vladimir romanov » 06 июн 2005, 17:05
Мда, полез наводить порядок в фотоальбомах и обнаружил, что первый раз попал в удивительную, сказочную страну под названием Таиланд ровно тридцать лет назад. Во время летит! И дети уже выросли, унаследовав любовь к Стране свободных. Кто бы мог предположить, что настанет время, и мы будем ездить отдыхать на «Родину» иногда и по два раза в год. Сказали бы мне это тридцать лет назад – воспринял бы как глупую шутку. Тогда-то мы все жили «зажатые железной клятвой», в Болгарию за счастье съездить было! А тут какой-то загадочный, никому не известный Таиланд! Это примерно как в космос слетать!
Когда мои родители сообщили, что очевидно скоро поедут туда работать, то я первым делом полез в справочник «Страны мира», в раздел … «Африка». Да-да. И нечего тут ржать. Не всякий взрослый человек слышал это название вообще, а уж о точном месторасположении на карте знали вообще единицы.
Школы в те славные времена в Посольстве не было, в Международной школе советским детям учиться возбранялось (дабы не пропитывались тлетворным духом буржуазных идей), ни о каких экстернатах речь не могла идти в принципе. Поэтому я был сплавлен к дедушке и бабушке в славный город Барнаул, который имел с Таиландом только одно общее – временной пояс.
Сразу хочу оговориться, что был в те стародавние времена в Городе Ангелов два раза – в 75 и 77. Впечатления перепутались, многое подзабылось, так что буду писать обо всем скопом без привязки к конкретному году.
Перед поездкой необходимо было сделать пару прививок – от оспы (!) и холеры, а по возвращению – обязательная процедура взятия мазка из …, нет, не то, что вы могли подумать. Тогда никакой секс-туризм просто не был возможен. Проверяли на наличие кишечной палочки и прочих гадостей.
Самолет летел из Ш-1 (Ш-2 тогда еще не построили) почти пустой. Рейс Копенгаген-Москва-Дели (или Бомбей, или Карачи)-Бангкок-Куала-Лампур. Насколько выгодно было Аэрофлоту гонять туда-сюда самолеты с несколькими пассажирами на борту – затрудняюсь сказать. Русские туристы в то направление не летали, а иностранцы в очереди не стояли. Двое датчан в соседнем ряду упорно пили «Столичную». Через несколько часов они притащили откуда-то англоговорящую Тайку с початой бутылкой “Campari” и продолжили банкет. Посадка в Дели сыграла с ними злую шутку. За бортом +30. Обратно до самолета они смогли доползти, а вот в Бангкоке стюардессы еле-еле их разбудили.
Бангкок оглушил обоняние своим неповторимым ароматом, врезал по голове 35-тиградусной жарой, ослепил сиянием тропических красок. Все формальности были пройдены мгновенно, т.к. меня перехватили родители на входе, плюс, дипломатический паспорт. Серьезно, детям дипломатов выдавали дипломатические паспорта, и я его получил раньше, чем обыкновенный.
Во! Первая иномарка, в которой я еду. Никогда не забуду. Мазда Капелла, серебристый металлик. Дома родители скептически окидывают взором мой модный прикид: футболка, на которой изображен мужик с дубиной в руках и надпись: For Democracy (сами присылали!), джинсы всемирно известного брэнда «Алтай». На джинсах, под футболкой обнаруживается офицерский парадный ремень. Родители цепенеют… Угораздило, блин! Поди, расскажи тайским спецслужбам, что широкие ремни в СССР просто не производятся, поэтому на джинсах, а иногда и на брюках, носят солдатские и офицерские, а высшим шиком считается парадный. Ремень тут же снимается, заворачивается в пару пакетов, потом отец жег его в котельной Посольства, а пряжку утопил в ближайшем клонге. Поехали одеваться! Парень я уже тогда был крупный, а тайцы гигантскими размерами отнюдь не отличались, поэтому в Central полюбоваться на примеряющего джинсы чудо-ребенка собралось, по-моему, половина продавцов магазина, да еще и знакомых притащили. Вся эта толпа по очереди заглядывала ко мне в кабинку, чем приводила меня в состояние крайнего замешательства. Потом уже на Пратунаме продавец натягивал на меня понравившуюся мне футболку, пока она не треснула по швам. «Сколько лет?» «14-ть» «Йяй!». Даже денег взять за испорченную вещь отказался. Удовольствие дороже!
