Поездки бывают разные. Отдохнуть и по делу. У меня Нидерланды случились «по делу». И хотя дел было много, удавалось «выкроить» время для небольших путешествий. Конечно же, была «обязательная программа» - Амстердам, Зансе Сханс, Заандам, Утрехт, Амерсофт, Гарлем. Из «тривиально обязательного» остались на следующий раз ещё Делфт, Гаага, Лейден, … В общем, много ещё чего. Но всё это уже много раз «предвосхищено» во множестве тем на форуме. А хотелось чего-то «неординарного». И хочу поделиться тем, что в этом форуме практически не описано. Итак, первая прогулка выходного дня - Ден Хелдер.
1. Где это? Что там?
Из Амстердама (Station Amsterdam Centraal) на север электричкой до Station Den Helder ехать примерно 1 час 20 минут. Стоит в одну сторону € 13 (2012г). Т.е., направление только на север, через хорошо известный Alkmaar. Это берег Северного моря, с интересной историей и важным значением для страны в прошлом. Если посмотреть на карту, то станет понятно, что это место выхода всех морских путей из района Амстердама. Т.е. в прошлом, наиважнейшее место. Там всегда был флот. Там всегда был какой-нибудь пост. И всё это оставило немного истории. И сейчас там есть форт Fort Kijkduin, основанный по приказу Наполеона и морской музей Marinemuseum. Как раз, достаточно для одного полноценного дня для любителя «поглазеть».
2. «Поехали…» ©Гагарин.
Про прелести велосипедного движения в Нидерландах уже пИсано-перепИсано. Вот и я, планируя эту поездку, задумался над транспортной проблемой «на месте». Оба места расположены не близко от станции. А форт так и просто далеко. По навигатору - несколько километров. Пёхом будет утомительно. Автобусы там существуют, но, как и во всякой провинции, ходят очень редко, а в форт и совсем не ходят. Понятно дело, выход в велосипеде. А на работе мне дали рентовый велик. Очччень удобно. Решено. Еду с велосипедом. На станции где я «обитал» (небольшой провинциальный городок) в выходной работает только билетный автомат за монеты. Поиск в меню быстро дал возможность купить билет для велика на весь день за € 6 (2012г.). В подошедшем поезде зашел в дверь с велосипедной символикой, пристроил велик к уже стоявшим там и …«поехали».
Надо сказать, что с погодой в этот день как то особенно не «задалось». Холод, дождь, ветер. Короче, самое то, для поездки в марте на Северное море. При этом зонтик для велосипеда как то не удобен. Да ещё в навигатор нужно заглядывать, чтобы доехать до форта короткой дорогой. Но у меня же есть цель! И что нам холод, дождь и ветер!
3. Короче - первая цель - Fort Kijkduin.
Выбрался на окраину города прямо к береговой дамбе, отделяющей море от Нидерландов. А как все знают, большая часть страны имеет уровень ниже уровня моря. И вот на дамбе то это хорошо видно. Ну и навигатор на суше показывает высоту минус 9 метров. В море постоянно «барражирует» корабль береговой охраны.
Форт работает с 11 до 17 часов. А я «припёрся» после 10-ти. Рано. Спрятаться от непогоды некуда. На берегу стоит какая-то башня - спрятался за неё от ветра. Несмотря на непогоду, местное население активно бегает по набережной. Просто много людей бежит, и не замечают ни ветра, ни дождя, ни холода. Вот такое оно, Северное море в марте.
И вдруг оказалось, что вдоль береговой линии летят стаи перелётных птиц. А чайки, наоборот, висят неподвижно в воздухе в набегающем ветре.
Поскольку время позволяло, то пошел вниз к воде. Весь берег «закатан» в асфальт! Спуск к воде выложен булыжниками. По асфальту бегают, гуляют, выгуливают и катаются на велосипедах и машинах. При том, что угол это дороги совсем не мал.
Время прошло, форт начал работать. Входной билет – € 7.
Форт многоярусный. Внутри, на нижнем уровне, форт состоит из экспозиций с манекенами а-ля «Мадам Тюссо». Времена Наполеоновских войн, первая и вторая мировые войны, оккупация. Мне такие места всегда нравятся.
Но по внутренней лестнице с переходами можно забраться и на самую макушку форта, в бронированный «оголовок». Оттуда, через бойницы, можно увидеть сектора обстрела и на море и на сушу.
Во дворе форт тоже производит впечатление своей суровой военной красотой. Чуть в стороне можно заглянуть в отдельный редут, который соединён с фортом подземным ходом.
Но у форта нынче есть и другая «изюминка». Это небольшой океанариум. Ну совсем небольшой. Ну просто маленький. Ну уж ни как не сравнить с американскими в Майами или даже на Брайтоне. Но детишкам и это в радость.
У океанариума есть и нижний ярус, попасть на который можно по крутой круговой лестнице. Там «шкилет» кита.
Ну вот, с фортом и «покончено». Выбираюсь на дорогу вдоль дамбы и еду обратно в город. К морскому музею. Народу на улице стало ещё больше. Я просто удивлён. Для нидерландцев нет плохой погоды! (Англичане утверждают, что есть только плохая одежда!) Всё вокруг так ухожено и удобно, что гулять хорошо в любую погоду.
4. Вторая цель - Marinemuseum.
Морской музей большой и состоит из нескольких точек. Входной билет – € 6. В выходные работает с 12 до 17, в будни с 10 до 17. Сначала, историческая экспозиция с большим количеством моделей кораблей всех времён. Тут я совсем «растаял». Давно, очень давно, в школе, занимался в судомодельном кружке. В общем, кто был «пацаном», тот поймёт …
Два этажа экспозиции в красивом старинном здании приятно согрели и порадовали. А дальше, проход на подводную лодку Tonijn (1966).
Лодка установлена над землёй и как бы зависает над дорогой с машинами. Сверху видно море за дамбой.
Внутреннее «убранство» лодки любопытно. Но все подводные лодки всех стран одинаковы. Тут особо не пофантазируешь. Теснота, аппаратура, переборки. Но перископ работает!
На площадке вокруг лодки расставлено разное корабельное оружие.
А дальше - два корабля. Минный тральщик Abraham Crijnssen (1936) и броненосец Schorpioen (1868),
Доступны все палубы и все помещения. Можно увидеть, какова она, романтика морской службы изнутри… Мда, не зря я в своё время подался в авиацию.
Ну и на «закуску» - рубка современного корабля - разведчика. Внутри постоянные звуки работающей аппаратуры, как на настоящем корабле. В общем, аттракцион «погружения в а-ля действительность».
Вот такой он, Ден-Хелдер. День прОжит не зря