Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: Beloe oblachko и гости: 8
4 октября (продолжение). Самый лучший способ узнать незнакомый город — это много гулять по нему и общаться с его обитателями... Поэтому продолжим.
Мы вышли на смотровую площадку на берегу Галичского озера. Здесь стоит несколько интересных скульптур.
Ул. Луначарского, дом 56. Дом примечателен тем, что в нем жил рыбак, который в украшение наличника попросил использовать рыбу.
Кирпичный дом 31 на ул. Луначарского построил Ушаков.
Далее мы перешли на параллельную улицу Гагарина. Особое очарование Галича заключается в том, что, завернув за угол, лицом к лицу сталкиваешься с чем-то прекрасным и неожиданным, построенное здесь более столетия назад, как бы между прочим. Старый Галич — город волшебства за углом, разбросанных и забытых на обочине домов, что и сообщает прогулке азарт охоты за сокровищами...
На ул. Гагарина дома стоят поскромнее - деревянные, но и они тоже обладают шармом...
В первую очередь, меня интересуют наличники.
На улице и во дворах народу – никого. Только отдельные коты сидят на заборах. Под старой берёзой - микроскопическая шашлычница, перед которой, видимо, надо стоять на коленях...
Многие дома вросли в землю. Я заметил, что стены домов здесь не принято красить, чего не скажешь о наличниках. Но и те стараются покрывать краской, видимо, как можно реже...
Дом 20.
Чтобы сфотать наличник, иногда приходится пролезать через колючий кустарник.
На одном наличнике примечаю опять рыбу и перевернутую голову...
Последний раз редактировалось АЛебедев 24 июл 2023, 20:37, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
4 октября (продолжение). Продолжаем знакомиться со старыми домами Галича по улице Гагарина. Дом 5.
С землею смешались опавшие листья — этот запах прели!..
Иида Дакоцу
Огромный домина под номером 1 был построен в середине 19 в. и обновлен в 1910 г. Принадлежал он Павлу Михайловичу Архангельскому, владельцу пивоваренного завода, занимавшемуся торговлей и извозом.
Павлу Михайловичу принадлежал и соседний кирпичный дом 3 (я его не сфотал). В доме 1 на первом этаже была лавка, а в доме 3 – винные склады.
Братья Архангельские владели лесными массивами в Галичском, Чухломском и Солигаличском уездах. Они были также большими любителями театра. В 1904 г. Архангельские подарили городу трехэтажное кирпичное здание, где сейчас находится торговый центр «Балчуг» (пересечение ул. Ленина и ул. Поречье).
Там устроили зрительный зал и сцену. Так в Галиче появился Зимний театр.
Дальше я поднялся наверх и вышел к разрушенной Вознесенской церкви (Георгиевская церковь), Этот храм построили в 1801 году на народные деньги, и это было одним из первых каменных зданий Галича.
В 1930-х гг. храм закрыли, и церковь понесла значительные утраты: были разобраны на кирпич трехъярусная колокольня и кирпичная ограда… После войны в храме устроили пункт по приему бутылок. А в 1980-х гг. случился пожар.
Когда построили Вознесенскую церковь, в народе её чаще называли Георгиевской. За 20 лет до начала строительства храма, в 1779 г., был принят план застройки Галича, на котором была обозначена НАГОРНАЯ улица. Она потянулась от церкви Вознесения. После полёта Ю.А. Гагарина в космос по просьбе студентов и преподавателей педучилища Галича улицу Нагорную переименовали на улицу ГАГАРИНА.
От Вознесенской церкви в другом направлении, в сторону городского кладбища, пошла Воскресенская улица (названна в честь кладбищенского храма), которую в 1925 г. переименовали в Гору Тимирязева.
Один из старых домов, стоящий на горе Тимирязева…
Последний раз редактировалось АЛебедев 04 окт 2023, 17:18, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
4 октября (продолжение). Начинало смеркаться. 18.00. Закупили продукты на ужин и на завтрак. Марина себе купила простоквашу. А знаете, как этот продукт называли в Галичском и Чухломском районах? Сседыш (ударение на "е"). Сседыша с устатку попьешь, и как новенький!
Пошли в гостиницу. После ужина я разговорился с дежурной по гостинице. Расспросил о Галиче. Она объяснила, почему ни в этой гостинице, ни в других нет мест. Оказалось, что в Галиче построили махом огромный фанерный комбинат, и сейчас сюда ездят наладчики оборудования - финны и итальянцы…
В Галиче, еще с советского времени, работает птицефабрика, которая производит и корм для своей птицы – выращивают пшеницу. Раньше там директором был Комиссаров Борис Васильевич, но затем он ушел в политику и депутаты, и птицефабрикой теперь руководит его сын – Василий Борисович… Птицефабрика производит как яйцо, так и недорогие колбасы…
В 1987 – 1989 гг. в Галиче построили большую больницу. Даже не больницу, а целый больничный комплекс. И там было все. Но сейчас врачи бегут, кто в Ярославль, кто в Кострому…
Вечером мы посмотрели на компьютере старые фотки Смодора из жизни Галича.
1931 год. Тема о призывниках.
Культгруппа обслуживания призывников
На призывной комиссии
Глядя на фотографии Смодора, вспоминаю другого знаменитого фотографа, которого мы все знаем как писателя - Михаила Пришвина. Он в те годы жил в Сергиевом Посаде и как-то к нему пришел в гости сам Фаворский (знаменитый график) и Михаил Михайлович сказал, что фотография отражает случай, а картина - событие...
В столовой для призывников
На призывной комиссии
Учебный класс
Политработники
И еще несколько фоток Смодора за 1931 год 1. Тракторная мастерская в здании церкви. Замечу, что с 1931 г. коммунисты ус верующих изымали храмы и массово устраивали в них МТС – машинно-тракторные станции.
2. Комиссия по социальному отбору. Таким не особо понятным слово сочетанием называли составление списков самых работоспособных крестьян, которых обзывали коммунистическим термином «кулак» и далее семью такого крестьянина принудительно вывозили с родного места сначала в специальные лагеря, а затем куда-нибудь подальше в качестве бесплатной рабочей силы. В первой половине 1930-х гг. от такой политики насильственного переселения погибло огромное количество русских людей.