Вы помните свои первые джинсы? Нет, не советские «техасы», не индийский «Милтон», не польскую «Одру», а настоящие, фирму’. Я помню. Peter & Jeany. Чудесный темно-синий цвет, клеш 35 см, подрезали мне их тайцы по моде, так, чтобы тротуар подметать при ходьбе. Остальное шмотье – рубашки, брюки заказали на New Road в китайском ателье Moon River. В те стародавние времена индусы только начинали монополизировать рынок индпошива. Наши старались у них не шить, качество уже тогда было дерьмовое, и цены они ломили приличные.
В музыкальном отделе я почувствовал, что меня сейчас хватит кондратий!!!!!!!!!! Beatles, Rolling Stones, Deep Purple, Uriah Heep, Elton John, Suzi Quatro, Led Zeppelin и десятки других. Умом тронуться можно! Фирменные кассеты стоили 60 бат, диски (винил) 100-120 (при курсе 1х20), но уже тогда процветало пиратство. Гарантированно качественные кассеты шли от 35 до 40 бат, но можно было найти на рынке и по 10. Тайский виниловый самопал – 60 бат. Естественно, полиграфия оставляла желать лучшего, никаких вкладышей и в помине не было, опознавательных знаков фирм-производителей тоже. Но это была музыка! Свободно! А качество? Все лучше, чем десятая перезапись с бобины на бобину. Дома стоял музыкальный центр National. По FM-радио гоняли самые свежие хиты. Стерео! Несколько кассет было записано в свободное время с эфира, потом все это с успехом тиражировалось в городе Барнауле, неся свет в широкие массы любителей музыки. Любимая радиостанция 101,2 FM, программа Pop Festival (The program where pop music comes first!). В музыкальных лавках я пропадал часами, выставив в результате родителей на довольно приличную сумму.
Немного о шоппинге. Сейчас трудно представить, но в Бангкоке было всего четыре крупных универмага – «старый» Central (Силом), «новый» Central (Чид Лом), «старый» Тай Дай Мару (не помню где) и «новый» Тай Дай Мару на Сукумвите. Тай Дай Мару представляли собой аналоги МБК-Токиу. Часть магазина – нормальный гипермаркет, а часть – многочисленные лавочки. В остальном все было примерно как сейчас – первые этажи зданий занимали магазинчики, ателье, рестораны, мастерские и другие полезные заведения. Вспоминается первый поход в супермаркет Кенгуру, что находился на Сукумвите около магазина Asia Books. От обилия жевачки, всяких сладостей я чуть не свихнулся. Набрал половину корзины, выбирая в основном фруктовую и с картинками, пошли к кассе. Кассирша начала пробивать товар и швырять его по прилавку, тут подскакивает малец, хватает все это хозяйство и укладывает в пакет. «Вот, - думаю – началось! Звериный оскал капитализьма! Грабят прямо в магазине!». Делаю непроизвольный жест в сторону тайчонка, отец одергивает: «Стой спокойно, деревня! Это тебе упаковывают!». Смешно? Мне было неловко. Потом привычка к хорошему вышла мне боком в Москве. По возвращению пошел в близлежащий магазин самообслуживания, набрал продуктов (дома-то шаром кати!), подхожу к кассе, мне все это дело пробили, заплатил, стою, жду. Кассирша мне так вежливенько намекает: «Чё? Заснул? Забирай свою колбасу и проваливай, не задерживай очередь!». Вот тут-то до меня дошло, что Тай закончился, и началась суровая советская действительность. Слава Будде, там авоськи продавались. Кто помнит, что это такое?
