Подъезжаем к Петергофу. Весёлый забор и весёлая топонимика.
Проезжаем мимо вокзала. Остановились, сфотографировали. Такой красавец!
Он был построен в 1854-57 по проекту Бенуа в неоготическом стиле.
Цитата из газеты «Северная пчела» за 20 августа 1857 года: "Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом».
Утвержденный эскиз
Поэтажный план
Дореволюционное фото
В те годы вокзалы не были полны пассажирами, они использовались и для балов, концертов, спектаклей. В Петергофском вокзале императорская фамилия встречала высоких гостей, в частности персидского шаха, поэтому были предусмотрены залы для императорской семьи, великих князей, прочих высоких гостей, шикарные буфеты.
Интересно, что во время постройки вокзала Петергоф был конечной, тупиковой станцией и две высокие арки, через которые сейчас идут поезда, были закрыты воротами с чугунным готическим орнаментом.
Бенуа предвидел, что дорога пойдёт дальше, поэтому предусмотрел возможность сквозного проезда через здание.
Мало кто знает, что это здание не достроено.
По проекту предусматривалось, что огромные оконные и дверные готические переплеты должны были быть из литого чугуна. Изготовили «временные» из дерева.
Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Но это ещё не все. По фасадам во многих частях нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать 1600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то управляющий дорогой спросил его: - А сколько эти 1600 рублей дадут нам доходу? - Полагаю, никакого - ответил зодчий. - В таком случае оставить фасад без шпилей..." Таким вокзал и остался.
Но и без шпилей он хорош.
Раз уж речь зашла о Бенуа и его готическом Петергофе, покажу тут же еще одно его творение в этом стиле, мы там тоже остановились и прогулялись вдоль фасада.
Это известные всем петербуржцам бывшие Императорские конюшни, первая и самая грандиозная работа Бенуа в неоготическом стиле. Помню, что в детстве это здание мне виделось каким-то сказочным зАмком. И не мне одной - именно во внутреннем дворе западного жилого корпуса в 1966 году снимался фильм «Три толстяка», где конюши играли роль дворца для толстяков и наследника Тутти.
Действительно, девять башен по углам неправильного четырехугольника и зубчатые стены производят впечатление средневекового зАмка. Во дворах устроены сараи для экипажей, кузницы, кладовые для фуража, ветлечебница, сеновал и каретная.
В боковых флигелях были квартиры для огромного штата служащих. Работа рядом с домом, удобно.
Середину главного фасада занимает крытый манеж в виде портала готической капеллы, внутри эффектно декорированный системой открытых деревянных стропил. Лошади в него выходили, минуя выход на улицу. Конюшни были рассчитаны на 328 лошадей.
Здесь всё было организовано с максимумом удобств, как для людей, так и для лошадей.
В дальнейшие планы Бенуа входило: сорудить бассейн для лошадей; украсить манеж скульптурным изображением коней Клодта, установить часы с колоколом на средней башне. Однако Крымская война внесла свои коррективы в строительство комплекса - ограничение средств не позволило архитектору воплотить эти планы в жизнь.
Тем не менее, постройка выдающаяся.
Сразу после революции лошадей в Императорских конюшнях не было, здесь размещалась рота самокатчиков (мотоциклистов).
Позже, вплоть до Великой Отечественной войны здесь был Дом отдыха.
В период оккупации часть помещений нацисты использовали под госпиталь для своих солдат, благодаря чему историческое строение сохранилось. В подвалах тогда располагалось гестапо.
После войны сохранившиеся помещения предоставили для проживания гражданам, оставшимся без жилья и, по сути, до 1975 года конюшни выполняли роль общежития.
Затем до 2013 года это был санаторий «Петродворец» где для лечения отдыхающих использовали минеральную воду из расположенных рядом источников.
После банкротства санатория здание больше никак не используется. Планируют в нем разместить конно-спортивный клуб, для чего проектируется частичное перекрытие внутренних дворов стеклянными крышами.