3 и 4. Агитсамолет. То есть, самолет, с которого сбрасывали листовки, в которых вели агитацию. Самолетов в 1931 г. было еще мало, и такие мероприятия производили эффект на население.
Последний раз редактировалось АЛебедев 03 окт 2023, 21:59, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день). 06.30. Встали чуть свет. Погода, надо сказать, неплохая - облачно. Температура +3 градуса. 07.30. Завтракаем. После трапезы фотаю нашу гостиницу. Это коридор 2 этажа.
Это наш трехместный номер.
Потихоньку собираемся.
Это кухня, где мы завтракаем и ужинаем. Везде чисто. Оборудование на кухне в рабочем состоянии.
08.32. Садимся в такси и едем в село Костома. Рядом с этим селом, в лесу живет русский поэт Сергей Потехин, к нему мы и едем. По дороге разговорились с таксистом Ильей. Говорит, что в день он зарабатывает по 2000 – 2500 руб., в праздник до 6000 руб. Смена продолжается с 8.00 до 23.00.
Водитель Илья говорит, что запуск 1-й линии Галичского фанерного комбината намечен на октябрь. Илья работает на этом комбинате на погрузчике. Рабочим обещают зарплату в 30 тыс. руб. Оборудование все финское. Основная часть персонала проходит обучение в Кирове. Остальные учатся в Шарье и Костроме. На комбинате будет работать 600 человек в 4 смены. Кадры вербуют в Парфеньево, Антропово, Чухломе. Сейчас закупают новые автобусы, чтобы возить рабочих. Водитель также сказал, что между Буем и Вологдой сейчас строят также экспортно ориентированный завод по производству большеформатной березовой фанеры в поселке Вохтога.
09.19. Приехали в село Костома (ударение на первый слог: кОстома). В селе действует магазин. Выбор продуктов не велик, но голодным точно не останешься.
Костома Остановились около заброшенного храма Николая Чудотворца, который сиротливо стоит на окраине. В свое время храм был огорожен, но от ограды остались только Северные ворота, выходящие на главную улицу.
В 1557 г. село Костома впервые было упомянуто в завещании Петра Чудиновича (!) Акинфова, который отписал свое село Троице-Сергиеву монастырю (тот, который находится под Москвой) на "помин души". И с тех пор земли Костомы являются вотчиной этого монастыря.
Во времена Фёдора Иоановича так поступать было модно. Поэтому приселки Костомы — деревни Мурасово, Ногино, Лошково, Богарково, Харлухи, Трофимово, которые принадлежали Макарию Васильевичу Писемскому, когда он постригся в монахи, то и он эти деревни также отдал Троице-Сергиеву монастырю «на помин своей души»...
В 1593 г. в Костоме построили деревянная церковь во имя Святителя Николая, а рядом - хозяйственный двор монастыря.
Во время Смутного лихолетья, в 1616 г., на Костому напал и разорил её один из боевых отрядов пана Лисовского. Напомню, что отряды Лисовского безнаказанно действовали в Галичском уезде чуть ли не 10 лет, пользуюсь нашей медленной системой "быстрого реагирования"...
Нынешняя кирпичная церковь во имя Святителя Николая была построена в 1802 г. И там служила тьма тьмущая священников.
В 1886 г. священник Леонид Алексеев Никольский был перемещён в Никольскую церковь в с. Костому. В мае того же года он был определён Законоучителем в Костомском казённом училище.
В 1887 г. священник Евфимий Иванович Виноградов (25 лет) был перемещён в Никольскую церковь в с. Костому. С января следующего года его назначили Законоучителем в Костомской Земской школе.
С 1897 г. священник Павел Васильев Добров (33 года) был переведён в Никольскоую церковь в село Костому.
В Костоме праздновали три престольных праздника: Сергий Радонежский (8 октября), Никола Угодник (22 мая) и Александр Невский (12 сентября). Девять колоколов оглашали близлежащую окрестность: большой малиновый (200 пудов), венчальный, пожарный, покойницкий и 5 маленьких подголосков.
Последний раз редактировалось АЛебедев 16 июн 2023, 00:35, всего редактировалось 12 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. Мы продолжаем осматривать церковь во имя Святителя Николая. Она спокойно простояла весь 19 век, но в первой половине 20-го начались проблемы.
В начале 1930-х гг ее постигла учесть многих храмов. Колокола с церкви сняли в 1934 году. Церковь оставалась действующей до 1936 года. Затем ее закрыли и стали использовать для хозяйственных нужд и, тем самым, не допускали развала самого храма…
Заходим внутрь. После развала СССР, храм перестали использовать, и он стал никому не нужным. Известно, что последняя роспись в храме была сделана в 1837 году.
Фрески на стенах едва просматриваются.
Поверх росписи неверующие прокарябали свои имена…
Вообще стены храма отмечены множеством автографов…
Еще несколько сюжетов росписи.
Грехопадение.
Пол храма раньше был украшен литыми плитами.
Село Костома стоит на кромке долины Тёбзы (это самая глубокая долина Галичской гряды, перепад высоты от Костомы до русла речки 120 м).
От Костомской церкви открываются хорошие панорамы и видно с километров на двадцать за реку Тёбза. Интересный факт. До революции в Костоме не было помещиков, т. к. все население считалось монастырским и работали на барщине у монастырских служащих. Поле возле храма крестьяне прозапли Поповым. Сейчас это урочище.
Западнее церкви уцелел дом церковного причта, построенный в последней четверти 19 в. В советское время в этом доме наверху была бухгалтерия колхоза и сельпо, а внизу - столовая. Народ ещё помнит, что буфетчицей там работала Надежда Сарычева. Много воды утекло с тех пор...
Мы с удовольствием полюбовались деревянным орнаментом, сохранившийся вокруг окон второго этажа.
Последний раз редактировалось АЛебедев 26 сен 2023, 11:01, всего редактировалось 4 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. 09.55. Закончили осмотр храма. На самом деле, мы арендовали машину и поехали за тридевять земель в Костому не ради храма. Наша цель – встретиться с необычным и удивительным человеком – Сергеем Потехиным. Я знаю, что он живет на хуторе, где-то за пределами села. Друзья мне написали: «Потехин живет под горой, в сторожке на руинах. От церкви увидите внизу руины в лесу. Везите ему корм для кошек и какие-то продукты. Водки не везите, пожалуйста...»