Советские затаривались в основном на рынках, т.к. зарплата не позволяла особенно шиковать в магазинах. Большой популярностью пользовались дюжинные ряды на Пратунаме, где все соответственно продавалось дюжинами. Как правило, кооперировались несколько человек и делали закупки: футболки, рубашки, сумки и проч., а потом делили в соответствии с потребностями. На отдельном рынке под названием Железка закупалась дешевая радиоаппаратура, но в основном для этих целей использовалась дипломатическая выписка, по которой товары приходили гарантированно качественные. А на Железке можно было прикупить что-нибудь для дальнейшей перепродажи в московской комиссионке. В посольском магазине приобретались кое-какие продукты, выпивка и сигареты. В те времена в Тае официально продавались только местные сигареты, а американские можно было купить из-под полы. Когда в середине 80-х долбанул приснопамятный «сухой закон», и бухло из посольского магазина исчезло, то народ перешел на спирт. Спирт свободно продавался в любой аптеке и стоил копейки. Пили в чистом виде, делали всяческие настойки – банановую, ананасовую и т.д.
К счастью жили мы не за посольским забором, а в городе: Сукумвит роуд, сои 11. Тогда Бангкок был малоэтажным городом, самое высокое здание – отель Dusit Thani, поэтому наш дом со своими 9-ю этажами гордо возвышался над остальными. Сейчас его практически не видно среди громад небоскребов, которые выросли вокруг за прошедшее время. Квартирка была скромная, но просторная. Самое главное, что у дома был бассейн, где я и проводил большую часть дня. Проживание вне стен Посольства давало возможность относительно свободного перемещения по городу. И хотя прогулки в одиночестве отнюдь не приветствовались нашими спецслужбами, этот запрет регулярно нарушался. Я втихую облазил все окрестности, да и отец старался мне показать город во всем его великолепии. Большим плюсом являлась дружба с Послом Польши и его семьей, чья резиденция находилась буквально в двух шагах от дома, где мы жили. Жена Посла – русская, поэтому проблем в общении с их детьми не возникало. Они-то как раз учились в Международной школе, где преподавание велось на английском языке. Именно они таскали меня в разные места, куда другие хомо советикусы попасть не имели возможности. Апогеем было приглашение на прием в честь очередной годовщина Польской народной республики. Долго потом шушукались посольские сплетницы по поводу моего участия в данном мероприятии. Поскольку резиденция Посла была совмещена с офисом, то мы частенько использовали его Тойоту с водителем для совместных поездок по городу. Движение уже тогда в Бангкоке было очень напряженным, ни о каких многоэтажных развязках никто даже и не мечтал. Постепенно засыпались многочисленные клонги и на их месте прокладывались магистрали, правда, на ситуацию с трэфиком это влияло слабо, город задыхался в пробках. Несмотря на сумасшедшее движение и полное пренебрежение водителями правилами, к пешеходам всегда относились с уважением. Достаточно было просто подойти к краю тротуара, махнуть рукой и смело переходить дорогу. Повторив потом аналогичный маневр на «зебре» в Москве, я был благополучно уложен на капот такси, да еще выслушал много разных слов в свой адрес и адрес моих родных по материнской линии.
Кондиционированных городских автобусов не было, такси с кондером – редкость. В основном это были насмерть убитые малолитражные японки, иногда даже со счетчиком, который, впрочем, никогда не работал. О цене с водителем договаривались до посадки. Очень влияло на цену в сторону понижения даже минимальное знание тайского языка. Тук-туки, или как их называли тайцы «сам ло» (три колеса), были самым экономичным и быстрым способом передвижения по городу. И никаких заездов в ювелирные магазины и ателье! Этот вид бизнеса развился, как я понимаю, не очень давно. Советским людям было почему-то запрещено пользоваться их услугами, может быть из соображений безопасности. Но пару раз с поляками я прокатился на этой чудесной колымаге, получив при этом море удовольствия.
Параллельно потоку машин по тротуарам двигался не менее плотный поток людей. Поначалу я все время боялся кого-нибудь сшибить ненароком. На улицах, как и сейчас, шла бойкая торговля, дымились жаровни, распространяя вокруг слюноотделительные запахи, нищие трясли плошками с мелочью, выпрашивая подаяние. Надо сказать, что среди них было довольно много прокаженных. Эти еще звенели колокольчиками, предупреждая прохожих о своем приближении.
