (тут главное не брать самый дешевый First Price за 10 крон 800 грамм, лучше Delikat 500 грамм за 17). Остальные цены, которые помню - помидоры за 20-30 крон, нектарины за 19-25, сок яблочный от 10 крон за 1.5 литра (был и 2 литра 11 крон, но с неудобной упаковкой без крышки), хлеб от 6 крон (это в Kiwi, средняя цена 25), шоколадная паста 400 грамм – 9 крон, ветчина нарезка 200 грамм – 11-15 крон, сыр того же веса – 20 крон, мороженое 3 кг 20 крон и так далее. При этом даже недорогие продукты отличного качества и местные их часто разбирают очень быстро, оставляя пустые полки с ценниками (особенно хлеба в Kiwi касается). Пишу эти цифры в первую очередь для себя, чтобы перед следующим вояжем прочитать )
По итогам предыдущей поездки я немного дополнил свое снаряжение. Приобрел треккинговые палки чтобы разгрузить колени и во все походы брал их с собой. В итоге с коленями никаких проблем не было, хотя нагрузки им доставались солидные. Правда, перед поездкой я еще курс подготовки суставов у спортивного врача прошел…
Еще на замену не оправдавшим надежд ботинкам Outventure приобрел ботинки Asolo с вибрамовской подошвой, которыми остался очень доволен – сухих троп было мало, часто я шел вообще без тропы по каким-то болотам в воде под край шнуровки, но они не протекли ни разу и спокойно переносили сушку внешней поверхности под капотом машины. Никаких следов пройденных десятков километров по камням, снежникам и топям на них в итоге не осталось.
Еще одна крайне полезная вещь для походов по норвежским тропам – гамаши (фонарики) из плотной непромокаемой ткани, закрывающие ноги от ботинка до колена. Это спасает от грязи с тропы и от воды с высокой травы. Использовал их почти во всех походах.
Кроме этого для пеших походов по Норвегии необходима непромокаемая одежда или дождевик. Хотя я его в этот раз так ни разу и не достал – сильные дожди шли или по ночам, или во время переездов, но не во время походов. Изредка что-то моросило, но воспринималось скорее как освежающий душ ) Правда, пару дней пришлось из-за низких облаков целиком посвятить семейным ценностям, но при такой длительности поездки это не страшно.
Поскольку планировалось часто созваниваться с женой, еще раз перед поездкой посмотрел тарифы российских операторов. В предыдущих поездках я использовал Tele2 и остался не сильно доволен – алгоритм звонков хитрый (с обратным дозвоном), деньги списываются явно в большем объеме, нежели обещают тарифы. Поэтому в этот раз основным оператором был Мегафон, очень вовремя снизивший цены на роуминг. Он проявил себя с лучшей стороны – привычный алгоритм звонков, автоматическая регистрация в сети (не нужно никаких цифр к PIN-коду дополнительно набирать), деньги списывают по обещанным тарифам. С местной Лебарой решил не заморачиваться.
Теперь можно приступить и к описанию поездки, которая продолжалась с 13 июля по 11 августа и растянулась от дома до дома на 5000 километров. Хоть некоторые дни у нас были совсем небогаты событиями (это компенсировалось другими сверхнасыщенными днями )), я буду рассказывать о поездке в привычном мне хронологическом порядке.
День первый, 13.07
Выезжать из города именно в пятницу, тринадцатого пришлось потому, что на следующий день с утра уже хотелось быть в славном финском городе Pieksämäki. Сам город из себя ничего особенного не представляет, но именно там должна была пройти очередная встреча любителей американских автомобилей, которые моя дочка после поездок на предыдущие встречи в Иматре и Миккели просто обожает. Конечно же, я не мог отказать дочке в удовольствии лицезреть сотни машин и грузовиков, некоторым из которых идет уже седьмой десяток, но они, тем не менее, поддерживаются своими финскими владельцами в идеальном состоянии и используются по назначению, а не представляют собой музейный экспонат. Чтобы иметь завтра побольше времени на все это великолепие, сегодня надо подобраться как можно ближе к вышеупомянутому городу. Границы прошли без затруднений (все шоперы уже возвращались обратно), не спеша поехали по 62 дороге в направлении Mikkeli. Эта дорога мне очень понравилась во время предыдущего визита в Финляндию – она проходит по местности с заметным рельефом, вокруг много холмов, живописных озер с островками, прямо по которым и проложена эта дорога на самом интересном ее участке (прямо как знаменитая Атлантическая дорога в Норвегии, даже номера близки – у той номер 64 )) На этой дороге есть несколько оборудованных мест для отдыха со столиками, что для второстепенных финских дорог не характерно. А мы остановились на ночевку на пляже Pistohiekka на озере Lietvesi в компании нескольких кемперов, не доезжая 50 км до Mikkeli.
Оглавление
Тусовка владельцев ретроавтомобилей Big Wheels в Pieksämäki и Cruising в Lahti
Паром Турку-Стокгольм
Водопады долины Amotan
попытка добраться до Kringlehøa, каньон Magalaupet
путь по е136 до Andalsnes, подъем на Nesaksla
Trollstigen
Подъем на Trollvegen, Стену Троллей
Подъем на Litleskorka - Tresfjord, Sukkertoppen - Alesund, смотровая Aksla
Подъем на Dalmanshornet - Sykkylven и Saksa
Подъем на Sylvkallen
Orsta
Подъем на Saudehornet и Middagshornet
озеро Lovatnet и ледник Kjenndalsbreen
озеро Oppstrynvatnet, Geiranger, ферма Skageflå
Geiranger, дорога до города Lom
55 дорога, прогулки вокруг Leirhøe
долина Utladalen, водопад Vettisfossen
Lærdal, ставкирка в Borgund, путь до Flåm
прогулка по Фломской долине до Myrdal, подъем на Sjebergsnuten
подъем на Jordalsnuten
поход на Bakkanosi
прогулки по Flam, Снежная Дорога
52 дорога, путь до Осло
автомобильное кладбище Båstnäs, Швеция
Стокгольм
Паром Стокгольм-Турку
Встреча клуба King Street Cruisers Of Lappeenranta