Наш водитель Илья сказал, что его бабка – Клавдия Кутузова, а также его мама - родом из села Костома. Но сам он о деревенском поэте ничего слыхом не слыхивал...
10.05. Ищем дорогу к хутору Потехина. Оказалось, что от села надо ехать вниз с холма по дороге Костома – Барское.
Вспомнились слова Танэда Сантока:
На дороге Прямой... Тоскливо!
Внизу, не доезжая моста, есть не особо заметный поворот налево. Съезжаем и оставляем машину.
Дальше идем по тропе. Проходим мимо руин сырзавода. Сыр здесь начали делать еще до революции. Затем в Костоме родился будущий министр мясомолочной промышленности Павел Васильевич Смирнов. С его помощью был построен сырзавод за селом.
В 1960-х гг. заведующим на сырзаводе был Николай Михайлович Молчанов. Он был и мастером по изготовлению «Костромского» сыра, и кочегар, и конюх… При сырзаводе было 3 лошади, на которых из окрестных колхозов привозили в бидонах молоко для изготовления сыра. Свозилось столько молока, что не успевали перерабатывать. Сыр и масло были такие, что европейцы позавидовали бы. Здесь же на сырзаводе работала и жена - Антонина Молчанова. Она была мастером своего дела, вручную утрамбовывала из маслобойки масло в ящики, тоже интересный процесс. Сын Александр с сестрой любили быть на производстве у родителей. Помогали отцу: привозили на лошадях лёд, заготовленный зимой для охлаждения молока. На этом сырзаводе работал и Сергей Потехин…
10.09. За руинами увидели среди кустов орешника какой-то дом.
Как я потом узнал, это бывший дом семьи Молчановых, построенный в 1959 г. Подходим. Стучимся в дверь. Тишина.
Заходим. Никого, только кошки бегают.
Пошли искать хозяина.
Сергей Потехин Сергея мы нашли около родника, неподалеку. Поздоровались. Сказали, что приехали к нему незванно и хотим познакомиться. Сергей абсолютно не удивился. Пригласил в дом.
У Сергея сейчас обитает 10 котов и кошек, и они везде, и даже в печке! А раньше их было 18!
Мы достаем кошачий корм и другие вкусности и отдаем Сергею. Затем хозяин ставит на плиту чайник, а заодно и уху разогреть, чтобы мы перекусили.
Рыбу он наловил в ручье Костомка с утречка. Вернее, Сергей эту рыбу собрал в приспособлении для ловли, которое у нас называется "морда". Местное название этого приспособления - "нароты" или "стулики".
Последний раз редактировалось АЛебедев 26 сен 2023, 11:05, всего редактировалось 8 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. Биография Сергея Потехина укладывается в несколько строчек. Родился он в с. Костома 14 июня 1951 г., через 6 лет после окончания Великой Отечественной войны. Его отец – фронтовик, колхозник; мать – работница санэпидемстанции. В Костоме родились также его сестра и брат. Дед его по материнской линии - Михаил Киселев (отец Сережиной матери) - в Костромской храме был или старостой, или сторожем.
Сергей окончил среднюю костомскую школу. Служил в армии в Ижевске.
В армии из него бравого солдата не получилось: даже шапка на голове сидела неладно-нескладно, да и солдатская форма «шла» ему, как корове седло. Видимо, это стало ясно начальству, и Сергея демобилизовали.
После службы Сергей поступил в Галичское педучилище, но его не закончил. Однако некоторых преподавателей он вспоминает с уважением и любовью. Одолеть же педагогические премудрости не смог, а вернее - не захотел.
Вернулся в Костому. В долине реки Тёбза, в 1,5 км от села, как я уже говорил, стоял маленький сырзавод. При нём был дом, в котором жила семья заведующего, которая указала в 1960-х гг. Вот там Сергей и поселился.
Сначала в колхозе он работал скотником. Вспоминает: «Сейчас коров почти нет, а в то время было около трёхсот. Пока обиходишь всех, они уже опять опростались». (Я сам одно время работал скотником, поэтому хорошо понимаю, о чём рассказывает Сергей). Скотником он работал ночью, а днём писал стихи...
Встало солнышко над фермой, Пташки божьи гомонят. О моей подружке верной Люди скверно говорят.
За другого замуж вышла. Я подругу не виню. Ни к чему седло и дышло Одичалому коню.
У потерянной любимой Ничего не попрошу. Горькой северной рябиной Яд разлуки закушу.
Будьте счастливы, здоровы, Не серчайте на врага. ...Все колхозные коровы Сбросят на зиму рога...
Мы говорим и говорим, касаясь самых разных тем, и задаём вопросы. А Сергей старается ответить на каждый. Просим почитать стихи. Вот о своем житье-бытье:
На Макара шишки валятся, Но не злобствует Макар. В котелке ушица варится, Сверху плавает комар.
Он плывёт, чудак, саженками, Чует — финиш недалёк. Не везёт Макару с жёнками, Непронырлив бобылек.
На работе шеф ругается: Заруби, мол, на носу — Мужику не полагается Жить без бабы да в лесу.
Дескать, что тебе приспичило В буреломе строить скит? Вот нарвёшься на лесничего — Из берданки угостит!
Мошкара летит из ельника, Кровь качает и права, Да с упрёком на отшельника Из кустов глядит сова.
Осветил кусты фонариком, Водрузил бутыль на пень. Хороша уха с комариком!.. Слава Богу, прожит день.
Затаив дыхание, слушаем Сергея.
О б и т е л ь Спокойна тихая обитель. Цветёт крапива у плетня. Любите, граждане, любите Плетень, крапиву и меня.
Плетень — за что? За то, что скромен: Он о себе не много мнит, Из прутьев он, а не из брёвен, И высотой не знаменит.
Крапива смотрится красиво И обжигает — как огнём, Но виновата ли крапива, Что мы и рвём её, и мнём…
Любить меня? Кому охота? Как ни крути — невзрачен вид. Я — человек! И это что-то Кому-нибудь да говорит…
Последний раз редактировалось АЛебедев 15 авг 2024, 08:53, всего редактировалось 11 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. В колхозе Сергей работал и пастухом, пока стадо еще бренчало по долине. В начале 1990-х гг. коров всех поели, и Сергей остался без работы. Только стихи писал.
