Anna-M-M » 10 июл 2020, 00:30
Ну что ж, пора рассказать и про трудности, с которыми мы столкнулись. Не всё же про парки, лодочки, да разные города рассказывать :)
На самом деле жизнь уже более-менее устаканилась, многие вопросы решены на данный момент. Так что самые яркие впечатления сейчас - это как раз поездки в разные места, которых я так ждала еще с весны.
Через 3 месяца после того как сын начал ходить в школу, с нами захотела поговорить его учительница. На этой встрече присутствовала также директор школы, и они нам сказали, что их беспокоит то, что сын совсем ничего не говорит по-голландски. Я честно говоря очень сильно удивилась. Так как получалось с учетом рождественских каникул и всяких праздников и мероприятий, когда дети почти не учились, сын фактически проучился только 2 месяца. И было довольно странно ожидать, что за это время можно выучить совершенно новый незнакомый язык настолько, чтобы понимать и что-то говорить. Я конечно же сказала, что сыну нужно больше времени и что сам по себе он довольно скромный и стеснительный, поэтому надо подождать.
А буквально через 2 или 3 недели после этого разговора все школы закрылись из-за коронавируса. Мне пришлось самостоятельно заниматься с сыном по выданным в школе учебникам и помогать с заданиями в нескольких компьютерных программах, которые они используют. Когда стало понятно, что карантин может затянуться надолго, а просто выполнять упражнения - недостаточно для изучения языка, то сын стал дополнительно заниматься с репетитором 3 раза в неделю.
Когда карантин закончился и школы открыли свои двери для детей, учительница снова связалась со мной. И снова мне сказали, что сын так совсем и не разговаривает на голландском. Тогда же учительница предположила, что возможно у сына есть определенное расстройство. Не буду упоминать название, но оно характеризуется неспособностью говорить в определенных ситуациях и часто бывает у детей-билингвов и тех, кто изучает иностранный язык. И его можно корректировать. Нам посоветовали обратиться в специальный медицинский центр через домашнего врача.
Вообще, почитав подробнее про это расстройство, мы и правда заметили некоторые сходства с поведением сына, правда не очень ярко выраженные. Честно говоря, были и некоторые сомнения по поводу обращения в какие-либо специальные учреждения. Ведь абсолютно неизвестно, чего ждать и как это может повлиять на дальнейшую жизнь. Вдруг в подобных случаях детей ставят на какой-нибудь учет на всю жизнь и потом это негативно отражается и на их учебе, и на работе. Например, в какой-нибудь школе откажут в приеме или не дадут поступить в университет, да мало ли что может случится, о чем мы совершенно не догадываемся. Но всё-таки мы решили, что в нашем случае проблема не настолько серьезная, чтобы предполагать нечто страшное. И в конце-концов по-моему гораздо хуже оставить ребенка без помощи, если он в ней действительно нуждается.
На приеме у врача я подробно рассказала о нашей ситуации. Она нашла в Амстердаме центр, который как раз занимается такими проблемами и с моего согласия записала нас туда. Кстати пока мне очень нравится наша врач, хотя я была у нее только 3 раза с сыном. Она всегда внимательно выслушивала и необходимую помощь мы всегда получали.
Теперь я должна была ждать приглашения по электронной почте, когда нас готовы будут пригласить на консультацию в этот центр. Ожидание консультации может занимать до 90 дней. Но уже в этот же день после приема у врача мне позвонили, уточнили некоторую информацию и назначили встречу через неделю. Оперативно! А я уже приготовилась ждать 3 месяца :) Из-за карантина встреча должна была состояться онлайн, что кстати оказалось даже удобнее, ведь в этом случае не надо тратить время на дорогу и можно спокойно общаться из дома.
