Вчера вечером (14 июня) удалось сбежать из России (Петербург) в Италию (Милан) через Эстонию и Германию. Поскольку тут мало кто писал про подобный опыт (даже в шапке этого способа нет - админы, может, добавим?), напишу в деталях. Надеюсь, этот утомительный опус кому-то пригодится))
С документами у меня всё почти ок – ВНЖ по семейным мотивам в виде carta di soggiorno. Но я основательно подготовилась к поездке. Про выезд из России спрашивала в погрануправлении Петербурга ((812)5780312) - отвечают чётко на все вопросы. И на самом КПП Ивангород ((813)7552449) - иногда отвечают, иногда посылают по первому номеру. О въезде в приграничную зону выясняла по телефону (812)5780456 - подтвердили, что для транзита до границы и обратно пропуск не нужен, с собой иметь загранпаспорт (виза не нужна). Подтверждение о возможности транзита через Эстонию я получала от эстонского консульства в Петербурге (
consulate.peterburg@mfa.ee). Для посадки на рейс в Таллине запросила на английском языке подтверждение возможности въезда в Италию по моему ВНЖ от итальянского консульства в Эстонии (
consolare.tallin@esteri.it). И для транзита через Германию написала в пограничную полицию аэропорта Франкфурта (
bpold.frankfurt@polizei.bund.de). Также при мне была копия свидетельства о браке и копия прописки (резиденцы) в Италии. Все бумажки кроме последней мне потом пригодились.
По маршруту. Из Петербурга в Ивангород ехали на своём авто, время в пути – около 2,5 часов. Перед въездом в Ивангород проверили загранпаспорта всех пассажиров и мой ВНЖ. Если вас никто не может подвезти, есть групповой трансфер за 400 руб., но он ездит несколько раз в день по своему расписанию. Есть также индивидуальный трансфер или такси - от 2800 руб, но большинство возит за 4000 руб. Мне советовали уже проверенную компанию sw_ivangorod (ВКонтакте) и deshevoetaksi-spb.ru (последние везли за 3300 руб.). Есть ещё рейсовые автобусы до Кингисеппа, а оттуда такси за 150 руб., но это уже совсем сложно.
Российская граница. Машину нужно оставить перед въездом на КПП и дальше 7 минут пешком (провожающих пустили). На КПП не глядя прокатили весь багаж по ленте, затем тщательный паспортный контроль - спросили цель выезда, отксерили ВНЖ, квиток об уведомлении не спрашивали. На подпись дали бумагу о том, что я выезжаю в опасный по эпидемии регион и при возвращении в Россию должна буду карантинить. При этом только на словах предупредили про однократный выезд. А вот о том, что этот закон действует только для сухопутных границ, ничего не знают! Спорить я не стала.
Эстонская граница. Багаж не смотрели, но долго разбирались с документами. Оказалось, они никогда не видели европейский бумажный ВНЖ (именно такой дают в Италии по семейным мотивам), а не пластик как обычно. Минут 10 кому-то звонили, обсуждали между собой, вопросов не задавали, я сама начала им совать свидетельство о браке и ответ эстонского консульства. Потом спросили, когда я лечу в Италию (показала билеты) и отпустили, забыв поставить штамп в паспорт!!! На 2 границы ушло 50 минут с учётом прогулки по мосту с чемоданом.
Путь из Нарвы в Таллин. Авто- и ж/д вокзалы в Нарве находятся в одном месте, недалеко от границы. В 7 утра на площади перед КПП стояло одно такси. Мне советовали сразу договориться на 2.50 евро (стандартный тариф по городу), по счётчику дороже. Я пошла пешком, с чемоданом весь путь занял 15 минут.
Из Нарвы в Таллин ходят автобусы и поезда, в среднем раз в час. Общее расписание автобусов тут - tpilet.ee/ru, популярный Luxexpress имеет свой сайт и там же список отменённых рейсов - luxexpress.eu/ru/news/izmenenija-v-raspisanii-estonskih-vnutrennih-rejsov. Расписание поездов тут – elron.ee/ru, а общее расписание всего транспорта здесь - peatus.ee/#route_search/rus. Билеты продают онлайн и так даже дешевле, но было неясно, сколько времени уйдёт на границу, поэтому я ничего заранее не покупала (и правильно сделала, потому что удалось уехать раньше намеченного).
Рано утром кассы закрыты, но все билеты можно купить и в транспорте. Кстати, в поезд советовали садиться в вагон 1 класса, чтобы точно было место, ибо 2 класс – это по нашим меркам простая безразмерная электричка. Но мне по времени подходил автобус Estonian lines. На него билеты продают на tpilet.ee, а в Нарве много где ловятся наши мобильные операторы (у меня Билайн), но я не стала рисковать с покупкой онлайн, чтобы ненароком не вылезти в роуминг. Билет купила в автобусе за наличные (10 евро, в интернете накануне было 9 евро), можно было и по карте, но терминал не работал.
