В отличие от замковой часовни и великолепного входного портала самому замку повезло меньше.
Его судьба тесно связана с важнейшими историческими событиями Франции, которые повлекли за собой трагические для него последствия: разграбление и разрушение.
Спустя десять лет после смерти Дианы, в 1576 году её дочь Луиза де Брезе передала замок своему сыну Шарлю, герцогу Омальскому. Шарль, на тот момент губернатор Пикардии, являлся одним из руководителей Католической лиги, созданной герцогами Гизами для борьбы с гугенотами. В 1589 г. на престол взошёл Генрих IV, против которого выступала Католическая лига, и парижский парламент приговорил внука Дианы к смертной казни и конфискации всего имущества. При этом постановил, что замок д'Ане должен быть снесен, а леса поместья вырублены. Спасаясь от наказания, герцог Омальский бежал в Испанские Нидерланды,
и, казалось бы, замку грозит неминуемая гибель. Однако, замок от разрушения спас король Генрих IV. Впоследствии владельцем Шато д'Ане стал его незаконнорожденный сын от фаворитки Габриэль д'Эстре -герцог Вандомский. Но при этом над оригинальными постройками замка нависла очередная угроза. Существующие строения оказались для него маловаты и он перестроил часть зданий. Пострадали все постройки, относящиеся к эпохе Возрождения. Замок лишился архитектурных деталей, созданных Делормом, а прекрасные витражи были заменены простым стеклом. Полы из зелёных керамических плиток поменяли на чёрно - белый мрамор, но самой серьёзной перепланировке подверглись апартамента Дианы де Пуатье: надстроены были верхние этажи, для чего изменили форму кровли. За счёт этих преобразований замок был значительно расширен, а сады и парк реконструированы. Интерьеры замка подверглись модернизации, а библиотека Дианы, насчитывающая 171 фолиант, для покрытия немалых затрат была продана. Богатейшие люди Франции, потомки герцога Вандомского, особенно, герцог Пентьевр - внук Людовика XIV и его фаворитки мадам де Монтеспан, превратили замок в роскошную резиденцию, наполненную несметными богатствами. Во время революции сам замок практически не пострадал (в нём заседал революционный трибунал), лишь всё ценное, вплоть до сточных желобов и стенных панелей, было выставлено на торги. Опустошённый замок переходил из рук в руки, пока в 1804 году не попал к новому владельцу, некоему Демонти , который сначала вырубил все деревья в парке, а затем взорвал центральный корпус и правое крыло, чудом не задев часовню Делорма. С чем связан этот акт вандализма осталось тайной.
Так выглядел Шато д'Ане вначале XVII в.
Сегодня Шато д'Ане, или то что от него осталось, находится в частной собственности. Его владельцы живут в сохранившемся крыле замка и он открыт для публики.
Для осмотра доступны только апартаменты второго этажа, который к его первой владелице Диане де Пуатье отношения не имеет, что совсем не останавливает желающих прикоснуться к истории. На удивление собираются очень большие группы и в сопровождении гида в стилизованном наряде начинается экскурсия по заимку. Честно скажу, мне было жаль не столько потраченных денег, сколько времени. Долгие рассказы на французском языке не вызывали особого интереса. Сами комнаты перепланированы и их совсем немного. Точно уже не скажу сколько ( 3-4 не больше), потому что фотографировать нельзя (cнимала украдкой из-за спин любопытной публики), но историзмом здесь "не пахнет".
Мне было откровенно скучно: кровать, предположительно принадлежавшую Диане, с красивой резной спинкой за плотной драпировкой не разглядеть.
Единственный артефакт, который привлёк мое внимание - письмо Генриха II, адресованное Диане, но вот подлинное оно или нет - не знаю. Понравился только холл на первом этаже с красивыми люстрами в стиле, соответствующем Шато д'Ане. Возможно, на моё восприятие повлияла погода: было слишком душно и зашкаливающее количество народа в группах. В узких проходах собиралась толпа, и практически ничего разглядеть было нельзя.
Мы со вздохом облегчения покинули замок примерно через час и ещё раз прошлись по бывшему поместью Дианы де Пуатье. Сохранившиеся архитектурные элементы декора мне было гораздо интересней рассматривать.
Кровать, принадлежавшую Диане, случайно обнаружили на местном постоялом дворе. Письмо Генриха II своей фаворитке.
Над камином известный портрет Генриха II (думаю, что копия).
На мой непросвещенный взгляд, весь интерьер рассчитан на туристов.
Портрет Дианы кисти Сальвиатти.
Камин в Красной гостиной.
Портрет герцога Пентьевра.