Этим летом мы с друзьями решили поехать в одно из самых красивых и узнаваемых мест Швейцарии - Центральные Бернские Альпы. Самый популярный курорт здесь - это Гриндельвальд, крайне богатое и дорогое место. Второе по популярности - Лаутербруннен, известен своими отвесными скалами и водопадами, которые стекают с этих, собственно, скал. Два этих места расположены в долинах речек Шварце Лючине и Вайсе Лючине соответственно, и разделены хребтом Мэнлихен (на котором расположено также довольно известное место - перевал Кляйне Шайдегг, 2061 м). Всё это безобразие сопровождается невероятными видами четырёхтысячников и ледников массива Юнгфрау.
Швейцария страна дорогая, а Гриндельвальд - более чем. Во-первых, жильё тут нужно искать сильно заранее, во-вторых пища не самая дешевая (покушать в самом простом заведении это где-то 20 евро), и, наконец, в-третьих - все эти миленькие красненькие паровозики также стоят непомерно дорого. Например, билеты на обзорную площадку Юнгфрауйох в обе стороны из Гриндельвальда стоят 216 франков за человека. Ровно в два раза меньше я потратил на все пять перелётов по Европе (Киев-Братислава-Париж-Милан-Будапешт-Киев) в этом путешествии. Ну, э, у каждого своё определение дороговизны и так далее. Но ближе к сути: вместо хостелов у нас были палатки, пищу мы брали с собой и готовили по месту на газу, а передвигались пешком с отменными видами.
Нас было четверо: я, мой товарищ Олег из Киева, Андрей из Минска, и девушка Аня. Местом встречи всех нас был назначен главный вход Миланского собора, и вот в час Х мы все встретились. Далее следовал пятичасовой переезд ФликсБасом до Интерлакена, где мы были примерно в десятом часу вечера первого дня. В Швейцарии вопрос насчёт установки палатки спорный, никакой нормальной информации я по этому поводу не нашёл. Поэтому мы старались выбирать места не самые видные и прибегать к какой-никакой маскировке. После автобуса мы пошли на гору к югу от станции Интерлакен-Вест. Вообще, все предполагаемые места для палатки я нашёл и отметил заранее. У нас был план, и мы его придерживались. Минут через 30 поисков нашлось ровное место, где мы и расположились.
Так наш лагерь выглядел утром:
На следующий день в планах было посещение крутейшего места. Крутейшего и в прямом, и в переносном смысле. Помните, я рассказывал про долину Лаутербруннена? Как бы "борта" этой долины - это огромные отвесные скалы до 600 метров высотой. Сам Лаутербруннен стоит снизу на речке Вайсе Лючине, выше по течению есть также ряд поселений. Но и сверху скал есть поселения - с одной стороны это Мюррен и Гимельвальд, а с другой - Венген. И вот по стенке одной из таких скал и проходит via ferrata длинной 2 км и с перепадом высоты 250 м, по которой можно добраться из Мюррена в Гиммельвальд.
Сначала на поезде от Интерлакена мы доехали до Лаутербруннена, оттуда поднялись на канатке до станции Грютшальп. А путь от Грютшальпа до самого Мюррена мы шли пешком, хотя там и ходит горная железная дорога с милыми вагончиками.
Вот такие виды открываются с нашего пути. Собственно тут и видна главная героиня всего путешествия - Юнгфрау, 4158 м (справа). Слева от неё находится Мёнх, 4107 м. Между ними и расположен тот самый перевал Юнгфрауйох, куда за 200 евро ходят поезда. А если точнее, то поезд заходит прямо в гору, и идёт не на сам перевал, а на высоту чуть ниже в туннеле. В горе (!) расположена станция (!!), откуда на Юнгфрауйох идёт лифт (!!!). На высоте 3571 м расположена обсерватория, смотровая площадка и прочие интересные вещи.
Приблизим.
Дорога выглядит так.
К трём часам дня мы дошли до Мюррена. Ход моих мыслей по поводу виа ферратты был таков: с посидеть-пофоткать уйдёт часа три. То есть, начав в 16:00 вылазку, мы бы вернулись в адекватное время. Но в прокате снаряжения (который расположен в магазине Интер Спорт как раз возле начала маршрута) нам сказали: It`s too late! Что ж. Мы, конечно, расстроились, но отступать не собирались. Купив стратегический запас пива, чтобы протянуть холодную ночь (а ночи тут реально холодные, это же горы), мы вышли за Мюррен и установили палатку недалеко от станции горной железной дороги Винтерегг.