Спрашиваем: как он стал поэтом? Сергей вспоминает, что была у него бабушка (со стороны матери), которая умела говорить ярко, образно и в рифму… Она называла своего внука «безжопым» за то, что у него всегда спадали штаны…
Сергей - поэт милостью Божьей. Он — чудак, мечтатель и философ… В 1970-е годы у каждой девушки из Костомы была тетрадь с его стихами, полученная в подарок….
Я, конечно, не Киркоров Никаких об этом споров. А вот бабушку Ягу Хоть бы фиг сыграть могу.
Сергею очень нравится вода из родника, что возле дома. Говорит, что она помогла вылечить его от диабета. Наливал в таз холодную воду и опускал ноги…
Сергей говорит, что гости к нему заезжают, но во время короновируса людей было мало. Заезжал как-то Ладейщиков Владимир Фёдорович, зам прокурора, которому было 96 лет. Подарил картину, которую нарисовал известный питерский художник (к сожалению, уже ушедший в мир иной). Ладейщиков давал деньги на издание стихов Потехина. У Владимира Федоровича была в Судае крохотная дачка.
Также заезжал Панков Николай Александрович (зам Шойгу), подарил свою куртку…
Я тушил пожар души Мокрым веничком. Осторожно, не спешил Помаленечку! А она горит, горит Окаянная! Хоть вода кругом стоит Океанами. Разбежаться бы, нырнуть, Охолонуться... Отчего-то не могу С места стронуться…
По дождичку из ситечка Спешу, скользя и хлюпая. Любовь вошла на цыпочках В мое сердечко глупое. От елочки до палочки Переставляю ноженьки. Обочь дороги парочки: то белочки, то ежики. Мечтал найти красивую, А ноне нету выбора - В болоте под осиною Живет моя кикимора. Туда добраться пешему - немалое мучение. А мне приятно, лешему, Такое приключение…
Зачерпну из бадейки воды, Тупоносые сброшу ботинки. От окошка до ближней звезды По хрустальной скользну паутинке.
Положу тишину на зубок, Оторву лепесток у потемок. Нераспутанных мыслей клубок До утра прокатает котенок.
На рассвете растает звезда, Брызнет утро березовым соком, Заиграет в бадейке вода, А ботиночки скрипнут с упреком.
Когда бы не любовь, к чему тогда стихи, и светлая печаль, и музыка - к чему бы, и пенье соловья, и ангельские трубы, и мусорный завал житейской шелухи?..
Последний раз редактировалось АЛебедев 17 ноя 2023, 23:18, всего редактировалось 11 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. Я заметил, что Сергей употребляет в речи интересные выражения, например, «очень радёшенек!»
Сергей вспомнил, как один раз Путин дал ему 10 тысяч рублей, которые он с большим удовольствием пропил. А заодно написал стхотворение:
Жил, на целый свет окрысясь. Все едят, а я — говей? Вдруг прислали десять тысяч, Пискнул в брюхе соловей.
Подлетели кверху гирьки На тарелочке с нуждой. Накуплю лапши да кильки, Побегу, как молодой.
Отскребли на сердце кошки, Не успел я духом пасть. Разноцветные сапожки На одну сменяю масть.
Всех врагов оставил с носом, Важен, как архиерей. Буду пользоваться спросом, Словно просо у курей.
Навострил Пегас подкову, Бьет копытом: и-го-го! Ой, спасибо Базанкову И компании его!
Журавлиный клин Расколол зарю. Я стою один. В небеса смотрю.
Наползает мрак. Потемнел восток. Не пойму никак, Отчего восторг?
Быть зиме пора. Я и ждал зимы. Может, снег с утра Побелит холмы.
Журавли грустны. Мне же грех страдать. Я опять весны Начинаю ждать.
Многие годы стихи Сергея собирала Елена Львовна Балашова, поэт из Чухломы, давний и близкий друг Сергея Потехина. Время от времени, находились спонсоры, которые оплачивали тиражи потехинских стихов. В 2020 году Андрей Павличенков, хозяин терема, на свои деньги выпустил последний сборник, который составила Елена Балашова. В сборнике 800 (!!!) страниц. Тираж всего 500 экз. Перед поездкой я связался с Еленой, и она прислала мне 1 экземпляр, который я взял в нашу поездку. Наша Марина полистала книжку и захотела ее прикупить. Я позвонил Балашовой, и она мне дала адрес в Галиче, где можно было ее купить. Мы достаем свои экземпляры и просим Сергея их подписать.
Свой автограф для меня Сергей подписал «от Сергея воробушка».
И опять стихи, стихи, стихи…
Дорога мокрая блестит, И речка рядом, за ракитами. Бегут вприплясочку дожди, Ничем от солнца неприкрытые.
Коровье стадо по лугам, А стадо туч бредет над лесом. И хлещут струи по рогам Веселой музыкою лета.
Зажглись две радуги-дуги И, не раздумывая долго, Сосут водицу из реки, Как две отбившиеся телки.
Мы решили выйти из дома и размять ноги. Сергей показывает свое хозяйство, заодно читает стихи.
Земляникой и ландышем Пахнет утренний лес. Щеголяет талантами Птичий хор и оркестр.
Я в зеленом беретике Под березой стою, Бросив вместо билетика Ей улыбку свою.
А солисты волнуются, В гуще веток снуют: Чья-то песня полюбится? Так ли песни поймут?
5 октября, (2 день), продолжение. Возвращаемся в дом. Сергей показывает свою коллекцию глиняных фигурок, которых он лепит из местной глины.
На полках стоят как раскрашенные фигурки…
…так и заготовки.
Основной герой творчества – детородная тычина.
Я спросил Сергея: почему в его творчестве так много фалосов? Он мне ответил: «В основном скульптуры – пуритане. Я решил в отместку пойти по другому пути – анти-пуританство».
Изобразил Сергей и рогатого…
Мазай.
Уголовный кодекс РФ.
Одну работу - с изображением пьяного и свиньи - я прикупил: .
