Раз уж я назвала свой отчёт «В сказке...», то придется и начать его, как положено по всем канонам: жила-была на свете...
Хотя это, в общем-то, и не важно. Жила я себе на свете и жила.
Но однажды, в сентябре 2009 года спонтанно и неожиданно, по очень счастливому стечению обстоятельств оказалась в Норвегии. И случилось то, что многие здесь понимают без слов! Три с половиной дождливых сентябрьских дня, проведённые в этой стране, перевернули мою жизнь. Я влюбилась. Патологически, безнадёжно, навсегда.
В том, что я поеду в Норвегию ещё, сомнений не было. Нужно было только дождаться подходящего момента.
Так, в поиске информации и единомышленников, где-то поздней осенью 2009 – зимой 2010 я впервые попала на Форум Винского.
Не хочу сказать, что за почти три года на Форуме было изучено все вдоль и поперёк, но за чтением этой ветки я провела немало часов. И это были замечательные часы! Спасибо вам, дорогие форумчане, за Ваши отчёты, комментарии и советы, такие нужные, живые и искренние. За прекрасные фотографии! За то, что делитесь не только информацией и своим опытом, а ещё и своими эмоциями, своей радостью. За то, что по-настоящему любите то, о чем пишете. Не раз за всё это время, когда в жизни случались какие-то неприятности, или просто, в плохом настроении, я приходила сюда – на скандинавский форум, читала, смотрела фотографии. И уходила вдохновлённая, с надеждой смотря в будущее. Со своей мечтой.
В общем, когда летом прошлого года, наконец-то состоялась моя вторая, теперь уже самостоятельная поездка в Норвегию, я поняла, что не написать отчёт просто не могу. Хотя сомнения, конечно же были и есть, ну куда без них: вроде бы и маршрут обычный, и всё уже описано до нас... Но по опыту знаю, что разных людей вдохновляют на путешествие разные отчёты, и может быть для кого-то именно этот окажется ключиком, который откроет Норвегию.
*** *** *** *** ***
В двух словах о поездке: мы путешествовали две недели в конце июля – начале августа, втроём, стандартным для жителей Питера способом: машина + паром, с остановками в кемпингах (домики или палатка). В итоге, маршрут получился таким:
28.07.2012, суббота
Санкт-Петербург – Турку
Ночевка в Ruissalo Camping (палатка)
29.07.2012 Когда всё начиналось, совсем не как в сказке.
29.07.2012, воскресенье
Паром Турку – Стокгольм, переезд в район Örebro
Ночевка на «Ёлочке» (палатка)
30.07.2012. День, который превратился в два.
30.07.2012, понедельник
Örebro – Lillehammer – Lom
Олимпийский стадион и трамплин в Лиллехаммере
Ночевка на ферме Strind Gard (комната)
30.07.2012. Зелёный. Ёлочки, дороги и трамплины.
Небольшое лирическое отступление в сторону Sel и норвежского Средневековья.
31.07.2012, вторник
Lom, Sognefjellvegen (Rv. 55)
Ледник Bergsetbreen, ледник Nigardsbreen
Ночевка в Jostedal Camping (домик)
31.07.2012. Серый. Белый. Синий. Горы, дождь и лёд.
31.07.2012. Серый. Белый. Синий. Горы, дождь и лёд (продолжение).
01.08.2012, среда
Переезд в долину Austerdalen, ледник Austerdalsbreen
Ночевка в Lyngmo Ungdomssenter (домик)
01.08.2012. Самый красивый ледник в Европе /c/.
02.08.2012, четверг
Паром Mannheller – Fodnes, Aurlandsvegen («Снежная дорога»),
Aurlandsfjord и Naeroyfjord: Stegastein, Undredal, Bakka и подъем на Rimstigen
Ночевка в Vang Camping (домик)
02.08.2012. Дорога над облаками, brunost и неподдающийся Nӕrøyfjord. Часть 1. Aurlandsvegen.
02.08.2012. Дорога над облаками, brunost и неподдающийся Nӕrøyfjord. Часть 2. Undredal и коричневый норвежский сыр.
02.08.2012. Дорога над облаками, brunost и неподдающийся Nӕrøyfjord. Часть 3. Nӕrøyfjord.
Другой Nærøyfjord (немного воспоминаний и маленькая экскурсия по фьорду).
Почему Nærøyfjord неподдающийся?