Собственно. Сама станция вот:
Лагерь. Правда фото уже утреннее.
Наш быт. Как и в случае с Фарерскими островами в 2018 году, на которых всё также очень дорого, еду мы брали с собой и готовили сами. Подвох был в моей газовой горелке. У нас-то баллоны в СНГ или резьбовые, или цанговые. И я брал с собой горелку для резьбового баллона, с надеждой купить его уже по месту. А в Швейцарии только пробивные, поэтому пришлось покупать новую горелку (от которой толку у нас тоже не особо много). Вы спросите, а какой же газ я покупал тогда на Фарерах? А там я его и не покупал, мы питались всухую : )
А горы мирно себе производят облака. Кстати, насчёт облаков. Погоду я мониторил заранее по многим сайтам, непосредственно перед поездкой она была максимально плохой: грозы и ливни. Мы были к этому готовы, но в такую погоду не увидишь то, ради чего едешь. Каждый день путешествия прогноз на следующие сутки был тоже один: ливни, дожди, грозы. В итоге все 4 дня была прекрасная погода, местами даже жарко. Под дождь мы попали один раз, и то, ночью, и то, палатки утром высохли буквально за час.
Рано утром мы встали, скромненько позавтракали и пошли в сторону Мюррена. Аренда "беседки" с карабинами в Интер Спорте стоит 25 франков, также пришлось выложиться за аренду обуви - 20 франков. Выходим на маршрут.
Вместо положенных трёх часов via ferrata заняла у нас 6 часов! Больше всего времени ушло на фотографии. Занять необходимую позицию тут не так уж и просто.
Маршрут в основном идёт по заросшим скалам.
Одно из наиболее интересных мест маршрута - тут скобы идут просто по скальному отвесу, под ногами полкилометра вертикали! Остроты ситуации добавляло то, что ремешок у меня на камере был сломан, и фотоаппарат приходилось держать на весу.
В двух местах нужно пересекать ручьи по натянутым троссам.
Вид вниз. Снизу, за Лаутербрунненом тоже находится несколько курортных посёлков. Например, Штехельберг.
А вот самое интересное место - это подвесной "непальский" мост, который протянут над каньоном высотой где-то 100 метров. Он шатается, и тут нет перилл! Проходили по одному.
День пролетел быстро, силы также ушли незаметно. Мы вышли к Гиммельвальду. Попили горной водички и пошли назад в Мюррен. На этот день я планировал подняться к Кляйне Шайдегу, там и переночевать, но у нас ушло больше времени на виа феррату, и так как мы передвигались пешком, то решили заночевать за Мюрреном, чуть дальше от предыдущего места ночевки.
Место под палатки было шикарным.
С видом на проезжающие поезда и горы!
Ночью временами нас слегка поливало, однако утро было солнечное и тёплое. Наш завтрак, паста Очеано (макароны с тунцом).
На следующий день планы были грандиозные - пересечь Кляйне Шайдегг и спуситься в Гриндельвальд. Мы спустились в Лаутербруннен, прошлись к водопаду. В Лаутербруннене красиво, но какая-то атмосфера слишком туристическая. В Гриндельвальде она конечно тоже туристическая, но более уютная, что ли.
На поезде мы добрались до остановки Альменд, откуда пешком дошли до перевала Кляйне Шайдегг, 2061 м.
Дрим тим!
Виды, которые открылись нам, когда мы вышли из поезда. Юнгфрау, 4137 м.
Аня на дороге к перевалу.
Сверху небольшое озерцо. В реальности это скорее болотце, но правильно подобранный ракурс всё решает!
Одна из немногих фотографий, на которой есть я.
Мы поднялись на перевал, там было людно, жарко и дорого. Была идейка сбегать в трек к станции Эйгерглетчер, но время поджимало, а от перевала нам предстояло еще около десяти километров пешком. Виды красивые. Коровки как из рекламы Милки.
Спуск с Кляйне Шайдегга. Людей тут было встречено очень мало, все в основном едут на поездах. Тут мы сели на обед, и неожиданно закончился газ. Я привык, что наших 250г маленьких баллонов хватает надолго. На новый баллон для новой горелки я не обратил внимания, размеры у него были практически такие же, как и у наших. Но вместо положенных 250г он весил 90! Причём газ закончился идеально вовремя, как раз когда последняя порция макарон уже была готова. Поэтому дальше приходилось импровизировать.
Вниз шлось легко и непринужденно, вокруг виды были просто шикарные.
Это мы уже на подходах к Гриндельвальду.
