Поездку начала с фейла. Если мне память не изменяет, у парашютистов это называется target fixation - когда на огромной пустой площадке есть единственная помеха, и чел так занят задачей приземлиться куда угодно, только не туда, что все внимание сосредотачивается на препятствии и именно в него-то он и прилетает. В Осло я хотела повидать знакомых и сходить в оперу на Травиату, ни то, ни другое было невозможно 1-3 мая, надо было ехать в следующие выходные. Но я была в запаре на работе, одновременно планировала несколько поездок, и мне так прогрызли мозг напоминаниями "только не 1-3 мая", что в итоге на них я билеты и взяла, естественно, невозвратные и менять я уже ничего не стала.
Изначально я планировала ехать одна, забронировала самый дешевый на тот момент вариант со своей ванной Thon Hotel Astoria (65 евро/ночь). По расположению ориентировалась на Центральную станцию, но этот район есть смысл выбирать, если потребуется близость к автобусному вокзалу, а мне он был не нужен, поэтому когда надо было поменять отель, я предпочла район Nationaltheatret, который по транспортной доступности не хуже, зато значительно чище и тише.
За пару недель до поездки ко мне присоединился попутчик - мой друг, прикинув расходы на его прокорм мы решили остановиться в апартаментах. Через . нашли студию на улице Parkveienen рядом с Королевским дворцом (110 евро/ночь), для наших целей расположение было идеальное: в радиусе 5 минут остановки транспорта, метро, продуктовый магаз через дорогу, а главное - жд станция Nationaltheatret, куда приходят поезда из аэропорта, и там есть локеры для багажа. Правда, станция работает не круглосуточно, но нам надо было оставить чемоданы с 12 до 6 вечера, так что нас все устроило. Пристань паромов в 10 минутах ходьбы.
Я прилетела в пятницу в 3 часа дня и мне предстояло полтора часа ждать друга в аэропорту, заняла их покупкой проездных на 24 часа (90 nok) и шампанского в дьютике, т.к. в городе его можно купить только в специализированных магазинах, которые и дороже, и работают по скандинавскому расписанию (т.е. когда надо - всегда закрыты).
Преимущества Flytoget мы вообще не оценили и до города добирались самым дешевым способом - поездом за 90 NOK. Билеты купили в автомате без проблем, только не поняли как их валидировать, а вокруг как назло были одни туристы, которые тоже не поняли. На них написано время покупки, только на ближайший поезд они действительны, что ли? Вобщем, и туда и обратно мы ехали, просто забрав билеты из автомата и нигде не отмечая.
Второй выход с Nationaltheatret был почти рядом с апартаментами, но мы сначала вышли не совсем правильно, пришлось немного пройти. По дороге нам попался первый бегущий блондин, который смог увернуться от подсунутого мной ему под ноги чемодана, но мой друг все же его достал На самом деле мы пытались дать ему дорогу, но со стороны наши корявые действия выглядели как нападение.
Стальные цитаты - проект Sitat Ibsen, 69 цитат норвежского драматурга Ибсена на тротуарах по маршруту, повторяющему его традиционный маршрут - от его дома до Грандкафе на Карл Йоханс Гатэ, куда он ходил есть ланч.
В апартаменты заселялись по высланному коду, мой любимый вариант. Терпеть не могу договариваться о передаче ключей на определенное время.