Представление об архитектуре Бангкока 70-х сейчас можно получить только в провинции. Особенно похож Чианг Май. Такие же четырех-пятиэтажные домики с прокопченными, покрытыми черной плесенью стенами, с жалюзи или глухими ставнями на окнах, узенькие тротуарчики и гордо сияющие золотом и разноцветными смальтами крыши буддистских храмов. Богатые тайцы жили на виллах, которые соседствовали с лачугами бедноты. Кондоминиумов явно не хватало, поэтому снять приличную квартиру в хорошем доме с инфраструктурой представляло проблему. Кондиционеры были предметом роскоши, да и электричество для простых тайцев стоило дороговато. Однако автомобиль рядом с хибарой буквально сколоченной из ящиков и цветной телевизор внутри уже тогда не были чем-то из ряда вон выходящим. Тайцы любили большие машины, поэтому автопарк процентов на 50 состоял из разных американок, но их постепенно вытесняли более практичные и экономичные японки. Уровень жизни тайцев в 70-е нельзя даже сравнить с современным. Знаю, что сотрудники Аэрофлота получали 700 бат (35 долларов) в месяц, и это считалось приличной зарплатой. Цены, соответственно, были значительно ниже сегодняшних, даже с учетом разницы в обменных курсах. Точно вспомнить трудно, но, по-моему, бутылка прохладительного напитка стоила в городе 1-1,5 бат (без посуды), мороженое в зависимости от сорта – 1-5 бат, бананы 1 бат за 2 штуки, пачка тайских сигарет с фильтром – 8 бат, обед в среднем ресторане на троих с пивом обходился в 100-120 бат.
В городе было два оплота Советского Союза – Посольство на Саторне и Торгпредство на Сукумвите. Посольство тогда располагалось в старинном здании, которое подарил дружественной Таиланду России один из королей. Из-за небольших размеров оно не могло вместить все семьи сотрудников, поэтому часть проживала в городе. В городе так же жили ооновцы и аэрофлотовцы. Думаю, что жизнь внутри советской колонии не отличалась разнообразием. Выезда-выхода свободного не было. Все развлечения сводились к бильярду, теннису и бассейну. Ну, несколько раз в неделю гоняли наши фильмы по вечерам. Для детей, приезжающих на летние каникулы, организовывали экскурсии, иногда походы в кино. Обычно на этих мероприятиях нас сопровождали свободные от работы тетушки, которые языками, кроме русского, не владели. Посему один раз мне удалось затащить всю группу на фильм Woodstock, за что я впоследствии получил по башке. Дамам очень не понравилась музыка и сцены из жизни хиппи. Дальние поездки – Аютия, река Квай и, конечно, Паттая. В Паттаю ездили на викенды по нескольку семей.
Вы можете себе представить, что такое была Паттая в середине-конце семидесятых? Маленькая деревушка, ну может не деревушка, а поселок городского типа, где только-только отстроили несколько больших отелей (названия сказать не могу, т.к. мы там не отдыхали), которые весьма экзотично смотрелись на фоне тропического леса, подступавшего вплотную к пляжу. От Бангкока до Паттаи вела лучшая в Таиланде дорога, которую специально построили американцы, чтобы поскорее попадать на паттайские пляжи. Лучшая… Две полосы в каждом направлении, очень часто забитые грузовиками. О, грузовики – это отдельная песня. Сейчас такие встретить довольно трудно. Если только где-нибудь в провинции. Кузова все расписаны картинками, кабины украшены чеканкой, катафотами различных форм и цветов. Игрушка! Но эти игрушки, нещадно чадя древними дизелями, гоняли по дорогам с дикой скоростью, абсолютно плюя на легковушки, вертящиеся у них под колесами где-то далеко внизу.
