Прежде, чем отправиться дальше, немного историй.
– На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая Дама,
По преданию, жила...В этом отрывке из стихотворения Николая Агнивцева «Случай на Литейном проспекте» поэт повторяет городской миф о Литейном доме. Легенда долго бродила среди жителей Питера. К сожалению (или к счастью?) легенда была абсолютно беспочвенна - автор "Пиковой дамы" А.С. Пушкин был убит за пару десятков лет до того, как дворец был построен.
А прообразом легендарной Пиковой дамы послужила княгиня Голицына. Голицына занимала исключительное положение в Петербурге, и не только богатство и знатность были тому причиной. Сам ее жесткий характер и острый ум приводили окружающих в благоговейный трепет. Даже московский генерал-губернатор Д.В.Голицын, человек, без сомнения, облеченный немалой властью, едва не дрожал в ее присутствии и не позволял себе сказать лишнего слова.
В 1800 г. в семье ее крепостных родился мальчик. Ему повезло оказаться в услужении самой княгини и, благодаря рано проявившимся художественным способностям, привлечь внимание ее высокопоставленного сына.
В истории бывший крепостной Голицыных остался как Василий Садовников, чьи акварели и литографии очаровывают множеством деталей и безукоризненным рисунком.
После окончания строительства княгиня Юсупова именно В. Садовникову специально заказала серию работ с изображением как фасадов дворца, так и его интерьеров.
А мы находимся у подножия парадной лестницы. Она сохранилась практически в первозданном виде и поистине прекрасна!
Сбоку от основания лестницы.
Первый пролет прикрыт стенами и вся картина открывается только на первой площадке.
Справа и слева от портрета Зинаиды узкие высокие стеклянные двери.
Раньше они вели в зимний сад, располагавшийся за этой стеной со стороны двора.
(К теме сада вернусь чуть позже)
Вот оттуда мы поднялись
Изящные перила
Скульптуры возле зеркала
Потолок
В центре потолка - световой стеклянный плафон.
Картины на потолке
Скульптуры под ними
Еще детали
Поднимаемся наверх
Великолепное зрелище!
Единственное, что портило всю картину (кроме откровенной грязи на завитушках лепнины), это идиотская разноцветная подсветка. И в целом, простите меня, но от нынешних обитателей дворца и всех их поступков веет полной безвкусицей. И это не "бедненько, но чистенько", это именно полноценное дурновкусие. Там, куда их ручки не добрались, так и хотелось вздохнуть: "Спасибо, что не тронули!".
Да ладно...
А вот так в 1866 г. увидел парадную лестницу В. Садовников.
Боковые окна и двери в гостиные заложены. Когда, кем, в какой момент - неизвестно.
Поднявшись по лестнице гости могли пройти в парадные гостиные. Вот через эти двери.
Но не сейчас. В настоящее время там кабинеты руководства общества "Знание" и секретарей.
А ручки-то на дверях - старинные!
Все люстры на лестнице имели спуско-подъемные механизмы, что облегчало их чистку. В люстрах были особые и редкие для того времени масляные светильники. Масло в них подавалось снизу вверх, что обеспечивало равномерное приятное свечение. Княгиню мало волновал тот факт, что из-за своей стоимости, она была одной из немногих, кто мог себе позволить такую роскошь.