Совсем не оригинальное название, но уж больно верно отражающее этот вид самостоятельного отдыха на воде.
Если в разговорах с друзьями, я всегда для краткости и наглядности круиз на большом корабле изображал как пятизвездочную гостиницу с полным пенсионом и вечерними развлечениями, у которой вид из окна каждое утро разный, то ниже описываемую развлекаловку можно сравнить с циммером, который тоже не стоит на месте на берегу озера или в лесу,
а движется по каналам, рекам и озерам прекрасно дополняя и разнообразя тем самым и без того неплохой отдых.
И если в случае настоящего «взрослого» круиза маршрут оговаривается и согласовывается заранее с круизной компанией и на ее ответственность,
то в случае водного «кемпера» у вас вместо асфальта – вода и вы вольны ехать-плыть-идти куда вам заблагорассудится.
Заранее хочу снять все споры на тему – «что лучше».
Это совершенно другой тип отдыха со своими плюсами и минусами и оказался в этом разделе форума только потому, что все-таки это «речной» круиз.
Mне нравится водный вид отдыха, за исключением лежания на пляжах, наверное потому, что этого "спина-живот" отдыха нам хватает в течение полугода купания в средиземном море Израиля. И мы совершили пять "больших" круизных заплывов, два маленьких "сам себе капитанских" и один средний по размерам – на барже, но с командой по Темзе.
См. мой отчет Речной круиз по Темзе, июль 2012
Из наших друзей-знакомых раньше так никто и никогда не путешествовал и наколку или наводку не давал.
Отчетов в интернете на подобного вида времяпрепровождение очень мало.
Я наткнулся на рекламу о самостоятельном путешествии на большом моторном катере, не требующим права на управление – «license free» совершенно случайно.
Именно так это и подавалось. LICENSE FREE ! В этом была особая «мулька» и я ее заглотил.
Как так без прав !? Моторный катер до 15 метров длиной и до 12 пассажиров без прав ? - «Казюльский! Кому вы парите..?»
Невероятно ! Это было настолько не правдоподобно для обычного законопослушного гражданина, с рождения обвешанного всевозможными пропусками, разрешениями, удостоверениями и правами – на труд и на отдых (а как же !), что даже сегодня. спустя пять лет после нашего первого вояжа, местные – я подчеркиваю мес-тны-е товарищи, будь то во Франции или в Германии, несколько раз с удивлением переспрашивали- "таки да без прав?" - таки да !!
И это оказалось той правдой, совершенно невероятной и неожиданной правдой, удачей упустить которою было преступно !
– А вдруг как отменят ! Ведь все же знают – чем дальше, тем хуже ! Вот раньше было да-а..! Ну и т.д. ..
Забегая вперед, я раскрою секрет в чем здесь фича ! А впрочем, чегой-то вдруг ! Попытаюсь сохранить интригу как можно дольше…
Начну в хронологическом порядке. Первый раз это была Франция. Долина рек в Бургундии, притоки и каналы их соединяющие. Сто пятьдесят километров к югу от Парижая.
Нас с женой и сыном было трое. Сын уже взрослый и особенно приятно, что он согласился поехать с нами - в последнее время случается все реже и реже…Ну вы меня понимаете.
Наверное, необычность идеи заинтересовала его настолько, что он готов был терпеть наше присутствие круглосуточно на протяжении всей недели путешествия .
Как я уже писАл раньше в своих отчетах, наши с женой совместные поездки ознаменовываются какими-нибудь приключениями, как правило, на момент самого действа не очень приятными и нервными и только по прошествии времени и в рассказах я перевожу их в иронично-юмористическую форму. Это различные опоздания самолетов-поездов-автобусов или чемоданные истории или любые другие дорожные казусы.
Когда сын согласился поехать с нами, мы с женой призадумались о том, как его присутствие усилит или наоборот ослабит этот эффект -назовем его - дороги.
Забегая вперед , и оглядываясь назад могу сказать, что за исключением забытого перед отъездом из гостиницы в номере кошелька с деньгами, правами и кредитными карточками, ничего экстраординарного не случилось. Тем более, что он успел сбегать и забрать его до прихода уборщицы.