Мы все втроем беседовали с двумя психологами из медицинского центра, они кстати сказали, что в стране вообще только в двух центрах занимаются с детьми по таким вопросам. Один, в котором они сами работают, находится в Амстердаме, а другой в Утрехте. Я заранее внимательно изучила информацию об этом центре на их сайте и посмотрела всё, что у них написано по поводу расстройства, которое подозревалось у сына. И узнала, что лечение заключается в том, что психологи с детьми просто проводят специальные занятия в школе, в которой они учатся, так как обычно дети не могут говорить чаще всего именно в школе.
Нам задавали разные вопросы о нашей проблеме, пытались поговорить с сыном, но в ответ он молчал, так как мало понимал о чем с ним говорили. Общались мы наверное около 2-х часов и после этого мне прислали несколько различных анкет с вопросами, на которые надо было ответить в ближайшее время.
На заполнение всех анкет у меня ушло несколько дней. Вопросов было очень много, наверное 300-400. А учитывая, что все они были на нидерландском, то можно представить насколько это было сложно. Приходилось все вопросы копировать в переводчик, а потом еще и формулировать ответы на английском. К счастью в некоторой части вопросов надо было просто выбрать один из ответов. Пришлось еще и вспоминать разные подробности вроде того, в каком возрасте сын сказал первое слово, сделал первый шаг, смог сам поймать мяч и т.п.
Также у меня попросили контакты учительницы сына в школе и репетитора, чтобы у них тоже получить информацию.
Кроме этого, так как лично встретиться и пообщаться с сыном возможности у психологов не было из-за карантина, то они попросили прислать какие-нибудь видео, в которых сын что-то рассказывает или просто играет. Вот тут как раз пригодились видео, которые я снимала во время карантина, видео с рассказом о нашем доме, которое задавали на рождественские каникулы и интервью с соседом. В них сын везде говорит на нидерландском.
Через несколько дней состоялась еще одна беседа, но только с одним психологом, снова в течение двух часов задавали разные вопросы. Общение было исключительно на английском языке и было не очень просто отвечать на неродном языке на разные специфические вопросы, на которые и на родном-то не всегда понятно что ответить. К тому же первая беседа была с видео, а вторая вообще просто по телефону, а мне гораздо проще общаться лично. Но мы неплохо справились, хотя я сначала думала, что будет намного сложнее.
После этого уже началась диагностика. Специалисты пообщались с учителем и репетитором и через некоторое время связались со мной и сказали, что готовы сообщить свое решение и дать некоторые советы.
На последней встрече нам сказали, что внимательно все изучив, они не нашли признаков данного расстройства у нашего сына. Считают, что дело только в недостаточном знании языка и всё, что нам требуется - это продолжать интенсивно изучать язык. Но если через 6 месяцев ситуация совсем не изменится, то мы можем снова к ним обратиться с этой проблемой. По электронной почте мне отправили подробный отчет об исследовании на голландском языке.
В итоге со дня обращения к домашнему врачу до последней беседы со специалистами прошел 1 месяц. Мне кажется, что получилось всё довольно быстро, я готовилась к более длительному ожиданию.
Кстати всё это исследование было для нас абсолютно бесплатно, и вообще все услуги этого центра бесплатны для детей до 18 лет. Раньше это оплачивалось страховыми компаниями, а сейчас это делает хемента.
О результатах я конечно же сообщила и учительнице сына.
На прошлой неделе в один из последних учебных дней состоялась еще одна встреча, во время которой директор и учитель снова говорили мне об отсутствии прогресса у сына в изучении языка. Их беспокоило то, что он почти ничего не может сказать, только простые фразы и они даже не могут понять его уровень владения языком.
На каждой такой встрече я всегда приветливо и вежливо общаюсь и с директором, и с учителем, рассказываю какие мы молодцы, как стараемся изо всех сил. Спрашиваю, что еще они могут посоветовать и говорю, что я тоже всем этим обеспокоена и считаю, что просто сыну нужно больше времени, чем другим. А так мы делаем всё, что можем.