Сергей изображал каких-то вполне определенных людей, но каких – он не рассказывал, т. к. читал свои стихи.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. 12. 20. На прощанье делаем с Сергеем общие фотки.
У Сергея очень много почитателей, среди которых есть и поэты. Вохомский поэт Леонид Николаевич Попов обратился к нему в стихотворении "Брат"
Давай-ка, брат Серёга, Гневить не будем Бога, А ладно, да согласно О главном воспоем: О горестном, о грустном, О нашенском - о русском! - В кругу - чего там! - узком, Да все-таки - своём...
Ах, май грозит метелью, Черемуховой прелью, А небо блещет синью Стеклянной, как лёд!... Но мы котомки скинем, Потом - стаканы сдвинем Под нашим небом синим За наш родной народ...
12.23. Едем обратно. Решили осмотреть село. Сегодня оно объединяет два селения: Костома (это та часть, которая находится слева от дороги, по которой мы приехали из Галича) и Варюхино (она лежит справа от дороги). Мы едем смотреть Варюхино. Варюхино
Расскажу, что произошло интересного в этих местах за последние 150 лет. В 1875 г. в Костоме открыли первую в Галичском уезде сельскую земскую двух-классную (а не церковно-приходскую) школу. Построил школу Александр Александрович Невский, который приехал из Питера и купил усадьбу Сёмкино.
Школа располагалась на склоне горы, окнами на юг. Она получила название «нижней», т. к. стояла ниже села у дороги на Тикиной горе. В первый год в школу родители привели 15 мальчиков. По ведомости 1899 г. в училище училось 62 мальчика и 22 девочки. Как и большинство представителей сельской интеллигенции, Александр Александрович Невский состоял в партии эсеров. Эсеры, в отличии от коммунистов и других партий, имели наиболее толковую и человечную программу развития Нечерноземья, за что и пострадали в 1937 г.
После 1917 г., во время смуты, село Костома объявили центром волости, которая вошла в состав Галичского уезда Ярославской губернии.
В 1924 г., для внедрения новых идей развития общества, среди молодежи окрестных деревень организовали комсомольскую ячейку. Раньше новые мысли для деревенских внедряли через проповеди в храмах. Но большевики отказались от этой технологии...
Первым комсомольцем Костромы был мой однофамилец - Лебедев Владимир Павлович из дер. Горки.
Сейчас почти никто не вспоминает этого молодого человека, информацию о нем можно только найти в школьном музее. А вот старые дома, наверное, многое порассказали бы о том интересном времени, если бы умели говорить...
В 1922 г. на границе Костомы и Варюхино для воспитания молодых строителей Коммунизма построили школу-семилетку.
Рядом со школой стояла добротная ветряная мельница потомственного мельника с соответствующей кличкой, а затем и соответственной фамилией - Мельников Николай Андреевич. За эту мельницу школяры бегали на переменках, чтобы курнуть.
В 1924 г. в Костоме открыли избу-читальню, в которую привезли книги из ограбленных библиотек окрестных усадеб. Первым заведующим читальни был Мокин.
В 1930-е гг. в СССР началось колхозное строительство. В Костоме, на бывших монастырских землях, организовали колхоз «Красный пахарь». Потом его объединили с другими и переименовали в «Красное знамя». Соседние деревни имели свои колхозы. Так, за рекой Тёбзой, на горе был колхоз «Парижская коммуна».
В 1932 г. колхозники Костомы построили в своем селе больницу на 20 коек. В ней работала амбулатория, было инфекционное отделение, а также родильная палата. Кстати, раньше деревенские женщины рожали с помощью повитухи.
В довоенное время в Костоме вместе с Варюхино стояло 360 домов. Во время войны все мужское население призвали на фронт. Погибло 275 человек из Костомы и ближайших деревень. Среди погибших был и Герой Советского Союза - Г. С. Турунов. После войны в Костоме осталось 310 домов.
В 1956 г. открыт стоматологический кабинет. В том же году был приобретён колхозный радиоузел, проведено в каждый дом радио, первым радистом стал Соколов Н. А. В 1957 г. построили ветеринарную лечебницу на Кирилловской поляне.
К 1960-м годам, когда Хрущов разрешил выдать колхозникам паспорта, в Костоме и Варюхино осталось всего 90 жилых домов. Кстати, из Костомы вышел министр мясомолочной промышленности Павел Васильевич Смирнов. С его помощью был построен сырзавод.
Постоянный электросвет жители узнали в 1964 г., тогда и узнали электро-бытовую технику и телевидение.
В начале 1960-х гг. правительство СССР решено развивать республики, которые окружали РСФСР (Грузия, Армения, Азербайджан, Средняя Азия и т.д.). А где взять столько денег?
Решили сэкономить на Нечерноземье и на его жителях… На ХХII съезде Хрущов объявил об укреплении сельских населенных пунктов… В 1964 г. в Костоме открылся детский садик, и в село началось переселение отдаленных деревень. Так образовались первые «неперспективные» деревни, которые люди считали своей Родиной, и за которые мужики воевали. Не стало Ямещина, Гавренева, Овсянникова, Денисова.
В 1970 г. колхоз «Красное знамя» пробурил скважину рядом с церковью, которая поднимала воду насосом. Люди стояли в очереди за водой, как за хлебом. А скважина работала один 1 час утром и 1 час вечером, и надо было успеть. Из-за того, что скважина качала мало времени, она запесочилась и насос сгорел. В 1974 г. в Костоме построили свою водонапорную башню…
Последний раз редактировалось АЛебедев 03 окт 2023, 22:06, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. В этом году в Варюхино почитатели таланта Сергея Потехина прикупили для него избу, где он мог бы зимовать. Но где она находится, я не знаю.
Незатейливо и робко Меж кустов петляет тропка, Словно бы стесняется, Что в лугах теряется.
Я иду тропинкой, Сбросив с ног ботинки, Потому что на тропинке Не хочу примять травинки.
Посредине узкой стежки Алый мак на тонкой ножке Мне кивает головой: "Вот спасибо, дорогой!"
Заволок туман низины Жди не жди не потеплеет, В гамаке из паутины Лист осиновый алеет.
Я иду опушкой звонкой. Рать грибная схоронилась. У поджарого опенка В страхе ножка подкосилась.