Итак, переночевав в Париже.., вообще-то на все эти круизы-шмуизы мы предпочитаем прилететь хотя бы на день раньше, учитывая наше еврейское счастье, связанное с погодой, вулканами, забастовками, как у нас, так и у них, не пришедшими чемоданами и пр. и пр.
– так вот на утро мы, быстро найдя кошелек и с почти не испортившимся настроением -«Лучше бы ты голову там оставил !?»- взяли в аренду самую маленькую и дешевую машинку.
Ей предстояло за минимальные деньги отвезти нас в точку отправления, простоять там в полной неподвижности пока мы изменяли ей с моторной лодкой и, не выказывая никаких признаков ревности, ровно через неделю вернуть в чрево Парижа. По-моему, эту неприхотливую страдалицу желтого цвета звали Фиат Пунто.
Маршруты плавания бывают как круговые, так и только в одну сторону. Мы решили для первого раза не заморачиваться с перегонами автомобиля из одной точки в другую или трансфера нас обратно на начало пути, потому что это требовало как дополнительных финансовых, так и логистических затрат. Поезда, автобусы, такси выглядели ненужной головной болью и мучиться ею желания не вызывали. Тем более, что впереди нас ждала совершенно новая в нашей жизни «безправная» неделя ! LICENSE FREE !
На сайте отправления согласно сопроводительным документам нас ожидали с двух до шести часов дня. Мы прибыли ровно посредине - в четыре.
Сразу совет на будущее – не тяните с приездом, приезжайте к началу. Ниже я расскажу почему.
Поскольку нас было всего трое, то и кораблик мы выбрали самый маленький – девяти метровый «ПЕНИШИТ-955» с вместительностью от 2-х до 4-х пассажиров.
Это тот маленький девяти метровый, который у причала.
Масштабность впечатляет !
Во время оформления мы раскошелились (как хорошо, что нашелся кошелек) на страховку –она бывает разная и в начальную стоимость не входит,
после круизную уборку – пусть сами все моют и два велосипеда.
За солярку для дизельного мотора надо было заплатить уже после похода в зависимости от корабельного счетчика. Он отсчитывает часы работы дизеля.
Сразу совет - во избежание дополнительных топливных расходов выключайте двигатель во время длительных стоянок, например при шлюзовании.
После оформления всех нужных, с их точки зрения бумаг, нам было предложено пройти и ознакомиться с судном. Процесс управления коим рисовался все еще в некотором тумане.
Мужик-оформитель, он же инструктор, спросил напрямик о нашем предыдущем «экспиреансе». Мы честно выпучив, для большей убедительности, глаза на таком же как у него не родном английском сказали –Нет, нет! Никогда!
Тогда он грит все просто –
Тумблер вверх-ждем-лампочка нагрева погасла -давим кнопку-двигатель завелся. Пробуйте !
Конечно, все с пол тычка заработало ! А че не заработать-то, когда моторист –инструктор рядом.
Вот когда его нет, а мы под мостом в фарватере всем загораживаем, а навстречу баржа – вот тогда можно и не заводиться ! Но об этом потом (подмигивание с кривой ухмылкой)
Корче, завелись, трогай грит.
Ручка назад – задний ход, вперед – передний, чем сильнее наклон тем быстрее, по средине – нейтраль. Все. Поехали грит.
Вот здесь сын-то и пригодился. А че, мы зря его поили-кормили, ночей, понимаешь ли, недосыпали…
Давай грю, сынок, дерзай ! Ну ему-то что !? Ответственность все одно на папаньке – он бумажки подписывал -дернул ручку назад – поплыли.
Руль крутит, головой крутит, на чистом английском у инструктора правильные вопросы спрашивает…
Сделали контрольный круг по заливчику перед домашней мариной.
Мы с женой тоже по очереди к рулю одним пальчиком - приобщились типа.
Все обучение заняло минут пятнадцать-двадцать от силы. Теперь швартовка. Проблем нет ! Ведь у штурвала капитан и капитан-наставник.