03.08.2012, пятница
Gudvangen – Stalheim – водопад Tvindefossen – Bergen – остров Sotra
Ночевка в Skogtun Camping (палатка)
03.08.2012 Туда, не знаю куда… Gudvangen – Stalheim – водопад Tvindefossen – Bergen – остров Sotra.
04.08.2012, суббота
Остров Sotra
Ночевка в Skogtun Camping (палатка)
04.08.2012. Релакс на побережье (или ловись рыбка, треска и скумбрия).
05.08.2012, воскресенье
Sotra – Туристическая дорога 7, паром Bruravik – Brimnes, водопад Voringfossen
Ночевка в Ringøy Gard (домик)
05.08.2012. Многоликий Hardanger.
06.08.2012, понедельник
Husedalen
Ночевка в Ringøy Gard (домик)
06.08.2012. Husedalen – ягодное лукошко.
07.08.2012, вторник
Переезд в район Осло (Е13, Е134). Водопады: Latefossen, Fossen Bratte,
Heddal ставкирка
Ночевка в Ramton Camping (палатка)
07.08.2012. C облаками на восток. Hardangerfjord-Rv13-Е134-Oslofjord.
08.08.2012, среда
Переезд в Стокгольм
Ночевка в Stockholm Brommavik Hotel
Возвращение из сказки. Часть 1. Долгая дорога в дождь (08.08.2012).
09.08.2012, четверг
Стокгольм
паром Стокгольм-Хельсинки
Возвращение из сказки. Часть 2. Stockholm (09.08.2012).
10.08.2012, пятница
Helsinki – Parola Танковый музей
Ночевка в Orilammen Lomakeskus (домик)
Возвращение из сказки. Часть 3. Suomi (10-11.08.2012).
11.08.2012, суббота
Санкт-Петербург
Часть 3. Suomi (10-11.08.2012).
Вместо заключения
Для тех, кто любит цифры, или сколько нынче стоят сказки?
"Критический анализ" .
Карта страница 1 (в хронологической последовательности):
Карта страница 2:
*** *** *** *** ***
Часть подготовительная.
Как показывает жизненный опыт – только в волшебных сказках желания исполняются с помощью магии: всяких волшебных палочек и фей-крёстных. Для самостоятельного же туриста главный залог сказочного путешествия кроется в понимании, чего именно ты ждешь от путешествия, и разумном планировании (даже если на слове «планирование» хочется послать всех подальше).
К весне 2012 г. моих самых скромных норвежских планов накопилось уже минимум на три двухнедельных поездки. Поэтому нужно было выбирать.
Про нас.
Здесь, я думаю, стоит сказать несколько слов о нашей компании и наших предпочтениях. Потому что, на мой взгляд, не бывает «правильных» и «неправильных» маршрутов. Бывают маршруты или форматы путешествий, подходящие или неподходящие той или иной компании, в то или иное время.
Итак, первый участник - Лена, с которой мы дружим очень давно и почти столько же вместе путешествуем, человек любопытный, находчивый и лёгкий на подъём. У нас странное взаимопонимание на интуитивном уровне – если кому-то очень захотелось куда-то пойти или залезть – надо обязательно идти или лезть, будет интересно!
Второго участника компании в силу соображений особой безопасности, было велено именовать не иначе как «Дорогой и горячо собой любимый Имя Отчество»! Но при всем моем уважении к нему и нашей дружбе для отчёта это слишкомногобукав, поэтому я позволю себе сократить до И. . Про него мы иногда шутим так: сидел добрый молодец в славном граде Петербурге тридцать лет и три года, пока не встретил лягушку-путешественницу. И тут началось! Любовь к путешествиям – это заразно!!!
Ну и, наконец, Юля (т.е. я) как вы уже поняли, главный возмутитель спокойствия, натура любопытная, эмоциональная и с норвежским диагнозом .
Мы любим горы, но не стремимся их покорять. Любим ездить на машине, но так, чтобы это не превращалось в основную цель путешествия, потому что ходить пешком любим не меньше. Ценим комфорт, но отлично приспособлены к «полевым условиям». Любим пиво, но так, чтобы с утра безо всяких опасений можно было сесть за руль. Любопытны и в меру авантюрны, но и достаточно осторожны. Неисправимые романтики и созерцатели в душе!