Так вот, русская колония обычно отдыхала в местечке, которое называлось Аматтая, в нескольких километрах от Паттаи. Теперь это Вонг Амат бич в Северной Паттае. И отель там был единственный – Вонг Амат. Отель состоял из множества бунгало, находящихся в тропическом саду. Бассейн отстроили только в 77-м, корпуса не было и в помине. В бунгало присутствовала кухня с необходимыми причиндалами: плита, холодильник, посуда. Из старых строений сейчас сохранились только бунгало в первой линии, и конечно кораблик. Территория отеля была значительно больше, чем сейчас. Ее охраняли вооруженные карабинами секьюрити. Однако однажды утром это не помешало местным жуликам или агентам контрразведки благополучно усыпить меня газом из баллончика и спереть сумку и фотоаппарат из нашего номера. Причем остальные вещи они не тронули. Естественно, никто ничего не видел. Приехала полиция, составили протокол, и на этом все закончилось. Самое паршивое, что в сумке были ключи от машины. Пришлось лезть через багажник и заводить, соединив провода напрямую.
Надо отметить, что пасли нас тайцы конкретно. Хвост частенько болтался за машиной отца. В квартире стояли микрофоны. Фотоаппараты пропадали несколько раз, за что было уволено несколько служанок. Отец потом плюнул и решил новый вообще не покупать.
Обычно поутру мужчины ехали на местный рынок, где закупали живых крабов, потом, отойдя немного от берега, набирали морской воды в кастрюлю, сдабривали эту воду специями, и крабы получались просто объедение. Не верите? Вот такая вода раньше была в Паттае. Попробуйте сейчас в ней чего-нибудь сварить – похороны за свой счет. Рыба недалеко от берега ловилась просто на пустой крючок. Даже неинтересно. Закидываешь, тут же клюет. За 30-40 минут можно было натаскать ведро. На морского ежа можно было запросто напороться во время отлива в нескольких метрах от берега. Скаты, летучие рыбы и другая живность подплывали тоже вплотную.
Реже ездили в отель на Ко Ларн, там в бунгало кухонь не было, а питание в ресторане все-таки для советских было дороговато. В то время отелей было два – один на берегу, второй чуть в глубине, рядом с полями для гольфа. Народу на пляжах, что на Ко Ларне, что в Паттае было совсем немного, а фарангов, вообще единицы. На тот момент путешествие в Таиланд было бешеной экзотикой и для европейцев, и для американцев. Вояки, правда, отдыхали с удовольствием, тем более что базы военные, в том числе и на Пукете, сохранились. Дипломатические отношения с Китаем только-только установили, закрыв при этом Посольство Тайваня. А вот японцы уже тогда отдыхали целыми стаями.
По дороге в Паттаю, немного не доезжая горной гряды был молочный бар. У хозяина рядышком находилась ферма с голландскими коровами, и он успешно торговал свежим молоком. Наши люди завезли ему кефирный грибок и научили делать национальный русский похмелительный продукт. Поэтому на пути туда народ пил холодненькое молочко, а на обратном оттягивался кефирчиком.
Живности в окружающей природе было не в пример больше. Даже в черте города, особенно в период сезона дождей, можно было нарваться на змею или еще какую-нибудь ядовитую мерзость. Ящерицы ползали даже в многоквартирных домах. Одна из них благополучно свалилась мне с потолка в тарелку с супом. Ни ей, ни мне это не понравилось.
Конец августа 77-го. Последний вечер в Бангкоке. Город заливается тропическим ливнем, провожая меня в Москву. Настрой – на нуле. Я тогда не знал и не мог знать (как Штирлиц), что пройдет 18 с лишним лет, и я вернусь. Вернусь и буду возвращаться вновь и вновь. Но это будет уже другая страна. В одну воду нельзя войти дважды…
Тридцать лет… Целая жизнь. Я счастлив, что на этом Форуме нашел людей, завернутых на Таиланде, так же как и я. Жаль, что среди моих тогдашних знакомых здесь никого нет. Видать, меня одного зацепило.
Всем удачи! До встреч на «Родине»!
P.S.
Критика и вопросы принимаются.