Если опустить дорогу от Брюсселя и обратно, карта нашего дневного маршрута выглядит так:
Задаем навигатору Le Fort, Audinghen, и через два часа движения по трассе Е40 (А16) мы были уже на пересечение с дорогой D191, а ещё через 10 минут – на стоянке возе маяка на мысе Серый нос.
Маяк действующий, 1957 года постройки. Рядом станция слежения за движением в проливе. На мысе проложены дорожки, оборудованы смотровые площадки. Вдоль крутого западного берега идут тропы, по которым бродят гуляющие. На травке пасутся овцы. Виды замечательные.
Пролив Па-де-Кале или Дуврский пролив – это вход в Ла-Манш со стороны Северного моря. Здесь до английского берега около 40 км. Но мы, как ни вглядывались, не увидели белые скалы Дувра, мешала дымка.
Весь мыс изрыт траншеями, кругом бетонные укрепления времен Второй мировой войны.
«Атлантический вал» – система долговременных укреплений, созданная фашистской Германией в 1942-1944 вдоль европейского побережья от Дании до Испании. Строительство не завершено. Была прорвана англо-американскими войсками в июне 1944 при высадке в Нормандии. БСЭ.
Многие историки считают, что именно Атлантический вал существенно задержал открытие второго фронта.
С другой стороны мыса, на северо-востоке, виден чудесный песчаный пляж и мыс Белый нос.
Ещё одной причиной приехать сюда была надежда увидеть знаменитые приливы-отливы, поэтому мы спустились к пляжу. Есть и тропка, но мы воспользовались авто, задав навигатору 407 Rue de la Plage, Audinghen.
Здесь на берегу есть ресторанчик и стоит информационный щит. Есть нам пока не хотелось и мы пошли бродить по литорали – той части пляжа, которая затопляется во время прилива. Там, где дно более каменистое, стояли лужицы воды и лежал слой влажных водорослей. В основном, фукуса.
Там, где был влажный песок, оставили свои следы местные родственники дождевых червей. Не взирая на прохладную воду – начало мая, по песчаному пляжу бродили босиком гуляющие, наслаждаясь запахом моря, ветром, солнцем…
В 4-х км к югу от пляжа находятся самые примечательные защитные сооружения – береговая батарея Тодта – Batterie Todt. Задаем навигатору 5298A La Sence, 62179 Audinghen. Первоначально батарея называлась «Зигфрид», но после гибели рейхсминистра вооружений и боеприпасов Тодта, была переименована в его честь.
Батарея Тодта – это три громадных бетонных каземата высотой в пять этажей, закопанные в землю. На карте отметила их место положения красными звездочками. Толщина бетона верхнего свода над орудиями - 4 метра, а общая высота сооружения около 15 метров. Батарея была вооружена 38-см пушками SKC/34 и могла стрелять штатными морскими осколочно-фугасными и бронебойными снарядами. Дальность стрельбы составляла от 35 до 55 км, что позволяло обстреливать территорию Англии. Благодаря этой батарее ни один корабль не прошел через Ла-Манш за время военных действий.
В одном из казематов, самом северном, устроен музей. Внутри тщательно воссоздана рабочая обстановка. Вот только главного орудия нет, но орудийный створ впечатляет размерами и сам по себе.
Рядом с казематом стоит 280-мм пушка на железнодорожном лафете K5(E) “Schlank Berta” – тощая Берта, названная так за длину ствола. В зависимости от типа снаряда, обеспечивалась дальность стрельбы от 68 до 90 км. Одна такая пушка стреляла по осажденному Ленинграду со стороны Ораниенбаума.
Тощую Берту переправили сюда в Оденган на батарею Тодта в 43-м году из Италии, и она имеет личное имя – «Леопольд». Это единственная сохранившаяся пушка K5(E) “Schlank Berta”
Батарея Тодта была окружена заграждениями из нескольких рядов колючей проволоки и противотанковыми рвами. С воздуха её прикрывала батарея 2-см зенитных автоматов типа FlaK 30.
Батарея захвачена после 12 дней кровопролитных боев в сентябре 1944 года, после высадки союзников в Бретани. Перед отходом немцы взорвали орудия.
Каземат, дальний от музейного, хорошо сохранился и здесь по этажам бродят любопытные. Мы не пошли, решили, что нам хватит музея. Средний каземат был взорван и представляет собой нагромождение кусков бетона, что впечатляет больше, чем слова о толщине перекрытий. Этот каземат огорожен.
Время работы и стоимость билетов на сайте музея.
Следующая остановка на маршруте – деревушка Wissant на берегу пролива. В самой деревушке сделана бетонная набережная. Справа и слева от неё – широкие песчаные пляжи. С западной стороны от набережной, у самой кромки воды видны остатки укреплений. Если задать навигатору 2 Rue des Oyats, 62179 Wissant, то попадаем на небольшую площадку, с которой можно спуститься на берег:
Можно сразу проехать на стоянку на набережной - 2-4 Rue Jacques et Pierre Wissant, 62179 Wissant , и пройти вдоль всей набережной. Здесь есть маленькое кафе, в котором продают горячие вафли и мороженое. Съев вафли и понаблюдав, как кто-то на воде управлялся с кайтом, мы отправились дальше, на мыс Белый нос.
Задав навигатору 28 Rue de la Mer, 62179 Escalles, мы попали на стоянку, от которой идет дорожка на вершину мыса Белый нос - Le Cap Blanc Nez, где установлен обелиск. Вторая дорожка спускается на берег:
Подъем к обелиску был довольно крутой и длинный. К тому же, солнце уже двигалось к закату. Поэтому мы решили добраться туда на авто – Sentier du Blanc Nez, 62231 Sangatte. Виды с холма открывались чудесные.
Пора было возвращаться домой, в Брюссель. Время прошло незаметно. А мы ещё хотели заехать в Кале.
И заехали, конечно. Сначала в «Ашан», за салатами и колбасой, а потом на площадь Неизвестного Солдата – Place du Soldat Inconnu, полюбоваться знаменитой ратушей и не менее знаменитой скульптурой Родена, стоящей на площади перед ней.
Здание ратуши с башней-беффруа построено в 1911-1925 годах в стиле фламандского ренессанса. Скульптура Родена называется «Граждане Кале» и повествует об одном из эпизодов Столетней войны. После длительной осады города, король Эдуард III согласился принять ключи от города в обмен на смерть шести самых видных граждан, которых собирался казнить.
Вот такая вышла прогулка. Жаль, времени было мало…