В холле памятник конфетке:
Голые люди или их части понатыканы там и сям по всему городу, первая голая женщина встретила в коридоре:
Для начала мы решили прокатиться на паромчике. Дошли до пристани и поехали на ближайший маленький остров Hovedøya (действителен городской проездной):
Развалины средневекового монастыря на Hovedøya:
На развалинах никого не было, там хорошо сиделось и пилось шампанское Насидевшись и напившись, вернулись в центр и пошли гулять по набережной Akker Brygge. Эта скульптура нам очень понравилась, потому что одно лицо с моим попутчиком:
Музей современного искусства Astrup Fearnley, за музеем видна вышка the Sneak Peak, куда можно подняться на высоту 54 метра в стеклянном лифте, 20 NOK. Вышка работает с 3 мая:
Рядом с музеем - Tjuvholmen Sculpture Park, "парк" - это сильно сказано, конечно. Не обошлось без куска голой женщины, скульптура называется "Глаза":
Уже на закате на трамвайчике поехали в парк Вигеланда Vigelandsparken. Интересно было гулять и смотреть на скульптуры. Всеобщий любимчик Злой Мальчик (конечно, голый, как и все в парке и вообще в Осло):
Выйдя из парка мы сели ждать транспорт в центр, и тут впервые столкнулись с опозданием трамвая, небольшим - несколько минут, но я все равно удивилась, я то думала по ним можно будет часы сверять. Сайт для прокладывания маршрутов по городу ruter.no иногда показывает стыковки, например, автобуса и поезда практически впритык, опоздание на пять минут вполне может порушить маршрут. Может быть, стараются нагнать потом на следующих остановках. На опоздавшем трамвае доехали до Центральной станции и по пошли по Карл Йохан гата в сторону дома. По дороге зашли в Oslo Domkirke (с пятницы на субботу работает ночью):
Утром в субботу поехали смотреть трамплин в Holmenkollen. На башню трамплина мы собирались подняться с целью прокатиться на канатной дороге (590 NOK http://kollensvevet.no/en/), но так этого и не сделали. Я каталась по бобслейной трассе в Латвии, думаю, ощущения были бы схожи - ничего особенного, просто интересно вблизи посмотреть на сооружение. Вход на башню идет через музей лыж, билет единый - 120 NOK. Мы заплатили и сначала побродили по музею, а когда подошли к очереди на башню оказалось, что у них технические проблемы с лифтом и подняться нельзя, нам предложили забрать деньги или ждать неопределенное время, пока не разберутся. Мы деньги забрали и решили пойти вверх по холму до обзорной площадки Kragsstøtten с видом на Осло. Отойдя метров на сто увидели, что лифт уже починили, но возвращаться не стали. Вообще я стараюсь не экономить на музеях и впечатлениях, но канатная дорога выглядела скучно, после поломки лифта на башню наверняка собралась большая очередь, короче, не захотели мы туда.
Трамплин с площадки перед симулятором спуска на лыжах (в симуляторе можно за 60 вроде крон посидеть в ящике и посмотреть телевизор, как-будто спускаешься с горы на лыжах, абзац развлечение):
От трамплина мы пошли к обзорной площадке Kragsstøtten, сначала по тропинке (кое-где еще был снег), а потом по дороге. Шли примерно минут 20. Мимо нас вверх бежали блондины, двое блондинов бежали катя перед собой какие-то внедорожные коляски, из колясок смело выглядывали микро-блондины. Площадка с памятником Kragsstøtten:
На площадке съели взятые с собой сэндвичи и пошли обратно на метро в центр, я хотела поехать на музейный полуостров Bygdøy. Паром, на котором все любят ездить, мы проигнорировали и добирались на 30 автобусе, потому что так было быстрее, к тому же, этот туристический паром не входит в сеть городского транспорта и за него надо отдельно доплачивать, а мы уже бесплатно прокатились на аналогичном до Hovedoya. Из тамошних музеев мы хотели только в музей кораблей викингов, билет 80 NOK, действителен два дня и дает право на вход в Исторический музей, куда мы пошли на следующий день.
Я бы еще не отказалась сходить в музей Фрам, но уже был третий час дня, а я прочитала в городской афише, что в 3 часа в фойе оперы будет бесплатно показан танцевальный перформанс, и мы также на 30 автобусе поехали к опере. Танцевальным представлением я надеялась подлечить психотравму, полученную из-за прошляпленной "Травиаты".
Опера, красивое здание:
Инсталляция "Айсберг":
Фойе оперы:
От оперы прогулялись по кварталу зданий современного дизайна Barcode project http://en.wikipedia.org/wiki/Barcode_Project_(Oslo). В вичке прочитала, что у проекта было много противников, мол, разрушает атмосферу города и т.д. На самом деле, сомнительное решение, дизайн, конечно, современный, но какой-то сиюминутный, как-будто внешне эти коробочки устарели еще до того, как их успели достроить. Ну я, конечно, не архитектор.
Дальше мы хотели ехать в парк Экеберг (Ekebergparken http://www.ekebergparken.com/), но немного затупили, потому что лезть в телефон и смотреть карту транспорта нам было лень, и мы просто запрыгнули в первый автобус в ту сторону, понадеявшись, что приедем куда-нибудь близко ко входу. Не совсем угадали, но, вобщем, приехали в итоге. Парк расположен на холме, два года назад там были установлены скульптуры (всего 31, опять таки много голых людей и их кусков). Чтобы не заблудиться я еще в аэропорту скачала приложение с сайта парка, которое оказалось совершенно бесполезным. Для "заблудиться" парк маловат, но найти конкретную скульптуру с этим приложением сложно, быстрее просто все дорожки оббегать.