В Таллине сразу поехала в аэропорт, чтобы оставить там вещи в камере хранения (для этого имейте при себе монеты 1 и 2 евро). У автовокзала стоят несколько такси, я выбрала знакомую фирму Takso24 (одна из самых дешёвых в городе, по счётчику вышло около 6 евро). В аэропорту всё работает в привычном режиме – кафе, магазины и т.п. У меня до вылета оставалось почти 5 часов, поскольку я заложила много времени на всяческие форс-мажоры на каждом из этапов пути, но ничего такого не произошло. Свободное время можно провести в городе, благо аэропорт расположен совсем рядом, но я за 10 минут дошла до ближайшего торгового центра Улемисте. Там тоже всё работает - можно пообедать, поймать Wi-Fi, купить эстонский шоколад и еду в дорогу (если летите Люфтганзой!).
Про перелёт. Летела в Милан авиакомпанией Люфтганза с пересадкой во Франкфурте. Билеты брала за 3 недели, потому что отрезок Франкфурт-Милан раскупался очень заранее. Хотя сегодня Европа вроде открылась изнутри, поэтому есть надежда, что добавят больше рейсов. Совет по Люфтганзе - не связывайтесь с её российской поддержкой, там операторы откровенно ничего не знают и прямо-таки дезинформируют пассажиров по всем вопросам, я так попала дважды. И обратите внимание, что типа из соображений безопасности в эконом-классе в полётах до 150 минут Люфтганза вообще не кормит (даже за деньги), только дают бутылку воды, а на рейсах до 50 минут и воды нет, у дочерних авиакомпаний типа ЭйрДоломити питание просто урезано. Любопытно, что бизнес-класс при этом не бояться заразить и кормят в прежнем режиме.
По цене билета - я отдала 150 евро за туда-обратно. В один конец у Люфтганзы цены дикие, мне выдавало 300 евро. Обратный можно взять и не в Таллин, а сразу в Петербург (цена почти не изменится), и не на сейчас, а осень или на следующий год. Для кривого маршрута есть опция "Рейсы с несколькими остановками" - она выпадает сразу, как вбиваешь город отправления. Я пока не поняла, можно ли не пользоваться обратным билетом или будет штраф (надо изучить правила Люфтганзы). По рассказам, его списывают с карты, которой оплачивалась бронь, но если точно обратно лететь не надо, карту можно и заблокировать.
Контроли на регистрации на рейс (по крайней мере у Люфтганзы) всё ещё серьёзные. При онлайн чек-ине не выдали посадочный, надо подходить на стойку регистрации. А там у меня снова возникла проблема с нестандартным бумажным ВНЖ – ни одна из работниц такого никогда не видела. Хотя я уже летала с этим ВНЖ через Амстердам и Мадрид - было всё ок. Тут я снова начала пихать свидетельство о браке, ответ итальянского консульства из Таллина и от полиции Германии о транзите через них, предложила даже прописку в Италии (резиденцу) на итальянском языке, после чего от меня поспешили отделаться и выдали посадочный))) У других пассажиров вроде не было проблем с документами, но и россиян среди них вряд ли было много.
На посадке ни в Таллине, ни во Франкфурте температуру не мерили, но все строго в масках во время всего полёта. На рейсе Таллин-Франкфурт (2 часа 25 минут) только бутылка воды 0.5 литра. После этого было странно получить пакет с печеньками на рейсе Франкфурт-Милан (1 час 10 минут, но дочерней авиакомпанией ЭйрДоломити) и воду в бутылочке 300 мл.
Пересадка во Франкфурте из Шенгена в Шенген - никаких контролей, сразу попадаешь в «чистую» зону. Как уже писали, аэропорт будто призрак - пусто, почти всё закрыто, свет приглушён. Очень разозлили выключенные травалаторы, у меня был сааамый дальний гейт и точки питания (даже self service) на пути к нему все закрыты, пришлось возвращаться в центральную зону терминала за едой. Так что лучше сразу брать там, где хоть что-то работает.
Контроли при въезде в Италию из Шенгена - отсутствуют! На рейсах из неШенгена заполняют разные формуляры в самолёте и на границе, а тут ничего. Перед получением багажа все прошли через медиков, но толпой, никого не останавливали. Я сама задержалась, сказала, что прилетела из России и в курсе про карантин, на меня махнули рукой. Однако муж накануне звонил в ASL, там сказали, что карантин обязателен и их надо уведомить по емейлу, сегодня вечером отправила письмо.
П.С. а у меня ещё осталось 2 вопроса – что теперь делать с непроставленным штампом о въезде в Шенген? И неужели мне 5 лет всем пограничникам объяснять, что ВНЖ не поддельный?