Получается, что сын начал ходить в школу 7 месяцев назад, но фактически присутствовал в школе с учетом карантина и каникул только 4 месяца. Но конечно это никто не учитывает.
При этом он ни дня учебы не пропустил. Постоянно дома занимается дополнительно по учебникам, у него репетитор 3 раза в неделю, до карантина ходил на 3 вида разных дополнительных занятий (плавание, шахматы, настольный теннис), регулярно читает книги и смотрит видео на голландском языке. Сейчас еще подключились к одной популярной программе Squla. В ней дети могут выполнять задания по разным предметам, зарабатывать монетки, а потом обменивать их на реальные призы. Сын очень вдохновился и теперь ему кажется, что когда он выполняет там задания, то он зарабатывает настоящие деньги :)
Вообще, совершенно объективно, я могу сказать, что мой сын на самом деле хорошо соображает, у него есть способности и отличная память, он как правило быстро схватывает новый материал по разным предметам. Но вот комбинация некоторых черт его характера и изучение нового, непохожего на русский языка, в итоге выглядит не очень.
Причем, когда я сама с ним занимаюсь, я вижу, что он знает уже достаточно много. Только вот сказать ничего не может. Как будто что-то ему мешает. Не чувствует уверенности, думает, что не хватает знаний для того, чтобы общаться на голландском. И я его прекрасно понимаю, так как сама испытывала нечто подобное, когда стала серьезно изучать английский язык в сознательном возрасте. Ужасно себя чувствовала, когда уже столько знала, но если мне надо было самой что-то рассказать, или ответить на вопрос, то я впадала в ступор, в голове пустота, какой-то блок, и ничего не получалось. Со стороны это конечно выглядело просто как будто человек совсем не знает языка и не умеет разговаривать. Даже сейчас, к счастью очень редко, какой-нибудь неожиданный вопрос может меня озадачить, при этом я могу спокойно и свободно не один час общаться на разные темы.
При этом всём сыну очень нравится в школе, он себя там чувствует спокойно и комфортно, общается и с радостью играет с другими детьми, участвует во всяких активностях. Самому ему сложно первому подойти познакомиться и заговорить. Но если уж кто-то к нему подойдет первый, то он и общаться начнет, и играть, и подружится быстро. Так что и мотивации для изучения языка более чем достаточно.
Тяжело, когда казалось бы прилагаешь столько усилий, и не видишь результата, хоть какого-нибудь прогресса. Не зная языка, мне приходится помогать сыну, что-то ему объяснять, что меня не очень радует, я ведь не учитель и я не уверена, что всё делаю правильно. Единственное, что меня с этим примиряет - то, что в процессе я и сама язык изучаю.
Не очень приятно и то, когда учитель ничего хорошего про успехи ребенка не может сказать. Но и здесь я нахожу некоторые плюсы.
Часто слышала про то, что в Нидерландах учителя родителям говорят, что у ребенка всё прекрасно, а потом после каких-нибудь тестов или экзаменов выясняется, что не так уж и хорошо всё на самом деле. Просто никто никого не заставляет учиться. Считается, что если ребенок способный и не лениться, то он и сам справиться с учебой. И в этом смысле меня радует то, что наша учительница действительно беспокоится об успехах сына, а не говорит, что всё в порядке. Ведь в специальном классе по изучению языка можно учиться только год, а потом в любом случае детей переводят в обычные классы. У нас этот срок наступает в декабре. Не очень много времени осталось. И по возрасту сын уже должен пойти в 7 группу. А 7 и 8 группы в начальной школе последние и самые важные. Так как именно в это время решается вопрос о том, на какой уровень средней школы пойдет ученик.