"Открытая книга"
"Мерилин Монро"
"Пара"
Одна из инсталляций представляла из себя говорящий фонарь у дороги, который моргал светом в такт доносящему из него злому шепоту. Я про это не читала, на какую-то секунду мороз по коже продрал от неожиданности. Еще видели говорящие ворота с видеозаписями бубнящих голов и еще каких-то звуков. Вобщем, на ночь глядя я бы не стала по этому парку шастать
Инсталляция "Крик" - черная рамка, установленная на месте, откуда можно видеть "такой же пейзаж, как на одноименной картине Мунка". Можно сунуться в рамку и кричать, высвобождать эмоции. Ну, не знаю, выглядит так:
В парке есть следы деятельности людей времен до нашей эры. Например, сайты, представляющие из себя камни, уложенные в виде кольца (от которого осталось 4 камня из 7) или в виде лодки. Если я правильно перевела поясняющую табличку - археологические исследования здесь не проводились, но по манере использования можно сказать, что эти камни - ритуальные надробия железного века. А почему там не проводились исследования - я не поняла. Из парка мы отправились домой ужинать, пока ждали трамвай посмотрели наскальные рисунки (около 4300 до н.э.) через дорогу от остановки. Месяц назад мы с этим же моим другом ездили смотреть наскальные рисунки в Финляндии, и теперь считаем себя немножко экспертами :
На этом закончились 24-часовые проездные, новые мы покупать не стали, так как оставшиеся сутки планировали только ходить пешком. После ужина пошли гулять в Akershus Castle
Вечером мы собирались в тусовочный район Грюнерлокка, но что-то нам стало лень и мы сели пить пиво, разглядывать прохожих и социализироваться на террасе на Карл Йоханс Гатэ. Пиво 72 NOK. NOKов мы выпили прилично, поэтому в воскресенье выползли только в 12, оставили вещи на Nationaltheatret (в локер за 50 NOK поместились два наших чемодана для ручной клади) и пошли в Исторический музей, билеты остались со вчерашнего посещения музея кораблей.
В историческои музее была комната с выставкой, посвященной возращению золота нации, выставку охраняли два мужичка:
Тут мы вспомнили, что и в музее кораблей нигде не было нормальных музейных смотрителей - бабушек или молодых ботанов, везде ходили такие же крепыши. Аналогичная картина была и в следующей на очереди Национальной галерее.
В галерею по воскресеньям вход бесплатный, как и во все относящиеся к Национальному музею http://www.nasjonalmuseet.no/en/the_nat ... formation/ В галерее мы задержались только у картин нескольких известных художников
а вообще прямиком пошли в зал с "Криком" Мунка. "Крик" за стеклом, фотографировать в этом зале запрещено, но при нас зашла огромная группа китайцев, которые фоткали со вспышкой без перерыва и им никто ничего не говорил. Мы, правда, быстро убрались, потому что они постоянно заступали за ограждение, каждые 5 секунд орала сигнализация и находиться там было невозможно.
Из музея направилсь к северу, прошли симпатичную улочку:
Зашли на кладбище Vår Frelsers, где похоронены Ибсен и Мунк:
Потом вверх по речке Akerselva дошли до водопада, который теоретически должен быть самым высоким в черте города. Такой водопадик:
Вдоль реки пошли обратно в сторону залива, видели несколько граффити, но ничего особо интересного:
Посидели в баре на солнышке, прошли через рынок, который судя по описанию, был воскресным рынком в Грюнерлокка. Большинство моих друзей считают рынки отдельной достопримечательностью, но те, на которые попадаю я, как правило, оказываются банальным развалом всякого отстоя. Я отказалась там ходить, все равно что приехать в Питер и гулять по Апрашке. Еще один кусок голого человека, пенис-лебедь:
Напоследок мы прошлись по району к северо-востоку от Центральной станции, он, наверное, самый эмигрантский. В поисках туалета зашли в здание, которое оказалось современной церковью, там был полный аншлаг и наше появление произвело фурор. Туалет там тоже был, чистый и бесплатный. Оттуда дошли до станции и еще раз прогулялись по Карл Йоханс до Национального театра, забрали чемоданы и поехали в аэропорт, откуда разлетались по своим дальнейшим планам. Гардермоен мне на самом деле не понравился, неуютно там. И на контроле безопасности жидкости просят класть в литровый пакетик, чтобы как положено было. Я всегда вожу жидкости в прозрачной банной косметичке, которая значительно больше литра, здесь мне впервые сделали замечание, что она слишком большая, но все же обошлись без зверств и пропустили.
Сувениров купила всего три - магнитик; футболка с принтом рунической надписи, найденной в корабле Oseberg (экспонат музея кораблей викингов), одна из интерпретаций надписи - "человек знает мало" (глубоко, че); и зачем-то бумажные салфетки с картинкой опять же из декора корабля.
В Осло очень понравилось и ни секунды не было скучно. Летом надеюсь поехать в путешествие по Норвегии, обязательно остановлюсь еще раз на денек, похожу по музеям, подышу воздухом, в котором витает бабло Всем спасибо.