Мы с женой с двух сторон на причал прыг , веревки швартовочные тянем, привязываем за кнехты как можем…Все !
Загужаемся на борт...
Намного более сложным оказался урок пользования душем-туалетом ! Ах пардон, пардон- гальюном то есть.
Ну почему надо выдумывать специально новые слова, если действо остается неизменным ?
Чтобы доказать, что ощущения резко меняются, если пол под ногами не очень устойчивый?
Но это будет заметно только в хорошую качку, когда со сковородки на камбузе вам в лицо срываются котлеты,
а в гальюне, во время не погоды, бывшие котлеты желательно положить, все-таки, в лузу.
Во время тихой, преимущественно, воды камбуз превращается обратно в кухню, гальюн – в туалет, а карета –в тыкву..
Помню как-то во время транстибетского перелета в Сингапур, из-за восходящих потоков воздуха, обычный самолетный туалет превратился в такой гальюн, что мама дорохая !
Пользователи буквально зависали над-, растапырив локти и сползая по стенкам после очередного пинка под зад. Не эстетично!
А может быть гальюн, потому что вначале нужно было накачать в унитаз воду, а потом ее откачать. Все это делалось двух позиционной кнопкой, приводящей в работу электронасос.
Нажал вперед – набрал воду, назад – слил.
Мытье происходило в этом же помещении при закрытых дверях, дверцах и форточках, чтобы вода стекала вниз под ноги, в специальный поддон, который тоже опорожнялся посредством другой пары электронасоса и кнопки. Душ получался с помощью вытаскивания крана из гнезда на себя, ну а за ним и шланг тянулся.
И это тоже освоили. Ура ! Всем спасибо! Все свободны ! Счастливого пути ! Приятного отпуска! Не поминайте лихом!
И наш моторист-гальюнщик свалил домой вино французское пить, сыром плесневелым закусывать…
А мы не то чтобы перенервничали во время пробной поездки, но глоток с кусочком тоже не помешал бы но..
В комплект швартовки на природе входили два железных колышка в виде укороченных ломиков и молоток. Полотенец почему-то не было.
То есть, все постельное бельё в трех экземплярах было и простыни, и наволочки, и пододеяльники, и дополнительные одеяла и подушки, а вот с полотенцами вышел облом.
До сих пор не понятно. И это не то чтобы забыли положить - просто не было и все. Как не было и других расходных материалов - типа мыла, шампуня и мыла для посуды.
Я уже не говорю про еду на вечер, завтрак и так далее…
То есть получалось, что нашей «Пунте» нужно было срочно смататься в ближайший супер, пока не он закрылся.
Вроде как. мне попадалась в описание услуга по покупки всего необходимого и доставки на кораблик, но для этого нужно жить в этой местности и знать точно название вещей, которые ты хочешь купить заранее.
Короче – сели – поехали –купили – загрузили. На кухне..Опс! Сорри! Камбузе был небольшой холодильник.
Туда влезли : два десятка яиц, пачка масла, пакет молока, две бутылки вина, шесть бутылок пива, колбаса-сыр, упаковка готового к приготовлению мяса, в морозилке – коробка мороженного.
Не влезли и остались на полу и кухонном столе рядом – хлеб, масло подсолнечное, майонез, картошка, помидоры-огурцы, пирожные-печенья, соль. Мыло для мытья посуды.
Большая пластиковая бутылка с водой.
Совет – составляйте список покупок. Иногда какая-нибудь дурацкая соль может существенно изменить маршрут плавания.
Есессно, были куплены и 3 (три) средних размеров полотенца.
И вот теперь можно было спокойно сесть, поесть, отдохнуть, обсудить будущий маршрут.
Первый опыт с духовкой.
Маршрут. Как было и сказано выше был круговой, но не в совсем понятном нам варианте - по кругу и все время новые места, а возвращаемся тем же маршрутом.
На первый взгляд кажется, что как-то так не интересно, но из опыта и нашего и, судя по всему других людей, за две поездки тудам-сюдам только и успеваешь, что осмотреться.