Как-то в одной из бесед с учителем я упоминала, что планирую на каникулы в мае записать сына в какой-нибудь лагерь или клуб, где дополнительно занимаются с детьми из других стран и помогают им в изучении голландского языка. В школе я как раз видела рекламу одного такого клуба, они с ним сотрудничают и он находится недалеко от школы. Но коронавирус изменил все планы и я уже думала, что не получится у сына никуда походить в ближайшее время. Но несколько недель назад учительница мне сказала, что сын в первую неделю летних каникул сможет совершенно бесплатно ходить в этот клуб голландского языка, к которому я как раз присматривалась.
Пока еще действуют некоторые ограничения и занятия значительно сократили. Но тем не менее по 2,5 часа сын занимается с другими ребятами каждый день в течение всей этой недели.
Сыну очень понравились занятия, рассказывает, что каждый раз они делятся на команды и отвечают на разные вопросы, кто окажется быстрее, тот получит приз. У них есть перерыв, во время которого можно выпить лимонад с вкусной печенькой или скушать банан. А меня еще радует то, что по словам сына, он там всё понимает и отвечает на вопросы наравне с остальными.
Сколько такие сокращенные занятия могли бы стоить мне сложно предположить.
А вот когда я изучала информацию про этот клуб весной, то они предлагали занятия на 5 дней с утра до вечера с питанием и экскурсиями для детей за 450 евро. Совсем не дешево.
Кстати небольшое отступление о том, почему передвигаться на велосипеде в Амстердаме удобнее, чем другими видами транспорта.
В понедельник, когда надо было ехать с сыном в этот клуб, шел сильный дождь. На общественном транспорте туда добираться только с пересадкой и еще прилично пешком идти. По времени - минимум 30 минут. Я решила ехать на такси. Убер показывал стоимость поездки всего 7 евро, на двоих на два вида транспорта примерно бы так и вышло, время в пути - 10 минут. Но Убер почему-то отказался принять в качестве оплаты настроенный ранее PayPal. Времени добавлять какие-то другие карты или разбираться, что случилось с PayPal уже не было, поэтому я решила ехать на велосипедах. Нам повезло, дождь почти закончился и мы быстро домчались до нужного места. Дорога заняла тоже 10 минут. Правда в следующие дни нам уже так не везло.
В последнем разговоре директор предложила в следующие 2 недели после клуба для сына еще и место в летнем лагере тоже недалеко от школы. Там предстоит много общаться и с другими детьми, и с командой взрослых, занимающихся с детьми, и конечно только на голландском. Этот лагерь от компании, которая занимается организацией досуга детей после школьных занятий, так называемая продленка. В лагере дети находятся с утра до вечера, еду и напитки им там предоставляют. Я уже успела пообщаться с ними и мне прислали программу на следующие 2 недели. Посмотрев ее, первая моя мысль была о том, а нет ли у них таких лагерей еще и для взрослых :) В общем программа - огонь, сын не может уже дождаться когда пойдет в лагерь.
Лагерь для нас тоже абсолютно бесплатный. После изучения вопроса о лагерях я поняла, что все лагеря для детей на каникулах - очень дорогое удовольствие. Думаю такой лагерь, в который будет ходить сын со следующей недели, скорее всего обошелся бы нам примерно в 700 евро на 2 недели.
По словам учителя школе выделяют субсидии и они уже сами распределяют кому и что предоставить. Как мне кажется немалую роль в том, что нам столько всего предложили сыграло и мое постоянное общение с директором и учителем. Они видят, что мы и правда стараемся и видимо хотят нам помочь всеми возможными способами.
Я просто поразились тому, что нам - приезжим, которых в принципе-то никто сюда не звал, оказывают такую помощь. Я даже и представить такого не могла и очень это ценю.
У меня нет сомнений в том, что сын выучит нидерландский язык в свое время. Надеюсь, что и клуб, и лагерь сыграют в этом свою роль. Еще надеюсь, что я делаю всё возможное на данный момент и ничего не упускаю. Что ж, время покажет. Вот бы кто-нибудь прилетел ко мне из будущего и сказал: “Аня, не переживай, всё будет хорошо, я точно знаю!” :)
Home is where the heart is.