Чего мы хотели от поездки? Хотели не просто посмотреть на Норвегию, а почувствовать её. Не только получить впечатления, но и отдохнуть. Никуда не спешить и не опаздывать. Ощутить гармонию, которой так не хватает современному жителю мегаполиса. Цели охватить всё и сразу или отметиться в наиболее популярных и раскрученных местах, таких, как например, Nordcap, Preikestolen, Trolltunga или Trollstigveien не было. Финансовая сторона поездки – в разумных пределах бюджетно.
Маршрут.
Первый вопрос, который предстояло решить: Юг или Север? Над этим долго размышлять не пришлось. В 2011 году той же компанией мы были на Соловках, поездка сложилась очень здорово, и впечатления от Белого моря были ещё свежи. Поэтому, чтобы не накладывать и не смазывать «северные» впечатления, решили, что в этот раз будет Юг. Да и, наверное, для первого раза и для первого впечатления (а для моих спутников это была первая поездка в Норвегию) более экспрессивный Юг подходит больше.
Дальше следовало прокладывание маршрута продолжительностью две недели на всё. Что в первый раз смотреть?… Ладно, буду честной до конца: что в первый раз показывать (я же собиралась показывать ЭТО своим друзьям) в Норвегии? Ну, как что, понятное дело: фьорды, горы, ледники, водопады.
Фьорды в Западной Норвегии везде, поэтому хотелось включить в маршрут хотя бы один из «отмеченных» ЮНЕСКО: Nӕrøyfjord или Geirangerfjord. А дальше, всё было как-то очевидно: ледник – Jostedalsbreen, горы – Jotunheimen, водопады – безусловно, водопады Хардангера.
Вот так и получился у нас круг по Согнефьорду и Хардангеру.
Довольно стандартный маршрут. Но, честно говоря, мы уже давно не боимся стандартных маршрутов. Если иметь хотя бы немного желания и проявить хотя бы немного любопытства, даже самый избитый маршрут можно превратить в свой собственный, неповторимый и незабываемый.
Однако в этом маршруте чего-то не хватало. Городами мы были готовы пожертвовать, но вот кое-чем пожертвовать не могли. Море! Не фьорды, а именно открытое море. Настоящий Атлантический океан. Но океан в Норвегии почему-то стереотипно появляется где-то не южнее Атлантической дороги, или, в крайнем случае, острова Runde, а это было нам не по пути.
Ближайшая возможность увидеть океан была выявлена простым и старым, но, тем не менее, довольно эффективным способом – разглядыванием карты. Вот, на карте город Берген – замечательный город, морские ворота! А почему бы не посмотреть на море вблизи морских ворот? Так в нашем маршруте появился остров Sotra (по-русски произносится Сутра).
Если разработка маршрута вызывала у меня опасения типа: «понравится ребятам или не понравится», «а не пропустила ли я то-то важное и интересное», то планирование поездки в бытовой части обернулось большими трудностями. Как известно, влюбленные женщины критически оценивать объект своего обожания могут с трудом . Так в моем случае оказалось с Норвегией. Вместо того, чтобы разбираться в кемпингах, стоянках и платных дорогах, я открывала отчёты на Форуме Винского и часами любовалась фотографиями .
Визы. Слава Богу, не пришлось хотя бы думать о документах: у меня была открытая финская шенгенская мультивиза, а ребята должны были получить свои без проблем.
Паром мы забронировали в конце июня по Early Bird Discount: Viking Line, автопакет машина+каюта. Дневной Турку – Стокгольм (€60) и ночной Стокгольм – Хельсинки (€140). http://www.vikingline.com/, http://www.vikingline.ru/ru/russia/. Интересно, что дневной автопакет без каюты (машина+4 человека) стоил €50, а ночной на пароме Стокгольм – Турку столько же, сколько и на пароме до Хельсинки – €140.
Жилье.
Останавливаться в Финляндии и Норвегии мы собирались преимущественно в кемпингах (домики или палатка). Заранее был забронирован отель в Стокгольме (бронировали на http://sp.booking.com?aid=325219 и первый раз столкнулись с трудностями, о которых расскажу в описании соответствующего дня), а также домики в кемпингах и комната на ферме на первые 4 ночи в Норвегии (северная часть маршрута).
Кемпинги искала на http://www.camping.no/, http://www.nafcamp.com/en/, http://www.norwegen-reise.com/en/norway ... map.0.html, http://www.fjordnorway.com/en/WHERE-TO- ... RD-NORWAY/, http://www.visitnorway.com/en/Where-to-stay/.