Полюбуюсь, но не трону. Пусть пуста моя корзина. На меня, как на ворону, Смотрит старая осина.
12.35. Налюбовавшись Варюхино, едем обратно в Галич. Дорога очень красивая. Она петляет по смешанному лесу. Ни машин, ни пешеходов мы вообще не встретили.
Изредка попадаются распаханные поля.
В одном месте мы даже тормознулись, чтобы сделать селфи.
Молодой березовый лес на месте старой вырубки.
Около деревни Логиново спускаемся с увала.
Мы под большим впечатлением от встречи с деревенским поэтом из Костомы.
Руками тучи разведу, Должно же небо проясниться! Пусть набирает высоту Моя пугливая синица.
Зеленый листик ветер мчит, Упал он с дерева до срока. Пускай немного помолчит Моя крикливая сорока.
Зеленый листик подберу, Чтобы ему теплее стало, В окно, открытое добру, Какое зло не залетало!..
Дождя томительный напев Созвучен песне монотонной Ворона, даже почернев, Осталась белою вороной.
Окно пошире распахну, Пусть мне от холода не спится. Быть может, явится к окну Моя пропащая Жар-птица.
**** **** ****
Лед на речке чистый, гладкий. Тишина - хоть не дыши. Убегают без оглядки - Из-под ног моих ерши.
Пескари куда смелее: Хоть пляши над головой! Солнце низкое алеет Над березою кривой.
А береза смотрит в омут И весьма удивлена: «Листья в омуте не тонут, Ветер есть, а где волна?..»
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. 13.25. Въехали в Галич. Немного поснимал. Это Галичская тюрьма.
Разглядывая деревянные узоры вокруг окон, ловишь себя на мысли, что старые мастера не занимались копированием чужих наличников.
К сожалению, старый промысел резьбы по дереву и украшения деревянного дома канул в Лету... Во всяком случае, в регионах я таких мастеров не встречал. Правда, знаком с двоими, которые в Москве преподают детям труд в одной из вальдорфских школ...
Мысленно переместившись на 120 лет назад, я представил себе людей, которые жили здесь, в каких одеждах ходили… У этих людей не было телевизора, компьютера, мобильника и поэтому они любили ходить в гости к друг другу и общаться...
13.35. Вышли из машины. Такси нам на троих обошлось в 1850 руб. В центре города мы решили прикупить у продавца Таисии местной копченой рыбки на ужин.
Последний раз редактировалось АЛебедев 29 май 2023, 09:05, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. 13.39. Зашли в «Русский чай» пообедать. 14.10. Закончили обед. Купили в буфете вкуснейшую выпечку. 14.40. Пришли в гостиницу и оставили здесь продукты. 14.50. Садимся в такси и едем по трассе на Чухлому в Морозовское.
Это село находится от Галича в 19 км. Но дорога хорошая, доехали быстро. 15.15. Приехали.
Село стоит на речке Едомше. Раньше оно входило в Чухломской уезд. В 1701 г., не задолго до смерти князь Иван Осипович Борятинский построил в своей вотчине, в селе Морозовском, деревянную церковь во имя Тихвинской Божьей Матери. Здесь же была и усадьба Борятинского, а сам он служил воеводой в Галиче. Иван Осипович много воевал. Участвовал в обоих Крымских походах (1687 и 1689 гг.), Азовском походе (1696 г.).
В 1700 г. село Морозовское с деревнями Дьяконово, Тарутино, Кулеберово, Семеново перешло к его дочери, вышедшей замуж за Щербинина.
А в 1860 г. Морозовское было у С.Г. Доливо-Добровольской. Каменная Никольская церковь в селе была построена в 1853 г.
Многие дома заброшены.
Нас интересует храм, названный в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Сейчас директор галичской птицефабрики – Василий Борисович Комиссаров, его восстанавливает. Заходим в храм и осматриваем роспись.
По стенам идут трещины. Как это можно все восстановить, даже не представляю.
Трапезная (это помещение соединяет колокольню и основной храм) выглядит ужасно, свод отсутствует.
Реставрация началась в 2019 году. Поговорил с рабочими. Оказалось, что тут работает несколько бригад. Костромичи делают алтарную часть и трапезную. Спецы из Галича перекладывают всю кладку.
Зашел в колокольню. Она была построена в 1853 г. на средства прихожанки-помещицы Анны Гавриловны Земщининой. Сколько лет прошло, а люди её помнят! Сейчас колокольню восстанавливают вологодские мастера. Матершинники страшные!!! Стены все исписаны, и отнюдь, не писанием…
На прощание сфотал дом Василия Борисовича Комиссарова, который восстанавливает, слава Богу, храм.
Последний раз редактировалось АЛебедев 28 янв 2023, 09:43, всего редактировалось 8 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
Lari1234 писал(а) 27 янв 2023, 11:35:Может знаете почему в других источниках фамилия пишется через А - Барятинский Иван Осипович
Я смотрел старые документы, выданные одному р тому же человеку в разные годы. И обратил внимание, что сплошь и рядом его имя или фамилию писали с ошибками или почерком, где написание имени и фамилии можно трактовать по-разному.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. 15.47. Едем дальше в сторону Галича. Навигатор говорит, что надо ехать до Красной Зари. Затем повернуть направо (это основная дорога, которая объезжает Галичское озеро с севера). От поворота проехать 500 м и свернуть направо. Еще через 500 м, перед Степаново повернуть ешё раз направо. Через 1 км, перед Фатьяново повернуть направо. Наш галичский водитель говорит, что все это бред, и что есть более короткая дорога. Едем. 15.59. Приехали.
Никольское
Рядом с с. Никольское стоит заброшенная церковь Николая Чудотворца, которую видно издалека. В 1762 г. село Никольское с деревнями принадлежало Александру Петровичу Лермонтову. Здесь, в Никольском, у него была усадьба, и он приходился родным братом Юрию Петровичу Лермонтову — прадеду поэта. В этой усадьбе родился и отец поэта Ю. П. Лермонтов.
Место интересно тем, что в этом храме 26 декабря 1787 года крестили Юрия Петровича Лермонтова, отца великого русского поэта.