Более того, остановки можно делать в разных местах, отличных от предыдущего направления. Единственно, что можно выбирать, это – направление движения - направо или налево.
Вам дается подробный атлас маршрута, плюс устные рекомендации по предпочтениям, ну там, хотите много городов или природы...
Мы поплыли направо. Как говорил Синьор Робинзон в одноименном фильме, когда выбирал куда ему идти по пляжу после спасения, «не из политических соображений».
Поплыли не сразу на ночь глядя, а спокойно поужинав, переночевав, ну и конечно же, позавтракав.
Сделав все необходимые упражнения как и на камбузе, так и в гальюне.
Итак, около 10 часов утра мы отдали концы. Ну вот видите, пишешь по морскому, а получается очень сухопутненько так и даже совсем в другом смысле.
Короче, почапали потихоньку...
На верхнем деке можно отметить кроме велосипедов желтый шланг, скрученный в бухту для набора питьевой воды, черный электро провод с синим штепселем для подключения к электричеству - все это на организованных стоянках - маринах - и за дополнительную плату. Трап деревянный - для схода в неположенном месте.
Во Франции реки и каналы неширокие – только-только разойтись двум встречным баржам. Нам места чуть больше остается.
Не успели проплыть пару километров – первый шлюз ! В нашу сторону открытый.
Сбавляем скорость - управляемость резко ухудшается. Чтобы совершить небольшой корректирующий разворот крутишь руль до упора в одну сторону и тут же для компенсации инерции в другую.
Вот так, плавно вальсируя влево-вправо, попадаем в створ ворот. Теперь тормозить ! Рука назад на себя Но не сильно, чтобы не вылететь обратно из шлюза, нейтраль, матросы соскакивают на берег и уже подтягивают тебя на нужное место с помощью корабельных веревок.
По реке идем вниз, поэтому причальные кнехты ( вот так вот! Сразу правильное слово !) находятся вровень с бортом.
Намного проще выскочить с чалкой в руках и обхватить ею причальную тумбу. И обратно на борт с ней же в руках, ибо сейчас будем опускаться и чтобы не остаться висеть на шлюзовой стене без воды под килем, нужно во время откачивания воды травить концы!
За нами зашел и пришвартовался еще один кораблик с относительно пожилой парой. Так вот, мужик не только справился сам с о своим катером, но и видя наши "профессиональные" действия, подбежал и помог на собственном примере.
Закрываются входные ворота. Опускаемся...опускаемся...рука ползет по веревке вниз, счищая старые налипшие присохшие водоросли – надо бы на будущее какие-нибудь перчатки приспособить что ли.., перед глазами начинает подниматься скользкая, блестящая от воды, поросшая мелкими бурыми водорослями стена шлюза, метр, второй, все.
Голова чуть ниже причального края, зато крыша рубки практически вровень. Сквозь щели, пройденных нами закрытых под углом наружу, ворот тоненькими струйками стекает вода.
Вытягиваем веревки на борт. Открываются ворота – полный вперед !
Но это я так написал красиво – типа ветер в лицо развевает волосы и полощет флаги, соленые брызги на губах, необъятная водная гладь впереди и полный бак бензина. Это по настроению. Действительность, как всегда, несколько отставала от полета мысли.
- Правда ли что ваш муж выиграл в лотерею сто тысяч долларов ?
–Правда, только, не долларов, а рублей и не в лотерею, а в карты и не выиграл, а проиграл !
Соленые волосы – это художественный вымысел - сами видите, все остальное почти верно.
Только за воротами шлюза, буквально в зоне прямой видимости, канал перегораживал мостик, для которого мы были явно выше его пропускных способностей. Подходим ближе, да, не пройти, топляк пройдёт, байдарка пройдет, враг не пройдет ! Причаливаем к небольшим мосткам перед.
Не может же быть, что весь маршрут ограничивается 5 километрами и куда девались, ушедшие вперед, более расторопные суденышки, которые шлюзовались с нами ?
В продолжение читайте - окончание французског вояжа, непростой немецкий маршрут этого года и сравнения обоих с небольшими ненавязчивими рекомендациями