К вечеру мы пришли в Гриндельвальд, причем последние пару километров пришлось буквально бежать, чтобы успеть в магазин. Тут уютно и комфортно, прям такая классическая горная атмосфера. В магазин мы успели, вместо макарон (которые сразу отпали, так как закончился газ) мы сделали сэндвичи и вечер провели рядом с вай файчиком.
Вскоре встал вопрос ночёвки. Я изначально приметил лесок на берегу реки, однако мы сошлись на мнении, что если тут есть нормальные кемпинги, то лучше переночевать там. Помыться, побриться, и приготовить макароны на завтрак. Стоит заметить, что в континентальной Европе "кемпинг" подразумевает именно автомобильный туризм, ну то есть упор идёт на автодома. А просто впихнуть палатку бывает проблематично. Первый кемпинг оказался именно такими автодомами, которые сдавались в аренду. Мы пошли ко второму кемпингу, Глечердорф, он один из самых популярных в Гриндельвальде. И что вы думаете? Когда мы попытались узнать цены, нас просто попёрли оттуда! Без объяснения причин тамошняя бабка просто начала нас выгонять. Мы пошли в лес у реки, оттуда ощутимо веяло холодом. Лес был сильно поросший, через него шла пешеходная дорожка и мест тоже было мало. В итоге перешли через автодорогу и нашли небольшой пятачок. Счётчик к этому времени намотал 27,5 км. Уже было всё равно где, просто хотелось отдохнуть. Дорога судя по карте была тупиковая, и Олег сказал: Не ну вряд ли тут в 7 утра много машин будут ездить : )
Проснулись мы от того, что с интервалом в одну минуту тут проносились самосвалы на карьер. В 7 утра.
Утром все были уставшие после вчерашнего длинного перехода. Было два варианта - чиллить с пивом весь день, или набрать 1 км вертикали с туманными перспективами увидеть ледник вблизи. У туманных перспектив тоже был выбор: Глекштайнхютте (туда сложнее добираться, но меньше людей, и субъективно ярче виды), или Бэрэггхютте - сюда от станции канатки вообще идти 2 километра, но виды чуть проще. Мы сразу решили идти туда, где попроще. Полпути до Бэрэггхютте сокращает канатная дорога Пфинстеггбан. Я вроде как смотрел, цены там недорогие, пару евро. Мы подошли к станции канатки, иии... 28 евро в обе стороны. Мы решили что канатка это не спортивно, и пошли по полузаброшенной тропинке вверх по лесу. Набор высоты был приличный, за 4 км горизонтали мы набрали 1 км вертикали.
Спустя пару часов мы вышли из леса и пошли дальше по скалам. Это каньон ледника Нижний Гриндельвальд. Печально, но факт: 40 лет назад весь каньон был заполнен льдом, а в 19 веке ледник доходил до самого посёлка Гриндельвальд!
Это мы уже в пяти минутах от самой хютты.
Ледник Нижний Гриндельвальд и вид на трёхглавый Фишерхорн (4049 м)
Вид ближе. Впечатляет! Особенно вживую.
Ой!
Видите озеро внизу? Оно образовалось в 2006 году после того, как со склонов Айгера сошло более двух миллионов кубометров породы.
Очень фотогиеничный камешек.
Это сама хютта вблизи. Тут есть альпинисткий приют, и своя вкусная кухня. Цены, учитывая что сюда всё завозится вертолётом приемлимые. 0,5 пива - 6 франков. Какие-то горячие блюда 10-15 франков, сэндвичи - 8.
Морена ледника.
Отдохнув сверху и вдоволь насладившись видами мы пошли вниз. С собой мы всегда носили несколько пластиковых бутылок воды. В этом месте набирали её вот так вот:
Скалы на противоположной стороне. Примерно в таких местах мы и шли. Причём вверх около четырёх часов, а вниз долетели за час!
Снизу мы поужинали и пошли ждать поезд в Интерлакен, чтобы переночевать на уже знакомом месте. Дальше мы поехали назад в Милан, а оттуда в Будапешт - но это уже совсем другая история. Вроде бы и 5 дней не шибко много, и Альпами никого не удивишь, но мне очень понравилось, по этим местам я буду скучать. Швейцария приятно удивила, и естественно, она выделяется среди всех соседних стран, и не горами, а менталитетом, чистотой и отношением к жизни. Не зря она вторая по индексу человеческого развития, круче только Норвегия. Вроде в поездке и после всё было обыденно-путешественнически, а сейчас дописываю этот блог и уже как-то грустно.
Что ж. Путешествуйте!