А как оказались предки Лермонтова на Костромской земле? По отцовской линии предком Лермонтова был Томас ЛермОнт (Правдивый Томас), легендарный шотландский бард XIII в., воспетый Вальтером Скоттом. В 1613 г. наёмник Георг Лермонт был на службе у польского короля Сигизмунда III. Во время русско-польской войны, при осаде Дмитрием Пожарским польской крепости Белой, Лермонт был взят в плен, где и перешел на русскую службу с сохранением дворянского звания. Он без проблем покрестился и получил новое имя Юрий. В 1618 г. во время Можайской битвы он был тяжело ранен. В 1621 г. шотландский поручик Юрий ЛермОнт получил грамоту на жалование поместий в Галичском и Чухломском уездах. В 1634 г. в чине ротмистра он был убит под Смоленском во время 2-ой польской компании. Похоронен в Авраамиевом Городецком монастыре, на берегу Чухломского озера. Правда, у меня сомнения, по поводу этого захоронения, т. к. непонятно, успел ли ЛермОнт перед смертью покреститься…
Один из сыновей этого русского ЛермОнта, Петр Юрьевич, впоследствии стал воеводой Саранский и принял православие.
В конце XVII в. внуки Ю. Лермонта попали в поколенную роспись царя, т.е. их внуки продолжили служение государю (этого, кстати, требовал тогдашний закон). Но служили они не на очень высоких должностях. Прадед поэта, Юрий Лермонтов, в 1740 г. вступил в Шляхетский корпус, откуда вышел по болезни в 1741 г. Он был произведен в поручики, имел хороший аттестат, из которого видно, что он умел чертить, рисовать, говорить и писать по-немецки.
В 1787 г. родился отец поэта Юрий Петрович Лермонтов (фамилия изменилась, видимо, во время переписи населения).
В 1812 г. Юрий вступил в Егерский полк в составе Тульского дворянского ополчения. Этот полк был, своего рода, спецназом. Набирали туда сыновей лесников и егерей. Весной 1813 г. в сражении при Бауцене (Саксония) Юрий Лермонтов получил ранение. Затем он полгода лечился в военном госпитале.
Юрий Петрович Лермонтов
После выздоровления, в конце 1813 г. Юрий Петрович восстанавливает здоровье и знакомиться с Марией Михайловной Арсеньевой, которая приходилась племянницей генералу Никите Васильевичу Арсеньеву, под чьим началом проходило обучение Лермонтова в Кадетском корпусе.
**** **** ****
Зимой 1814 г. молодые повенчались, несмотря на неодобрительное отношение к жениху со стороны матери невесты - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Лермонтовы провели несколько месяцев в Петербурге и Москве, а затем поселились в Тарханах, где Юрий Петрович стал управлять имением тёщи.
Осенью 1814 г. у молодой супруги начались проблемы со здоровьем, и Лермонтовы уехали в Москву, где у них 15 октября родился сын, названный по настоянию бабушки, Михаилом. После этого семейная жизнь молодых не заладилась. Здоровье молодой мамы быстро ухудшалось, и зимой 1817 г. она скончалась.
Тёща сделала все, чтобы внук остался с ней. Она составила завещание так, что внук Миша, мог унаследовать ее имение, только при условии, что он до своего совершеннолетия будет находиться на ее попечении, а его отец не будет вмешиваться в воспитание.
Юрий Петрович, решил для себя, что не сможет (а может, и не хочет) обеспечить достойное будущее своему сыну. Поэтому он спокойно согласился с требованиями своей тёщи, и уехал в свое имение.
В последствии, Михаил Юрьевич Лермонтов напишет о детских переживаниях, связанных с безотцовщиной Как бы там ни было, Юрий Петрович наследника родил и продолжил род шотландских ЛермОнтов (ударение на 2 слоге)….
Глянули одним глазом на Никольское…
И поехали дальше.
Последний раз редактировалось АЛебедев 28 мар 2023, 19:57, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
5 октября, (2 день), продолжение. Внимание! На карте не обозначена грунтовка от Никольское в сторону трассы Чухлома – Галич. Едем в село с необычным названием Покров-Пема.
Маршрут нам навигатор проложил по плохим дорогам. На самом деле мы сразу выехали на трассу Чухлома – Галич, по ней проехали до перекрестка у возле Красная Заря и там повернули направо на трассу Степаново – Буй.
Проезжаем речушку с необычным названием Едомша, оставшееся, наверное, от народа меря. Это одна из четырех рек, которые впадают в Галичское озеро.
Поворачиваем ещё раз направо.
16.30. Приехали в Покров-Пема. Название села происходит по имени реки Пема.
Покров-Пема Перед нашем походом я случайно посмотрел в Интернете фильм «Монах и послушник восстанавливают храм Покрова Божией Матери», из которого узнал о существовании полузаброшенного села Покров-Пема. С 2017 года здесь живет молодой иеродиакон Лазарь, который восстанавливает храм Покрова Божией Матери. Заходим через старые Святые ворота.
К сожалению, Лазаря мы не застали. Зато познакомились с молодым сторожем Николаем, который пустил нас в храм.
Село Покров-Пема получило свое название по Покровской церкви и по речке Пеме. В 1628 г. весь Пемский стан принадлежал Григорию Ивановичу Горихвостову, Григорию Ивановичу Синявину и Александру Семеновичу Перелещину. Один из них - Г. И. Горихвостов в 1609 г. был воеводой города Тихвина и со своими тихвинцами присоединился к князю Скопину-Шуйскому, воевавшему против Лжедмитрия. Такая вот история...
Кирпичную церковь Покрова Божией Матери возвели сразу после окончания войны с Наполеоном в 1815 году.
Строили её крестьяне из окрестных деревень на свои деньги.
В 1911 г. статистической управление про эту церковь написало: "Прихожан 501 душа муж. пола и 541 жен. пола; по характеру занятий приход сельскохозяйственный, с отхожими промыслами.
Приходских селений 22, из них самое дальнее в 5 верстах от церкви. В приходе имеется две школы: одна церковно-приходская, другая земская".
В 1930-х годах храм закрыли. Что в нем было в советское время, выяснить не удалось, однако, судя по тому, что свод сохранился без трещин, за храмом следили.
Сейчас он восстанавливается силами иеродиакона Лазаря и нашего сопровождающего Николая.