Ферму Strind Gard на 55 дороге, недалеко от Lom, нашла на http://www.visitjotunheimen.com/.
В кемпинги я писала письма, на которые получала ответы в течение 2-3 дней (всё-таки норвежцы в этом плане медленнее финнов). Начала этим заниматься только в конце июня (информация для тех, кто боится не успеть). На вторую часть маршрута с кемпингами как-то не складывалось – в Хардангере и районе Осло они дороже, предполагалось, что наши планы могут сдвинуться, а сильно зависеть от забронированного жилья не хотелось, и интуиция подсказывала, что всё сложится на месте.
Самой интересной оказалась история с кемпингом на Сутре. Берген считается одним из самых дождливых городов Европы, поэтому на острове, расположенном в 20 км от этого мокрого места хотелось иметь непромокаемую крышу над головой, т.е. домик. Единственным кемпингом по пути с домиками и приличными ценами, который я нашла, оказался Skogtun Camping. Этот кемпинг стал своеобразной «критической точкой» маршрута. Моё первое письмо туда осталось без ответа. Выждав дипломатическую паузу, и найдя в интернете другой адрес кемпинга, я написала второе письмо, ответа на которое тоже не последовало. Мобилизовав все свои поисковые способности, я обнаружила кемпинг в списке партнеров одной питерской турфирмы, которая организует походы с палатками по Норвегии, и даже позвонила им. Но оказалось, что с этим кемпингом турфирма больше не сотрудничает. Я решила: «Не судьба!» Однако, поездка сложилась так, что мы замечательно провели в Skogtung Camping две ночи. Как это было, расскажу по ходу повествования.
Для мест, где жилье забронировано не было, я выбирала несколько наиболее подходящих вариантов, чтобы проще было ориентироваться на месте. В итоге к поездке была составлена большая таблица мест для ночёвки, как забронированных, так и потенциальных (несколько вариантов), с адресами, телефонами, координатами и прочей полезной информацией.
Подробную информацию о кемпингах и свои впечатления буду приводить по ходу отчета.
Программа.
Кроме того, был составлен список интересных мест и занятий по маршруту с описаниями. Список был избыточным, чтобы можно было выбирать, чем заняться в зависимости от погоды и настроения. Очень многие описания маршрутов я брала из фундаментального отчёта Rudankort Прогулки по Норвегии (май-июнь 2010, трафик!) (ещё раз огромное спасибо!), поэтому технические детали приводить в своем отчёте не буду.
Много интересной информации по острову Sotra (карты и описание маршрутов для автомобильных и пеших прогулок по острову) удалось почерпнуть на сайте http://www.carwalks.com, кое-что на http://www.bergen-guide.com/hordaland/sotra.
"Снаряжение" (не могу писать без кавычек, потому что, по-моему, настоящее снаряжение бывает в серьезных походах ).
Пришлось подготовиться и в материально-техническом плане. Опишу только самое главное. Житейскую мудрость: «Не бывает плохой погоды, …(продолжать не буду, на норвежском форуме все знают) мы усвоили дождливым летом 2009 года. Поэтому к норвежской погоде готовились основательно.
Защита от дождя была выбрана трёхуровневая. Во-первых, зонт. Банально, но без него в дождь невозможно фотографировать (серьёзных фотографов прошу не смеяться), а не фотографировать в Норвегии нельзя.
Во-вторых, обычный полиэтиленовый дождевик, который удобно использовать на стоянке, в кемпинге, для непродолжительных прогулок.
И в-третьих, защитный костюм для треков. Прочитав немало историй про «промокли насквозь», мы решили не испытывать свои мембранные куртки, а приобрести туристические непромокаемые костюмы.
Вот такие:
Костюм непромокаемый СНАРЯЖЕНИЕ (1630 р.), материал: Polytaffeta 190T WR WP PU 6000 мм (водостойкость 6000 мм водяного столба).
Вещь, в принципе, удобная. Легкий, компактный, ветронепродуваемый. Сохнет мгновенно. Единственный минус – карманы для вентиляции сделаны на спине, и под рюкзаком куртка быстро превращается в парилку. С погодой нам повезло, однако несколько раз костюм пригодился. Так что, советую.
Чего у нас не было и мне очень не хватало в кемпингах, где все время влажная трава – резиновые тапочки с закрытым носом. Очень удобно по сравнению с обычными шлепками, в которых вмиг промокают все носки, и кроссовками, которые долго надевать.