Решаем с женщинами завтра ещё раз заехать ближе к вечером в храм, чтобы познакомиться с Лазарем.
Последний раз редактировалось АЛебедев 30 мар 2023, 11:44, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия) 06.00. Подъём. С утра ясная погода. 07.30. Завтрак. Сегодня у нас по плану, продолжение исследования Галичский земель, с северной стороны Галичского озера.
08.43. Стартуем на такси с водителем Александром. 08.50. Сворачиваем на трассу Степаново – Буй. 09.02. Приезжаем в Туровское (ударение на последнее "О").
Туровское В эпоху галичских князей это село именовалось Мыльное, поскольку на его территории работало несколько мыльных заводов. Сегодня здесь не многолюдно: лишь несколько жилых улиц и маленький сельский магазинчик.
От села открывается вид на Галичское озеро.
Рядом с селом Туровское в 1835 г. был найден Галичский клад.
Он был найден ранней весной 1835 года крестьянами села Туровское при исправлении плотины на речке Лыкшанка, впадающей в Галичское озеро. По свидетельствам очевидцев, металлические изделия, якобы, находились в большом глиняном сосуде, разбившемся от удара железного лома. Какое-то количество выпавших из него предметов попало в речку, но основная часть оказалась в доме хозяйки мельницы и самого села Н. И. Челеевой.
Известный литератор, издатель «Отечественных записок», коллекционер, владелец частного Русского музеума П. П. Свиньин, прослышав про клад, успел сделать предварительные схематические рисунки предметов и описал их. Позднее рисунки оказались в архиве Императорской Археологической комиссии и попались на глаза А. А. Спицыну.
Впоследствии, когда половина клада растеряли, только по рисункам Свинина и можно было понять, что за предметы в него входили.
Через год после находки Галичского клада Чалеева передала его своему племяннику Д. С. Бестужеву, а тот отдал часть их епископу Павлу.
Епископ, в свою очередь, подарил древние находки Обществу истории и древностей при Московском университете в том же 1836 году.
«Сего 1836 года Июня 22 дня, по случаю обозрения мною Костромской Епархии, бывши в селе Туровском, что близь города Галича, в доме Г-жи Натальи Ивановны Челеевой, получил от ея племянника Дмитрия Сергеевича Бестужева несколько металлических вещей, весьма любопытных, потому что напоминают собой языческий быт предков наших. Г. Безстужев сказывал, что сии вещи найдены осенью прошлаго 1835 года в берегу речки Лыкшинки, протекающей под высокою горою, на коей стоит село Туровское, крестьянами их копавшими землю для плотины; и что по оплошности довольно сих вещей побросано ими в речку, а из уцелевших также довольно отправлено им в Москву к родственникам своим, и особенно все старинныя монеты. Подаренныя мне Г. Безстужевым вещи следующия: - Небольшой языческий идол, вылитый из красной меди, - Медный нож, довольно изоржавевший, вероятно жреческий, - Небольшое медное животное, - Медная голова небольшаго идола, - Значительной величины медное кольцо, - Небольшая медная вещица, - Несколько серебряных вещиц также разнаго вида, - Два небольшия черепа глинянаго горшка, в котором находились означенныя вещи.
Не благоугодно ли будет вам означенныя любопытныя вещи принять, и представить в Общество Истории и Древностей Российских; - при сем еще, и для того же, прилагаю любопытный печатный отрывок из Новаго Завета, печатанный при Государе Петре Первом на Славянском и Голландском языках, и еще несколько разных монет.
С совершенным почитанием и преданностию честь имею быть и проч. Павел, Епископ Черниговский»
А затем 8 предметов попало в Российский Исторический музей.
Другая часть коллекции (не менее 19 изделий) была утрачена, кроме фигурки идола, оказавшейся в собрании графа С. Г. Строганова, а затем поступившей в Эрмитаж.
Первоначально эта часть галичских находок была отправлена Бестужевым его родственникам в Москву.
Третью часть «клада» (не менее 29 предметов) семья Челеевых передала в дар Костромской архивной комиссии. Следующим местом ее хранения стал музей Костромы, где с этими вещами успели познакомиться, а затем и воспроизвести в своих трудах Спицын и Тальгрен. Позднее данная часть «клада» была передана в музей города Галича Костромской области, где экспонируется и в настоящее время.
В итоге, согласно сведениям Спицына, «клад» насчитывал значительное количество металлических предметов (не менее 56). Немалая часть их была утрачена изначально. Многие мелкие серебряные украшения разошлись по рукам и попросту не подсчитывались.
Галичский «клад» - своего рода «языческая ризница». Среди находок обращают на себя внимания изделия, которые напоминают людей.
Среди них выделяется две большие фигуры, которые отличаются прической (или головным убором). Одну фигуру для простоты обозвали «солнечной».
А другую фигурку нарекли «лунной».
Также среди предметов клада была большая личина. Ее венчают две миниатюрные стилизованные противостоящие фигурки медведей.
Несколько маленьких человеческих фигур можно увидеть в Костромском музее.
Последний раз редактировалось АЛебедев 17 ноя 2023, 16:49, всего редактировалось 2 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
6 октября, (3 день путешествия) Галичский клад (часть 2)
Археологи определили, что предметы из Галичского клада относятся к XIII в. до н.э., то есть к эпохе бронзы.
Ключевым предметом клада, определившим его культурную принадлежность, является кинжал со змеиноголовой рукоятью и пластинчатым клинком. Это характерное оружие уникальной сейминско-турбинской культуры (XXII – XVIII вв. до н. э.).
Это были племена металлургов и воинов-коневодов, в среде которых выделялась воинская элита. Атрибутом власти были княжеские кинжалы и ножи с фигурными рукоятями.
В кинжале из Галичского клада главный образ - это змея. Рукоять кинжала увенчана ее головой с раскрытой пастью и столбиком-перемычкой, имитирующим ядовитое жало.
В прорези рукояти припаяна фигурка извивающейся ползущей змеи. Туловище при переходе к голове украшено поперечной змейкой-зигзагом и косыми линиями. Нижняя часть рукояти декорирована поперечными линиями. Возможно, этот нож использовали для каких-то ритуальных действий. Убивали жертву?
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.