Про необходимость треккинговых ботинок писать не буду, просто не представляю, как без них обходиться. Своими AKU ZENITH II LTR осталась очень довольна. Треккинговые палки тоже покупали в Снаряжении (палки телескопические 7075 PRO, 1430 р.). Нормальные палки, эксплуатировались серьезно, испытание выдержали.
Кемпинговой мебели у нас не было, благополучно обошлись без нее. А в остальном, всё стандартно: палатка, пенки, спальники, постельное бельё для домиков, горелка с баллонами, посуда. Баллонов было куплено 14 штук, взято с собой 8, из них часть привезена обратно. Ещё один обязательный атрибут – туристический коврик-сидушка (пендель, подпопник). Обычно делается из вспененного полиэтилена, на резинке с застежкой и, в идеальном случае, с нижним слоем из фольги. Очень удобная штука – легко помещается в небольшой рюкзак, а может просто висеть на бедрах.
И маленькое дополнение для тех, кто ещё не был в Норвегии – там очень влажный воздух (если питерцы говорят ОЧЕНЬ, значит он на самом деле сильно влажный) и одежда после стирки или просто промокшая сохнет ОЧЕНЬ плохо. Имейте это в виду.
Навигация.
IGO 8, GARMIN
Транспорт.
Не поверите, но вопросом, который мы не могли решить дольше всего при подготовке к поездке стал выбор машины. Такая уж дурная человеческая природа, что возможность выбора всегда осложняет жизнь. Выбирали между Renault Megan И. и моим Рыжиком – Hyundai Getz. Самым смешным в этой ситуации было то, что мы оба были готовы ехать как на своей машине за рулем, так и на чужой машине пассажиром. Учитывая примерно одинаковый расход бензина, с Рыжиком у нас было два полноценных водителя, половина багажника и большая маневренность, а с Меганом – один полноценный водитель и один полноценный багажник. В результате полноценный багажник одержал верх (о чем мы ни разу не пожалели!!!), а И. ответственно принял на себя обязанности главного (и единственного) водителя.
Питание.
Питаться мы собирались в обычном туристском стиле: полноценные завтрак и ужин, перекусы днём. На случай, если днём можно будет приготовить еду на горелке, были запасены быстрые супы – не порционные «горячие кружки», а те которые нужно варить в кастрюле. Кроме обычной посуды, были взяты два термоса (для кофе и кипятка) и бутылки для воды на каждого. А также сумка с термоизоляцией, которую в путешествиях мы всегда берём в салон и куда кладем продукты, чтобы быстро соорудить перекус: хлеб, масло, сыр, колбасу, йогурты, фрукты.
Ну и конечно, были припасены сухофрукты, орешки, и фирменные сухарики, которые заботливо насушила Лена.
Часть продуктов везли из дома, часть (молочные продукты, сосиски-сардельки, чай, кофе, шоколад) покупали в Финляндии, часть уже на месте. Кстати, норвежские продукты (сливочное масло, колбаса, селедка) понравились больше финских.
Для души.
Думаю, многие согласятся со мной, что хороший аккомпанемент дополняет впечатления от дороги. Так сложилось (ещё задолго до первой поездки в Скандинавию), что очень многие из моих любимых музыкантов – скандинавы. В общем, в Финляндии я обязательно слушаю The Rusmus и Nightwish, в Швеции – Roxette, а в Норвегии, конечно же a-ha (обязательно, без комментариев), Amethystium (сборник лучшего «Emblem» - очень-очень советую, особенно в дождливую погоду, потрясающе красивая музыка), Kurt Nilsen и Susanne Sundfør, иногда Secret Garden.
Серо-сине-бело-зелёный медведь.
"Норвежский" медведь с фестиваля United Buddy Bears, проходившего в Петербурге 21.06 - 5.08.2012 под девизом: "Искусство толерантности" http://www.buddy-baer.com/united-buddy- ... rview.html
Я увидела этого странного медведя, совершенно случайно попав на выставку Buddy Bears возле Адмиралтейства незадолго до поездки. И во время всего путешествия он не выходил у меня из головы. Он очень точно совпал с настроением этой норвежской поездки.
Из рассказа авторов-художников о своем творении: "We wanted to capture the moods and the light of the dramatic mountains and fjord landscapes of the West coast of Norway".
"The mood and the light" - 100% попадание.